Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламское государство / концепция / традиция / халифат / теократическая концепция / светская модель / правовая доктрин / политика / анализ / тенденция / islаmic stаte / concept / trаdition / cаliphаte / theocrаtic concept / seculаr model / legаl doctrine / policy / аnаlysis / trend

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амантур Уулу Э.

Анализ концепции исламской государственности позволить решить задачи по определению основных предпосылок и принципов оформления исламской государственности, выделить векторы проведения внутренней и внешней политики, установить степень влияния исламской уммы на структуру государственной власти, возможности обеспечения и признания легитимности исламского государства. Ответы на эти вопросы кроются в процессе становления государства – Арабского халифата – и процессе его последующей эволюции. Классическая концепция исламской государственности сохранила за собой неоспоримое влияние на функционирование современных исламских государств и их правовые системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEАTURES OF THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF ISLАMIC STАTEHOOD

Аnаlysis of the concept of Islаmic stаtehood will аllow us to solve the problems of determining the bаsic prerequisites аnd principles for the formаtion of Islаmic stаtehood, highlighting the vectors of domestic аnd foreign policy, estаblishing the degree of influence of the Islаmic Ummаh on the structure of stаte power, the possibility of ensuring аnd recognizing the legitimаcy of the Islаmic stаte. The аnswers to these questions lie in the process of formаtion of the stаte the Аrаb Cаliphаte аnd the process of its subsequent evolution. The clаssicаl concept of Islаmic stаtehood hаs retаined аn undeniаble influence on the functioning of modern Islаmic stаtes аnd their legаl systems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Амантур уулу Э., старший преподаватель

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

(Кыргызстан, г. Бишкек)

001:10.24412/2500-1000-2023-12-2-6-10

Аннотация. Анализ концепции исламской государственности позволить решить задачи по определению основных предпосылок и принципов оформления исламской государственности, выделить векторы проведения внутренней и внешней политики, установить степень влияния исламской уммы на структуру государственной власти, возможности обеспечения и признания легитимности исламского государства. Ответы на эти вопросы кроются в процессе становления государства - Арабского халифата - и процессе его последующей эволюции. Классическая концепция исламской государственности сохранила за собой неоспоримое влияние на функционирование современных исламских государств и их правовые системы.

Ключевые слова: исламское государство, концепция, традиция, халифат, теократическая концепция, светская модель, правовая доктрин, политика, анализ, тенденция.

Анализ классической концепции исламской государственности позволить решить задачи по определению основных предпосылок и принципов оформления исламской государственности, выделить векторы проведения внутренней и внешней политики, установить степень влияния исламской уммы на структуру государственной власти, возможности обеспечения и признания легитимности исламского государства.

Исламская традиция понимает один основных правовых терминов «государство» иначе, нежели оно рассматривается в западной культуре. Мусульманские традиции характеризуются достаточно тесной связью религии и государства, в то время как в западной цивилизации с определенного исторического этапа эта связь становится минимальной. В целом, исходной исламской правовой и политической теории термин «государство» по сути не известно, ввиду того, что оно и не было необходимо. Ситуация несколько изменилась в XIX в., когда начался процесс территориального ограничения суверенитета государства [5, с. 33].

Хотя основная концепция исламского государства значительно отличается от традиционного западного понимания государства, нельзя не заметить влияния имен-

но евро-американской культуры на конституционное право исламских стран. Большинство современных исламских стран приняли конституции, и в этих случаях в определенной степени мы можем говорить и о разделении властей. Еще раз отметим, что вопреки этому влияние ислама как религии на исламскую правовую систему остается реальным и очень значительным [12, с. 39].

В целом, ислам не предполагает конфликта духовного и светского, поскольку все принадлежит Аллаху. Это в очередной раз подчеркивает тот факт, что ислам является не только религией, но и «образом жизни», в нем кроется решение социальных, политических и прочих светских вопросов [9, с. 686]. На данный момент такое понимание государства господствует в ряде исламских стран: Саудовская Аравия, Пакистан, Египет, Иран, Афганистан и т.д.

Мы можем отследить значительную роль религии на примере государств, которые пытались проводить преобразования по примеру социалистических государств, к их числу относится Египет, Алжир, Сирия и т.д. Вопреки надеждам на ускоренное развитие всех сфер общественной и экономической жизни, эти страны не смогли решить все накопившиеся в них про-

блемы. Местный частный сектор не стремился инвестировать в национальную экономику, объем производства сокращался в связи с утратой управленческих кадров и технологий, аграрные реформы осложнялись отсутствием финансов. Общая политическая ситуация оставалась кризисной. Государственные мероприятия (национализация, индустриализация, введение госконтроля над религиозными институтами) расшатали существовавшую в этих странах традиционную патронажно-клиентальную общественную систему. Для укрепления собственной легитимности и обеспечения поддержки масс национальные лидеры были вынуждены обратиться к религиозным символам, которые традиционно использовали антиправительственные оппозиционные силы, провозглашавшие свою «приверженность исламу» [3, с. 259].

Анализ классической концепции исламской государственности позволить решить задачи по определению основных предпосылок и принципов оформления исламской государственности, выделить векторы проведения внутренней и внешней политики, установить степень влияния исламской уммы на структуру государственной власти, возможности обеспечения и признания легитимности исламского государства.

Здесь стоит отметить, что первой формой исламской государственности стал халифат, представляющий собой теологическое государство, где функционировали многоконфессиональные принципы исламской религии, следование которым было обязательным для всех политических и общественных институтов.

Закономерно, что исторический процесс принес значительные изменения во все сферы жизнедеятельность мусульманского общества, что не могло не сказаться на правовой доктрине исламской государственности. В течение продолжительного периода времени это теория развивалась в рамках двух подходов, различавшихся по вопросу выбора модели государственно-конфессиональных отношений:

1. Теократическая концепция исламского государства, автором которой считается видный теоретик исламского права Ибн

Таймийей (1263-1328 гг.). В основе этого подхода лежит идея о неразрывной свящи государства и религии. По мнению ученого, единственный путь развития исламского мира - создание халифата, который объединит все мусульман. В рамках единого халифата допускалось правление нескольких имамов. Данная позиция оправдывает существование отдельных исламских государств в отличие от исторической модели, предусматривавшей единое исламское государственное образование. Особое место в этом подходе отводится клятве верности или договорным обязательством, которые должны связать имама как верховного правителя, улемов и авторитетных членов уммы;

2. Светская модель исламского государства, которая была выработана усилиями различных теологов и правоведом и оформилась значительно позже первого подхода, только в XIX в. Так, видные исламский правовед Али Абдель Разек в своей работе «Исламские основы государства» ввел концепцию секуляризма, высказываю точку зрения о том, что ислам не предусматривает создание халифата как государственного образования. Ученый высказывался в поддержку установления светской формы правления в мусульманских государствах, опираясь на тезис, что исламская государственность изначально носила светский, а не религиозный характер.

В ХХ в. наблюдалась тенденция возрождения исламского устройства государства, к которому обратилось большое количество стран, где большая часть населения исповедовало ислам, что было спровоцировано распадом колониальных империй и появлением большого числа самостоятельных государств, вступивших на путь независимого развития. Перед этими странами стояла задача выбора пути развития, решение которой виделось в переходе от раннее существовавших режимов правления к формату исламской государственности. Выбор такого пути развития не был случайным, государства, вернувшие свою свободу от метрополий обратились к истокам собственной государственность как к механизму решения социально-экономических и геополитических за-

дач, доказавшему свою эффективность многовековой практикой своего существования [4, с. 92].

Стоит понимать, что на общие для всего мусульманского мира тенденции исламского возрождения на протяжении ХХ в., концепция исламской государственности на этом этапе исторического развития также оставалась неоднородной. В различных странах с мусульманским большинством распространение получили разные подходы: активизировались как сторонники се-куляризма, ратовавшие за отделение религии от государства и переход на светский путь развития, так и его противники, т.е. последователь теологического подхода, в рамках которого построение исламской государственности должно проходить на основе теократического порядка [10, с. 116].

Стоит отметить, что консерватизм как традиционная ценность исламской правовой доктрины не утратил своего высокого значения и в ХХ в., формы государственности, которые на долгое время пребывали в «замороженном» состоянии были избраны молодыми независимыми государствами, а исламское право легло в основу законодательства большинства исламских государств [11, с. 199]. Этим процессам предшествовали преобразования в ислам-ско-правовой системе в рамках Османского халифата во второй половине XIX в. и ставшие ответом на вызовы времени и способом выхода из застойного состояния. Важнейшим итогом этих реформ стала модификация исламского классического права и теории исламской государственности.

Определенной вехой в развитии концепции исламской государственности, повлиявшей на судьбу всех исламских государств, стала отмена халифата в 1924 г. и утеря исламом статуса государственной религии в связи с прекращением существования Османской империи и образованием Турецкой Республики.

Вторая половина ХХ в. отмечена тенденцией роста авторитета исламской правовой доктрины и концепции исламской государственности. Наблюдался активный процесс возврата к традиционным исламским догмам, для обозначения которого в

научной литературе принят термин «исла-мизация» [1, с. 100]. Исламизация в различных государствах проходила со своими особенностями, в рамках несовпадающих направлений, но в совокупности ее влияния распространялось на политическую, экономическую, социальную, культурную и правовую сферы. В государствах, где процессы исламизации протекали с наибольшей интенсивностью, они понимались как инструмент решения актуальных проблем.

С середины 70-х гг. прошлого века активно растет степень влияния классической исламской правовой доктрины на государственное устройство исламских стран [2, с. 274]. Анализ этих процессов позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективным остается пусть постепенной трансформации классических догм по современные реалии, подобный порядок наблюдается на примере некоторых государств. Стоит понимать, что модернизация канонов не преследует цели разрушить основы исламской цивилизации, которые являются базой правового менталитета исповедующих эту конфессию.

В ХХ в. появляются примеры исламских государств, где благодаря правовой аккультурации, государственные институты могут адекватно отвечать на объективные риски, угрозы и вызовы, порождаемые новым этапом исторического развития. В связи с чем правомерно утверждать, что исламская концепция государства может приспосабливаться к различным условиями путем применения не противоречащих Корану и Сунне обычаев и традиций, существующих в различных обществах [6, с. 481].

Модель исламской государственности ХХ в. характеризуется своим дуальным характером, что проявляется в одновременном существовании различных по своему происхождению общественных и политических институтов. Первая их группа была сформирована на основе традиционной концепции исламской государственности, вторая - заимствована из других систем государственного управления. Такой порядок сосуществования определил возможность адаптировать правовые системы

исламских стран к постоянно изменяю- за исламом статус государственной рели-щейся экономической и социально- гии. В большинстве исламских государств политической среде [7, с. 27]. Кроме того, на высшем конституционном уровне за-по мере эволюции исламской государ- креплен также и такой классический ственности такой дуальный характер толь- принцип существования исламской госу-ко усиливался, что было вызвано тенден- дарственности, как принцип

циями глобализации, развитием социаль- совещательности, что выражается в суще-но-экономических, политических между- ствовании государственно-политического народных связей. института шуры [8, с. 93]. Структура госу-

При этом классическая концепция ис- дарственной власти некоторых стран также ламской государственности сохранила за предполагает функционирование специ-собой неоспоримое влияние на функцио- альных органов, в функции которых вхо-нирование современных исламских госу- дит контроль духовенства над законода-дарств и их правовые системы. Подтвер- тельной деятельностью: богословы и тео-ждением этого тезиса могут служить по- логи устанавливают соответствие новых ложения большинства Основных законов нормативно-правовых актов и классиче-исламских государств, которые закрепляют скими источниками исламского права.

Библиографический список

1. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика / Отв. ред. Ю Г. Волков. - Ростов н/Д, 2003. - 416 с.

2. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М.: Политиздат, 1989. -352 с.

3. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: Издательство «Диля», 2006. - 512 с.

4. Кныш А.Д., Маточкина А.И. Ислам: история, культура и практика. - СПб: Президентская библиотека, 2015. - 159 с.

5. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. - М.: Вост.лит., 1999. - 196 с.

6. Резван Е.А. Коран и его мир. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. - 608 с.

7. Санаи М. Мусульманское право и политика: Учебное пособие. - М.: Знание, 2004. -97 с.

8. Хачим Ф.И. Исламские концепции государственной власти. - М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов. 1999. - 128 с.

9. Болгова В.В. Источники исламского права: некоторые проблемы исследования системы // Еигореап science. - 2015. - №5 (6). - С. 23-27.

10. Опрелкова О.Г., Вертинский А.В. Концепция построения исламского государства // Вестник НАСА. - 2009. - №1 (5). - С. 115-120.

11. Серова О.А., Ниятбеков Ш.А. Имплементация норм исламского права: проблемы изменения правосознания и правовой системы // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2018. - №2. - С. 196-214.

12. Сюкияйнен Л.Р. Исламская политико-правовая мысль в поиске ответов на вызовы современности // Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - №6 (48). - С. 37-49.

FEАTURES OF THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF ISLАMIC

STАTEHOOD

Аmаntur uulu E., Senior Lecturer

Kyrgyz Stаte University nаmed аfter I. Аrаbаevа

(Kyrgyzstаn, Bishkek)

Abstract. Аnаlysis of the concept of Islamic stаtehood will allow us to solve the problems of determining the bаsic prerequisites аnd principles for the formаtion of Islamic stаtehood, highlighting the vectors of domestic аnd foreign policy, estаblishing the degree of influence of the Islamic Ummаh on the structure of stаte power, the possibility of ensuring аnd recognizing the legitimаcy of the Islamic stаte. The аnswers to these questions lie in the process of formаtion of the stаte - the Аrаb Cаliphаte - аnd the process of its subsequent evolution. The classical concept of Islamic stаtehood hаs retаined аn undeniable influence on the functioning of modern Islamic stаtes and their legal systems.

Keywords: islamic state, concept, tradition, caliphate, theocratic concept, secular model, legal doctrine, policy, analysis, trend.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.