Научная статья на тему 'ФОРМЫ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: СТРАНОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ'

ФОРМЫ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: СТРАНОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ДОКТРИНА / ХАЛИФАТ / ДИНАСТИЯ / СУННИТЫ / ШИИТЫ / РЕВОЛЮЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ДУАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амантур Уулу Эдилбек

В ХХ в. большое число мусульманских государств обрело независимость от бывших метрополий, в таких странах был запущен процесс государственного строительства с сопутствующим ему оформлением структуры власти. Правовые системы современных исламских государств характеризуются дуализмом права. Такая специфика заключается в одновременном сосуществовании и использовании различных правовых норм, отличающихся друг от друга по содержанию и характеру: норм классического права и норм, которые были заимствованы из иностранных систем на том или ином этапе исторического развития. Дуальный характер позволяет правовым системам исламских государств приспосабливаться к постоянно изменяющейся и развивающейся экономической, социальной и политической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ISLAMIC STATEHOOD: COUNTRY DIVERSITY

In the twentieth century a large number of Muslim states gained independence from the former metropolises, in such countries the process of state building was launched with the accompanying formalization of the power structure. The legal systems of modern Islamic states are characterized by the dualism of law. Such specificity lies in the simultaneous coexistence and use of various legal norms that differ from each other in content and nature: the norms of classical law and the norms that were borrowed from foreign systems at one stage or another of historical development. The dual nature allows the legal systems of Islamic states to adapt to the constantly changing and developing economic, social and political environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: СТРАНОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

УДК 93 (07) https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/65

ФОРМЫ ИСЛАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: СТРАНОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

©Амантур уулу Э., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева,

г. Бишкек, Кыргызстан

FORMS OF ISLAMIC STATEHOOD: COUNTRY DIVERSITY

©Amantur uulu E., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. В ХХ в. большое число мусульманских государств обрело независимость от бывших метрополий, в таких странах был запущен процесс государственного строительства с сопутствующим ему оформлением структуры власти. Правовые системы современных исламских государств характеризуются дуализмом права. Такая специфика заключается в одновременном сосуществовании и использовании различных правовых норм, отличающихся друг от друга по содержанию и характеру: норм классического права и норм, которые были заимствованы из иностранных систем на том или ином этапе исторического развития. Дуальный характер позволяет правовым системам исламских государств приспосабливаться к постоянно изменяющейся и развивающейся экономической, социальной и политической среде.

Abstract. In the twentieth century a large number of Muslim states gained independence from the former metropolises, in such countries the process of state building was launched with the accompanying formalization of the power structure. The legal systems of modern Islamic states are characterized by the dualism of law. Such specificity lies in the simultaneous coexistence and use of various legal norms that differ from each other in content and nature: the norms of classical law and the norms that were borrowed from foreign systems at one stage or another of historical development. The dual nature allows the legal systems of Islamic states to adapt to the constantly changing and developing economic, social and political environment.

Ключевые слова: государственность, доктрина, халифат, династия, сунниты, шииты, революция, конституция, дуализм.

Keywords: statehood, doctrine, caliphate, dynasty, Sunnis, Shiites, revolution, constitution, dualism.

Исламская государственность, как и любое другой юридический феномен или любая иная правовая система перетерпело длительный период становления и развития. Говоря о государственности мусульманских стран, мы можем следующие этапы его эволюции: формирование зачатков законодательства у пророка Мухаммеда; период колонизации, когда на правовую культуру государств оказывали влияние традиции метрополий; период реформаторских тенденций; период глобализации (конец ХХ — начало XXI вв.).

На современном этапе государственно-правовая система исламских государств сталкивается с новыми вызовами, вопросами и проблемами, которые вызваны процессом стремительного развития международного пространства. Безусловно, правительства всех стран должны на них реагировать.

Здесь стоит отметить, что религиозное учение ислама представлено двумя основными направлениями: суннизмом и шиизмом. Каждое из них по-своему понимает концепцию исламского государства. Шиитская теория о власти основана на учение об имамате, в классическом понимании первым имамом был пророк Мухаммад, после смерти которого полномочия имама перешли к праведным халифы. Халифы в шиитской концепции тоже считаются главами государства, наделенными как духовными, так и светскими полномочиями. По своей сути имамат есть верховное руководство мусульманским государственным образованием, в основе которого лежит община. Развивая эту теорию, шиитские теологи пришли к выводы, что верховная власть должна быть сосредоточена в руках рода Али, поскольку имам единственные легитимный представитель Бога в мирской жизни, он наследует сокровенные пророческие знания, доступные исключительно Аллаху

[4].

В суннитской правовой доктрине в отличии от шиитской верховной власти в мирской жизни принадлежит не единоличному правителю, а всей мусульманской общине. Халиф же при этом играет роль заместителя Посланника. Умма не имеет права передать свои властные полномочия одному, даже самому праведному своему члену, но может наделить его полномочиями по руководству общиной. Власть халифа базируется на его ответственности перед уммой, что реализуется за счет регулярных консультация с представителями духовенства, специалистами в области исламского права и связанных текстов. Из этого следует, что центральное место в суннитской концепции государственности принадлежит принципу шуры, закрепленному в Коране. Согласно ему при халифе должен функционировать консультативный совет, который вправе давать главе государства советы по тем или иным вопросам. При создании новых правовых норм глава государства должен опираться на мнения муджтахидов (знатоков шариата) [3].

В следующих частях работы будет рассмотрена реализация двух основных концепций исламской государственности на примере Исламской Республики Ирана (шиитская версия) и Королевства Саудовской Аравии (суннитская версия). Традиционное исламское право по-прежнему играет значительную роль, ему отдается ведущая роль при решении религиозных вопросов, вопросов обязательств, семейного или наследственного права. Однако, мы не можем говорить, что современное право мусульманских государств представляет собой строго исламское право, это было бы ошибочно. Западные правовые системы оставили свой след, их влияние особо хорошо прослеживается в публичном праве: конституционном, уголовном и административном. При этом, мы уже говорили, что во многих странах основным источником права был и остается шариат. Таким образом, правовая доктрина современных исламских государств должно рассматриваться в контексте исламского варианта правоведения. В целом же, мы можем говорить, что ни в одной национальной государственной системе стран с мусульманским большинством не функционируют в чистом виде нормы традиционного исламского права. Играя значительную роль в жизни государства и общества, они дополняются различными местными региональными обычаями, договорами, соглашениями, административными решениями, текстами различных нормативных актов, содержащих нормы позитивного права. Важной составляющей являются также правовые положения, заимствованные из других правовых систем.

Правовые системы современных исламских государств характеризуются дуализмом права. Такая специфика заключается в одновременном сосуществовании и использовании различных правовых норм, отличающихся друг от друга по содержанию и характеру: норм классического права и норм, которые были заимствованы из иностранных систем на том или ином этапе исторического развития. Дуальный характер позволяет правовым системам

исламских государств приспосабливаться к постоянно изменяющейся и развивающейся экономической, социальной и политической среде [2].

Закономерно, что дуальный характер присущ и судебной системе. В первой главе нашей работы мы описывали деятельность кади, мусульманских судов, определенных шариатом, они до сих пор играют значительную роль в правовой системе исламских государств и сосуществуют с другими судебными институтами, которые действуют в рамках законодательных актов.

Дуальность современных правовых систем мусульманских государств несет в себе ряд противоречий. С одной стороны, исламское право неизменно, но с другой в нем много возможностей, и мы можем даже говорить о его гибкости: право большинства современных мусульманских стран допускает, что различные соглашения, регламенты могут дополнять существующее право согласно нуждам современного общества.

На основе соотношения различных норм в той или иной системе мы можем квалифицировать современные исламские государства на следующие группы:

Правовые системы, формирование и функционирование которых происходит пол непосредственным влиянием норм традиционного исламского права, которое применяется не только в отрасли частного права, но влияет и на публичное право, в том числе на конституционное законодательство и форму правления. К этой группе относятся Королевство Саудовская Аравия, Пакистан, Иран.

Страны с умеренным подходом к использованию принципов и норм классического права на современном этапе своего исторического развития. Вторая группа включает в себя правовые системы Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Йемена, Судана, Ливии и т. д.

Правовые системы, в которых функционирование норм и принципов классического исламского права ограничено на уровни общих принципов, к этой группе относятся Египет, Алжир, Марокко, Иордания, Сирия и т. д.

Правовые системы, которые претерпевают минимальное воздействие классических норм. Подобный функционируют в Турции, Тунисе и т. д.

Стоит понимать, что мусульманское право распространяется только на мусульман, но он не остается статичной переменной, на современном этапе своего исторического развития оно демонстрирует в известной мере динамичное развитие. Мы можем говорить о развитии тех отраслей права, которые игнорируются традиционным исламским правом: уголовное, торговое, процессуальное. Несмотря на свое сильное влияние традиционное право не регулирует все сферы жизнедеятельности общества, но, в большинстве современных исламских стран традиционное право по-прежнему выступает главенствующим и, по сути, единственным регулятором брачно-семейных и наследственных отношений [1].

Прослеживается и другая интересная закономерность в контексте соотношения традиционного и прогрессивного права в правовых системах современных исламских государств. Степень проникновения традиционного исламского права напрямую зависит от культурного, социального и политического уровня развития. Показателен в этом плане пример Ирана, где после революционных событий был взят курс на исламизацию, что затронуло и частную жизнь людей, вернув уровень гражданских свобод, образования людей на несколько веков назад. Также, зачастую исламская концепция государственности нередко искажается для достижения целей той или иной политической группировки, которая находится у власти. Так, например, военный режим в Пакистане мотивировал запрет выборов тем фактом, что этот основной демократический процесс не отвечает нормам ислама.

Таким образом, государственно-правовые системы современных исламских стран представляют собой неоднородную систему, от государства к государству они существенно

различаются. При оценке как внутригосударственного, так и международного права в исламской правовой культуре, мы обязательно должны учитывать и традиционное исламское право, и нормы каждого отдельно взятого государства, и иностранные заимствования.

В ХХ в. большое число мусульманских государств обрело независимость от бывших метрополий, в таких странах был запущен процесс государственного строительства с сопутствующим ему оформлением структуры власти. Было бы заблуждением утверждать, что во всех государствах с мусульманским большинством организация системы власти выглядит одинаково. Стоит понимать, что роль ислама и его догм в политической жизни различных стран не совпадала. На основании этого признаке мы можем предложить следующую классификацию государств:

Государства, где верховные властные полномочия сосредоточены в руках Исламского духовенства (наиболее показательным примером этой группы выступает Иран, где в 1978-79 гг. прошла революции, закончившаяся формированием Исламской республики);

Государства, где влияние ислама на политическую жизнь достаточно велико, но формально властные полномочия сосредоточены в руках светских лиц, к числу таких стран можно отнести большинство монархий Персидского залива (Королевство Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар; Кувейт);

Авторитарные светские режимы, где в обществе сохраняется влияние ислама, но вся власть сосредоточена в руках единоличного светского правителя, который использует религию как инструмент достижения собственных политических целей, такой тип властной структуры на протяжении нескольких десятилетий функционирует в Турции; к нему можно отнести и режим Каддафи, существовавший в Ливии;

Светские государства с относительно либеральным исламом, где политические решения принимаются под влиянием мнения мусульманского большинства; в эту группу входят Марокко, Иордания, Индонезия;

Государства, где продолжается Гражданская война между светскими правительствами и группами радикальных исламистов, выступающих за передачу власти в руки Исламского духовенства, такой порядок наблюдается в Узбекистане, Алжире, Киргизии;

Государства, ориентирующиеся на демократические режимы западного образца, здесь светская власть превалирует над духовной, мечеть отделена от политики;

Государства, окулированные международными войсками, эту группу представляет Афганистан.

Необходимо подчеркнуть, что вся совокупность исламских государств, появившихся на протяжении ХХ в. может быть классифицирована и по признакам государственно-правового режима в его традиционном западном понимании. Так на основе средств и способов организации правления можно выделить следующие типы исламских государств:

Султанат — исламское государство, отличающиеся от других непрерывным правлением одного султана в течение продолжительного времени, власть султана при этом передается по наследству. Султанат представляет собой традиционалистский тип государства. В настоящее время в мире есть два государства этого типа: султанат Оман и султанат Бруней. В двух государствах за исламом закреплен статус официальной религии, действует шариатская уголовно-правовая система;

Эмират — исламское государство, власть в котором сосредоточена в руках эмира и передается по наследству, главной задачей эмира считается претворение в жизнь норм шариата. Сегодня эмират по своему содержанию достаточно близок к королевству в западной традиции. Важно подчеркнуть, что эмират обязательно характеризуется небольшим размером

территории, что используется как символ определенной этапности на пути эмирата к возрождению халифата. К этому типу могут быть причислены Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт. Примечательно, что недолгое время эмират существовал и в пределах России, с сентября 1919 г. по март 1920 г. на территории современной Чечни и Западного Дагестана располагалось исламское государство под названием СевероКавказский эмират, которое впоследствии вошло в состав РСФСР. Интересен также тот факт, что с 2021 г. эмират существует и в Афганистане, где власть захватили представители террористического движения «Талибан», деятельность которого запрещена на территории Российской Федерации;

Имамат — исламское государство, роль первого лица в котором играет духовный лидер или имам, чья власть базируется на непререкаемом религиозном авторитете. Имамат может быть реализован только в случае проживания в государстве шиитского большинства. Его характеризуют также глобальные амбиции, что приближает этот тип к халифату. Примером имамата, существовавшего в ХХ в. считается Йеменское Мутаваккилийское Королевство (1918-1962 гг.), во главе которого стоял имам-король. Антимонархическая революция ознаменовала собой прекращение существования имама на территории современного Йемена;

Исламская республика — тип исламского государства, где принята теологическая или близкая к ней форма правления, т. е. власть и контроль над государственными органами сосредоточена в руках духовенства, главный законодательный источник — шариат. В ХХ в. оформились три ключевых примера исламских республик, которые существуют до сих пор, этот тип исламского государства функционирует на территории Ирана, Пакистана и Мавритании. В целом, на протяжении ХХ в. большое число стран Востока приступили к оформлению собственной модели исламского государства. Обратимся к примеру Пакистана, как государства, где роль ислама в политической жизни достаточно высока.

Конституция Исламской Республики Пакистан была принята в 1973 г., согласно ее положениям, форма государственного устройства страны — федерация. Высшим должностным лицом в структуре власти считается Президент, который избирается сроком на пять лет путем голосования коллегии выборщиков из числа депутатов двух палат парламента и законодательных собраний провинциального уровня. В Пакистане действует система судебного мусульманского контроля над Основным законом, ответственность за который несет Федеральный шариатский суд. В задачу этого органа входит надзор над принимаемыми законами и нормативно-правовыми актами на предмет их соответствия нормам, установленным шариатом. Согласно Конституции 1973 г. любой гражданин страны как член мусульманской общины может обратиться в суд с жалобой на несоответствие того или закона или акта священным мусульманским текстом. Кроме этого, свою деятельность ведет и Совет исламской идеологии, основной задачей которого выступает предоставления рекомендаций относительно мер по приведению действующих законов в соответствие с принципами шариата (http://www.pakistani.org/pakistan/constitution/).

Анализ основных тенденций государственного строительств в мусульманском мире и государствах, где проживает мусульманская община, позволяет сделать вывод о динамизме исламского фактора в системе государственного устройства, ему по-прежнему принадлежит едва ли не определяющее значение в политической жизни названных территорий. При этом наблюдается значительное страновое разнообразие, каждое государство характеризуется присущим только ему социально-экономическим и политическим потенциалом. Политическое развитие определяется также историей государство, его географическим положением, вариантом ислама, исповедуемым большинством (шиитский или суннитский

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

вариант), политическими силами в государстве и положением духовенства. При этом все формы исламской государственности вне зависимости от государства, где они приняты и функционируют, обладают общим набором черт, в него входят наличие духовного лидера, выбор в качестве основы системы правосудия норм шариата, функционирование совещательного органа при первом лице государства. Неправомерно было бы формулировать прогноз относительно жизнеспособности подобных государственных систем, однако история уже продемонстрировала, что все больше стран, где большинство населения исповедует ислам обращаются именно к теории истинного исламского государства, пытаясь воплотить ее в жизнь.

Список литературы:

1. Аляутдинов Ш. Мусульманское право. М.: Диля, 2010. 496 с.

2. Abdullah S. Interpreting the Qur'an: towards a contemporary approach. Taylor & Francis Limited, 2005.

3. Полонская Л. Р. Современные суннитские концепции исламского государства // Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х -начало 80-х годов XX в.). М.: Наука, 1986. С. 95-103.

4. Прозоров С. М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам: Религия. Общество. Государство. М.: Наука, 1984.

References:

1. Alyautdinov, Sh. (2010). Musul'manskoe pravo. Moscow. (in Russian).

2. Abdullah, S. (2005). Interpreting the Qur'án: towards a contemporary approach. Taylor & Francis Limited.

3. Polonskaya, L. R. (1986). Sovremennye sunnitskie kontseptsii islamskogo gosudarstva // Islam v sovremennoi politike stran Vostoka (konets 70-kh -nachalo 80-kh godov XX v.). Moscow. 95-103. (in Russian).

4. Prozorov, S. M. (1984). Shiitskaya (imamitskaya) doktrina verkhovnoi vlasti // Islam: Religiya. Obshchestvo. Gosudarstvo. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 09.02.2023 г. 16.02.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Амантур уулу Э. Формы исламской государственности: страновое разнообразие // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 478-483. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/65

Cite as (APA):

Amantur uulu, E. (2023). Forms of Islamic Statehood: Country Diversity. Bulletin of Science and Practice, 9(3), 478-483. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.