Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ВАЛТОРНИСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ВАЛТОРНИСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ / ВАЛТОРНИСТ / MUSIC TRAINING / PERFORMING EQUIPMENT / PERFORMING APPARATUS / FRENCH HORN PLAYER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Косарев Д.М., Муединов Д.М.

В данной статье на основе научной литературы рассмотрены особенности развития исполнительской техники и исполнительского аппарата валторниста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE PERFORMING TECHNIQUE AND THE PERFORMING APPARATUS OF THE FRENCH HORN PLAYER

In this article, on the basis of scientific literature discusses the features of performance skills and performance of the device hornist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ВАЛТОРНИСТА»

УДК 372.878

Косарев Д.М. студент

кафедра музыкального и инструментального искусства

Муединов Д.М., к.иск., доцент заведующий кафедрой кафедра музыкального и инструментального искусства ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ВАЛТОРНИСТА

Аннотация: В данной статье на основе научной литературы рассмотрены особенности развития исполнительской техники и исполнительского аппарата валторниста.

Ключевые слова: музыкальное обучение, исполнительская техника, исполнительский аппарат, валторнист.

Kosarev D. student

department of musical and instrumental art Muhidinov D.M., candidate of art history, associate professor

head

department of musical and instrumental art «Crimean engineering and pedagogical Institute

Fevzi Yakubov University» Russia, Simferopol

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE PERFORMING TECHNIQUE AND THE PERFORMING APPARATUS OF THE FRENCH

HORN PLAYER

Annotation: In this article, on the basis of scientific literature discusses the features ofperformance skills and performance of the device hornist.

Key words: music training, performing equipment, performing apparatus, French horn player.

Постановка проблемы. Международный авторитет и национальное достоинство России зависят не только от ее экономических достижений, но и от успехов в науке, образовании, искусстве. Сегодня музыкально -исполнительское искусство начинает входить в число приоритетных направлений государственной политики России.

Возрождение и обновления культурного и образовательного потенциала нации - это основа общественно-исторического развития

государства и всего человечества, динамичное движение к прогрессу цивилизации, мировым общечеловеческим интересам и ценностям.

Российское музыкальное образование считают одной из лучших, а инструменталисты, которые закончили музыкальные вузы России, работают в оркестрах, ансамблях и музыкальных учебных заведениях всего мира.

Современная наука, исследующая разнообразные проявления музыкально-творческой деятельности человека, является сложной системой знаний, связанных с познанием различных музыкальных явлений, внутренних закономерностей музыки, ее функционированием. Теория музыкального исполнительства занимает свое особое место в охвате целого ряда сложных проблем, решение которых требует различных научных подходов и совместных усилий специалистов в области эстетики, психологии, педагогики, музыкознания [5].

Анализ последних исследований и публикаций. На современном этапе проблема развития и совершенствования исполнительских способностей валторнистов изучается в русле системного анализа музыкально-исполнительских процессов. Проблема формирования исполнительских способностей рассматривалась в научной литературе на основе педагогических и искусствоведческих толкований музыкальной культуры личности; теории исполнительского искусства.

Анализ работ в представленных научных направлениях позволил установить личностный характер исполнительских способностей музыканта -инструменталиста и рассматривать их как сложное, системное образование.

Основой создания методики формирования исполнительских способностей музыкантов стали работы Л.С. Гинзбург (методика музыкально-исполнительского искусства); В.П. Анисимова (исполнительское интонирование, музыкальные способности); М.Г. Арановского (совершенствование музыкальной памяти музыканта); С.И. Савшинского (работа музыканта над произведением); А.Н. Сохора (проблемы музыкального мышления в исполнительстве); О.Ф. Шульпякова (музыкальные способности исполнителя); Г.М. Цыпина (проблема психологической творчества музыканта-исполнителя) и др.

Цель статьи - теоретически изучить особенности развития исполнительской техники и исполнительского аппарата валторниста.

Изложение основного материала. Системообразующим компонентом музыкально-исполнительского мастерства является художественная выразительность исполнения. Основу художественно-творческого процесса составляет исполнительская техника музыканта, филигранное владение инструментом и максимально возможное использование его выразительных возможностей.

Рассматривая дефиницию «исполнительского аппарата валторниста» отметим, что она состоит из двух ключевых понятий: исполнительство и техника.

По выражению А.И. Усова, исполнительство - это «единственное средство, с помощью которого музыка материализуется в объективной

звуковой реальности, оказывается во всем своем видовом, стилистическом и жанровом разнообразии, становится объектом восприятия и чувственно-эмоционального переживания, а также выполняет присущие ему социальные функции» [6, с. 78].

Инструментальное исполнительство является одним из уникальных явлений музыкальной культуры, которое формировалось и совершенствовалось как специфический вид деятельности музыканта.

Исследователь Б.А. Диков рассматривал инструментальное исполнительство как мастерство владения всеми видами музыкальной техники, умение эстетического осмысления игры, владение активным мышлением, богатой и развитой эмоциональной сферой [2, с. 89].

Рассмотрение исполнительской техники валторниста как особой формы творчески-познавательной деятельности предполагает прежде всего определение сущности этого понятия.

С точки зрения В.Д. Иванова, исполнительская техника - это «совокупность сложившихся специальных навыков и умений, а также координированных слухомоторных действий и образов движений, принимающих активное участие в процессе звукоизвлечения и художественного интонирования» [4, с. 39].

По словам ученого-духовика Б.А. Дикова «современная музыка ставит перед исполнителями и педагогами разных специальностей ряд новых проблем, важнейшая из которых заключается в том, чтобы совместными усилиями исполнителей и педагогов поднять исполнительское мастерство» [2, с. 73].

В центре внимания ученых - творчество многих исполнителей-инструменталистов со всеми присущим им индивидуальными особенностями: психологическими, профессиональными, артистическими, которые являются составляющими исполнительского аппарата валторниста.

Исполнительную технику валторниста можно дифференцировать на две основные группы: собственно, двигательная техника (техника дыхания, техника пальцев, артикуляционная техника); художественная техника (техника звуковысотного интонирования, штриховая техника, динамическая техника, алогичная техника, техника вибрато, техника фразировка, техника филировки звука) [3].

Анализ музыкально-педагогической и музыковедческой литературы показал, что категория «исполнительская техника валторниста» является основной для исследования и научной интерпретации исполнительского аппарата валторниста. Исполнительский аппарат валторниста суммирует все составляющие профессионального мастерства, музыкальный опыт, а также отражает индивидуальные особенности музыканта [5].

Понятие «исполнительская техника» трактуется разными авторами по-разному. Исследователь И.В. Якустиди определяет ее как высокую степень владения инструментом. Высшим достижением исполнительской техники он считает такую игру, когда извлечение полноценного звука происходит

свободно и непринужденно, почти без видимых внешних усилий со стороны играющего [8].

Исполнительская техника валторниста напрямую зависит от свойств его исполнительского аппарата как сложной функциональной системы, адаптированной к условиям игры на этом инструменте. Поэтому формирование и развитие исполнительного аппарата, от которого зависят технические возможности, а, следовательно, и все остальные компоненты исполнительского мастерства, есть центральной задачей при обучении валторниста.

Успех в развитии исполнительских способностей валторниста зависит от методических приемов, которые использует педагог в работе с обучающимся, а также от усилий самого исполнителя. Именно понимание структуры исполнительских способностей позволяет педагогу правильно определять и решать художественно-педагогические задачи для достижения сценического мастерства.

При освоении техники игры на валторне процесс развития исполнительских способностей приобретает особую значимость и сложности с учетом специфики этого инструмента.

Группа медных духовых инструментов, к которой относится валторна, имеет свои уникальные особенности. Наиболее важное различие заключается в том, что основным элементом звукоизвлечения при игре на медных инструментах являются губы исполнителя. Все музыкальные инструменты, кроме медных, сочетающие в себе источник звука и резонатор, который усиливает звучание и придает ему определенную тембровую окраску [1].

В отличие от этого, медные инструменты является только резонатором звука. Источником же звука являются губы исполнителя, вибрирующие под влиянием дыхания музыканта. Исследователь Т.А. Докшицер по этому поводу пишет: «Губы -это тонкие мышцы, которые во время игры мы травмируем металлическим предметом, что называется мундштуком, и часто даем им непомерные нагрузки» [3, с. 75].

Именно из-за этих причин исполнительский аппарат валторнистов наиболее уязвим и нестабилен в техническом отношении.

Как отмечает Ю.А. Усов, ни в одной другой группе музыкальных инструментов не бывает такого количества технических неудач при игре -кикс, дефектов интонации и др [7].

В истории исполнительства на музыкальных инструментах являются примеры, когда выдающиеся музыканты переживали этапы тяжелейшего профессионального кризиса. Пианисты и струнники «переигрывали» руки, после чего их исполнительский аппарат начинал терять подвижность и силу.

Однако наиболее разрушительно переутомление исполнительного аппарата проявляется у духовиков медной группы: даже в биографиях знаменитых музыкантов, таких как Л.В. Полех, Т.А. Докшицер, были периоды, когда ошибки в организации профессиональной исполнительской

деятельности приводили их к тому, что они не могли издать на инструменте ни одного звука [3; 5].

Исполнительские способности валторнистов базируются на высокоразвитой исполнительской технике, которая, в свою очередь, предусматривает сформированность исполнительского аппарата исполнителя. Поэтому изучение и выявление условий развития исполнительских способностей валторниста в процессе его профессиональной подготовки является актуальной научно-методической проблемой.

Выводы. Таким образом, под исполнительской техникой мы понимаем все многообразие способов работы исполнительского аппарата с целью воплощения художественного замысла музыкального произведения. Исполнительская техника валторниста - это формы проявления исполнительского мастерства, внутренняя движущая сила, направленная на качественные достижения звукового результата, который проявляется в раскрытии содержания музыкально-художественного образа произведения.

Использованные источники:

1. Беленов, Л.Д. Валторна: Монография. / Л.Д. Беленов. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. - 320 с.

2. Диков, Б.А. О дыхании при игре на духовых инструментах. / Б.А. Диков - М.: Музгиз, 2006. - 101 с.

3. Докшицер, Т.А. Путь к творчеству / Т.А. Докшицер - М.: Изд. Дом «Муравей», 2017. - 212 с.

4. Иванов, В.Д. Словарь музыканта-духовика. / В.Д. Иванов - М.: Музыка, 2017. - 128 с.

5. Полех, Л.В. История создания и история интерпретации концертов для валторны В.А. Моцарта // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10 / Л.В. Полех - М.: Музыка, 2011. - С. 130-146.

6. Усов, А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне / А.И. Усов. - М.: Наука, 2017. - 132 с.

7. Усов, Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах: учебное пособие для музыкальных вузов / Ю.А. Усов. - М.: Музыка, 2015. - 199 с.

8. Якустиди, И.В. К вопросу о формировании губного аппарата валторниста: Дис. ... канд. искусствовед. / И.В. Якустиди. - Киев, 1982. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.