Научная статья на тему 'Особенности развития института непрерывного образования в локальной северной среде'

Особенности развития института непрерывного образования в локальной северной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / СОЦИУМ / ЛОКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / OF LIFE-LONG EDUCATION / INSTITUTE OF LIFE-LONG EDUCATION / SELF-EDUCATION / SELFDEVELOPMENT / SOCIETY / THE LOCAL SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипина Елена Владимировна

Рассматривается институт образования, который в настоящее время претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения обусловлены потребностью общества в знаниях, которые призваны способствовать развитию интеллектуальной творческой личности, направленному на восприятие и освоение на протяжении всей жизни новых актуальных знаний, инноваций, а также на постоянный поиск нестандартных решений. В условиях социальной трансформации, сложившейся на северных территориях России, большой интерес вызывают особенности развития института непрерывного образования. Кроме того, в статье описана идея самообразования и саморазвития личности в ходе социализации и представлены результаты авторского исследования процесса непрерывного образования в локальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF LIFE-LONG EDUCATION IN THE LOCAL NORTHERN ENVIRONMENT

The article reviews the Institute of education, which is currently undergoing dramatic changes driven by society's knowledge need that will contribute to the development of an intellectual and creative personality, aimed at the perception of the innovation, the constant search and development of the new relevant knowledge, making non-standard decisions. In terms of the social transformation existing in the Northern territories of Russia, the development of Institute of continuing education arouses the special interest. In the article the author describes the idea of self-education and self-development in the process of socialization, presents the results of her research concerning the process of life-long education in the local environment.

Текст научной работы на тему «Особенности развития института непрерывного образования в локальной северной среде»

3. Глухова А.В., Дмитриев А.В. О конфликтологической осведомленности студентов // Социология образования. 2016. № 9.

Ильичева Людмила Ефимовна, д-р полит. наук, проф., lilitcheva@mail.ru, Россия, Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Ханас Петр Дмитриевич, эксперт, hanasp@mail.ru, Россия, Москва, Фонд развития гражданского общества,

PROVOCATION IN THE POLITICAL SPHERE: YOUTH OPINION (REVIEW OF THE RESULTS OF THE STUDY)

The article describes the results of a study on "Attitudes to the provocation in the political sphere", which was held in November 2016. among the masters program "Economic Political Science" Institute of Public Administration of the Russian Academy of National Economy and Public Administration and the trainees, "the GR-management". The data were compared with the results of the study of the Voronezh State University (VSU).

Key words: provocation, students, political sphere, conflict.

Ilicheva Lyudmila Efimovna, doctor of political sciences, professor, lilitche-va@mail.ru, Russia, Moskow, The Russian Academy of national economy and public administration,

Khanas Peter Dmitrievich, expert, hanasp@mail.ru, Russia, Moskow, Civil Society

Fund.

УДК[316.3:378](470.11) (470.111) (045)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОКАЛЬНОЙ СЕВЕРНОЙ СРЕДЕ

Е.В. Антипина

Рассматривается институт образования, который в настоящее время претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения обусловлены потребностью общества в знаниях, которые призваны способствовать развитию интеллектуальной творческой личности, направленному на восприятие и освоение на протяжении всей жизни новых актуальных знаний, инноваций, а также на постоянный поиск нестандартных решений. В условиях социальной трансформации, сложившейся на северных территориях России, большой интерес вызывают особенности развития института непрерывного образования. Кроме того, в статье описана идея самообразования и саморазвития личности в ходе социализации и представлены результаты авторского исследования процесса непрерывного образования в локальной среде.

Ключевые слова: непрерывное образование, институт непрерывного образования, самообразование, саморазвитие, социум, локальная социальная среда.

Первостепенную значимость подготовке высококвалифицированных специалистов придаёт необходимость перехода Российской Федерации

на инновационный путь развития. Высокая квалификация специалиста определяется такими характеристиками, как ответственность, свободное владение актуальными профессиональными знаниями, ориентацией в смежных областях знаний, что существенно повышает его конкурентоспособность на рынке труда. При этом специалист должен быть компетентным, а также способным к эффективной профессиональной деятельности на уровне требований, принятых в мировой практике, готовым к профессиональному росту и социальной мобильности.

Объективная оценка ситуации, сложившейся в обществе, когда те или иные профессиональные сферы утратили прежнюю актуальность и человек должен менять профессию, заставляет искать новые подходы к качественному изменению состояния системы образования в России. Система образования должна отвечать современным векторам развития знания в области экономики и готовить специалистов к инновационной деятельности.

Системы образования, в отличие от обычных системных объектов, зависят от конкретного этапа развития общества (цивилизации). В соответствии с этими этапами периодически происходит переориентация образовательных целей, функций, приоритетных направлений развития, образовательных структур и соответствующих социальных институтов.

В последние годы в России сформировались коллективы исследователей, представляющих такие науки, как философия, социология, экономика, исследующие теоретический потенциал концепции общества знаний, возможности её практической реализации в различных сферах общественной жизни (К. Х. Делокаров, Д. В. Ефременко, И. Е. Москалёв, В. Г. Горохов, В. В. Василькова, Л. А. Вербицкая и др.). Несмотря на многообразие существующих концепций и подходов к описанию общества, основанного на знаниях, большинство учёных сходится в определении его базовой характеристики, где знания представлены как ключевой ресурс развития общества. По мнению И.А. Журавлевой, благодаря тому, что теоретическое знание приобрело роль основного производственного ресурса, характер современного общества изменился гораздо более существенно, чем под воздействием любых иных процессов, определяющих социальную жизнь на протяжении последнего столетия [1, с.86].

Институт образования в настоящее время претерпевает кардинальные изменения, обусловленные потребностью общества в знаниях, которые призваны обеспечить развитие интеллектуальной творческой личности, направленное на восприятие инноваций, постоянный поиск и освоение на протяжении всей жизни новых актуальных знаний, а также принятие нестандартных решений. Такая личность призвана не только развивать собственный потенциал, но и вносить вклад в совершенствование жизненного пространства, окружающего социум в целом.

В обществе знаний институт непрерывного образования играет ключевую роль, создавая условия для трансформаций социального характера, относящихся ко всем сферам жизни общества и его институтам. По характеру требований, предъявляемых данному институту обществом, можно гипотетически определить важнейшие черты социума в ближайшей исторической перспективе. Таким образом, институт непрерывного образования предопределяет результат непрерывной образовательной практики общества, характер и динамику социальных трансформаций, направленных на формирование общества знаний.

В условиях социальной трансформации, сложившейся на северных территориях Российской Федерации, особый интерес вызывают особенности развития института непрерывного образования.

Процессу развития института непрерывного образования придает свой особый колорит локальная среда, включающая природу, человека, общность. Примером может служить северная среда, отличающаяся полиэкстремальностью природы, бытием искусственной среды, дезинтеграцией связей и отношений, векторами миграции населения и др. Особенности северной среды отражаются на процессе развития института непрерывного образования. Доктор экономических наук, профессор А.Н. Пилясов, рассматривая в своем фундаментальном труде динамику состояния российской северной провинции в годы реформы, прежде всего, обращает внимание на сообщество северной периферии на этапе постиндустриальной трансформации [2, с.68].

Непрерывное образование выступает как решающая сила общественного развития, не просто дающая знания, связанные с технологиями бизнеса, модернизациями экономики, развитием государственного управления. Непрерывное образование обеспечивает социализацию личности, обогащает мировоззрение, культуру, профессиональную этику человека.

Как механизм перехода личности к непрерывному образованию исключительную роль играет диспозиционная структура. Так, исследователь Ю.А. Черникова, отмечает достижение большинством отечественных учёных консолидированного мнения о сущности непрерывного образования, которая может быть раскрыта через расшифровку личностной установки на «пожизненное обучение», на самообразование и саморазвитие личности.

Идея самообразования и саморазвития личности в процессе социализации открывает новый вектор, вектор аутопоэзиса как признанного направления в современных теориях социальных систем, к которым относится непрерывное образование.

По мере развития общества самообразование все отчётливее характеризуется как социально значимое явление и процесс, которые оказывают непосредственное влияние на труд, быт, структуру свободного времени, условия жизни представителей всех возрастных и социальных

групп [3, а 532]. Для информационного (постиндустриального) социума самообразование является способом самоорганизации личности, средством либерализации всей системы управления образованием, а в расширенном контексте - источником социальных инноваций и, более того, трансформаций общества. Самообразование, будучи общественным феноменом, обеспечивает переработку социального капитала и его накопление, выступает источником технологических и социальных инноваций [4-9].

Самообразование является в настоящее время одним из важнейших ресурсов социального и экономического развития общества, позволяющим компенсировать неравные возможности и стартовые условия респондентов. Кроме того, самообразование представляет собой один из самых эффективных путей включения в общественную жизнь разнообразных групп российского общества, в том числе группы с низкими и крайне низкими доходами. Однако формальное образование и в настоящее время есть наиболее эффективное средство вертикальной мобильности, тогда как неформальное образование обеспечивает исключительно горизонтальную мобильность от периферии к центру внутри той статусной группы, к которой изначально относится человек.

Авторское исследование процесса непрерывного образования в локальной среде (Архангельская область и Ненецкий автономный округ) показало, что северяне разных возрастов и статусов обладают достаточным потенциалом для самообразования в течение всей жизни (рис. 1).

100

не обучающиеся обучающиеся школьники все респонденты

■ да ■ нет

Рис. 1. Участие групп респондентов в самообразовании

Как показало наше исследование, самообразованием занимаются 86,7 % всех опрошенных респондентов (рис. 1). Рассмотрим результаты, выявленные нами в разрезе групп. Самый высокий показатель

(91,4 %) - в группе «Школьники», что можно объяснить нацеленностью выпускников на предстоящие экзамены и поступление в образовательные организации. Высоки также показатели активного участия респондентов в самообразовании в группе «Не обучающиеся» (86,6 %). В группе «Обучающиеся» этот показатель несколько ниже (82 %). Не занимающиеся самообразованием респонденты немногочисленны, их число составляет 13,3 % от числа всех опрошенных.

Далее были рассмотрены формы самообразования, наиболее актуальные для респондентов (рис.2).

Рис. 2. Формы самообразования респондентов

Как видно из рис. 2, за счёт роста числа индивидов, вовлечённых в процесс самообразования, в последнее время возрос уровень активности респондентов в непрерывном образовании, что, на наш взгляд, обусловливается развитием компьютеризации и интернетизации населения. Самообразование посредством Интернета весьма актуально, оно представлено консультациями на тематических форумах, просмотром онлайн-трансляций лекций, мастер-классами, участием в вебина-рах, которые занимают существенную часть в общем процессе самообразования. Отметим, что у всех исследуемых групп обучение с помощью Интернета как форма самообразования находится на первом месте (92,5 %).

На втором месте у группы «Не обучающиеся» чтение газет и журналов (50,3 %). В группах «Обучающиеся» и «Школьники» на втором месте - чтение художественной литературы (39,3 и 53,3 %).

Третье место в группе «Не обучающиеся» по одинаковому количеству ответов занимают такие две формы, как чтение художественной литературы и изучение научной и научно-популярной литературы (по 45,4 % каждая). В группе «Обучающиеся» на третьем месте чтение газет, журналов, в группе «Школьники» - изучение научной, научно-популярной литературы (34,9 %).

На четвертом месте в группе «Обучающиеся» - изучение научной, научно-популярной литературы (30 %). Следует отметить, что для респондентов, проходящих в данный момент обучение по формальной форме образования, изучение научной, научно-популярной литературы как форма самообразования гипотетически виделась нами на второй позиции, а не на последней. У школьников чтение газет, журналов занимает четвертое место (27 %). Подчеркнём, что во всех группах превалируют ответы лиц женского пола, кроме метода самообразования через чтение газет и журналов в группе школьников, где лиц мужского пола больше, чем женского (соответственно15,8 и 11,2 %).

Таким образом, социальный институт непрерывного образования приобретает популярность на северной периферии Российской Федерации, где присутствуют такие избыточные барьеры его развития, как особый климат, неразвитость транспортной инфраструктуры малых городов, городских и сельских поселений, слабая заселенность территории и др. Несмотря на эти неблагоприятные факторы, абсолютное большинства респондентов обеспечено образовательной, информационной, социокультурной базой для саморазвития. Вместе с тем, как и в других регионах Российской Федерации, на Севере слабым местом самообразования для всех трёх групп респондентов (особенно это касается школьников) является резкое снижение интереса к чтению художественной, научно-популярной литературы, газет, журналов и т.д. Встает вопрос об уровне компенсации потерь информации данной формы интернет-ресурсами.

Список литературы

1. Журавлева И.А. Институциональная трансформация современного образования: монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С.126.

2. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знаний: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2009. 544 с.

3. Gadamer H.-G. Education is Self-Education. (Образование есть самообразование) // Journal of Philosophy of Education. Vol. 35. No4. 2001. P. 531-542.

4. Андреев А. Л. Общество и образование: Социокультурный профиль России // Педагогика. № 6. 2002. С. 20-29.

5. Rado P. Transformation in Education (Трансформации в образовании). Budapest: OSI, 2001.

6. ЩуклинаЕ.А. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. 1999. № 5.

7. Foley G. Learning in Social Action: A contribution to understanding informal education (Учеба через социальное действие: к пониманию инфор-мального образования). NIACE, 1999.

8. Горшков А.Л. Ключарев Г.А. Непрерывное образование и потребность в нем / отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: Наука, 2005. 153с.

9. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.

Антипина Елена Владимировна, начальник отдела координации работы молодых ученых, специалистов и научно-исследовательской работы студентов antipinahelenamail. ru, Россия, Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.

THE PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF LIFE-LONG EDUCATION IN THE LOCAL NORTHERN ENVIRONMENT

E.V. Antiptna

The article reviews the Institute of education, which is currently undergoing dramatic changes driven by society's knowledge need that will contribute to the development of an intellectual and creative personality, aimed at the perception of the innovation, the constant search and development of the new relevant knowledge, making non-standard decisions. In terms of the social transformation existing in the Northern territories of Russia, the development of Institute of continuing education arouses the special interest. In the article the author describes the idea of self-education and self-development in the process of socialization, presents the results of her research concerning the process of life-long education in the local environment.

Key words: of life-long education, Institute of life-long education, self-education, self-development, society, the local social environment.

Antipina Elena Vladimirovna, head of Department of coordination of work of young cientists, specialists and scientific-research work of students, antipinahelen@mail.ru, Russia, Arkhangelsk, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.