ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ
А. м. глАДышЕВ, директор по правовым вопросам ОАО «межрегиональная распределительная сетевая компания центра»
В условиях экономического кризиса имеется возможность повышения инновационной активности компаний с различными формами собственности в области энергетики. Современные инновации, основанные на новых открытиях, могут реально помочь выйти из экономического кризиса. Данная статья не носит всеобъемлющего характера в силу технических ограничений, но может помочь в какой-то мере оценить некоторый опыт инновационной деятельности ряда российских компаний в области энергетики. А главное, по мнению автора, заставит задуматься над возможностями нашей страны в ее использовании для вывода экономики из кризиса.
Ключевые слова: энергетика, экономический кризис, предпринимательский сектор, вертикально интегрированная компания, конкурентоспособность, национальная инновационная система, трансферт технологий.
Инновация как экономическая категория ныне актуальна, как никогда, и отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Она является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Они отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. К основным функциям инновации относятся следующие: воспроизводственная, инвестиционная, стимулирующая.
Воспроизводственная функция позволяет рассматривать инновацию как важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для внедрения новых инноваций, побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Побудительным механизмом развития инноваций, по мнению автора, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Инновационный процесс или инновационная деятельность любого предприятия направлены на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс представляет собой последовательную цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя ряд основных стадий, которые представлены на рис. 1.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой сложную межотраслевую сис-
| Поиск и отбор наиболее перспективных инновационных идей
_4_
|_Оценка вероятности реализации выбранных идей_
_4_
|_Разработка бизнес-плана инновационного проекта_
_I_
|_Экспертная оценка бизнес-плана_
_í_
| Организация производства нового товара в условиях рынка
_4_
Корректировка схемы производства и продвижения товара на _рынок_
_I_
Массовое производство товара и его продвижение на рынок _на основе скорректированной схемы_
Рис. 1. Основные стадии инновационного процесса
лее 47 % от общего объема российского экспорта2. В этой связи успешное развитие данного сектора остается одной из важнейших задач российской экономической политики.
Основным рынком для российских энергоресурсов выступают страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для которых доля России в суммарном импорте составляет более 50 % по сетевому газу и порядка 23 % по нефти и нефтепродуктам3.
Помимо этого, географическое положение России предопределяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не
□ Россия □ США □ Канада
□ Алжир ПИраи □ Норвегия
□ Прочие
Рис. 3. Мировая добыча газа
только по оси запад — восток, но и в направлениях юг — север и юг — северо-запад континента. Таким образом, геополитическое значение энергетики России важно не только для российской экономики, но и является важным элементом процесса развития европейских энергетических рынков и, следовательно, мировой энергетики.
В условиях растущего спроса на энергоносители и сохраняющейся нестабильности в ряде энергодобывающих стран Азии, Африки и Латинской Америки (Иран, Ирак, Нигерия, Венесуэла) можно ожидать дальнейшего увеличения значимости поставок российских энергоресурсов на мировой рынок для обеспечения мировой энергетической безопасности. В этой связи большую важность представляют значительные запасы первичных энергоресурсов, которыми располагает наша страна в настоящее время. Россия является одной
2 По данным Росстата (материалы официального сайта www. gks. ru).
3 Россия в цифрах. 2007. Официальное издание. — М.: Рос-стат. 2007.
тему добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования. В его состав входят топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, тесно связанные со всеми отраслями народного хозяйства. От развития ТЭК во многом зависят динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных, в том числе промышленных, комплексов, определяя их специализацию на энергоемких производствах. Для современного российского ТЭКа характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для транспортировки сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети.
Сфера энергетики всегда играла в экономике России важную роль, но ее ускоренное развитие в последние годы предопределило необходимость проведения инновационных преобразований в энергетическом секторе, который является основным столпом российской экономики. Кроме того, энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового энергетического рынка. Сегодня Российская Федерация — один из мировых лидеров по производству и экспорту энергетических ресурсов (см. рис. 2 и 3) 1. Так, экспорт нефти и природного газа в 2008 г. составил бо-
□ Саудовская Аравия
□ США
□ Китай
□ Прочие
□ Россия
□ Иран
□ Мексика
Рис. 2. Мировая добыча нефти
1 UNCTAD Handbook of statistics 2006 - 2007.
из немногих стран в мире, способной полностью обеспечить производство электрической и тепловой энергией, необходимой для удовлетворения потребностей экономики, как в настоящее время, так и на обозримую перспективу, собственными первичными энергоресурсами.
Разведанные промышленные запасы природного газа в России составляют 47,5 трлн м3, т. е. около 30 % мировых запасов газа. Неразведанные ресурсы газа в России оцениваются величиной 165 трлн м3. Около 80 % разведанных запасов газа приходится на Западно-Сибирский регион, в основном на Ямало-Ненецкий автономный округ.
Добыча газа (природного и нефтяного) в 2005 г. вышла на уровень 1990 г. и составила 641 млрд м3. Почти четверть этого газа поставляется на электростанции4.
Более 90 % добычи природного газа приходится на Западную Сибирь. Разрабатываемые месторождения Западной Сибири характеризуются значительной выработанностью и вступили в период падающей добычи с ежегодным снижением свыше 15 млрд. м3. Для компенсации падения добычи газа на действующих месторождениях предстоит освоение ресурсов перспективных газодобывающих районов Тюменской области — Обско-Тазовских губ, Большехетской впадины, полуострова Ямал, а также Восточной Сибири, Якутии, морских шельфов. Добыча природного газа на разрабатываемых и вновь вводимых месторождениях увеличится до 810 — 880 млрд м3 в 2020 г., и при использовании высокоэффективных установок на электростанциях и источниках централизованного теплоснабжения объем газа для электроэнергетики может составить 195—210 млрд м3.
Суммарные прогнозные ресурсы угля всех видов и марок в России оцениваются в 5300 млрд т. Около 20 % этих ресурсов приходится на Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский и другие освоенные бассейны. Остальные сконцентрированы в слабо изученных Тунгусском и Ленском бассейнах в Сибири и на Дальнем Востоке. Из этого потенциала разведано и учтено по различным промышленным категориям 200 млрд т, что составляет около 4 % всех прогнозных ресурсов. При современном уровне потребления углей в России разведанных запасов хватит на несколько сотен лет.
Объем добычи угля в 2005 г. составлял 298,3 млн т, в том числе 228,8 млн т энергетического угля. Анализ динамики технически возможной добычи угля на действующих и новых шахтах и разрезах по-
4 Данные официального сайта МЭРиТ (www. economy. gov. ru).
казывает, что к 2030 г. добыча угля в России может быть увеличена до 520 млн т, из которых 420 млн т составит энергетический уголь.
Это открывает хорошие технические возможности по наращиванию производства электроэнергии на угольных ТЭС.
Гидроэнергетический потенциал России оценивается величиной 850 млрд кВт-ч в год. В европейской части страны степень освоения гидроэнергетического потенциала достаточно высока и составляет порядка 50 %. Однако, в целом, по стране освоение гидроэнергетического потенциала даже после ввода в эксплуатацию всех ГЭС, строительство которых уже начато, составит всего 23,5 %, что создает принципиальные возможности дальнейшего развития гидроэлектростанций. Основное развитие ГЭС будет происходить в Сибири и на Дальнем Востоке (здесь они будут играть и системообразующую роль), а также на юге России и в европейской части в виде ГЭС малой мощности и ГАЭС для обеспечения покрытия переменной части графиков нагрузки.
Россия обладает значительными ресурсами нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ). Валовой (теоретический), технический и экономический потенциалы для основных видов нетрадиционных источников энергии в России в целом (энергии солнца, ветра, малых рек, геотермальной, низкопотенциального тепла) оцениваются соответственно в 2,3x1012, 4,6x109 и 270х 106 т условного топлива (тут)5.
Несмотря на наличие значительных запасов первичных энергоресурсов, в России существует ряд объективных факторов, вызывающих определенные трудности в использовании богатого природного потенциала. Во-первых, энергетические ресурсы размещены по территории страны крайне неравномерно. Основные ресурсы газа, нефти, угля, гидроресурсы расположены в Сибири, в то время как основная часть потребителей находится в европейских районах и на Урале.
Во-вторых, сложившаяся в стране в условиях переходной экономики структура цен на первичные энергоносители не способствует рациональному использованию энергоресурсов для экономики России в целом.
Компании и предприятия ТЭКа относятся к экономически и финансово наиболее благополучному сегменту экономики России. От других
5 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 №1234-р.
отраслей российской экономики они отличаются не только большими прибылями, но и такими высокими показателями глобальной конкурентоспособности, как доля экспорта в производимой продукции, производительность труда, рассчитываемая как стоимость выпуска в расчете на одного занятого. Большая часть экономически и политически влиятельных бизнес-лидеров, а также корпораций России связана с нефтью, газом, металлами и другими минеральными ресурсами. К середине 1990-х гг., как казало проведенное исследование, в отраслях ТЭК завершились, в основном, процессы приватизации и консолидации собственности, и многие компании приступили к оптимизации внутренней организационной структуры, включая формирование научно-исследовательских подразделений. В начале XX в. ряд крупных компаний начинает выполнять новые функции структурообразующих элементов отраслевых инновационных систем или технологических кластеров нового типа.
Устойчивое и эффективное развитие ТЭК может достигаться путем проведения последовательной государственной политики в развитии отрасли, которая должна быть направлена на формирование стратегий и программ ее совершенствования, определяющих масштабы и пропорции развития электроэнергетики. Кроме того, они должны быть встроены в систему социально-экономического развития страны. Для определения качественных и количественных показателей перспективного развития электроэнергетики необходимо, на наш взгляд, хотя бы кратко остановиться на основных проблемах отрасли, целях разработки стратегии и др.
Основные проблемы текущего состояния электроэнергетики России:
• нарастающий дефицит мощности в ряде энергосистем страны (Московской, Ленинградской, Тюменской и др.) и связанный с этим отказ в присоединениях к сетям новых потребителей и введение различного рода ограничений потребителей;
• лавинообразное нарастание процесса старения основного оборудования электростанций и сетей;
• недостаточные объемы инвестиций в электроэнергетику;
• снижение экономической эффективности работы отрасли (рост потерь электроэнергии, рост удельной численности персонала отрасли, снижение эффективности использования капитальных вложений);
• нерациональная политика цен на первичные энергоресурсы, при которой угольные электростанции являются неконкурентоспособными и не могут развиваться;
• резкое сокращение кадровых, научно-технических, строительно-монтажных возможностей отрасли;
• сокращение потенциала в отраслях отечественного энерго-и электромашиностроения, серьезное отставание в сфере разработок, освоения и внедрения новых технологий производства, транспорта, распределения и потребления электроэнергии6.
С учетом существующих проблем к главным целям стратегического развития отрасли можно отнести следующие:
• обеспечение энергетической безопасности страны;
• полное удовлетворение потребностей экономики и населения в электроэнергии и тепле с использованием собственных энергетических ресурсов и высокоэффективных технологий;
• повышение эффективности производства, транспорта, распределения и использования электроэнергии до уровня развитых мировых держав;
• обеспечение надежности работы ЕЭС России и надежности электроснабжения потребителей на уровне развитых стран;
• выполнение экологических нормативов в соответствии с принятыми международными обязательствами и национальными стандартами. Эти цели конкретизируются следующими показателями, которые должны быть достигнуты в 2020г.:
• средний тариф на электроэнергию в 2020 г. не должен превышать среднего тарифа в развитых странах с аналогичными условиями в отношении имеющихся первичных энергоресурсов;
• с учетом мирового опыта норматив балансовой надежности — вероятность бездефицитной работы энергосистем России — должен быть в новых условиях повышен до величины 0,9991 в 2020 г.;
• по экологическим показателям должны быть достигнуты нормативы развитых стран мира. Основными путями достижения указанных
целей, по мнению автора, являются:
• развитие генерирующих мощностей и электрических сетей на основе оптимальных реше-
6 Богачкова Л. Ю. Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практи-
ка, моделирование. Автореферат дисс.... д. э. н. — Волгоград: ГОУ ВПО ВолГУ. 2007.
ний, обеспечивающих минимизацию затрат в рыночных условиях (с учетом имеющихся рисков) на развитие электроэнергетики;
• широкое внедрение новых высокоэффективных технологий производства, транспорта и распределения электроэнергии и тем самым построение электроэнергетики на качественно новом технологическом уровне;
• создание эффективной системы управления функционированием и развитием ЕЭС, ОЭС и региональных энергосистем, обеспечивающей минимизацию затрат в новых либерализованных условиях;
• эффективная политика государства в электроэнергетике.
Проведенное автором исследование подтверждает, что основными составляющими российской государственной энергетической политики являются меры по развитию внутренних энергетических рынков, рационализации недропользования, формированию топливно-энергетического баланса, а также региональной, социальной и внешней энергетической политики7.
Они были сформулированы с учетом необходимости обеспечивать как повышение эффективности в использовании природных энергетических ресурсов и потенциала всех отраслей энергетического сектора, так и социальную ответственность государства (рост экономики и повышение качества жизни населения страны). В качестве главного средства практической реализации указанных мер было избрано формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических отношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство предполагает ограничивать свои функции как хозяйствующего субъекта и усиливать свою роль как регулятора рыночных отношений.
Инструментами государственной энергетической политики являются: структурная политика и институциональные преобразования в ТЭК; тарифная, налоговая, таможенная и антимонопольная политика; управление государственной собственностью; технические регламенты, национальные стандарты, нормы и контроль за их выполнением; стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
7 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 №1234-р.
Определяя политику развития отрасли, государство создает соответствующие механизмы для реализации этой политики (налоговые, кредитные, экспортно-импортные и др.), использование которых облегчает частным генерирующим компаниям разработку стратегических планов и собственных инвестиционных программ (см. рис. 4)8.
Сроки, этапы и основные события идущей в России уже более семи лет реформы электроэнергетики отражены на рис. 5.
Однако начало реформирования российской электроэнергетики относится к 1992 г., когда путем реструктуризации и приватизации были созданы региональные вертикально интегрированные мо-нополии—АО-энерго, федеральный общероссийский холдинг РАО «ЕЭС России», доминировавший в генерировании и являвшийся одновременно владельцем магистральных электросетей и системы оперативно-диспетчерского управления. С целью запуска рыночных механизмов был создан также Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. Однако это не повлекло за собой к началу нового века ни либерализации (в смысле усиления конкуренции), ни оптимизации функционирования отрасли.
По мнению автора, новый этап преобразований начался в 2003 г. В ходе реформы разделяются естественно-монопольные виды деятельности и параллельно создаются горизонтально интегрированные структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Создаваемые компании превосходят по масштабу прежние монополии регионального уровня: они объединяют предприятия нескольких регионов либо являются общероссийскими. Вертикально интегрированная структура сохраняется у некоторых региональных энергокомпаний, изолированных от единой национальной сети электропередач. В условиях реформирования происходит реорганизация системы регулирования и изменение функций регулирующих органов. Осуществляется переход от методов прямого регулирования прежних вертикально интегрированных компаний к новым методам регулирования электроэнергетических рынков.
По окончании реформы на конкурентных рынках (в производстве и сбыте электроэнергии) возможно прекращение государственного регулирования цен. В сфере естественных монополий и для вертикально интегрированных компаний могут
8 Оганесян Т., Селезнев А. Реформа электроэнергетики//Энер-гетика. Экология. Экономика. 2007. №7. С. 61.
Рис. 4. Основные принципы функционирования нового оптового рынка электроэнергии
Реструктуризация холдинга РАО "ЕЭС России Реструктуризация АО-энергоГ"
Создание
^ВК5Я»ЯВааКГЬрмирование МРСКГ
Формирование ФСК_
Формирование СО-ЦДУ!
¡ро
т
Формирование ОГК Формирование ТГК
Оптовый рынок э/э (мощности)Г переходного периода|_
Усовершенствованный оптовый рынок э/э (мощности) переходного периода I
кюо
Разделение
вертикально-интегрированных компаний
Формирование инфраструктуры отрасли
Формирование новой структуры панерации
Формирование конкурентного оптового рынка
I Принятие пакета законов по реформированию (электроэнергетики
Принятие Основных направлений и Плана первого этапа реформы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 5. Сроки, этапы и основные события реформы
устанавливаться: нормативы рентабельности; экономически обоснованные тарифы и предельные уровни тарифов. В отдельных случаях не исключается установление верхнего предела цены и в генерировании. На оптовом рынке электроэнергии внедряется система регулируемых договоров между продавцами и покупателями. Цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Тарифы поставщиков будут рассчитываться методом индексации, учитывающим уровень фактической, а не прогнозной инфляции. Исследование показало, что предполагается постепенное снижение объемов
купли-продажи электроэнергии по регулируемым договорам и расширение сферы действия свободных нерегулируемых цен. На розничном рынке новая система ценообразования предусматривает поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене (в 2007 г. — около 95 %), а части — по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке. Целевая структура отечественного рынка электроэнергетики представлена на рис. 69.
Как показал проведенный автором анализ данных статистических обзоров, уровень инновационной активности на предприятиях электроэнергетики весьма низок. Доля инновационно активных организаций (5—6 %) значительно ниже, чем в промышленном секторе в целом. Здесь отмечен и один из самых низких уровней инновационной активности, осуществляемой собственными силами, и, наоборот, самые высокие показатели доли организаций, для которых инновации разрабаты-
ваются, в основном, сторонними организациями (50 % в 2004 г.)10.
Из проведенного исследования видно, что низкая технологическая эффективность электроэнергетики может оказывать все более сильное негативное влияние на конкурентоспособность экономики страны, создавая избыточную нагрузку на топливные отрасли и способствуя ускоренному росту цен для промышленных потребителей и населения. В период экономического спада 1990-х гг. многократное снижение вводов мощностей электростанций (в 3 раза) и электрических сетей (почти в 5 раз) привело к ускоренному
Формирование нормативно-правовой базы отрасли
9 Белов Т. Финальный аккорд реформы//Энергорынок. 2008. №4. С. 2 4.
10 Инновации в цифрах 2004. С. 55.
Администратор торговой системы
Федеральная сетевая компания холдинг (ММСК "Центр" и МОК)
-8-
Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний
Системный оператор
РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Атомные электростанции
Гидро ОГК
Степень контроля - доля Российской Федерации
Менее 50% Свыше 50% (Свыше 75%
Тепло ОГК (6) |
ТГК(И) |
Прочие генерирующие компании щ Сбытовые компании Ц.
Ремонтные и сервисные компании Дальневосточная энергетическая компания Изолированные АО-анерго
Рис. 6. Целевая структура электроэнергетики
росту степени износа основных фондов, величина которого в среднем по отрасли в 2004 г. достигла уже 57,3 %.
Свертывание с середины 1980-х гг. программ разработки и освоения новых технологий производства, транспорта и распределения электрической и тепловой энергии привело к растущему отставанию технического уровня российской электроэнергетики от уровня, достигнутого развитыми зарубежными странами (табл. 10).
Для преодоления негативных тенденций была разработана «Концепция технической политики на период до 2009 года». В ней ставилась конкретная задача: определить наиболее прогрессивные технические решения и показатели технического уровня оборудования, которые должны применяться в инвестиционных программах для объектов тепло-генерации, гидрогенерации, электрических сетей, систем телемеханики, связи и противоаварийного управления, энергетики изолированных районов, систем теплофикации. Каждое из перечисленных направлений представлено отдельным разделом. Раздел, в свою очередь, состоит из трех подразделов.
В первом упоминаются те прогрессивные, апробированные технологии, которые могут применяться уже сейчас.
Во втором перечислены неэффективные, устаревшие технологии и оборудование, применение
которых запрещается. В третьем подразделе показаны перспективные технологии и оборудование, которые должны быть освоены в ближайшее время и будут внедряться после 2010 г.
Необходимо отметить, что эффективность прямого государственного участия в экономической деятельности традиционно вызывает сомнения. Опасения также существуют и в отношении возможного ограничения конкуренции уже не только на российском газовом рынке, но и в электроэнергетике в случае дальнейших приобретений в этом секторе со стороны «Газпрома».
Государственные российские компании также ведут активную работу в области крупных газо- и нефтетранспортных проектов (среди которых необходимо отметить газопроводы «Северный поток» и «Южный поток», а также нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан»), направленных на расширение возможностей поставок углеводородного сырья как в Европу, так и в азиатские страны. По мнению автора, важно также отметить активное участие российских нефтегазовых компаний в проектах не только в сфере транспортировки ресурсов, но также и разведки и добычи, осуществляемых за рубежом.
Такие компании, как «Газпром» и «ЛУКОЙЛ», участвуют в проектах как в ближнем (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Азербайджан и т. д.), так и в дальнем зарубежье (Венесуэла, Иран, Индия, Вьетнам, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Египет и т. д.). Это делает их полноценными международными компаниями.
Таким образом, можно сделать вывод, что как никогда возрастает роль и значение «Новой Энергетической стратегии до 2030 г. (ЭС-2030)». Она является основополагающим документом, в котором с учетом современных текущих и перспективных ус-
Таблица 10
Эффективность работы отечественного энергетического оборудования в сравнении с зарубежным
Оборудование Россия Мир
Среднее значение Передовые образцы Среднее значение Передовые образцы
КПД ТЭС на газе, % ПГУ 38,5 51 - 52 51 - 52 40 54 - 55 44 - 45 58
КПД ТЭС на угле, % 34,2 38 - 44 37 - 40 45 - 47
Потери в электрических сетях, % 13,2 7,5
ловий развития мировой и российской экономики, наряду с основными перспективами развития электроэнергетики, определены направления реализации инновационных преобразований в энергетическом секторе отечественной экономики11.
Исходя из анализа этого документа видно, что ключевыми внешними условиями развития российской энергетики на долгосрочную перспективу являются: высокая волатильность мировых цен на углеводороды; обострение международной конкуренции за энергоресурсы и ключевые энерготранспортные коридоры; ускоренное развитие неуглеводородных источников энергии (ядерная энергетика, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), топливные элементы и пр.). Ключевыми внутренними условиями развития российской энергетики на долгосрочную перспективу являются:
1) тенденция к инновационному развитию российской экономики;
2) изменение значения ТЭК для экономики России: переход от «локомотива» развития экономики к сырьевому, инфраструктурному и финансовому обеспечению экономического роста, реализуемого за счет «неэнергетических» отраслей;
3) постепенный уход от «дешевых» энергоносителей внутри страны.
Таким образом, для своего дальнейшего эффективного развития, по мнению автора, российский ТЭК должен, прежде всего, соответствовать новым вызовам времени, т. е. быть конкурентоспособным на международной арене и обеспечивать инновационное развитие российской экономики на основе баланса интересов государства, бизнеса и общества. В этих условиях для российской энергетики резко возрастает значение науки, которая должна обеспечить конкурентоспособность и эффективность российского ТЭК, а также сформировать объективный стратегический взгляд на перспективное развитие энергетики в целом.
Ориентация на инновационное развитие российской экономики предусматривает коренные перемены во взаимоотношениях ТЭК и остальных отраслей экономики. Важнейшей функцией ТЭК становится обеспечение (финансовое, инфраструктурное, сырьевое) структурной перестройки российской экономики в пользу развития инновационных отраслей, которые в будущем будут составлять основу российской экономики. Однако при этом ТЭК не будет выступать только лишь финансовым «донором» развития инновационных отраслей. Российский энергетический сектор, на наш взгляд,
11 Новая Энергетическая стратегия до 2030 г.
должен стать одним из ключевых потребителей инновационных продуктов, решений и технологий российской промышленности и экономики в целом. Таким образом, следует согласиться с тем, что российский ТЭК должен сам стать инновационным. В условиях, когда советский энергетический задел практически исчерпан, для прорывного развития российской энергетики (которое должно опережать развитие всей экономики, чтобы не становиться его ограничителем) требуются именно инновационные, наукоемкие решения. Это касается разработки отечественных технологий и оборудования для нефте- и газодобычи в условиях арктического шельфа и развития ядерных технологий (реакторы на быстрых нейтронах, термоядерный синтез и пр.), расширения использования возобновляемых источников энергии (энергия ветра, солнца, воды, биомассы), перехода на новые системы транспортировки энергии (сверхпроводимость, развитие СПГ-транспорта и пр.), углубления переработки топливно-энергетических ресурсов. В этой связи Новая энергетическая стратегия должна быть гибкой и предусматривать смену механизмов, призванных обеспечить инновационный характер развития российской энергетики в зависимости от достижения целевых ориентиров развития ТЭК или вхождения энергетического сектора в какое-либо определенное целевое состояние. Таким образом, если сегодня для развития российской энергетики и обновления ее инфраструктурной основы требуется укрепление роли государства в ТЭК, то в будущем потребуется обратный процесс, направленный на усиление роли частного бизнеса в энергетике, способного повысить ее эффективность на новом инфраструктурном базисе. И, конечно же, по глубокому убеждению автора, Новая энергетическая стратегия не должна пренебрегать социальным фактором, ведь любые перемены в энергетике, особенно в ее естественно-монопольных сегментах (газ и электроэнергетика), напрямую касаются населения страны. И слишком жесткие меры, вроде резкого повышения оптовых цен на газ до уровня равновыгодности с экспортными, могут иметь непредсказуемые последствия не только для экономики, но и для населения страны. Таким образом, Новая энергетическая стратегия как документ должна обеспечивать разумный, научно обоснованный баланс интересов государства, бизнеса и общества.
Безусловно, в этой ситуации главной задачей науки становится объединение этих трех разнонаправленных составляющих стратегического планирования в энергетике. Наука должна сделать
Новую энергетическую стратегию гибкой и цикличной, когда на любом из этапов ее реализации достигается устойчивое равновесие интересов государства, общества и бизнеса. Резко повышается и роль фундаментальной науки для ТЭК с учетом необходимости его инновационного развития. ТЭК нуждается в новых фундаментальных энергетических решениях (новых источниках энергии, новых методах ее преобразования и транспортировки и пр.). И, разумеется, растет значение отраслевой науки, которая должна искать конкретные формы прикладного воплощения идей и достижений фундаментальной науки в сфере ТЭК.
Практическое воплощение основных положений этого документа должно найти свое воплощение в успешно продолжающейся реформе электроэнергетической отрасли.
Так, уже в конце 2007 г. осуществлены размещения акций 12 энергокомпаний Холдинга РАО «ЕЭС России» на общую сумму около 17,5 млрд евро. При этом в роли стратегических инвесторов выступил целый ряд крупнейших российских и западных компаний. В 2008 г. размещены дополнительные эмиссии других генерирующих компаний Холдинга. По мнению автора, можно ожидать сохранения высокого интереса инвесторов к сектору электроэнергетики, хотя нарастающая нестабильность мировых финансовых рынков может оказать определенное негативное влияние на эти планы.
Исследование подтвердило, что в целом выполняются намеченные планы по либерализации рынка электроэнергии, состоящего на сегодняшний день из двух секторов — регулируемого и свободного. Обязательная доля свободного сектора увеличилась с 0 % в сентябре 2006 г. (момент запуска рынка электроэнергии) до 15 % на 1 января 2008 г., при этом фактическая доля либерализованного сектора достигла уже 20 %. Предполагается, что к 1 января 2011 г. эта величина достигнет 100 % (без учета электроэнергии, потребляемой населением). При этом серьезной проблемой для отрасли явля-
ется быстро растущий спрос на электроэнергию на фоне увеличивающегося износа энергетических мощностей. Хотя реформа электроэнергетики и создает необходимые предпосылки для решения этой проблемы, потребуются еще огромные усилия по реализации инвестиционных программ энергетических компаний.
Таким образом, увеличение значимости энергетики для мировой экономики, а также возрастающие требования к энергообеспечению для поддержания высоких темпов роста российской экономики, диктуют необходимость особого внимания к этой отрасли со стороны государства. При этом такое внимание должно заключаться не столько в увеличении доли государства в энергетических компаниях и проектах, сколько в создании благоприятного климата для развития энергетических секторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов Т. Финальный аккорд реформы// Энергорынок. 2008. №4. С. 2 - 4.
2. Богачкова Л. Ю. Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование. Автореферат дисс.... д. э. н. — Волгоград: ГОУ ВПО ВолГУ. 2007.
3. Данные официального сайта МЭРиТ (www. economy. gov. га).
4. Инновации в цифрах 2004. С. 55.
5. Оганесян Т., Селезнев А. Реформа электро-энергетики//Энергетика. Экология. Экономика. 2007. № 7. С. 61.
6. По данным Росстата (материалы официального сайта www. gks. га).
7. Россия в цифрах. 2007. Официальное издание. — М.: Росстат. 2007.
8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р.
9. Новая Энергетическая стратегия до 2030 г.
10. UNCTAD Handbook of statistics 2006-2007.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(4935) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]