Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития инвестиций в энергетику Северо-западного региона России'

Проблемы и перспективы развития инвестиций в энергетику Северо-западного региона России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЭНЕРГЕТИКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / INVESTMENTS / ENERGY SECTOR / FUEL-ENERGY COMPLEX / NORTHWEST REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION / MANUFACTURE MODERNIZATION / ENERGY STRATEGY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсентьева Ирина Владимировна

В статье исследуется проблема привлечения инвестиционных ресурсов в развитие энергетики Северо-Западного региона в условиях изменения подходов к управлению эффективностью энергетических комплексов на уровне государственного регулирования и изменения структуры потребления. На основе анализа существующей ситуации и опыта регулирования энергетики других регионов формируется основа целеполагания программ развития энергетического комплекса в области привлечения инвестиционных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Problems and Prospect of energy sector investments of Northwest region of Russia

The problem of investment resources attraction for the development of Northwest region energy sector in the conditions of management changes of efficiency energy complexes at the state level of regulation and change of structure of consumption is analyzed in the article. On the basis of the existing situation analysis and the experience of energy regulation in other regions the object programs energy complex development basis in the field of investment resources attraction is formed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития инвестиций в энергетику Северо-западного региона России»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКУ СЕВЕРОЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ

Арсентьева Ирина Владимировна, аспирант, должность: зам. гл. бухгалтера.

Место работы: ООО «Золотая Ладья».

Контакты автора: e-mail: arsir@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется проблема привлечения инвестиционных ресурсов в развитие энергетики Северо-Западного региона в условиях изменения подходов к управлению эффективностью энергетических комплексов на уровне государственного регулирования и изменения структуры потребления. На основе анализа существующей ситуации и опыта регулирования энергетики других регионов формируется основа целеполагания программ развития энергетического комплекса в области привлечения инвестиционных ресурсов.

Ключевые слова: инвестиции, энергетика, топливно-энергетический комплекс, Северо-

западный регион Российской Федерации, модернизация производства, Энергетическая страте-гия России.

DEVELOPMENT PROBLEMS AND PROSPECT OF ENERGY SECTOR INVESTMENTS OF NORTHWEST REGION OF RUSSIA

Arsentyeva Irina Vladimirovna, post-graduate student, position: chief accountant deputy.

Place of employment: LLC «Zolotaya ladya».

Contacts of the author: e-mail: arsir@mail.ru

Annotation. The problem of investment resources attraction for the development of Northwest region energy sector in the conditions of management changes of efficiency energy complexes at the state level of regulation and change of structure of consumption is analyzed in the article. On the basis of the existing situation analysis and the experience of energy regulation in other regions the object programs energy complex development basis in the field of investment resources attraction is formed.

Keywords: investments, energy sector, fuel-energy complex, Northwest region of the Russian Federation, manufacture modernization, Energy strategy of Russia.

По выводам Международного энергетического агентства, в ближайшие тридцать лет на международном рынке энергоресурсов ожидается рост спроса на все виды энергетических ресурсов, при этом нефть, газ, электричество сохранят свои доминирующие позиции. Одновременно планируется усилить позиции России как ведущего экспортера различных видов энергоре-сурсов1.

Мировое экономическое сообщество рассматривает топливно-энергетический комплекс как источник доходов бюджета, валютных поступлений, индустриализа-

1 Электроэнергетика России 2006-2010. Отраслевое исследование. - СПб.: Информационное агентство ИА «ШРОЫпе». 2006. - С. 19.

ции страны, расширенного потребления энергоресурсов в производстве и увеличения потребления энергии населением страны, ускоренного роста уровня доходов населения. Достаточность энергетических ресурсов является необходимым условием достижения высоких темпов социально-экономического развития.

Необходимо отметить, что топливно-энергетический комплекс Северо-запада Российской Федерации является базовым сектором экономики региона, обеспечивает развитие и улучшение социальной сферы Мурманской, Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской областей и крупнейших городов региона (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Сыктывкар и др.). От результатов функционирования комплекса зависит процесс обеспечения энергоресурсами северо-запада страны.

Электроэнергетика Северо-западного федерального округа России относится к первой ценовой зоне, в которую входят Урал и европейская часть России. Состояние производственных мощностей топливноэнергетических объектов служит индикатором того, находится ли экономика на подъеме.

Более того, крупные нововведения в ТЭК оказывают воздействие на формирование топливо-потребляющих и электро-потребляющих объектов. Если тЭк не имеет достаточных для развития финансовых ресурсов, то и будущим поколениям достанется более низкий производственный потенциал и замедление темпов экономического роста.

Значительная часть исследователей проблем развития ТЭК России отмечают появление тенденций к ухудшению инфраструктуры и снижению темпов экономического роста в отраслях энергетики и их основных потребителях в реальном секторе экономики, выраженных в сокращении добычи газа и нефти, производства электроэнергии, поддержании сложившегося уровня энергоемкости ВВП и нерациональном расходование энергоресурсов. Положение усложняется недостатком инвестиций не только в целом в экономику страны, но и в топливно-энергетические отрасли. Исходя из значимости ТЭК для развития экономики страны, важно обеспечение роста инвестиционной привлекательности комплекса, повышение эффективности его хозяйственной деятельности и экономия топливноэнергетических ресурсов.

Для развития экономики Северо-западного региона необходимо повышение обеспеченности электроэнергией, так как для поддержания сложившегося темпа роста не хватает энергетических мощностей. Кроме того, рынок электроэнергии является неразвитым и на нем распространены нарушения действующего законодательства. Так, цены на подключение к электросетям крайне высоки, а сбор и оформление разрешительных документов занимает более 300 дней, при этом существует действующий тариф на подключение к энергосетям и время ответа на оферту о заключении договора на поставку электроэнергии ограничено, при этом размер платы не должен превышать 550 рублей в случае присоединения объектов мощностью до 15 кВт включительно2. Так, в Федеральном законе «Об

2 Федеральный закон от 26.03.2003 № З6-ФЗ «Об особенностях

функционирования электроэнергетики в переходный период и о

внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых зако-

нодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике».

3

электроэнергетике»3 определяется, что меры государственного регулирования применяются при наличии:

- дефицита электроэнергии в границах какой-либо территории;

- технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

А в остальных случаях применяются сформированные рыночные механизмы, которые не всегда эффективно действуют. В качестве примеров можно привести следующие случаи:

1. В 2009 году Федеральная антимонопольная служба России признала виновным ООО «Энергокомфорт Карелия» в том, что данный поставщик розничного рынка электроэнергии Карелии необоснованно требовал оплаты за потребленную в декабре 2006, 2007, 2008 гг. электроэнергию по тарифам следующего года (2007, 2008, 2009 гг. соответственно)4.

2. АО «Новгородская энергосбытовая компания» (г. Великий Новгород), занимая доминирующее положение на рынке розничной продажи электрической энергии, согласно расследованию регионального управления ФАС производило действия, которые ущемляли интересы потребителей при выборе вариантов тарифов для расчетов за потребление электрической энергии. В частности, нарушение было допущено путем применения ОАО «Новгородская энергосбытовая компания» для расчетов за поставленную электрическую энергию с органами местного самоуправления муниципальных образований Новгородской области по варианту тарифа «одноставочный тариф в зависимости от годового числа часов использования заявленной мощности», не выбранного потребителями на 2009

год5.

3. В типовых договорах ОАО «Ленэнерго», ОАО «Ян-тарьэнерго» указано, что заявитель, независимо от мощности присоединяемого объекта, обязан организовать технический осмотр (обследование) присоединяемого энергопринимающего устройства территориальным органом Ростехнадзора, получить и направить в сетевую организацию копию акта допуска электрической установки в эксплуатацию, выданного органом Ростехнадзора.

Исходя из указанных типовых договоров, в случае если заявитель не представит в сетевую организацию акт допуска энергоустановки в эксплуатацию, сетевая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. При этом заявитель должен полностью возместить сетевой организации расходы на исполнение ей договора, расходы, которые сетевая организация должна будет понести для восстановления положения, существовавшего ранее. В дополнение к этому сетевая организация вправе взыскать с заявителя неустойку по договору. Ущемляют права потребителей положения типовых договоров, в которых предусмотрено, что в случае если заявитель не представит сетевой организации в 30-дневный срок подписанный договор, договор считается не заключенным, а заявка заявителя на технологическое присоединение подлежит возврату без исполнения. Однако в пункте

3 Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»

4 Пресс-релиз ФАС России от 13 октября 2009 года [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.fas.gov.ru/news/n_26994.shtml (дата обращения:

24.04.2010)

5 Пресс-релиз ФАС России от 2 октября 2009 года [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.fas.gov.ru/news/n_26804.shtml (дата обращения:

15.04.2010)

15 Правил технологического присоединения6 предусмотрено, что заявитель должен лишь подписать и направить проект договора в 30-дневный срок.

Сложившееся положение на рынке электроэнергетики является серьезным препятствием на пути развития ТЭК региона. Для решения проблемы дефицита энергоресурсов необходимо вернуться к практике опережающего развития энергетики по сравнению с запуском новых производственных мощностей7.

По оценкам иностранных инвесторов «слабые» места российской экономики это, прежде всего, несогласованность интересов государства и бизнеса; административные барьеры; неразвитость инфраструктуры; несовершенство налогового и таможенного законода-тельства8.

Важным инструментом преодоления административных барьеров являются особые экономические зоны, имеющие таможенные и налоговые преференции, собственную административную власть. Наряду с уже появившимися технико-внедренческими и промышленными экономическими зонами, Правительство России планирует начать работу по созданию портовых и туристско-рекреационных экономических зон. В ближайшее время соответствующие изменения будут внесены в федеральный закон об особых экономических зонах.

Для развития инвестиций в реальном секторе экономики в целом и энергетики в частности необходима действующая нормативная база, соответствующая сложившейся в развитых странах практике делового оборота, подготовленная транспортная и инженерная инфраструктура, обеспечение достаточного количества подготовленных специалистов в различных областях экономики.

В настоящее время показано, что при существующем уровне инвестирования генеральную схему размещения объектов электро- и теплоэнергетики в северозападном регионе России на период до 2020 года удастся реализовать не более чем на 60%.

С момента создания в 1992 году государственной энергетической компании (в дальнейшем РАО ЕС) активно велись дискуссии о путях развития российской электроэнергетики. В качестве основной идеи реформирования предлагались различные схемы акционирования, приватизации, слияния с высокодоходными видами производств (например, производством алюминия), расширения производственной цепочки за счет включения производства оборудования для электроэнергетики. Большинство этих проектов были отклонены из-за ущемления интересов частных акционеров РАО ЕС или противоречия государственным ин-

9

тересам9.

В августе 2003 года была принята «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» (утвержденная распоряжением правительства РФ от

6 Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.

7 Голубев В.А. Направления развития коммунальной энергетики

на Северо-Западе России. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ftt-plastic.ru/isolarticles/293 р2.рЬф (дата обращения:

17.04.2010)

8 Гончаренко А.В. Мировая энергетика: взгляд на десять лет вперед // Россия в глобальной политике. - 2006. - №6. - С. 5481.

9 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 20002007. - М.: Дело АНХ, 2008. - 1328 с.

28.08.03 г. № 1234-р)10. Основой данного программного документа стала ориентация на экстенсивный путь развития и экономически и технологически необоснованные темпы роста. Так, планируется увеличение уровня добычи нефти к 2020 году до 520 млн тонн. На заключительном этапе ТЭК должен выйти на новые рубежи: энергопотребление в России вырастет на 22-36 % (потребление газа увеличится на 18-24 %, нефтепродуктов - на 36-53 %, угля - на 33-70 %), планируется значительный рост экспорта углеводородного сырья11. По оценкам российских специалистов, только на модернизацию существующей энергетической инфраструктуры необходимо около 600 млрд долл. США 12.

Ориентация на экстенсивный путь развития топливно-энергетического комплекса страны, который подразумевает последовательное увеличение ресурсо-энергопроизводства как необходимого условия роста всей экономики, снижает экономическую безопасность комплекса.

Кроме проблемы вида экономического роста, не соответствующего постиндустриальному типу развития общества, следует отметить и нерациональную структуру производства и потребления энергоресурсов. Так, основным видом энергоресурса в настоящее время является природный газ, доля которого в энергетическом балансе России увеличилась с 16 % в 1965 году до 40 % в 1990- м и до 68 % в 2008-м (для сравнения: в Швеции - 2 %, во Франции - 13 %, в Германии - 21 %, в США - 27 %, в Канаде - 30 %). Подобная структура топливного баланса страны нерациональна в силу состояния ресурсной базы ОАО «Газпром», которая не позволяет поддерживать сложившийся уровень добычи и сохранять данную структуру потребления газа на достаточно большой срок13.

Проблемы структуры и динамики развития отрасли указывают на то, что Концепция новой Энергетической стратегии России на ближайшие 20 лет должна основываться на:

- изменении самой структуры ресурсопотребления в теплоэнергетических системах;

- широком применении энергосберегающих технологий;

- опережающем росте энергетической мощности и т.

д.

Для реализации этапа перехода в масштабах страны необходимо проведение следующих мероприятий :

- перевод ТЭЦ и крупных котельных с природного газа на уголь; перевод средних и мелких котельных с мазута и угля на местное низкокалорийное топливо (биомассу, торф, горючие сланцы, бытовые твердые отходы и т. д.);

- развитие производства и широкое применение в энергетике нетрадиционных, альтернативных природному газу, метансодержащих газов (биометана, угольного метана, попутного нефтяного газа и т.д.);

- широкое применение децентрализованных систем теплоснабжения на основе тепловых насосов и применение автономных систем для одновременного про-

10 Концепция Стратегии ОАО РАО ЕЭС России на 2003 - 2008 гг. [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.mrsksevzap.ru/reform/five/ (дата обращения:

28.04.2010)

11 Ложкин С. Муниципальная энергетика — новый шаг вперед. // Российская муниципальная практика. - 2006. - №03. - С. 47-94.

12 Кузовкин А. Энергореформа и энергетический кризис в России. Конкуренция вместо надежности // Промышленные ведомости. - 2008. - № 12. - С. 12-27.

13 Там же.

изводства электроэнергии и тепла на основе когене-рационных установок;

- широкое внедрение в малую энергетику стирлинг-технологий и т.д.

Таким образом, для выполнения поставленных задач необходимо привлечь существенные инвестиции, основная часть которых может быть привлечена из собственных средств предприятий топливноэнергетической отрасли, на втором месте идет заемный капитал.

Существуют также и законодательные ограничения в инвестировании в различные объекты инфраструктуры рынка электроэнергетики.

В настоящее время Компании, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии, можно разделить на несколько групп:

1. АО-энергосбыты, которые выделились в результате разделения деятельности по передаче и торговле электроэнергии (например, ОАО «Янтарьэнергосбыт» осуществляет деятельность в Калининградской области). В соответствии с федеральным законом «Об электроэнергетике» энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии.

2. Независимые энергосбытовые компании поставляющие электроэнергию крупным отраслевым потребителям. Так например, оОо «Русэнергосбыт» снабжает электроэнергией ОАО «РЖД» на территории 33 субъектов Российской Федерации, ООО «Транснефть-сервис С» осуществляет сбыт электроэнергии в местах расположения инфраструктурных подразделений, обеспечивающих функционирование магистральных нефтепроводов.

3. Компании, которые могут приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, действующего на данной территории, или у других энергосбытовых компаний.

Согласно действующему законодательству, участие Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в период реформирования российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» не может составлять менее 52 процентов. До завершения реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 100 процентов в уставном капитале системного оператора способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Электроэнергетика активно привлекает инвесторов для участия в проектах по акционированию и более эффективному управлению перетоком электрической мощности. Еще в 2008 году завершилась программа по реструктуризации российской энергосистемы и произошла реорганизация всех 72 проектов реорганизации АО-энерго, входивших в структуру Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России».

В 2008 году осуществлена продажа акций следующих генерирующих компаний.

Таблица 1.

Привлечение инвестиций в электроэнергетику14

14 Обзор состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности [Электронный ресурс].- Режим доступа:

Ком- пания Дата продажи Доля в УК, % Вели- чина привле- ченных денеж- ных средств, млрд руб. Страте- гический инвестор

ТГК-9 январь 33 17,03 КЭС- Холдинг

ТГК- 10 фев- раль 60 75,19 Fortum

Волж- ская ТГК март- май >50 38,46 КЭС- Холдинг

ТГК-6 март >50 25.23 КЭС- Холдинг, Prosperity Capital

Ени- сейская ТГК (ТГК- 13) апрель 46 11,06 СУЭК

ТГК-2 апрель 49 18,03 Группа Синтез

ТГК-4 де- кабрь 49 27,92 Онэксим

ТГК- 11 де- кабрь 28 5,88 Группа Е4

В результате размещения и продажи акций генерирующих компаний в 2007-2008 годах генерирующие компании и ОАО РАО «ЕЭС России» получили денежные средства в размере более 800 млрд руб., целевое назначение которых - реализация инвестиционных программ генерирующих и сетевых компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация сохраняет контроль за производителями электрической энергии в атомной отрасли и в значительной части гидроэнергетики. Существенный интерес к генерирующим компаниям проявили поставщики топлива - оАо «Газпром», ОАО «СУЭК», ОАО «Кузбассразрезуголь», ОАО «Русский Уголь», ОАО «Мечел», ОАО «Евраз». Также необходимо отметить появление в числе контролирующих акционеров генерирующих компаний крупных иностранных стратегических инвесторов - Fortum, E.On, Enel.

http://fas.gov.ru/files/28832/1_ORE_2008_2009_beGP.doc (дата обращения: 29.04.2010)

Таким образом, у электроэнергетики России в целом и Северо-запада в частности есть возможности для привлечения инвестиций и дальнейшего развития.

Для комплексного решения проблемы привлечения инвестиционных ресурсов в развитие электроэнергетики Северо-Западного региона необходимо:

- совершенствование процесса контроля законодательства в области электроэнергетики в области соблюдения условий передачи электроэнергии и подключения к сетям;

- повышение мощности энергетических систем превышающем темпом по сравнению с уровнем развитии отраслей-потребителей энергетики;

- внедрение политики направленной на формирование оптимальной структуры производства энергоресурсов.

Список литературы:

1. Голубев В.А. Направления развития коммунальной энергетики на Северо-Западе России. [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://ftt-plastic.ru/isolarticles/293 р2.р1лр (дата обращения: 17.04.2010).

2. Гончаренко А.В. Мировая энергетика: взгляд на десять лет вперед // Россия в глобальной политике. -2006. - №6. - С. 54-81.

3. Концепция Стратегии ОАО РАО ЕЭС России на

2003 - 2008 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mrsksevzap.ru/reform/five/ (дата обра-

щения: 28.04.2010)

4. Кузовкин А. Энергореформа и энергетический кризис в России. Конкуренция вместо надежности // Промышленные ведомости. - 2008. - № 12. - С. 12-27.

5. Ложкин С. Муниципальная энергетика — новый шаг вперед. // Российская муниципальная практика. -2006. - №03. - С. 47-94.

6. Материалы официального сайта Федеральной Ан-

тимонопольной Службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fas.gov.ru (дата обращения -

04.2010)

7. Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

8. Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике».

9. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007. - М.: Дело АНХ, 2008. -1328 с.

10. Электроэнергетика России 2006-2010. Отраслевое исследование. - СПб.: Информационное агентство ИА «INFOLine». 2006. - 74 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Базовым усилием экономического роста региона является обеспечение инфраструктурой для ведения хозяйственной деятельности. Развитие энергетики в целом, и электроэнергетики в частности является одним из таких условий. Северо-западный федеральный округ в силу географического расположения и развитой транспортной инфраструктуры по сравнению с други-

ми регионами России обладает факторами инвестиционной привлекательности. Поэтому тема исследования весьма актуальна для выработки взвешенной промышленной политики в области стимулирования развития энергетики региона.

Научная зависимость работы заключается в комплексной оценке факторов, воздействующих на современное состояние развития энергетической области. Так, автором исследуется структурные ограничения, связанные со сложившимся уровнем структуры энергетики и возможностями его поддержания, состояния конкуренции на рынке электроэнергетики и создания условиях для недискриминационного доступа к электрическим сетям. Следует отметить, то автор системно подошел к оценке экономических факторов развития энергетической системы Северо-запада и указал на необходимость опережающего роста энергетической мощности.

Практическую ценность представляют выводы относительно целевых установок по развитию инвестиционной привлекательности энергетического комплекса России, сделанные на основе анализа практики привлечения инвестиций при акционировании РАО ЕС и структуры рынка электроэнергии в условиях изменения современного уровня законодательства. Так, автором делается вывод о необходимости совершенствования процедур контроля за соблюдения законодательства в области регулирования производства и потребления электроэнергии и внедрения политики направленной на формирование оптимальной структуры производства энергоресурсов.

Статья написана в научном стиле, содержит элементы научной новизны и представляет практическую значимость для формирование промышленной политики на региональном уровне. Рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к научным работам. Общий вывод: статья рекомендована к публикации.

Старший научный сотрудник института Прикладных экономических исследований Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

к.э.н.

Смирнова О.О.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.