Научная статья на тему 'Особенности развития функций программирования, регуляции и контроля младших школьников с трудностями обучения'

Особенности развития функций программирования, регуляции и контроля младших школьников с трудностями обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сойко К.В.

В данной статье рассматривается проблема трудностей в обучении, которая является наиболее актуальной для современной науки и педагогической практики. Анализ механизмов нарушений познавательных процессов и поведения связан с поиском путей решения конкретных проблем, возникающих при обучении детей с трудностями в обучении детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. Организация целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекция полученного результата это задачи третьего блока мозга (по А.Р. Лурия). Трудности программирования и контроля дают о себе знать во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, но наиболее ярко они проявляются в решении мыслительных задач. Таким образом, проблема изучения механизмов произвольной регуляции, «управляющих функций» является существенной для анализа механизмов нарушений поведения, для решения диагностических, коррекционных задач, а также для широкой педагогической практики. Статья адресуется студентам педагогических вузов, специалистам, работающим с детьми, всем тем, кто занимается вопросами специальной психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT PROGRAMMING FUNCTIONS, FUNCTIONS, REGULATION AND CONTROL IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

At present the problem of difficulties in learning is the most actual problems for modern science and teaching practice. Very often a category of children who have problems in studying is a category of children with lagging of programming functions and control functions. According to the structural-functional model, proposed by A.R. Luria, the whole brain can be divided into three structural-functional blocks: 1) energy unit (block); 2) block (unit) of receiving unit, processing and storing exteroceptive information; 3) block of programming, regulation and control of complex forms of activity. All functions are with the help of these three blocks. The tasks of the third block of our brains are the organization of purposeful, conscious and mental activity, which includes in its structure purpose, reason and program of actions to achieve the goal, the choice of means, follow-up action, improvement of result. Difficulties of programming and control occur in all school tasks which require voluntary attention, but most vividly they appear when it is necessary in solve intellectual tasks. Thus, the problems of studying of the mechanisms of voluntary regulation and "control functions" are essential for analysis of the mechanisms of behavioral disorders, for diagnostic, remedial objectives, as well as for general practice teaching.

Текст научной работы на тему «Особенности развития функций программирования, регуляции и контроля младших школьников с трудностями обучения»

УДК 159.907: [ 376.3 + 378.1 : 376.3]

К.В. ^йко

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ

УО «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Одним из наиболее актуальных вопросов специальной педагогики и психологии на сегодняшний день является проблема школьной неуспеваемости. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании [2], дети с трудностями в обучении составляют одну из категорий лиц с особенностями психофизического развития. Они не имеют выраженных отклонений в развитии: умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы. Несмотря на это, эти дети испытывают стойкие трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин: остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза. Трудности, которые испытывают дети данной категории, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности) [6]. Одной из групп детей со специфическими трудностями в обучении являются дети с медицинским диагнозом - минимальные мозговые дисфункции, обусловленные функциональной слабостью определенных мозговых структур, вызванные факторами различной этиологии.

Одной из наиболее часто встречающейся категории детей, имеющих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, являются дети с относительным отставанием развития функций программирования и контроля произвольных форм деятельности. Для определения данной мозговой дисфункции в нейропсихологии используется термин «дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» - синдром СДВГ [4].

Становление данных функций - длительный процесс, но наиболее существенная перестройка отмечается в 7 лет. Данный период связан с формированием сознательной регуляции действий и изменениями психологических и физиологических механизмов внимания [5]. Поэтому на первых этапах школьного обучения несформированность произвольной

регуляции действий встречается особенно часто. В школе такие дети не могут следовать указаниям учителя, не выслушивают задание до конца, отвлекается и сбивается в ходе его выполнения. Неуспех снижает мотивацию к обучению. В итоге ребенок становится стойко неуспешным.

Согласно модели, предложенной А.Р. Лурия, головной мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: энергетический, блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Организация целенаправленной психической активности - задача третьего фунционального блока мозга, отличительной особенностью работы которого является наличие обширных связей со всеми отделами коры больших полушарий [1]. По мнению А.Р. Лурия, данный блок мозга является организатором и дирижером всей психической деятельности человека. Таким образом, несформированность функций третьего блока является значимым фактором возникновения трудностей обучения младших школьников.

Актуальность данной проблемы определили цель нашего исследования -проанализировать динамику функций программирования, регуляции и контроля у младших школьников группы нормы и группы трудностей в обучении.

Для сравнительного исследования функций программирования, регуляции и контроля произвольных действий были подобраны 5 нейропсихологических проб: «Динамический праксис», «Графомоторная проба», «Составление рассказа по серии сюжетных картинок», «Счёт» (прямой и избирательный), «Зрительные ассоциации» [5]. В исследовании принимали участие 10 младших школьников 7-9 из специального интегрированного класса для детей с трудностями в обучении и 10 младших школьников 7-8 лет из общеобразовательного класса. В исследовании использовался метод продольных срезов - лангетюдное исследование, которое проводилось на базе СШ № 160 г. Минска с 2013 по 2014 года (в период обучения школьников во 2 классе и в 3 классе).

В таблице 1 представлены результаты исследования респондентов пробой «Динамический праксис». Следует отметить, что высокие баллы за выполнение проб, свидетельствуют об ошибках (штрафные баллы).

Таблица 1. - Результаты выполнения респондентами пробы «Динамический праксис»

Динамический праксис 2 класс 3 класс

Общеобр. Спец. Общеобр. Сред.

Правая рука ЛКР 1 1,3 0,9 1,2

КЛР 1 0,4 0,5 0,3

Левая рука ЛКР 0,4 1,1 0,2 0,6

КЛР 0,2 0,3 0,2 0,1

Среднее 0,65 0,775 0,45 0,55

Анализ таблицы 1 свидетельствует о том, что в пробе «динамический праксис» результаты выполнения улучшились в обоих группах. Так, усвоение

программы динамического праксиса у детей к 3 классу в общеобразовательном классе улучшилось на 0,2. В специальном классе этот показатель изменился на 0,225 (табл.1). Следует отметить, что переход от выполнения пробы правой рукой к выполнению левой особенно сложнее даётся ученикам специального класса.

Результаты исследования респондентов пробой «Графомоторный диктант» представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Результаты выполнения респондентами пробы «Графомоторный диктант»

Графомоторный диктант 2 класс 3 класс

Общеобр. Спец. Общеобр. Спец.

Характер выполнения 2,8 1,3 1,3 1,1

Следование программе 0,8 1,3 0,5 1,1

Время выполнения (с) 5,1 6,5 4,5 4,8

Анализ таблицы 2 свидетельствует, что в процессе выполнения «графической пробы» между учащимися 2 и 3 классов значительное улучшения отмечаются по параметрам: «характер ошибки», время выполнения. В двух группах сократилось количество остановок и отрывов при выполнении. Во 2 классе только 20% детей смогли выполнить задание безошибочно, в третьем их число удвоилось (60%). В специальном классе только 1 второклассник (10%) смог выполнить задание безошибочно. В третьем классе этот же ученик справился с заданием безошибочно.

В пробе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» подсчитывался комплексный показатель, включающий: раскладывание серии картинок, смысловая адекватность, программирование рассказа, грамматическое и лексическое оформление. Результаты выполнения пробы представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Результаты выполнения респондентами пробы «Рассказ по серии картинок»

Рассказ по серии картинок 2 класс 3 класс

Общеобр. Спец. Общеобр. Спец.

Балл 2,8 1,3 3,3 3,2

Исходя из данных таблицы, следует вывод о том, что 3 классе дети допускали меньше ошибок при выполнении пробы. Наличие аграмматизмов и единичных парафразий было выявлено только у двух учеников специального класса. В третьем классе дети тратили в среднем меньше времени на составление рассказа. Однако рассказы детей короткие, состоят часто не более чем из 3-4 предложений, в рассказах отсутствуют сложные синтаксические конструкции и сложные предложения.

Выполнение пробы «Счет» выявило, что в третьем классе дети не испытывают трудностей с оттормаживанием программы простого счета (проба «Счёт»), в то время, как второклассники специального класса допускали ошибки такого рода.

В процессе выполнения пробы «Зрительные ассоциации» ученикам 3 класса легче удавалось создание новой программы изображения предмета. Не отмечались повторы в названиях рисунков, сократилось количество повторов деталей.

Таким образом, сравнение обобщенных показателей, полученных в ходе исследования, учеников общеобразовательного и специального класса подтверждает наличие тесной связи успешности обучения со степенью сформированности функциональных систем головного мозга, и в первую очередь лобных отделов.

Улучшения оценок выполнения нейропсихологических проб от второго к третьему классу у учеников общеобразовательного класса не являются столь значительными, чем в специальном классе. Это может быть связано с тем, что развитие функций программирования и контроля, обеспечивающих выполнение данных проб, имеет достаточный уровень их сформированности у учеников обычного класса, что выражается в достаточно хороших и равных оценках при выполнении всех проб.

Различия в полученных оценках указывают на лучшую серийную организацию и произвольную регуляцию действий у успевающих учеников, что указывает на развитый механизм компенсации незначительного дефицита «слабых» функций в ходе развития за счет «сильных». Меньшие компенсаторные возможности у детей из специального класса в свою очередь, указывают на наличие вторичных дефектов, которые требуют специально организованной комплексной помощи со стороны педагогов, психологов и родителей. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Таким образом, проблема изучения произвольной регуляции сложных форм деятельности, является существенной для анализа механизмов нарушений поведения, решения диагностических, коррекционных задач [5].

References:

1. Ahutina, T.V., Pylaeva N.M, Preodolenie trudnostej ucheniya: nejropsihologicheskij podhod. - SPb.: Piter, 2008. - 320 s.

2. Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii. - Minsk: RIVSH. - 352 s.

3. Mikadze, YU.V. Nejropsihologicheskaya diagnostika sposobnosti k obucheniyu // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psihologiya, 1996.

4. Osnovy special'noj psihologii: ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb, zavedenij / L.V. Kuznecova, L.I. Peresleni, L.I. Solnceva i dr.; Pod red. L.V. Kuznecovoj. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. - 480 s.

5. Polonskaya, N.N. Nejropsihologicheskaya diagnostika detej mladshego shkol'nogo vozrasta: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / N.N. Polonskaya. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007. - 192 s.

6. SHinkarenko, V.A. Kategoriya detej s narusheniyami psihicheskogo razvitiya (trudnostyami v obuchenii) / V.A. SHinkarenko // Specyyal'naya adukacyya. - 2012. - №6. - s. 56-58.

Soika K. V.

FEATURES OF DEVELOPMENT PROGRAMMING FUNCTIONS, FUNCTIONS, REGULATION AND CONTROL IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Belarussian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk

Summary

At present the problem of difficulties in learning is the most actual problems for modern science and teaching practice.

Very often a category of children who have problems in studying is a category of children with lagging of programming functions and control functions.

According to the structural-functional model, proposed by A.R. Luria, the whole brain can be divided into three structural-functional blocks:

1) energy unit (block);

2) block (unit) of receiving unit, processing and storing exteroceptive information;

3) block of programming, regulation and control of complex forms of activity.

All functions are with the help of these three blocks.

The tasks of the third block of our brains are the organization of purposeful, conscious and mental activity, which includes in its structure purpose, reason and program of actions to achieve the goal, the choice of means, follow-up action, improvement of result.

Difficulties of programming and control occur in all school tasks which require voluntary attention, but most vividly they appear when it is necessary in solve intellectual tasks.

Thus, the problems of studying of the mechanisms of voluntary regulation and "control functions" are essential for analysis of the mechanisms of behavioral disorders, for diagnostic, remedial objectives, as well as for general practice teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.