Научная статья на тему 'Нарушения функций программирования, регуляции и контроля как причина школьной неуспеваемости'

Нарушения функций программирования, регуляции и контроля как причина школьной неуспеваемости Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
871
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — К.В. Сойко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATION OF PROGRAMMING FUNCTIONS, REGULATION AND CONTROL IN CHILDREN WITH DIFFICULTIES OF TRAINING

At present the problem of difficulties in learning is the most actual problems for modern science and teaching practice. Very often a category of children who have problems in studying is a category of children with lagging of programming functions and control functions. The problems of studying of the mechanisms of voluntary regulation and "control functions" are essential for analysis of the mechanisms of behavioral disorders, for diagnostic, remedial objectives, as well as for general practice teaching.

Текст научной работы на тему «Нарушения функций программирования, регуляции и контроля как причина школьной неуспеваемости»

Научные стремления 3(11)’2014

УДК 159.907: [ 376.3 + 378.1 : 376.3]

К.В. Сойко

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ КАК ПРИЧИНА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени

Максима Танка», г. Минск

В настоящее время проблема трудностей в обучении является наиболее актуальной для современной науки и педагогической практики. Анализ механизмов нарушений познавательных процессов и поведения связан с поиском путей решения конкретных проблем, возникающих при обучении детей с трудностями в обучении - детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе.

Часто встречающаяся категория детей с трудностями в обучении - это дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности. Часто эти дети непоседливы, но среди них бывают и замедленные, недостаточно активные. Объединяют тех и других детей трудности планирования и планомерного выполнения действия: дети не сразу включаются в задание, их ориентировочная деятельность хаотична и неполна, они легко отвлекаются на посторонние раздражители, соскальзывают на более упроченный вариант выполнения действия, часто не доводят действие до конца и не сверяют результат действия с его образцом или замыслом.

Согласно структурно-функциональной модели, предложенной А.Р. Лурия, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: 1) энергетический блок, 2) блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, 3) блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Любая ВПФ осуществляется при обязательном участии всех трех блоков.

Организация целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекция полученного результата - это задачи третьего блока мозга. Отличительной особенностью его работы является наличие обширных двусторонних связей не только с нижележащими образованиями ствола мозга, но и со всеми остальными отделами коры больших полушарий. Именно поэтому трудности программирования и контроля часто сочетаются с трудностями поддержания рабочего, бодрствующего состояния мозга. И как следствие, слабая произвольная организация приводят не только к неуспехам в учебе, но и нарушению регуляции произвольного поведения.

Трудности программирования и контроля дают о себе знать во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, но наиболее ярко они проявляются в решении мыслительных задач. Овладение правильной речью также предъявляет требования к сформированности функций

69

программирования и контроля. Поэтому своевременное и гармоничное их формирование является важнейшим критерием степени готовности ребёнка к выполнению общественно значимых форм деятельности, в частности учебной.

Таким детям особенно требуется организующая помощь педагога, внимание с его стороны, что, как правило затруднено в обычных классах общеобразовательных школ. Если же учащимся вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, возникают вторичные нарушения - стойкая школьная неуспеваемость, снижение школьной мотивации и самооценки приводящие к серьезным личностным изменениям.

Таким образом, проблема изучения механизмов произвольной регуляции, «управляющих функций» является существенной для анализа механизмов нарушений поведения, для решения диагностических, коррекционных задач, а также для широкой педагогической практики.

Методологической основой работы является теория системно-динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия. Для исследования функций программирования, регуляции и контроля произвольных действий, а также оценки серийной организации, были подобраны 5 нейропсихологических проб: динамический праксис, графическая проба, составление рассказа по серии сюжетных картинок, счёт (избирательный), зрительные ассоциации (2 части). Исследование проводилось с детьми 8-9 лет, учащимися СШ № 160 г. Минска (10 школьников из специального класса и 10 из детей общеобразовательного класса.

В ходе исследования установлено, что у 90% (9 человек) детей из специального класса и 40% (4 человека) из общеобразовательного класса выявлена относительная слабость функций программирования и контроля. В таблице 1 представлены основные результаты исследования.

Таблица 1 - Функции программирование и контроля

Проба Спец. класс, 90 % респонден тов Общеобр. класс, 40 % респонден тов Типичные ошибки, выявленные при нейропсихологическом исследовании функций программирования и контроля

Динамический праксис 3,9 4,5 Трудности усвоения и удержания программы движений, тенденция к расширению программы, замедленный темп выполнения пробы.

Графическая проба 5,9 6 Трудности усвоения и удержания программы движений, поэлементное выполнение, тенденция к расширению, многочисленные отрывы от выполнения и уход от программы.

Рассказ по серии картинок 6,2 7,75 Пропуск смысловых звеньев, тенденция к перечислению деталей, наличие смысловых повторов и разрывов в повествовании. Короткий рассказ и фразы, отсутствие сложных синтаксических структур, низкий темп речи, длительное время выполнения пробы.

70

Научные стремления 3(11)’2014

Счет 1 0 Трудности избирательного счета (трудности с оттормаживания программы простого счета).

Зрительные ассоциации Трудности создания новой программы изображения предмета, выполнение стереотипной программы рисования. Низкая продуктивность, повторы деталей рисунка и названия. Преобладание обобщенных рисунков, низкое качество изображений. Использование словосочетаний при назывании рисунков.

Таким образом, у 90% учеников специального класса и 40% учеников общеобразовательного класса выявлена слабость функций программирования и контроля, которая проявляется в типичных регуляторных ошибках при выполнении нейропсихологических проб. Вместе с тем, результаты детей из специального класса имеют более низкий показатель по всем

нейропсихологическим пробам, наблюдаются множественные вторичные нарушения высших психических функций, проявляющиеся в чтении и письме, которые приводят к выраженным трудностям в обучении.

Таким образом, сформированность функций программирования и контроля является важным фактором возникновения трудностей обучения младших школьников. Основным патологическим фактором является недостаточность произвольного внимания, речевой саморегуляции, программирования, целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Ярко проявляются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость, обилие системных персевераций и инертных ошибок в психической деятельности ребенка.

Возможности компенсации «слабых» функций детей за счет «сильных» из специального класса в значительной степени меньше, чем у детей общеобразовательного класса в силу наличие этих вторичных дефектов и требует специально организованной комплексной помощи со стороны педагогов, психологов и родителей. У детей из общеобразовательного класса дефицит функций программирования и контроля может быть компенсирован в ходе развития за счет «сильных» функций и не являться фактором школьной неуспеваемости.

Список литературных источников

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М, Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. -320с.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 2005.

3. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун -та. Сер. 14. Психология, 1996.

4. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2008. — 128 с.

71

Soika K.V.

VIOLATION OF PROGRAMMING FUNCTIONS, REGULATION AND CONTROL IN CHILDREN WITH DIFFICULTIES OF TRAINING

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank

Summary

At present the problem of difficulties in learning is the most actual problems for modern science and teaching practice. Very often a category of children who have problems in studying is a category of children with lagging of programming functions and control functions. The problems of studying of the mechanisms of voluntary regulation and "control functions" are essential for analysis of the mechanisms of behavioral disorders, for diagnostic, remedial objectives, as well as for general practice teaching.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.