Научная статья на тему 'Функции программирования и контроля младших школьников с разным уровнем успеваемости'

Функции программирования и контроля младших школьников с разным уровнем успеваемости Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
763
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петухова К. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMMING AND CONTROL FUNCTIONS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH DIVERSE PROGRESS

One of the reasons why educational difficulties appear is weak programming and control functions. The purpose of this article is to detect dependency between the level of development of programming functions of primary school students and their school progress. During the analysis of the execution of the neuropsychological tests by children, I found that the developing of programming and control functions of primary school students appears to be a factor of the successful study performance.

Текст научной работы на тему «Функции программирования и контроля младших школьников с разным уровнем успеваемости»

Научные стремления 3(11)’2014

УДК 159.9.072.533

Петухова К.Д.

ФУНКЦИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени

Максима Танка», г. Минск

В настоящее время в образовательном процессе возрастающую актуальность приобретает проблема учета индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения. Особую значимость решение данной проблемы представляет для детей, имеющих трудности в обучении и адаптации к школе. По мнению исследователей, такие дети составляют от 13 до 15% учащихся начальной школы, как в обычных классах, так и в коррекционно-развивающих классах общеобразовательных школ.

В нейропсихологии высшие психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки (удачные и ложные) в работе всей системы. Трудности обучения вызываются отклонением в формировании высших психических функций, обусловленным комплексом причин нейробиологического и социального характера [1]. Все это вместе с наследственными предрасположенностями ведет к выраженной неравномерности развития высших психических функций, что на фоне высоких требований современной школы приводит к трудностям в обучении.

По мнению исследователей (Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю.) одной из причин возникновения трудностей обучения является слабость функций программирования и контроля, которая не только является причиной возникновения трудностей в обучении, но и приводит к расстройствам поведения у детей и подростков [2]. В соответствии со структурной организаций мозга по А.Р. Лурия, функции программирования и контроля осуществляет третий блок мозга.

Функции программирования, регуляции и контроля являются наиболее важными для организации любой деятельности человека. По мнению А.Р. Лурия, поражение «аппаратов третьего блока (лобных отделов мозга), не изменяя общего тонуса и коры и не затрагивая основных условий процесса приема информации, существенно нарушает процесс ее активной переработки, затрудняя процесс возникновения намерений, программирования действий, препятствует стойкой регуляции и контролю за их протеканием» [3, с. 47].

Функции произвольности и контроля формируются у детей к 6-7 годам, к моменту поступления ребенка в первый класс, что связано с активным формированием префронтальных участков коры головного мозга. Неполная зрелость лобных структур проявляется в элементах недостаточности функций

61

программирования и контроля. У таких детей обнаруживается несформированность регулирующей функции собственной речи, она зафиксировалась на этапе, не соответствующем уровню, на котором может стать организатором произвольной деятельности [4, с. 205]. Это, в свою очередь, ведет к нарушению учебной деятельности и возникновению трудностей в обучении.

Целью данной работы является изучение функций программирования и контроля у младших школьников с различной успеваемостью. Исследование проведено на базе ГУО «Средняя школа № 160 г. Минска». В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте от 7 до 9 лет, по 5 учащихся с разным уровнем успеваемости (высокая, средняя, низкая). Для проведения исследования были использованы следующие нейропсихологические пробы: реакция выбора, счет, составление предложений по картинкам, зрительные ассоциации и составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данные, полученные в ходе диагностического обследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Относительная или выраженная слабость функций ______________программирования и контроля_____________

Уровень успеваемости Относительная слабость, число учащихся, относит. вел., % Выраженная слабость, число учащихся, относит. вел., %

Высокая 40 0

Средняя 20 60

Низкая 40 60

Таким образом, в ходе исследовании было выявлено, что большинство школьников имеют относительную слабость функций программирования и контроля. При этом среди школьников со средним уровнем успеваемости 20% детей имеют относительную слабость функций программирования и контроля и 60% - выраженные нарушения функций программирования и контроля. У школьников с низким уровнем успеваемости 100% детей имеют слабость функций программирования и контроля, из них 40% - относительную слабость, а 60% - выраженные нарушения функций программирования и контроля.

В таблице 2 приведены наиболее часто допускаемые ошибки учащихся с разным уровнем сформированности функций программирования.

Таблица 2. - Типичные ошибки школьников со слабостью функций ____________программирования и контроля___________________

Уровень развития функций программирования и контроля Типичные ошибки

Относительная слабость Плохо оттормаживаемые двигательные импульсы, трудности вхождения в задание, наличие инертных элементов в программе действий. В пробах на зрительный гнозис - несформированность зрительных представлений, повторы деталей и названий

62

Научные стремления 3(11)’2014

рисунков, хаотичная стратегий рисования. В речевых пробах -смысловая неполнота, неточность составленных предложений и рассказа; тенденция к использованию простых, малораспространенных предложений, наличие упрощенных синтаксических структур, пропуск существенных звеньев рассказа.

Выраженная слабость Неоттормаживаемые двигательные импульсы, трудности вхождения в задание, наличие инертных элементов в программе действий, потеря или уход от программы действий. В пробах на зрительный гнозис - несформированность зрительных представлений, частые персеверации деталей, повтор рисунков и их названий, хаотичная стратегий рисования. В речевых пробах -неадекватность составленных предложений; нереалистическое толкование сюжета, тенденция к перечислению деталей, наличие смысловых повторов и разрывов в повествовании, значительные упрощения синтаксических структур.

По результатам анализа данных, представленных в таблицах 1 и 2, можно сделать вывод о значении сформированности функций программирования и контроля для успешного обучения: сформированность функций программирования, регуляции и контроля младшего школьника является фактором успешной учебной деятельности и влияет на формирование письма, чтения, счета и т.д. Успешная учебная деятельность требует планомерной, осознанной и контролируемой работы всех психических процессов: речи, восприятия, внимания, памяти, мышления - и, как следствие, своевременного формирования блока программирования и контроля, то есть лобных отделов мозга, прежде всего левого полушария [5].

При слабости или страдании функций программирования и контроля заметны проявления недостаточности произвольного внимания, речевой саморегуляции, программирования, целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Она носит преимущественно реактивную, репродуктивную форму, примитивна по синтаксису и разнообразию выразительных средств, часты эхолалии. Так, при составлении рассказа по серии картинок (методика Т.В. Ахутиной «Мусор») рассказ ребенка выглядит следующим образом: «Дядя шел к мусорке. Когда он шел к мусорке, он выбросил мусор. Когда он начал выбрасывать мусор, подул ветер. И весь мусор полетел на него».

Дети со слабостью функций программирования и контроля легко отвлекаются, не могут сосредоточиться, быстро устают от занятий. Все основные вышеперечисленные симптомы функциональной

несформированности лобных отделов мозга находят свое отражение и в учебной деятельности детей, что и было экспериментально подтверждено в ходе данного исследования. Такие дети упражнения по русскому и белорусскому языкам выполняют наполовину, часты пропуски букв, а иногда и слов. Однако при относительной слабости функций программирования и

63

контроля процесс овладения языками может протекать стабильно и без существенных нарушений.

Наиболее выраженные трудности прослеживаются в овладении математикой. При предъявлении интеллектуальной задачи нарушается целенаправленная ориентировка в условиях задачи и программа действий. Арифметическая задача из трех действий выполняется в одно; проверка решенной задачи и правильное написание ответа являются исключением. Если в предыдущем примере надо было вычитать, такой ребенок и дальше станет вычитать, а не выполнять ту задачу, которая перед ним поставлена (например, складывать).

Поэтому учебная программа ребенком с трудностями программирования и контроля усваивается с трудом, что и отражается на успеваемости ребенка. Знание особенностей овладения учебными навыками детьми со слабостью или страданием функций программирования и контроля позволяет оптимально построить учебный процесс, реализовав, таким образом, один из основных педагогических принципов - принцип индивидуального подхода. Внедрение внешних опор и контроль со стороны взрослого существенно повышают продуктивность, равно как и дробление заданной программы на последовательные подпрограммы [6, с. 225-226].

Таким образом, значение нейропсихологического подхода в изучении трудностей в обучении заключается в проведении системного анализа состояния высших психических функций ребенка, соотнесении этих данных с особенностями поведения ребенка и освоения программных требований, выделении механизмов образовательных трудностей и разработке дальнейших психолого-педагогических рекомендаций для конкретного ребенка. Неоспоримым преимуществом нейропсихологического подхода является то, что точная диагностика образовательных трудностей ребенка позволяет строить оптимальную стратегию его обучения.

Список литературных источников

1. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л.С. Цветкова. - Москва: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 1995. - 304 с.

2. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая

диагностика трудностей в обучении / Е.Ю. Балашова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.

3. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. -Москва: МГУ, 1975. - 256 с.

4. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное

пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288.

5. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

6. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2005. - 319 с.

64

Научные стремления 3(11)’2014

Piatukhova K.

PROGRAMMING AND CONTROL FUNCTIONS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH DIVERSE PROGRESS

Belarusian state pedagogical university named after Maksim Tank, Minsk

Summary

One of the reasons why educational difficulties appear is weak programming and control functions. The purpose of this article is to detect dependency between the level of development of programming functions of primary school students and their school progress. During the analysis of the execution of the neuropsychological tests by children, I found that the developing of programming and control functions of primary school students appears to be a factor of the successful study performance.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.