Научная статья на тему 'Нейропсихологический подход к развитию функций программирования, регуляции и контроля у младших школьников с трудностями в обучении'

Нейропсихологический подход к развитию функций программирования, регуляции и контроля у младших школьников с трудностями в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова К.Д.

В настоящее время количество детей с трудностями в обучении постоянно растет. Основываясь на нейропсихологическом подходе, нами была разработана и теоретически обоснована программа нейропсихологической коррекции для младших школьников с выраженной слабостью функций программирования, регуляции и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF PROGRAMMING AND CONTROL FUNCTIONS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH EDUCATIONAL DIFFICULTIES

Currently the number of children with educational difficulties permanently increases. With the base on the neuropsychological approach, we have developed and theoretically proved the program of neuropsychological correction for primary school students with severe weakness of programming and control functions.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход к развитию функций программирования, регуляции и контроля у младших школьников с трудностями в обучении»

7. Rau, F.F. Ustnaya rech' gluhih / F.F. Rau. - M. : Pedagogika,1973. - 304 s.

8. Guberina, P. The Verbotonal Method / P. Guberina - Zagreb, 2013. p. 69-76.

9. Asafev, B.V. Muzykal'naya forma kak process / B.V. Asafev. - Leningrad, 1971. - 376 s.

10. Medushevskij, V.V. Intonacionnaya forma muzyki / V.V. Medushevskij. - M. : Kompozitor, 1993. - S.14-15.

11. Artpedagogika i arterapiya v special'nom obrazovanii: Ucheb. dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij / E.A. Medvedeva, I.YU. Levchenko, L.N. Komissarova, T.A. Dobrovol'skaya. - M. : Akademiya, 2001. - 248 s.

12.Bitova, A.L. Muzyka kak ehlement terapii v processe reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami / Centr lechebnoj pedagogiki [EHlektron. resurs]: B-ka «Osobyj rebenok» -Elektron. dan. (4728 bajt). 1997. Rezhim dostupa: http://webcenter.ru/~scdl/library/zips/bitova02.zip

13. Volkova, G.A. Logopedicheskaya

ritmika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh.

ucheb. zavedenij / G.A. Volkova. - M. : VLADOS, 2002. - 172 s.

E. A. Ovodok THE ROLE OF MUSIC IN DEVELOPMENT OF SPEECH INTONATION IN CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANTS Belarusian state pedagogical University named Tank, the Institute of inclusive education Summary

In the article analyzes the problems of oral-aural rehabilitation of children with severe hearing loss. Proved the possibility of using the means of music for the development of perception and reproduction of speech in preschool children with cochlear implants.

УДК 372.2:376-053.5

К.Д. Петухова

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ФУНКЦИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

По разным данным от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей не могут без напряжения усваивать школьную программу. Тенденция к увеличению количества детей с трудностями в обучении обусловлена ростом количества и силы воздействия совокупности причин, приводящих к их возникновению. По мнению исследователей (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова) одной из причин возникновения трудностей обучения может быть слабость функций программ-мирования и контроля, которая не только является причиной возникновения трудно -стей в обучении, но и приводит к расстройствам поведения у детей и подростков [1]. Так, у 90% младших школьников наблюдается нарушение функций программмиро-

вания, регуляции контроля разной степени выраженности. Особенности и типичные проявления слабости управляющих функций у младших школьников с трудностями в обучении были подробно описаны нами в предыдущих исследованиях [2; 3].

Необходимость и важность своевременной психолого-педагогической помощи в младшем школьном возрасте определяется высокой пластичностью детского мозга в данном возрасте. При нормальном онтогенетическом развитии функциональные системы мозга работают таким образом, что парциальное отставание одних функций компенсируется другими функциями, имеющими более высокий уровень развития. Для детей с трудностями в обучении также возможна данного рода

компенсация нарушений развития психики. Однако она проходит с большим трудом и только под влиянием коррекционно -развивающих мероприятий.

Возможность компенсации нарушенных функций у детей с трудностями в обучении под влиянием коррекционно-развивающих мероприятий обуславливает необходимость разработки программы коррекции нарушений функций программирования, регуляции и контроля. Так, нами была разработана программа нейропсихологической коррекции для младших школьников с выраженной слабостью функций программ-мирования, регуляции и контроля.

В структуру разработанной программы входит цель и задачи коррекционно-развивающей работы, а также десять разработанных планов занятий, каждое из которых имеет собственную структуру. В структуру каждого занятия входит цель и задачи занятия, ресурсы, необходимые для проведения занятия, а также непосредственно содержание занятия. Данная часть включает комплекс специально подобранных упражнений с их задачами, ресурсами и ходом.

Наибольшие трудности для детей с нарушениями функций программирования, регуляции и контроля вызывает необхо -димость регуляции собственной деятельности и поведения. Особенно остро данный вопрос встает в младшем школьном возрасте, когда происходит достаточно резкое возрастание необходимости в сформированных навыках регуляции своего поведения, сдерживания сиюминутных импульсов, планирования собственной деятельности, а также в навыках контроля за протеканием и результатом этой деятельности. Все эти компоненты оказываются недостаточно сформированными у младших школьников с нарушениями функций программирования, регуляции и контроля, что вызывает дискомфорт, как у самих младших школьников, так и у людей (взрослых и детей), их окружающих.

Исходя из всего вышеперечисленного, весь ход занятия и каждого из упражнений в отдельности должен быть направлен на формирование у ребенка навыка планирования, регуляции и контроля собственной

деятельности. Именно поэтому циклы упражнений, включенные в разработанные занятия, составлены таким образом, чтобы соответствовать одному из важнейших принципов нейропсихологической коррекции - принцип учета слабого звена функциональных систем ребенка. Данный принцип предполагает, что в процессе взаимодействия психолог сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку: от совместного к самостоятельному действию, от действия, опосредствованного внешними опорами, к интериоризованному действию; от развернутого поэлементного действия по внешней программе к свернутому действию по интериоризированной программе. Упражнения выстроены следующим образом: учащиеся усваивают, выстраивают и реализуют программу деятельности совместно с психологом, постепенно переходя к самостоятельному построению и реализации программы посредством внешних опор в виде алгоритмов деятельности, после чего учащиеся переходят к полностью самостоятельному выполнению заданий. Происходит постепенная передача функций контроля от психолога к самому учащемуся. То же наблюдается и относительно компонента оценки собственной деятельности, психолог формирует умение учащихся самостоятельно соотносить результаты собственной деятельности с первоначальной целью и оценивать их.

С самого начала занятий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в группе, основные принципы взаимодействия с ее членами. На первых порах особенно важна четкая, повторяющаяся структура занятия, неизменное положение предметов и вещей в классе (комнате для занятий), так как это является дополнительным организующим моментом [4]. Каждое занятие может включать специфическое (оригинальное) групповое приветствие. Затем это может быть прослушивание определенной мелодии, обсуждение прошлого занятия, постановка задач текущего занятия. Как в начале всего блока занятий, так и в начале каждого занятия в отдельности, важно замотивировать учащихся на положитель-

ный результат, определить цель занятия и видимый для детей будущий результат работы. Это может быть словесное определение цели и шагов ее достижения или же их визуальное изображение в виде продвижения фигурок, изображающих каждого из учащихся по «пути» достижения цели. Кроме того, в начале каждого занятия необходимо обозначить для учащихся ход всего занятия. Это может быть оформление дневников учащихся «Мои успехи», в которых для каждого занятия прописаны названия выполняемых упражнений, а также может присутствовать графа оценки выполнения упражнений учащимся и психологом. Или же названия упражнений могут просто фиксироваться на доске. В процессе занятия необходимо постоянно проводить «сверку» фактического хода занятия с запланированным совместно с учащимися для выработки контроля за осуществлением операционального компо -нента в структуре деятельности.

Каждое занятие состоит из пяти основных компонентов:

- упражнение на развитие внимания;

- упражнение дыхательной гимнастики;

- блок упражнений на развитие функций программирования, регуляции и контроля;

- игра с правилами;

- вопросы для рефлексии.

Основной этап занятия начинается с упражнения на развитие внимания [5; 6]. Данные упражнения не требуют больших усилий со стороны учащихся, однако способствуют их организации, созданию положительного эмоционального фона работы, настраивают учащихся на продуктивное взаимодействие. Очень важно, чтобы такие упражнения исключали или минимизировали подвижность учащихся, так как для детей с нарушениями функций программирования, регуляции и контроля часто осложнена регуляции поведения и характерна двигательная расторможенность. Если на начальных этапах занятия включать элементы подвижности в упражнения, в дальнейшем ходе занятия могут возникать трудности с организацией учащихся.

Далее следует упражнение дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения

улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) способствует снятию эмоционального напряжения, уменьшению чувства тревоги и общей релаксации [7].

Для выполнения дыхательных упражнений необходимо соблюдать три основных правила:

- во время дыхательных упражнений необходимо научить детей дышать животом, для того чтобы задействовать диафрагму;

- дыхательные упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом - пауза 2-3 с - вдох животом - пауза 2-3 с;

- дыхательными упражнениями следует заниматься не более 2-3 минут за один прием (если упражнение проводится без профессионального инструктора). Упражнения можно проводить несколько раз в день [7].

Для того чтобы дети почувствовали свое дыхание, можно предложить им положить руку на живот; для того чтобы они увидели свое дыхание, им можно предложить дуть на птичье перышко, подвешенное на ниточке [7].

Далее следует блок упражнений, специально подобранных с целью развития функций программирования, регуляции и контроля. Упражнения направлены на формирование навыка планирования собственной деятельности, регуляции пошаговой реализации запланированного действия, контроля за протеканием и результатом программы.

Далее в структуру каждого занятия включена игра с правилами. Важным условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребенком. Естественно, что сформироваться это может только в игре, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими четкими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия. Наиболее характерными признаками и сутью любой игры являются: незавершенная и измененная,

«понарошку», последовательность действий, принятых в обыденном поведении; чрезмерно преувеличенная их демонстрация, особенно эмоциональная. В игре обязательно для всех строгое соблюдение регламента и следование правилам игры (ритуализация), пренебрежение которыми влечет неизбежный выход из числа играющих; многократное повторение отдельных ее этапов и действий. Эти характеристики составляют канву игры как особого поведения. Кроме того, игра -естественная для ребенка форма обучения, зафиксированная в детской культуре и фольклоре. Таким образом, игра с правилами, минимализируя напряжение ребенка, позволяет эффективно развивать функции планирования, регуляции и контроля за протеканием собственной деятельности.

В конце каждого занятия необходимо подвести итог, для чего в структуру занятия включены вопросы для обсуждения. Групповое обсуждение помогает учащимся завершить занятие с четким осознанием выполненного плана действия, озвученного в начале занятия, то есть осуществить контроль результата деятельности. Если же план действий остается частично или полностью невыполненным, важно совместно с учащимися найти причины ухода от плана действий и пути дальнейшего преодоления трудностей. Здесь же обязательна аккуратная, тактичная оценка успехов каждого ребенка, поощрительный индивидуальный и/или групповой приз [4].

References:

1. Korsakova, N.K. Neuspevayushchie deti: nejropsihologicheskaya diagnostika trudnostej v obuchenii / E.YU. Balashova, N.K. Korsakova, YU.V. Mikadze. - Moskva: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. - 160 s.

2. Petuhova, K.D. Znachenie funkcij programmirovaniya i kontrolya v osvoenii uchebnoj programmy mladshimi shkol'nikami / K.D. Petuhova // Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj molodezhnoj konferencii «Nauchnye stremleniya - 2015» / OOO «Laboratoriya

intellekta» i Centr molodezhnyh innovacij. -Vypusk 12. - Minsk: «Enciklopediks», 2015. -S. 125-128.

3. Petuhova, K.D. Serijnaya organizaciya rechi mladshih shkol'nikov s trudnostyami obucheniya / K.D. Petuhova // Pervyj shag v nauku - 2015. / Sbornik materialov Sekcionnyh zasedanij stud. molodezhi Mezhdunar. foruma «Pervyj shag v nauku» (24-25 sent. 2015, Minsk) / Centr molodezhnyh innovacij sovmestno s OOO «Laboratoriya intellekta»; red. gruppa: YU.M. Safonova, V.V. Kazbanov, S.L. Nikiforova. - Minsk: Kolograd, 2015. - S. 91-95.

4. Semenovich, A.V. Nejropsihologicheskaya korrekciya v detskom vozraste. Metod zameshchayushchego ontogeneza: Uchebnoe posobie / A.V. Semenovich. - M.: Genezis, 2007. - 474 s.

5. CHistyakova, M.I. Psihogimnastika / M.I. CHistyakova, pod red. M.I. Buyanova. -2-e izd. - M.: Prosveshchenie: VLADOS, 1995. - 160 s.

6. Alyab'eva, E.A. Psihogimnastika v nachal'noj shkole: Metodicheskie materialy v pomoshch' psihologam i pedagogam / E.A. Alyab'eva. - M.: TC Sfera, 2003. - 88 s.

7. Sirotyuk, A.L. Uprazhneniya dlya psihomotornogo razvitiya doshkol'nikov: Prakticheskoe posobie. - M.: ARKTI, 2008. -60 s.

K.D. Piatukhova NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH

TO DEVELOPMENT OF PROGRAMMING AND CONTROL FUNCTIONS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH EDUCATIONAL DIFFICULTIES

Belarusian state pedagogical university named after Maksim Tank, Minsk

Summary

Currently the number of children with educational difficulties permanently increases. With the base on the neuropsychological approach, we have developed and theoretically proved the program of neuropsychological correction for primary school students with severe weakness of programming and control functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.