Научная статья на тему 'Особенности развития форм и методов специализации и кооперирования в сфере услуг'

Особенности развития форм и методов специализации и кооперирования в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КООПЕРИРОВАНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА / SPECIALIZATION / COOPERATION / RETAIL CHAINS / PRODUCT POLICY / SPHERE OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рагимов Махмуд Шейхрагимович, Эсетова Аида Махмудовна

В статье раскрываются предпосылки экономического роста в сфере услуг на основе совершенствования форм и методов специализации и кооперирования производства, а также предпринимательской деятельности. Рассмотрены возможности развития перспективной формы кооперирования торговых сетей. Предложен механизм разработки товарной политики торговых организаций с учетом особенностей конкретного сегмента рынка услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FORMS AND METHODS OF SPECIALIZATION AND COOPERATION IN THE SPHERE OF SERVICES

The article discloses the prerequisites in the sphere of services based on the perfection of forms and methods of specialization and cooperation of production as well as entrepreneural activity. The possibilities of development of a promising form of cooperation of retail chains is discussed. The mechanism of development of the product policy of trading companies is suggested taking into account the peculiarities of the specific segment of the service market.

Текст научной работы на тему «Особенности развития форм и методов специализации и кооперирования в сфере услуг»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

РАТИНОВ М.Ш. , ЭСЕТОВА А.М.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация. В статье раскрываются предпосылки экономического роста в сфере услуг на основе совершенствования форм и методов специализации и кооперирования производства, а также предпринимательской деятельности. Рассмотрены возможности развития перспективной формы кооперирования — торговых сетей. Предложен механизм разработки товарной политики торговых организаций с учетом особенностей конкретного сегмента рынка услуг.

Ключевые слова: специализация, кооперирование, сфера услуг, торговые сети, товарная политика.

RAGIMOV M.SH. , ESETOVA A.M.

TYPICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FORMS AND METHODS OF SPECIALIZATION AND COOPERATION IN THE SPHERE OF SERVICES

Abstract. The article discloses the prerequisites in the sphere of services based on the perfection of forms and methods of specialization and cooperation of production as well as entrepreneural activity. The possibilities of development of a promising form of cooperation of retail chains is discussed. The mechanism of development of the product policy of trading companies is suggested taking into account the peculiarities of the specific segment of the service market. Keywords: specialization, cooperation, sphere of services, retail chains, product policy.

В современном мире сфера услуг представляет собой сложный механизм, быстро изменяющийся в соответствии с мировой экономической конъюнктурой. Создавая благоприятные условия для расширения масштабов производства однородной продукции, увеличивая серийность выпускаемых изделий, способствуя повышению уровня специализации производства, мировой рынок тем самым создает предпосылки для роста эффективности общественного производства. Интернационализация производственного процесса, международное переплетение капиталов, создание совместных предприятий и организаций для решения научных, технических и производственных проблем свидетельствуют о глобализации мирового хозяйства. В этих условиях углубление специализации и кооперирования производства в сфере услуг как на межотраслевом, так и на внутриотраслевом уровне может осуществляться стихийно или быть согласованным, скоординированным процессом.

Повышение роли услуг в жизни людей объясняется разными причинами: стремлением к лучшему качеству жизни; развитием разных видов деятельности; повышением культуры обслуживания; предложением товаров, требующих оказания услуг по их доставке, установке и использованию; предоставлением новых услуг и улучшением их качества; демографическими и экологическими изменениями, влияющими на состояние здоровья и особенности жизнедеятельности.

Оказание платных услуг населению является перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности потребительской кооперации. Потребительская кооперация развивает сферу услуг, предоставляемых пайщикам и обслуживаемому населению.

В интересах пайщиков и обслуживаемого населения организации потребительской кооперации оказывают как бесплатные, так и платные услуги. Все виды платных услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации, классифицируются на следующие основные группы: бытовые услуги, услуги торговли, услуги общественного питания, услуги производственной деятельности, сельскохозяйственные услуги, услуги рынков; медицинские и санаторно-оздоровительные услуги, услуги образования, другие виды платных

услуг.

К другим видам услуг можно отнести следующие: юридические услуги (юридические консультации, оформление судебных исков и других документов), социальные услуги (уход за инвалидами, организация кооперативных детских садов и др.).

Кооперирование в сфере услуг может быть межотраслевым, внутриотраслевым, а по содержанию — научно-техническим, производственно-технологическим, сбытовым и сервисным, научно-производственным.

На наш взгляд, как определенная система отношений кооперирование характеризуется специфическими областями применения и методами сотрудничества. В отдельных случаях оно носит комплексный характер, охватывая научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и сбыт продукции. В результате меняется представление о предприятии, предоставляющем услуги, как главном звене производства.

На основании проведенного исследования можно выделить следующие виды кооперирования, характерные для сферы услуг:

1. Производственно-технологическое. В его сферу входят: взаимный обмен лицензиями и правами собственности; объединение усилий для выполнения подрядов в области строительных и монтажных работ; модернизации объединяющихся предприятий; проведение работ по совершенствованию управления производством, стандартизации, унификации, сертификации, реализации производственных программ; торгово-экономическое кооперирование: реализация продукции, произведенной участниками, друг другу и третьим лицам в различных странах.

2. Кооперирование в области послепродажного обслуживания техники: осуществление совместных программ, подрядное производственное кооперирование и совместное производство, специализация в договорном подряде — распределение производственных программ между участниками производственного кооперирования с тем, чтобы устранить или уменьшить дублирование производства и прямую конкуренцию между собой на рынке.

3. Создание совместных предприятий — интегрированная кооперация, получившая широкое распространение: объединенный капитал нескольких участников для реализации отдельных согласованных целей.

Однако, по мнению многих исследователей, существует ряд причин, обуславливающих возникновение разного рода трудностей при становлении, развитии и эффективной кооперации в сфере услуг [1]:

- правовой фактор — недостаток необходимых правовых норм по вопросам международной кооперации, неупорядоченность законодательных актов, недостаток благоприятных юридических условий ее развития и тем самым гарантий инвестиционной безопасности;

- производственный фактор — техническая отсталость промышленности и других отраслей, перевооружение которых требует значительных капитальных вложений;

- фактор менеджмента — устаревшая система организации управления производством и разрушение производственно-кооперационных и иных хозяйственных связей;

- организационно-финансовый фактор — различие организационно-экономических основ ведения хозяйства, критерии и показатели оценки эффективности и рациональности, порядок ведения учета и финансовой деятельности, постоянно снижающийся курс национальной валюты, действующая система налогообложения инвестиций и доходов от них;

- социально-общественный фактор — отсутствие у ряда предприятий экономических стимулов к активному подключению в процесс кооперации и государственной поддержки для развития этого процесса;

- экологический фактор — нарушения требований экологии и техники безопасности, низкий уровень создаваемых экологических норм.

Практика развития сферы услуг в мировом хозяйстве свидетельствует о том, что более высокими темпами процессы специализации и кооперирования в сфере услуг проявляются в развитии торговых сетей, поскольку они благоприятно влияют на инфляцию, снижая ее. Во многих регионах положительная сторона развития сетей проявляется в закономерности между ростом товарооборота и доли сетевой торговли.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской

Федерации» совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации, называется торговой сетью.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса. Ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, вправе заключать соглашения с ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в целях формирования принципа добросовестности при заключении между ними договоров и исполнении ими договоров.

По данным Росстата, среди регионов России лидером по устойчивому развитию розничных сетей и, соответственно, их доле в товарообороте является Санкт-Петербург. Санкт-Петербург — единственный в России регион с долей сетей более 50 %. В других регионах этот показатель не превышает 40 %. На наш взгляд, лидирующие позиции Санкт-Петербурга объясняются тем, что ряд крупнейших российских торговых сетей был основан именно в этом городе.

Интересным представляется также тот факт, что из Т0П-10 регионов — лидеров по доле розничных сетей шесть представляют Северо-Западный федеральный округ. Помимо Санкт-Петербурга высокой долей сетевой торговли характеризуются Ленинградская область — доля 38,8%, что соответствует 2-му месту, Псковская область (31,8%, 5-е место), Новгородская область (30,8%, 6-е место), Мурманская область (30,4%, 7-е место) и Ненецкий автономный округ (29,8%, 10-е место).

Учитывая, что уровень развития экономик этих регионов существенно различается, столь значительная доля розничных сетей в них, по мнению экспертов РИА «Рейтинг», может быть связана с двумя факторами.

Во-первых, данные регионы характеризуются относительно суровым климатом, то есть из-за частой плохой погоды люди предпочитают приобретать товары в одном большом магазине, который, как правило, будет сетевым, а не на рынках, в ларьках или маленьких магазинчиках.

Во-вторых, в этих регионах из-за близости к Европе и удаленности от других регионов России импортных товаров относительно много.

На третьем месте рейтинга располагается Республика Адыгея, где почти 35 % оборота розничной торговли в 2013 году приходилось на торговые сети. Причиной относительно высокой доли сетевой торговли в Республике Адыгея, по мнению экспертов РИА «Рейтинг», является то, что сетевые магазины открывались не только для удовлетворения потребностей жителей республики, но и для покупателей из Краснодарского края. Примерно такая же ситуация, как в Адыгее и Краснодарском крае, сложилась в Московском регионе. Многие торговые центры с сетевыми магазинами строились в Московской области в расчете на москвичей. При этом в Московской области сохраняется потенциал дальнейшего увеличения доли торговых сетей в розничном товарообороте. В 2013 году многие рынки, которые были расположены в Московской области рядом с МКАД, были закрыты, поэтому вероятно, что в ближайшие годы доля сетевой торговли в Московской области вырастет за счет сокращения торговли на рынках.

Среди регионов с низким уровнем развития сетевой торговли можно выделить Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Республику Саха (Якутия) и Республику Тыва, Чеченскую Республику, Сахалинскую область и Чукотский автономный округ, в которых розничные торговые сети обеспечивают менее 2 % общего объема оборота розничной торговли. Это связано с небольшим объемом платежеспособного спроса в этих регионах, а также с тем, что логистика в них в силу различных причин очень затруднена и затратна. Это снижает привлекательность данных регионов для сетевых игроков. Помимо этих регионов еще в девяти доля сете-

вой розничной торговли составляет менее 10 %. По мере развития федеральных и региональных сетей и эти регионы будут охвачены сетевой торговлей, поэтому в долгосрочной перспективе эксперты РИА «Рейтинг» ожидают относительно быстрое развитие данного сегмента розничной торговли.

Таблица 1.

Доля торговых сетей в розничной торговле регионов Российской Федерации*

Субъект Удельный вес оборота розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли субъекта Российской Федерации, в % Оборот розничной торговли на душу населения в 2012 г., тыс. руб. Прирост оборота розничной торговли на душу населения в 2012 г. по сравнению с 2011 г., в %

Январь-август 2013 г. 2012 г.

1 Санкт-Петербург 52,3 51,9 169,3 12,4

2 Ленинградская область 38,8 37,0 132,3 8,9

3 Республика Адыгея 34,8 32,2 129,4 26,9

4 Республика Марий Эл 33,4 26,2 81,8 11,9

5 Псковская область 31,8 31,8 115,3 11,9

6 Новгородская область 30,8 30,8 122,6 14,3

7 Мурманская область 30,4 29,4 157,5 10,5

8 Кемеровская область 30,2 7,8 115,7 11,0

9 Владимирская область 30,2 31,4 103,8 21,8

10 Ненецкий автономный округ 29,8 29,3 145,4 9,3

11 Московская область 29,5 29,1 179,9 6,5

12 Новосибирская область 29,0 23,9 147,8 7,4

13 Волгоградская область 29,0 26,4 107,9 10,3

15 Калининградская область 28,0 26,2 115,0 7,6

14 Тульская область 27,6 27,2 124,6 12,4

16 Томская область 27,2 20,5 99,1 12,2

17 Алтайский край 27,1 18,7 105,8 17,0

18 Орловская область 27,1 26,8 105,5 11,9

19 Саратовская область 25,4 21,8 97,3 14,1

20 Рязанская область 25,3 24,0 113,0 15,1

21 Республика Алтай 24,9 22,9 75,6 9,6

23 Ярославская область 24,4 26,6 114,1 13,3

22 Республика Карелия 24,3 22,1 122,9 12,7

24 Ульяновская область 24,2 22,5 103,8 15,7

25 Омская область 24,0 21,8 133,7 15,7

26 Курская область 23,1 20,9 117,7 14,0

27 Курганская область 22,9 14,6 98,1 10,6

28 Нижегородская область 22,9 20,2 146,6 14,8

29 Липецкая область 22,7 23,7 134,0 13,1

30 Белгородская область 22,5 20,1 129,9 19,7

31 Хабаровский край 22,3 16,7 137,6 10,5

32 Удмуртская республика 22,1 19,8 103,4 12,2

33 Воронежская область 21,9 21,4 139,1 22,8

34 Ивановская область 21,6 20,6 109,8 27,6

35 Челябинская область 21,4 16,9 133,7 10,4

37 Кировская область 21,4 20,7 99,2 13,4

36 Чувашская Республика 21,3 15,9 87,3 12,4

38 Вологодская область 20,8 16,0 105,0 25,9

39 Самарская область 20,8 19,6 156,2 8,2

41 Свердловская область 20,2 17,1 199,2 12,1

40 Ростовская область 20,2 18,4 145,4 14,4

Продолжение таблицы 1

Субъект Удельный вес оборота розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли субъекта Российской Федерации, в % Оборот розничной торговли на душу населения в 2012 г., тыс. руб. Прирост оборота розничной торговли на душу населения в 2012 г. по сравнению с 2011 г., в %

Январь-август 2013 г. 2012 г.

44 Калужская область 20,0 17,4 133,1 12,8

43 Республика Татарстан 19,6 18,7 170,7 21,1

42 Республика Коми 19,6 18,8 155,8 10,1

45 Брянская область 19,6 19,0 121,1 13,3

46 Краснодарский край 19,0 17,2 153,8 10,6

47 Костромская область 18,7 13,0 95,8 10,4

48 Москва 18,6 19,3 305,4 6,4

49 Тамбовская область 18,2 17,4 122,6 15,7

50 Оренбургская область 17,9 17,5 106,0 14,9

51 Пензенская область 17,8 16,3 102,8 8,3

53 Астраханская область 17,6 17,3 131,1 13,6

52 Пермский край 17,5 17,3 152,6 9,8

54 Иркутская область 17,0 14,1 103,2 10,8

55 Республика Мордовия 16,6 13,1 70,2 9,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 Краснодарский край 15,7 14,4 149,1 16,9

57 Республика Калмыкия 15,5 14,6 51,1 19,0

58 Еврейская автономная область 14,8 12,6 98,2 11,5

59 Смоленская область 14,6 12,5 123,3 10,4

60 Тюменская область 14,1 11,8 187,4 12,0

62 Тверская область 14,1 17,3 120,8 14,3

61 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 13,8 8,7 192,8 9,8

63 Амурская область 12,8 10,7 127,2 22,0

64 Ставропольский край 12,6 12,3 142,2 19,2

65 Карачаево-Черкесская Республика 12,3 12,4 71,0 8,9

66 Республика Башкортостан 11,6 12,3 156,0 9,8

67 Архангельская область 11,1 7,6 135,6 14,2

68 Кабардино-Балкарская Республика 9,1 7,4 93,8 10,2

69 Камчатский край 9,0 8,9 125,6 7,0

71 Республика Хакасия 8,4 8,1 106,2 22,7

70 Забайкальский край 7,1 7,7 105,9 9,8

72 Республика Бурятия 6,9 5,6 116,9 12,5

73 Республика Северная Осетия — Алания 6,7 4,2 108,1 14,1

74 Приморский край 6,7 7,6 110,1 9,8

75 Ямало-Ненецкий автономный округ 5,0 6,3 201,4 8,2

76 Магаданская область 3,2 3,1 126,3 15,5

77 Республика Тыва 1,4 2,0 48,9 10,0

78 Республика Дагестан 1,2 0,8 35,9 10,8

79 Сахалинская область 1,0 1,3 209,1 6,5

80 Республика Саха (Якутия) 0,7 0,7 135,1 8,1

81 Республика Ингушетия - - 33,0 5,1

82 Чеченская Республика - - 69,2 22,1

83 Чукотский автономный округ - - 113,3 -4,1

* По данным РИА «Рейтинг».

По данным таблицы, доля сетевой торговли выросла в 69 регионах, а снизилась в 9. Наиболее существенно доля торговых сетей в розничном товарообороте выросла в Кемеровской области.

Еще одна положительная сторона развития сетей проявляется в том, что есть явная закономерность между ростом товарооборота и долей сетевой торговли в регионе. То есть чем больше доля розничных сетей в регионе, тем выше темпы роста розничной торговли, что в конечном итоге способствует развитию экономки в целом. Таким образом, уже и на примере регионов России можно увидеть, что развитие розничной торговли благоприятно сказывается на жизни населения.

По мнению экспертов РИА «Рейтинг», торговые сети в России продолжат свое развитие, и в ближайшие три года доля сетевой торговли по стране в целом превысит 25 % розничного товарооборота. При этом по-прежнему более быстрый рост будут демонстрировать относительно развитые регионы. Информация Росстата по розничным торговым сетям формируется на основе их перечня, составленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также итогов проведения федерального статистического наблюдения по формам № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и № ПМ-торг «Сведения об обороте торговли малого предприятия».

Как показало проведенное исследование, доля торговых сетей в обороте розничной торговли еще невысока и неравномерна географически. Например, в центральных регионах замедляются темпы роста объема ввода новых торговых площадей, и основной акцент делается на повышении эффективности работы уже существующих объектов.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующий вывод.

В настоящее время углубление дифференциации и специализации розничных торговых организаций обусловлено дифференциацией общества и ростом престижных потребностей у определенной части населения, такая тенденция будет продолжаться и в дальнейшем.

Тенденция роста в стране среднего класса, снижение доли неимущих (лиц, доход которых ниже прожиточного минимума), а также безработных должна привести к увеличению количества предприятий розничной торговли, в основе товарной политики которых будут заложены достаточно широкий ассортимент, хорошее качество товаров и обслуживания по умеренным ценам. Наряду с этим по-прежнему будут востребованы и магазины эконом-класса, а также элитные магазины с высоким качеством обслуживания.

Специализация розничных предприятий торговли происходит и по формам обслуживания. В частности, возросла удельная доля продаж дистанционной торговли по образцам, каталогам, прайс-листам, рассылаемым через Интернет или по почте (директ-маркет), так как постоянно увеличивается контингент приобретателей товаров, не имеющих возможности в силу большой загруженности на работе тратить время на хождение по магазинам. В связи с этим уже появившиеся интернет-магазины, торговые сети, специализирующиеся на доставке заказанных товаров на дом, и имеют хорошие перспективы для развития.

Расширение сетевых торговых организаций новых форматов (гипер- и супермаркетов, дискаунтеров и т. п.) прогнозируется почти в два раза. При этом увеличение сетевой торговли будет происходить как за счет инвестиций в строительство новых зданий, так и за счет аренды торговых площадей, а также франчайзинга. Кроме того, торговые сети будут расширяться и путем выхода на новые региональные рынки, в том числе на рынок Дагестана. Этот процесс, начавшийся в течение последнего десятилетия, в дальнейшем будет набирать темпы роста, причем наиболее интенсивно для сетей эконом-класса, так как уровень доходов населения в регионах ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Наряду с указанными направлениями продолжается добровольное объединение торговых организаций, работающих под известной торговой маркой. Так, недавно две торговые сети — «Перекресток» и «Пятерочка» — объединились в компанию Х5 Retail Group.

Разработка и внедрение крупными торговыми организациями собственных торговых марок (СТМ) — перспективное направление, позволяющее предупредить реализацию фальсифицированной и контрафактной продукции. Уже сегодня многие крупные торговые сети реализуют значительную часть своего ассортимента под собственными торговыми марками («МЕТРО» — около 360 наименований, «АТТТАН» — около 650 наименований), применяя одноименные и

разноименные торговые марки (например, сеть «Пятерочка» имеет СТМ «Зеленое яблоко»).

СТМ имеют ряд неоспоримых преимуществ перед собственными производственными марками: сниженные цены по сравнению с товарами-аналогами благодаря прямым контактам с производителями, укрепление собственного бренда (в случае одноименных СТМ), обеспечение заданного уровня качества и за счет этого создание и поддержание потребительских предпочтений.

В этом случае усиление внутрифирменного контроля за качеством поставляемой продукции должно осуществляться в первую очередь силами собственного персонала (товароведов, приемщиков товаров и т. п.). Для этого в торговых организациях должны быть высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями по оценке качества товаров, приемке по количеству и качеству, управлению ассортиментом, в том числе и товарными категориями.

Наряду с этим торговые организации могут проводить периодически или при возникновении конфликтных ситуаций товарную экспертизу силами сторонних экспертных организаций.

С этих позиций формирование товарной политики торговых организаций необходимо производить с учетом особенностей конкретного сегмента рынка. Товарная политика торговых организаций включает ассортиментную, ценовую, маркетинговую, сервисную политики, а также политику в области качества, которые взаимосвязаны между собой и зависят от индивидуальных запросов в конкретном сегменте рынка. Повышение уровня доходов и культуры, а также степени информированности потребителей очень остро ставит проблему гармонизации товарной политики торговых организаций в разных доступных им сегментах рынка.

Состояние розничной торговли в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития страны. Курс на интенсивное развитие экономики, характерный для современной России, способствовал повышенным темпам роста розничной торговли, благодаря чему эта сфера деятельности стала очень привлекательной для инвестиций отечественных и зарубежных компаний.

За последние 10-15 лет существенным образом изменилась и структура розничной торговли. В ней появились предприятия современных форматов (гипер- и супермаркеты, дискаунте-ры) наряду с традиционными магазинами и мелкорозничной торговлей, в том числе «пешеходной зоны доступности».

Таким образом, воздействуя на потребление и производство в сфере услуг, кооперация интегрирует инновации с помощью рыночных методов, повышает динамизм инноваций и конкуренции, способствует ускорению научно-технического прогресса, уменьшает инвестиционные и научно-технические затраты по сравнению с новым строительством, сокращает сроки постоянного обновления продукции и технологии у предприятий — производителей промежуточной продукции, снижает издержки текущего производства, проявляя тем самым эффект экономии, отражающийся на состоянии национальной экономики, интенсифицирует совместную предпринимательскую деятельность, сглаживает возможные негативные последствия привлечения иностранного капитала в экономику.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:///www.gks.ru rostattorgseti/

References

1. Federal Law of the Russian Federation as of December 28, 2009 N 381-FZ «On the foundations of state regulation of trading activity in the Russian Federation».

2. [Electronic resource] / Federal Service of State Statistics of the Russian Federation [website]. - Retrieved from: http:///www.gks.ru rostattorgseti/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.