Научная статья на тему 'Механизм межотраслевого взаимодействия в сфере торговли и сельского хозяйства'

Механизм межотраслевого взаимодействия в сфере торговли и сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ МАРКА / МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турков А.В., Сурова Д.Д.

В статье анализируются различные механизмы взаимодействия между сельским хозяйством и торговлей. Предлагается эффективный механизм локального взаимодействия с использованием межотраслевых управляющих компаний, показаны преимущества такого взаимодействия для производителей, ритейлеров, государства и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм межотраслевого взаимодействия в сфере торговли и сельского хозяйства»

УДК 631.1

механизм межотраслевого взаимодействия в сфере торговли и сельского хозяйства

а. в. турков,

ассистент кафедры инвестиционного менеджмента, научный сотрудник Центра прикладных разработок и консалтинга E-mail: alexanderturkov@mail.ru

д. д. сурова,

студентка факультета финансового менеджмента

E-mail: darja.surova@gmail.com Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье анализируются различные механизмы взаимодействия между сельским хозяйством и торговлей. Предлагается эффективный механизм локального взаимодействия с использованием межотраслевых управляющих компаний, показаны преимущества такого взаимодействия для производителей, ритейлеров, государства и населения. Отмечено, что вклад государства может быть в виде предоставления площадей для размещения организаций, находящихся под контролем управляющей компании, а также финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельского хозяйства и малого бизнеса.

Ключевые слова: инвестиционный механизм, личные подсобные хозяйства, розничная торговля, торговая марка, межотраслевое взаимодействие, сельское хозяйство.

В условиях модернизации российской экономики немалую роль играет оптимизация транзакцион-ных издержек. Для решения вопросов оптимизации необходимо упрощать механизмы взаимодействия отраслей, в частности максимально интегрировать пищевую промышленность и сельское хозяйство в сферу торговли. Это поможет стране перейти от рыночно-ярмарочных форм торговли, которые составляют около 12-15 % от общего рынка розницы в стране, к современным форматам, что повысит инвестиционную привлекательность отрасли [10].

Анализ структуры формирования оборота розничной торговли (рис. 1) свидетельствует о том, что значительную долю продолжают занимать индивидуальные предприниматели вне организованного рынка; в совокупности с рыночно-ярмарочными формами торговли на них приходится почти 40 % розничного товарооборота. В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 гг. и период до 2020 года, утвержденной Министерством промышленности и торговли РФ, к 2015 г. планируется увеличение доли современных форматов в торговле до 50-55 % всего товарооборота, что говорит о повышении значимости сетевого ритейла на рынке розничной торговли продуктами питания. При этом, несмотря на широкое распространение сетевых форматов в столице и региональных центрах, рынок в регионах остается высококонкурентным за счет ряда законодательных нововведений. Так, Федеральный закон № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» устанавливает максимальную долю, которую сеть может занимать на определенной территории, на уровне 25 % [3].

На сегодняшний день российская отрасль организованной розничной торговли является одной из самых быстрорастущих в мире [9]. Торговля занимает лидирующие позиции по вкладу в российский ВВП. Торговля также обеспечивает около 10 %

100

80

60

40

20

2008

2009

2010

2006 2007

Источник: составлено по данным [7].

Рис. 1. Структура формирования оборота розничной торговли в 2006-20 Югг по видам организаций, %: 1 - рынки; 2 - малые предприятия; 3 - индивидуальные предприниматели вне рынка; 4 - крупные и средние организации (включая сети)

всех налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации [5] (с учетом косвенных налогов - более 20 %) [4].

Процесс освоения сетями региональных рынков начался более 10 лет назад и активизировался в кризисный период. Ритейлеры корректируют стратегию развития и готовы выходить на рынки городов с населением уже менее 10 тыс. чел. На рис. 2 можно видеть, что не только региональный рынок, но и рынки в крупных городах недостаточно насыщены магазинами сетевых форматов (Москва - 1,3 магазина на 10 тыс. чел. населения; Саратов - 3,3; Нижний Новгород - 2,5), что оставляет значительный потенциал для развития организованной торговли в России.

По словам участников рынка, для создания магазина в населенном пункте обязательно наличие распределительного центра в радиусе в среднем до 500 км. Сейчас крупные ритейлеры открывают в регионах распределительные центры, которые заменяют им оптовых посредников. Сети стараются свести посреднические издержки до минимума - некоторые создают дочерние транспортные и рекламные компании для получения возможности снижения себестоимости за счет участия в оптимизации издержек. Подобная тенденция приводит к тому, что сетям становится выгоднее налаживать связи с мест-

ными поставщиками - в структуре издержек обращения снижаются затраты на логистику, кроме того, с менее раскрученными местными брендами легче работать в маркетинговом отношении, ограничивая целевую аудиторию регионом сбыта.

Значительную часть местных производителей сельхозпродукции составляют личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) и крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ) (рис. 3).

В ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» говорится, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства [2]. В свою очередь, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством или имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспорти-

л

¿v

Ок

Источник: составлено по данным [8].

Рис. 2. Насыщенность сетевыми магазинами в 17 крупнейших городах России

на 10 тыс. чел.

4

Источник: составлено по данным [6].

Рис. 3. Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2006-2009 гг., %: 1 - сельскохозяйственные организации; 2 - крестьянские (фермерские) хозяйства; 3 - хозяйства населения

ровку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1].

Хозяйства населения поставляют более 51 % молочной продукци, около 40-45 % скота и птицы на убой, производят более 80 % картофеля и овощей в стране [6]. На сегодняшний день они слабо вовлечены в кооперативные отношения, в систему государственного управления и регулирования, однако зачастую именно эти участники рынка производят продукцию, востребованную розничными торговыми сетями, и возможность использования их производственного потенциала довольно привлекательна.

В связи с тем, что в структуре сельскохозяйственных организаций преобладает форма ООО (рис. 4), которая не позволяет участникам взаимодействовать и объединять ресурсы законным путем, важным представляется создавать условия для кооперирования современных «единоличников»

Прочие организации 6%

Государственные унитарные предприятия

3°/о

между собой, с крупными сельскохозяйственными предприятиями, потребительской кооперацией, другими организациями. Развитие кооперации подтолкнет хозяйства к специализации. Естественно, при этом некоторая часть ЛПХ не сможет участвовать в межотраслевой кооперации по причине низкой конкурентоспособности продукции; для таких хозяйств может быть предусмотрена возможность получения технической и технологической помощи за счет частичного участия организаций, оказывающих подобную помощь в будущих прибылях кооперативных форм хозяйствования. Другая же часть хозяйств, более конкурентоспособная уже на начальном этапе кооперации, сможет развиваться быстрее за счет специализации.

Безусловно, каждая форма хозяйствования может найти свою нишу, хотя по ряду производств существует вполне реальный эффект от увеличения масштаба. При этом даже в странах, где доминируют

относительно мел-

Открытые акционерные общества 6%

Закрытые акционерные общества

Сельскохозяист

венные производственные кооперативы 30%

Коллективные организации

2%

Источник: составлено по данным [6]

Рис. 4. Структура сельскохозяйственных организаций по формам хозяйствования на 01.01.2010 и их удельный вес, %

кие фермы, товарное производство концентрируется у достаточно крупных хозяйств и, что крайне важно, они кооперированы и уже в рамках этой кооперации интегрированы вертикально. Так, в Германии два кооператива сельхозпроизводителей владеют всеми заводами по переработке сахара,

2

3

1

70

го

I 60

50

ш

ф ^

ю

0

1 40

30

20

10

Япон1

Россия

о

в Швеции аналогичная ситуация в молочной отрасли. В США на границе четырех штатов расположено кооперативное предприятие, которое обеспечивает убой, фасовку и поставку на рынок, включая мировой, свинины, произведенной местными фермерами. Две трети зернохранилищ в США и Франции принадлежат фермерским кооперативам. Ввиду успешности подобных организаций в странах Запада представляется возможной апробация их опыта на российском уровне.

Рассматривая процесс межотраслевого взаимодействия со стороны торговых сетей, нужно заметить, что важнейшей составляющей в структуре затрат торговой организации является себестоимость закупки. Организациями сетевой торговли разработан механизм, в котором торговые сети принимают часть издержек производителя на себя -заключение соглашений по производству товаров собственной торговой марки (СТМ) сети. Первые СТМ появились в России в 2001 г. в сетях «Рамсто-ра» и «Перекрестка». По итогам 2010 г. доля СТМ в стоимостном объеме всего рынка российского розничного товарооборота составила около 1,5 %, что несопоставимо с долей частных марок на рынках стран с развитой сетевой торговлей. Для сравнения: в США аналогичный показатель превышает 20 %, в Швейцарии - более 45 %, в Японии - около 10 %.

Как видно на рис. 5, доля пяти крупнейших розничных торговых сетей в России составляет менее 8 % совокупного объема рынка. Исходя из того, что именно они и используют механизм СТМ, можно говорить о достаточной доле СТМ в продажах организованной торговли. Лидером по доле продаж СТМ в выручке последние 3 года является торговый дом «Копейка», лидером по выручке от СТМ -ОАО «Магнит». В стратегиях всех розничных сетей, включая премиальные, поставлены высокие цели по доле СТМ в продажах на перспективу (см. таблицу).

Великобритания ♦

Швейцария

Испания

Германия

Нидерланды

.Бельгия

Франция

П111+

Канада

Аигтралия

Фта;

ЮАР

Новая-

Зеландия

100

10 20 30 40 50 60 70 80 90 Доля 5 крупнейших ритейлеров на рынке розничной торговли В России

Источник: составлено по данным [7].

Рис. 5. Соотношение концентрации рынка розничной торговли и доли СТМ в выручке, %

В рамках подобных соглашений о производстве товаров под СТМ ритейлеры берут на себя затраты на разработку дизайна упаковки, проведение маркетинговой кампании продукции, организацию продаж. Главным проблемным вопросом во взаимодействии по такому механизму являются условия распределения маржи, образующейся за счет экономии на издержках, между производителем и ритейлером.

С одной стороны, поставщику выгодно работать с сетью по схеме производства СТМ. Она берет на себя организацию сбыта крупных объемов продукции, что позволяет производителю:

- во-первых, полностью загрузить производственные мощности;

Доля продаж СТМ в выручке лидеров российского ритейла в 2009 г. и в среднесрочной перспективе, %

Доля Доля СТМ

Наименование Формат СТМ в 2009 г. в среднесрочной перспективе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сеть Мягкий 8 50

«Пятерочка» дискаунтер

Сеть Супермар- 4,5 30

«Перекресток» кет

Сеть Гипермаркет 2 10

«Карусель»

Сеть Дискаунтер 22 50

«Копейка»

Сеть «Магнит» Магазин шаговой доступности 12,28 30

Источник: составлено по данным [7].

- во-вторых, снизить величину постоянных издержек на единицу выпускаемой продукции;

- в-третьих, более эффективно планировать запасы продукции на складах.

Но существуют и «минусы» работы с сетью для производителя. В числе таких можно определить следующие:

• дискриминируется собственный бренд поставщика - сеть имеет возможность предоставить товару под СТМ лучшие полки, расширенную выкладку и рекламу в магазине;

• сокращается ассортиментный ряд выпускаемой продукции;

• снижается маневренность мощностей, использовавшихся ранее для производства других видов продукции;

• работать с сетями могут только крупные производители.

При жесткой тактике установки закупочной цены плюсы работы с сетями для поставщика нивелируются. Недостаточная развитость местной переработки и небольшие размеры производства -существенные помехи для взаимодействия с ритей-лом. Недостатком механизма СТМ для российского общества является тот факт, что положительную разницу от экономии получает не производитель или конечный потребитель, а сеть.

Рассмотрим новый механизм межотраслевого взаимодействия малых сельхозпроизводителей и торговых сетей. Ключевым звеном будет являться вновь созданная управляющая компания (УК). Основа ее деятельности - аккумулирование продукции производителей различных масштабов, ее первичная обработка, хранение и реализация.

Для российской экономики такие компании важны по нескольким причинам. Они позволят фермерским хозяйствам и мелким производителям сократить издержки на организацию сбыта; увеличат оборотный капитал производителей; благотворно повлияют на обеспечение продовольственной безопасности.

Этапы создания УК в виде проекта могут быть следующие.

1. Выбор и изучение региона:

- определяются особенности и задачи УК в регионе;

- определяется доля участия каждого звена в капитале УК, инвестиционная роль региональной власти;

- определяется организационно-правовая форма

УК.

2. Проведение региональной PR-кампании:

- информирование целевой аудитории о возможностях УК;

- выявление региональных особенностей производства и предпочтительных путей реализации продукции.

3. Заключение договоров с поставщиками. Договора купли-продажи заключаются с производителями, которые устанавливают условия оплаты УК купленной продукции (процентное соотношение между непосредственной выплатой производителю по факту поступления продукции в распоряжение и по завершении акта реализации).

4. Решение вопросов лицензирования продукции:

- создаются необходимые предприятия в соответствии с выявленными региональными особенностями (например мобильные магазины);

- налаживается механизм взаимодействия УК и перерабатывающих компаний с ветеринарной службой и Роспотребнадзором.

5. Заключение договоров с организациями сбыта. Налаживание связей с потенциальными сбытовыми каналами.

Ключевым пунктом в системе взаимодействия производителей и организаций сбыта остается цена закупки продукции. Установление ее возможно исключительно путем достижения консенсуса между производителями и ритейлерами: они должны определиться, какой частью маржи готовы пожертвовать, чтобы передать УК издержки по приведению продукции к виду, отвечающему стандартам закупки.

Дальнейшие аспекты деятельности и выгод УК, работающих на стыке отраслей сельского хозяйства, мелкой промышленности и торговли, будут зависеть от структуры инвестиционных вкладов в создание УК. Рассмотрим подробнее возможные схемы и источники финансирования создания подобных компаний.

Для эффективности работы межотраслевых организаций все стороны, вовлеченные в процесс взаимодействия, должны быть заинтересованы в результатах деятельности данных организаций. В связи с этим представляется логичным предположение о перспективности софинансирования проекта производителями и торговыми организациями. Однако с учетом сопоставления масштабов деятельности производителей - собственников ЛПХ или КФХ - с одной стороны, и розничных сетей - с другой стороны, для осуществления подобного проекта потребуется тщательное координирование данного взаимодействия.

Субъектом координирования могут стать органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Государство в данном случае может оставить на свое усмотрение предоставление налоговых и иных льгот, гарантий и финансовых ресурсов. Также для объединения ресурсов небольших хозяйств возможно их участие в капитале вновь учреждаемой компании в составе предварительно зарегистрированного производственного кооператива. Ввиду существования ряда региональных целевых программ и субсидий, направленных на поддержку как сельского хозяйства, так и малого бизнеса, в рамках финансирования проекта представляется возможным направление части ресурсов на обеспечение деятельности управляющей компании.

Вклад каждого участника может производиться в различных формах. Государство имеет в распоряжении площади, доступные для использования в качестве физического размещения организаций, находящихся под контролем управляющей компании, а также финансовые ресурсы в виде бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства и малого бизнеса. Часть вкладов со стороны производителей сельхозпродукции может быть осуществлена за счет денежных средств, полученных после первой реализации продукции.

Кроме того, в ряде регионов предусмотрена система грантов владельцам ЛПХ и КФХ; данные гранты могут быть частично использованы в качестве вклада в производственный кооператив, который станет акционером межотраслевого акционерного общества. Преимущество организации производственного кооператива заключается не только в объединении финансовых ресурсов и целей его участников, но и в возможности как распределения 20 %-ной прибыли, полученной от деятельности УК, так и капитализации части прибыли с целью поддержания развития участников кооператива.

Таким образом, создание межотраслевых УК позволит производителям, торговым сетям, государству и потребителям получить значительные выгоды, а именно:

1) для мелких производителей:

- дополнительные источники денежных средств для расширения производства;

- освобождение от необходимости организации сбыта;

- повышение уровня жизни;

2) для торговых сетей:

- возможность использовать потенциал мелких производителей - КФХ и ЛПХ;

- получение востребованных товаров, соответствующих установленным экологическим и санитарным стандартам;

- сравнительно низкие издержки на коммуникации с УК;

- возможность участия в оптимизации издержек промежуточного этапа движения продукта;

3) для государства:

- дополнительные налогоплательщики;

- адресная поддержка малых организаций сельского хозяйства;

4) для потребителей:

- удовлетворение потребностей в экологически чистой продукции;

- обеспечение продовольственной безопасности.

Развитие механизмов межотраслевого взаимодействия является одним из факторов, которые позволят российской экономике повысить свою конкурентоспособность. Локальная интеграция торговли, сельского хозяйства и малых промышленных предприятий позволяет сократить транзакционные издержки и таким образом создать условия для расширения производства.

Список литературы

1. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

2. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ.

3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3.

4. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ.

5. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года : приказ Минпромторга России от 31.03.2011 № 422.

6. Сельское хозяйство России за 2009 г URL: http://www. mcx.ru/documents/file_document/show/15092.164.htm.

7. Private label на российском FMCG рынке 2010 г. // Retailer. ru. URL: http://www.retailer. ru/item/ id/25059.

8. Розничная торговля FMCG России. Итоги 2009 г URL: http://www.retailexperts.ru.

9. Эффективная Россия: производительность в розничной торговле. URL: http://www.mckinsey.com/mgi/ reports/pdfs/lean_russia.

10. Динамика и структура розничного товарооборота.

URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW. exe/Stg/d01/2-2-1.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.