ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37.042.2
Зырянова Т.М.
студент кафедры дефектологии Курганский государственный университет (г. Курган, Россия)
Галимова А.С.
студент кафедры дефектологии Курганский государственный университет (г. Курган, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация: в статье рассмотрены особенности фонематического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, трудности звукового анализа слов, а также влияние этих нарушений на овладение устной речью.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Несформированность фонематических процессов у детей с нарушением интеллекта в настоящее время является существенной проблемой при обучении в начальной школе и зачастую выступает одной из главных трудностей в овладении ребенком грамотной речью. Многочисленные исследования показывают, что большинство школьников с интеллектуальной недостаточностью к концу букварного периода находятся на ранних ступенях фонематического развития.
Изучением особенностей речепроизводства умственно отсталых детей исследователи занимались еще на ранних этапах становления дефектологии как науки. Такие ученые как А. Бине, Э. Сеген, И.Е. Эскироль расценивали недостатки речи детей с данной патологией как аномалии умственного развития.
С. Я. Рубинштейн к основным причинам недоразвития речи у умственно отсталых детей относил именно «слабость замыкательной функции коры головного мозга, медленную выработку новых дифференцированных связей во всех анализаторах». Иными словами, заторможенность развития связей в области речеслухового анализатора препятствует своевременному овладению детьми процессом различения звуков речи. Так, дети длительное время затрудняются дифференцировать слова по их акустическому звучанию, поэтому речь окружающих для ребенка с интеллектуальной недостаточностью может восприниматься неточно.
Такие ученые как Р.Е. Левина, Р.Н. Лалаева и другие в своих работах указывают на медленное и неполноценное развитие фонематических функций. При этом нарушение фонематического восприятия проявляется не только на уровне простейших операций звукового анализа, но и фонематического слуха [1].
Многие исследователи пришли к выводу, что затруднения в различении и узнавании звуков в слове, в дифференциации оппозиционных фонем оказывают негативное влияние на развитие устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями, оно оказывается значительно задержанным в сравнении с нормой. В свою очередь, нарушенное речевое развитие и как следствие недостаточность усвоения семантической стороны родного языка затрудняют становление всей фонематической системы детей данной категории. Так, процесс овладения устной и письменной речью оказывается нарушенным.
Дети затрудняются различать правильные и искаженные слова; различение слов и сходных асемантичных сочетаний также представляет существенную сложность. Процесс дифференциации звуков, а в особенности
звуков, имеющих тонкие акустические различия у детей с интеллектуальной недостаточностью является незаконченным.
Исследователи установили, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова, так как дети имеют крайне слабо развитые фонематические представления. Сложности фонематического анализа для детей данной группы сводятся к выделению звуков анализируемого слова, дифференциации этих звуков на слух. Происходит смешение выделенного звука с акустически парным, что затрудняет процесс сравнения звукового состава слов. Все перечисленное объясняет трудности процесса слухового контроля за собственной и чужой речью.
Недостаточно четко различая сходные звуки и не умея с должной точностью координировать движения своих речевых органов, ребенок не может научиться правильному произношению, так как не имеет возможности контролировать и совершенствовать его [3].
Нарушение фонематического восприятия вторично оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи умственно отсталого ребенка. Без должной четкости воспринимая слова в целом, особенно их сходно звучащие фонемы, ребёнок не может отличать оттенки значений многих слов. Это замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка и затормаживает общее развитие речи. В свою очередь совокупность этих нарушений ведёт за собой большие трудности при овладении грамотой и грамматикой умственно отсталыми детьми [2]
Таким образом, недостатки фонематического развития усугубляют процесс овладения ребенком устной речью, поэтому своевременная работа по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями интеллекта является одной из важных задач коррекционного воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Буслаева Е. Н. Развитие фонематического восприятия умственно отсталых школьников младших классов.: Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2003. 193с. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М.: Академия, 2002. 160 с.
Особенности развития фонематических процессов младшего школьного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью. [Электронный ресурс] -Режим доступа: Особенности развития фонематических процессов младшего школьного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью (infourok.ru)
Zyryanova T.M.
student of the Department of Defectology Kurgan State University (Kurgan, Russia)
Galimova A.S.
student of the Department of Defectology Kurgan State University (Kurgan, Russia)
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC PROCESSES IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract: the article discusses the features of phonemic development of children with intellectual disabilities, difficulties in sound analysis of words, as well as the impact of these disorders on the mastery of oral speech.
Keywords: intellectual disability, phonemic perception, sound analysis of word.