Список литературы:
1. Лешер О.В., Деменина Л.В. Обучение студентов университета на основе инклюзивного и средового подходов // Вестн. ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 3. С. 109-121.
2. СМК-К-О-РЕ-172-14 Система менеджмента качества. Регламент. Правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. Пункт 5. 2014. Версия 1. С. 1-10.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - М.: Эксмо, 2015. С. 160.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. С. 365.
www.sibac.info
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Поиграй Александра Александровна
студент кафедры дефектологии и социальной работы, специальность дефектология ЦКА СГТИ, Республика Казахстан, г. Караганда E-mail: sashyla-poigray@mail. ru
Тимофеева Маргарита Наильевна
магистр пед. наук, старший преподаватель кафедры дефектологии и социальной работы ЦКА СГТИ, Республика Казахстан, г. Караганда E-mail: [email protected]
THE EXPERIMENTAL WORK ON THE IDENTIFICATION AND CORRECTION OF WRITTEN LANGUAGE DISORDERS IN MENTALLY RETARDED YOUNGER SCHOOLBOYS
Alexandra Poigray
student at the Department of defectology and social work, specialty defectology CKA SGTI, Kazakhstan, Karaganda
Margarita Timofeeva
master of Education, Senior Lecturer of the Department of defectology and social work CKA SGTI,
Kazakhstan, Karaganda
АННОТАЦИЯ
Для эффективной коррекции нарушений письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью необходима разработка рабочей тетради. Для ее разработки использовались методики Головиной, Ахутиной и Иншаковой. После проведенной коррекционной работы есть значительный положительный результат.
ABSTRACT
For effective correction of the written speech of younger schoolboys with intellectual disabilities need to develop a workbook. For its development methodology used Golovina, Akhutina and Inshakova. Following the remedial work has a significant positive result.
Ключевые слова: дисграфия, умственная отсталость, рабочая тетрадь.
Keywords: dysgraphia, mental retardation, workbook.
В настоящее время увеличивается количество детей с различными интеллектуальными нарушениями. Это оставляет открытой проблему обучения и воспитания данной категории детей из года в год. В нашем докладе внимание уделено проблеме нарушения письменной речи младших школьников. Что является одной из самых главных моментов в период школьного обучения. Профилактическая работа по коррекции дисграфии является актуальной, так как письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, это многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы. Овладение грамотой - это
сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка. Отставание развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки и зрительно - моторной координации ведет к трудностям воспроизведения и запоминания графического образа буквы и цифры, нарушения различения фигур. Несформированность этих навыков за частую приводит нарушениям письма и чтения и как следствие общую неуспеваемость по школьным предметам.
Письменная речь является «базой» для всего обучения. Ее нарушения вызывают значительные затруднения у детей с интеллектуальной недостаточностью, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и неблагоприятно сказывается на развитии ребенка в целом.
Поэтому наиболее актуальная на данный момент проблема в вопросах коррекционной педагогики и логопедии - нарушение письменной речи (дисграфии) и методы эффективной ее коррекции у умственно отсталых младших школьников.
Опираясь на вышеуказанную проблему, нами была изучена и проанализирована научная литература, после чего мы выдвинули предложение о необходимости разработки эффективных методов коррекции дисграфии у данной категории детей.
Мы предлагаем рабочую тетрадь по коррекции дисграфии для вспомогательных школ.
Для построения эффективной коррекционной работы нами был проведен ряд диагностических методик на выявление у детей нарушения письменной речи.
По итогам проведенных диагностических методик, можно сделать вывод что, для успешной работы по коррекции нарушений письма у учащихся младших классов необходимо составление рабочей тетради. При разработке тетради необходимо грамотно оценить состояние письменной речи и определить методику её правильного формирования. Для этого важно учитывать психологические и другие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, что требует участия в этой разработке не только учителя - логопеда, но и других специалистов: педагога - психолога, психоневролога. На этой основе в рабочей тетради по коррекции дисграфии у умственно отсталых детей младшего школьного возраста определяются направление, содержание и приёмы развития и коррекции письменной речи. Тетрадь включает в себя следующие задания, направленные на исправление недостатков письменной речи:
www.sibac.info
1. Задания на зрительную дифференциацию прописных букв;
2. Задания на развитие мелкой моторики;
3. Задания на развитие логического мышления;
4. Задания на развитие ориентировки в пространстве и на тетрадном листе;
5. Задания на развитие и обогащение словарного запаса;
6. Задания на развитие внимания;
7. Задания на развитие интеллектуальных процессов.
Цель рабочей тетради: эффективная коррекция нарушений письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи рабочей тетради:
1. Развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическую дифференциацию звуков, зрительную дифференциацию строчных букв, внимание, память, мышление.
2. Обогащать и активизировать словарь.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Концептуальность: данная рабочая тетрадь разработана
в соответствии с основными принципами логопедической работы и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах работы.
Экспериментальная работа по внедрению данной разработанной тетради проходила на базе: г. Темиртау, КГУ «Областная специализированная школа - интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии № 2». В эксперименте принимало участие 10 учеников 2 класса. Основной диагноз у детей F 70 со стойким недоразвитием речи легкой степени. Работа проводилась фронтально 2 раза в неделю на уроках русского язьгка. Время занятия составляло 30-40 минут.
Каждое занятие подразделялось на два этапа:
1. Разбор и дифференциация проблемной буквы.
2. Закрепление приобретенных навыков.
С детьми были проведены ряд первичных диагностик на выявление у них нарушения письменной речи. В первичное обследование входили:
1. Диагностика письма (списывание и диктант).
2. Диагностика чтения (методика Ахутиной Т.В. [1] и Иншаковой Т.А. [1]).
3. Диагностика фонематического слуха.
4. Методика на исследование восприятия Головиной Т.Н. [2].
В результате изучения научно-методической литературы, анализа нарушений письменной речи (рисунок 1) и практической работы
с учащимися, нами были сформулированы выводы о том, что в письменных работах младших школьников с интеллектуальной недостаточностью преобладают в большей степени ошибки аграмма-тического и оптического характера. Что позволило определить основные задачи коррекционной работы:
1. Формирование представлений об образе буквы.
2. Формирование ориентации на листе бумаги.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие устной речи.
5. Обогащение словарного запаса.
Опираясь на первично проведенные диагностические методики, нами были разработаны планы коррекционных занятий, включающие в себя следующие блоки:
1. Задания на зрительную дифференциацию прописных букв;
2. Задания на развитие мелкой моторики;
3. Задания на развитие логического мышления;
4. Задания на развитие ориентировки в пространстве и на тетрадном листе;
5. Задания на развитие и обогащение словарного запаса;
6. Задания на развитие внимания;
7. Задания на развитие интеллектуальных процессов.
Работа по заданиям из рабочей тетради осуществлялась на уроках русского языка с учащимися младших классов вспомогательной школы в течении 6 месяцев. Эффективность проведенной работы подтверждена контрольной диагностикой письменной речи у данной группы учащихся.
Результаты диагностики показали благоприятную динамику по коррекции дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
На рисунке 1 приведены среднестатистические сравнительные данные проделанной нами коррекционной работы по коррекции дисграфии до эксперимента и после его проведения.
www.sibac.info
www.sibac.info
Рисунок 1. Сравнительные данные коррекционной работы до эксперимента и после его проведения
Опираясь на проведенный анализ можно сказать, что в среднем качество письма детей повысилось на 22 %, что позволяет нам говорить о благотворном влиянии разработанной нами рабочей тетради на коррекцию дисграфии у умственно отсталых детей.
Список литературы:
1. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников - 2008 г.
2. Головина Т.Н Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы - 2005 г.