Научная статья на тему 'Особенности развития физических качеств у младших школьников'

Особенности развития физических качеств у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2271
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ / SENSITIVE PERIODS OF DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PHYSICAL ABILITIES / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ / MEANS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова София Михайловна, Брыкина Валентина Анатольевна

Данной работе рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста, характеризуются основные физические способности и предлагаются средства развития основных физических качеств у данного возрастного контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова София Михайловна, Брыкина Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

In this work, the features of physical development of children of primary school age are considered, the basic physical abilities are characterized and the means of development of the basic physical qualities in this age group are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности развития физических качеств у младших школьников»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Фролова София Михайловна

етудент

Волгоградский государственный социально - педагогический университет

имени А. С. Серафимовича г. Волгоград, Россия Frolova Sofiya Mikhailovna

student

Volgograd state socio - pedagogical university named after A. S. Serafimovich Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент

кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально - педагогический университет

имени А. С. Серафимовича г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolyevna

assistant

department of physical culture Volgograd state socio - pedagogical university named after A. S. Serafimovich Volgograd, Russia

Аннотация. В данной работе рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста, характеризуются основные физические способности и предлагаются средства развития основных физических качеств у данного возрастного контингента.

Abstract. In this work, the features of physical development of children of primary school age are considered, the basic physical abilities are characterized and the means of development of the basic physical qualities in this age group are offered.

Ключевые слова: физические качества, сенситивные периоды развития, физические способности, средства развития.

Keywords: physical qualities, sensitive periods of development, physical abilities, means of development.

Наибольший эффект в развитии физических качеств у детей младшего школьного возраста достигается в период их бурного естественного развития. В другие возрастные периоды для развития определённых физических способностей педагогические воздействия могут быть неэффективными или отрицательными. Поэтому при развитии конкретных физических способностей важно не упустить сенситивные периоды их формирования, поскольку в будущем

это сделать это будет очень трудно [1, с.27-29].

Возрастной интервал учащихся начальной школы 6-10 лет. В этот период сокращается скорость роста у детей на 2-3 см в год, возникает фактор появления избыточного веса, снижается интенсивность обменных процессов, частота сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества - ловкости. Физиологические функции стремительно развиваются, но отличаются от взрослого уровня. У детей данного возрастного периода очень высокие энергетические траты, и остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма. Любое физическое напряжение организма в этот период вызывает активную перестройку работы многих органов и систем. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности. Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной чувствительностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастных особенностей.

Рассмотрим сенситивные периоды развития физических способностей по А.П.Матвееву (рис. 1).

Физические способности Возраст

со N ГО 00 о го 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17

СИЛОВЫЕ Собственно силовые * ♦ «

С ко ро стно-силов ые * * 4

СКОРОСТНЫЕ Частота движений и * »

Скорость одиночного движения * t * t

Время двигательной реакции *

К ДЛИТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ Статический режим * ♦ * ♦

Динамический режим * ** ♦ *

Зона максимальной интенсивности * *

Зона субмаксимальной интенсивности ♦ ♦ ♦

Зона большой интенсивности » и И * *

Зона умеренной интенсивности м * ♦

КООРДИНАЦИОННЫЕ Простые координации и и ♦ 4

Сложные координации *

Равновесие м * ♦

Точность движений м *

Гибкость 1 и м

Рис. 1. Сенситивные периоды развития физических способностей Условные обозначения: д - девочки; м - мальчики

Из представленной таблицы видно, что каждому направлению физических способностей присущи определённые периоды, временные границы которых у девочек и мальчиков разные. Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Необходимо

уделять особое внимание всестороннему развитию таких координационных способностей как: точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений [2, с.54 -56].

Физические способности - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Принято различать пять основных физических качеств: сила, быстрота, ловкость и равновесие, выносливость, гибкость.

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. Характеризуется килограммами. Оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила - абсолютная сила, делённая на вес человека.

Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью. Они делятся на две группы: упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи) и упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату). В начальной школе использование силовых упражнений на уроках физической культуры ограничено. Главной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от них зависит формирование правильной осанки школьника, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиты слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.). Средства развития силы: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.

Быстрота - способность человека быстро совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения [3, с.91].

В качестве средств развития используются упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств. Применяются скоростно - силовые упражнения: метания, прыжки, упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой. В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Характеризуется координационными возможностями в статике, динамике, равновесии, ориентировании в пространстве, чистоте движений в ограниченном пространстве.

Средства развития ловкости: упражнения с элементами элементы новизны -гимнастические упражнения, прыжки в длину и высоту, подвижные игры, упражнения в парах, небольшой группой с гимнастическими предметами, любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, с элементами координационной трудности.

Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности. Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.

Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения детского организма, но выполняемые продолжительное время: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в различном темпе и т.п.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Характеризуется максимальной амплитудой движения.

Средства развития: выполнение упражнений на растягивание; обще-развивающие упражнения без предметов и с предметами; прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди; упражнения у гимнастической стенки; глубокие приседания на всей ступне; наклоны вперед, назад, в стороны; махи ногами вперед-назад и т.п. Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30% выше, чем у мальчиков. В младшем школьном возрасте работа над развитием гибкости в 2 раза более эффективна, чем в старшем, поскольку амплитуда движений с возрастом уменьшается [4, С. 67-70].

Таким образом, своевременное развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста способствует формированию в будущем здоровой, полноценной, всесторонне - развитой личности.

Литература

1. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М. : Терра-Спорт, 2000.

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов общеобразовательной школы. М. : Просвещение, 1987.

3. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.

4. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск. : Нар. Асвета. 1978.

References

1. Lyakh V. I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitiya [Motor abilities of schoolchildren: fundamentals of theory and methods of development]. Moscow, Terra-Sport Publ., 2000.

2. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashchihsya 1- 11 klassov obshcheobrazovatel'noj shkoly [Complex program of physical education of pupils of 1-11 classes of secondary school]. Moscow, Education Publ., 1987.

3. Bogen M. M. Obuchenie dvigatel'nym dejstviyam [Teaching motor actions]. Moscow, Physical education and sport Publ., 1985.

4. Guzhalovskij A. A. Razvitie dvigatel'nyh kachestv u shkol'nikov [Development of motor qualities in students]. Minsk, Narodna osvita Publ., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.