Научная статья на тему 'Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
706
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие детей / нарушения опорно-двигательного аппарата

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попереков Владислав Сергеевич, Куприенко Валерия Алексеевна

В статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста, имеющих врожденные или приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попереков Владислав Сергеевич, Куприенко Валерия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-226-228

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Попереков Владислав Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Куприенко Валерия Алексеевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье рассматриваются анатомо-физизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста, имеющих врожденные или приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: развитие детей, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Среди детей младшего школьного возраста самыми распространенными проблемами физического развития являются функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Количество детей-инвалидов с врожденными или приобретенными нарушениями функций ОДА каждый год возрастает. Ведущая роль в профилактике и реабилитации детей с нарушениями ОДА по-прежнему отводится средствам и методам адаптивной физической культуры (АФК) [2, 4].

Нужно отметить, что костная и мышечная системы детей младшего школьного возраста находятся на начальной стадии формирования. Мышцы детей слабы, особенно мышцы спины, поэтому они не способны поддерживать тело длительное время в правильном положении, что и приводит к нарушению осанки, которая является весьма неустойчивой, поэтому у младших школьников легко возникает асимметричное положение тела [5].

Нарушения опорно-двигательного аппарата вызваны слабым развитием мышц скелета, хрящей, сухожилий, связок, что в дальнейшем может приводить к травмам различной степени тяжести.

Осанка - это привычная непринужденная манера удерживать свое тело в положении стоя, сидя и во время ходьбы. Осанка считается правильной, если

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~226'

плечи находятся на одном уровне, голова немного приподнята, грудная клетка развернута; позвоночник и голова составляют вертикальную линию.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы - недостаточная освещенность рабочего места, дискомфортная одежда и обувь, мебель, которая не соответствует росту ребенка; низкая двигательная активность детей или однообразные физические упражнения [6, 7].

Также распространённой причиной нарушений ОДА у детей младшего школьного возраста является плоскостопие - изменение стопы и ее суставов в результате слабости мышц и связок, что снижает высоту свода и нарушает «рессорную» функцию во время ходьбы [1].

Самой частой причиной плоскостопия является наследственная слабость мышц, слабость связочного аппарата стопы и голеностопного сустава, также неправильное вертикальное расположение в голеностопном суставе таранной кости.

Профилактика с первых месяцев жизни ребенка до подросткового возраста является основной в борьбе с распространением нарушений опорно-двигательного аппарата и предупреждением инвалидности у детей.

Используют различные средства и методы для коррекции нарушений осанки и свода стопы. Лечебная физическая культура (ЛФК) назначается при всех формах нарушения осанки и плоскостопия.

Основная цель ЛФК - противодействие развитию изменению позвоночника и суставов ног путем дифференцированного влияния на определённые группы мышц для повышения уровня их выносливости, силы и гибкости. Используют специальные физические упражнения: корригирующие, симметричные, ассиметричные, деторсионные [3, 4].

Задачами ЛФК при плоскостопии являются: повышение уровня силовой выносливости мышц, которые формируют свод стопы - передняя и задняя боль-шеберцовые мышцы, икроножные, сгибатели большого пальца и пальцев, мышцы, пронирующие стопу; улучшение работоспособности и общее укрепление организма [3, 4].

Лечебная физическая культура при коррекции плоскостопия должна сочетаться с другими мероприятиями, такими как подбором правильной обуви, ортопедических приспособлений, определение оптимальной двигательной активности ребёнка с распорядком дня.

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~227~

Также используют: лечение положением, приемы стимуляции мышц и расслабления, пассивные и пассивно-активные движения. Основные задачи этих средств и методов состоят в активизации безусловно рефлекторной двигательной деятельности, тонуса мышц, снижении рефлекторной возбудимости двигательного аппарата, нормализации мышечного чувства, борьбе с порочными двигательными стереотипами, стабилизации произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей, стабилизации положения туловища [1, 2].

Таким образом, можно сделать вывод, что весь период созревания детского организма определяет его неустойчивость в анатомо-физиологическом развитии и большая чувствительность даже к незначительным отрицательным воздействиям внешней среды, что может послужить причиной возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. Поэтому главными задачами, способствующими лучшему физическому развитию детей младшего школьного возраста, в том числе с нарушениями ОДА, являются укрепление здоровья детей, корректное и последовательное формирование двигательных умений и навыков, разносторонние регулярные физические упражнения умеренной интенсивности и соблюдение режима дня.

Библиографический список

1. Беленький А. Г. Плоскостопие: проявления и диагностика / Consilium Medicum. - 2005 ; - 08 : С. 618-622.

2. Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс. М.: «Советский спорт». 2000. - 224 с.

3. Епифанов, В. А. Реабилитация в травматологии и ортопедии / В. А.Епифанов, А. В. Епифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАРМедиа, 2015. - С. 319.

4. Каптелин, И. О. Лечебная физкультура / И. О. Каптелин. - М. : Медицина, 2000. - С. 9.

5. Комяк, Я. Ф. Возрастная физиология и гигиена [Текст] : учебное пособие / Я. Ф. Комяк.- Минск, 2015. - 217 с.

6. Сидоров, С. П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом [Текст] / С. П. Сидоров. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 380 с.

7. Фищенко П. Я. Врождённая патология опорно-двигательного аппарата / П. Я. Фищенко и др. Д.: Медицина, 1972. - 180 с.

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.