Научная статья на тему 'Особенности развития авиационного лизинга в России'

Особенности развития авиационного лизинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
финансовая аренда / авиатранспорт / договор лизинга / лизинговые ставки / лизинговые компании / авиаперевозки / лизингодатель / лизингополучатель / лизинг / оперативный лизинг / financial lease / air transport / lease agreement / leasing rates / leasing companies / air transportation / lessor / lessee / leasing / operating lease

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Павел Валентинович Ивлиев

В данном исследовании рассматривается объективная необходимость широкомасштабного использования финансовой аренды в авиаперевозках в России. Указанный инструментарий является необходимым для развития отечественной экономики, и особенно актуален он в условиях санкций. В статье анализируются положительные стороны применения лизинга в авиаперевозках. Затрагиваются современные проблемы, препятствующие бурному развитию финансовой аренды в авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of aviation leasing in Russia

This study examines the objective need for large-scale use of financial leases in air transportation in Russia. The specified toolkit is necessary for the development of the domestic economy, and it is especially relevant in the context of sanctions. This article analyzes the positive aspects of the use of leasing in air transportation. Modern problems that prevent the rapid development of financial lease in aviation are touched upon.

Текст научной работы на тему «Особенности развития авиационного лизинга в России»

Закон и право. 2022. № 6. С. 57-59. Law and legislation. 2022;(6):57 — 59.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-57-59

NIION: 1997-0063-6/22-319 MOSURED: 77/27-001-2022-6-519

Особенности развития авиационного лизинга

в России

Екатерина Олеговна Ананьева1, Павел Валентинович Ивлиев2

1 2 Институт Академии ФСИН России, Рязанская область, Рязань, Россия

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 ivliev_pv@mail.ru

Аннотация. В данном исследовании рассматривается объективная необходимость широкомасштабного использования финансовой аренды в авиаперевозках в России. Указанный инструментарий является необходимым для развития отечественной экономики, и особенно актуален он в условиях санкций. В статье анализируются положительные стороны применения лизинга в авиаперевозках. Затрагиваются современные проблемы, препятствующие бурному развитию финансовой аренды в авиации.

Ключевые слова: финансовая аренда, авиатранспорт, договор лизинга, лизинговые ставки, лизинговые компании, авиаперевозки, лизингодатель, лизингополучатель, лизинг, оперативный лизинг.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Особенности развития авиационного лизинга в России // Закон и право. 2022. № 6. С. 57—59. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-57-59.

Original article

Features of the development of aviation leasing in Russia

Ekaterina O. Anan'eva1, Pavel V. Ivliev2

1 2 Institute of the Academy of FSIN of Russia, Ryazan region, Ryazan, Russia

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 ivliev_pv@mail.ru

Abstract. This study examines the objective need for large-scale use of financial leases in air transportation in Russia. The specified toolkit is necessary for the development of the domestic economy, and it is especially relevant in the context of sanctions. This article analyzes the positive aspects of the use of leasing in air transportation. Modern problems that prevent the rapid development of financial lease in aviation are touched upon.

Keywords: financial lease, air transport, lease agreement, leasing rates, leasing companies, air transportation, lessor, lessee, leasing, operating lease.

For citation: Anan'eva E.O., Ivliev P.V. Features of the development of aviation leasing in Russia // Law and legislation. 2022;(6):57—59. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-57-59.

Развитие современного государства, которое желает иметь весомый голос в мировой политике, обязано быть высокотехнологичным. Авиаиндустрия является во многом той лакмусовой бумагой, наличие которой позволяет сделать серьезнейшую заявку на влияние на мировые экономические и, как следствие, политические процессы.

России — это государство, которое имеет трудно осваиваемые территории. Речь идет о

© Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. М., 2022.

LAW & LEGISLATION • 06-2022

районах Крайнего Севера, куда можно добраться зимой только по так называемой «дороге смерти», а в летний период кроме как на авиатранспорте попасть не удастся. Более того, необходимо отметить, что осваивать и поднимать эти регионы жизненно необходимо, для того чтобы оставаться конкурентоспособным государством. Для этого надо уделять особое внимание развитию авиатранспорта.

Также необходимо отметить, что авиапарк в России является далеко не самым «свежим»,

а имеющаяся техника находится далеко не в идеальном состоянии. Во многом применение такого нового инструментария, как финансовая аренда, способно изменить ситуацию в авиационной отрасли в лучшую сторону. Приобретение новой техники в кредит большинству авиакомпаний грозит большими издержками, что неизбежно будет тормозить развитие всей отрасли в целом со всеми далеко идущими последствиями.

Более того, необходимо понимать, что обновление парка авиатехники является жизненно необходимым. Ведь если, например, автомобиль сломался, то можно остановиться и вызвать техническую помощь, а подобные случаи с вертолетами и самолетами заканчиваются катастрофами. Развитие авиализинга в России сопряжено с некоторыми проблемами, а с учетом санкций, которые наложены на наше государство, тем более.

Для более детального рассмотрения темы нашего исследования необходимо раскрыть общее понятия финансовой аренды.

В ГК РФ содержится понятие договора лизинга, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование [1]. Также необходимо отметить, что ФЗ № 164 предоставляет нормативное закрепление договора финансовой аренды, в соответствии с которым под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [2]. Разберем основные проблемы, препятствующие развитию авиализинга.

Первым затруднением в развитии финансовой аренды является высокие процентные ставки кредитования. Ведь чем выше ставка рефинансирования, тем выше будут и лизинговые ставки. Отметим также, что в России достаточно высокую долю от стоимости авиатехники необходимо заплатить самой авиакомпанией за счет своих денежных средств. Этот показатель в России в два, в два с половиной раза выше, чем в развитых странах.

Еще одной проблемой является несовершенство законодательной базы, а именно, налогового регулирования. Для решения этой проблемы необходимо снижать налоговое бремя для лизинговых компаний в целях ускоренного развития финансовой аренды в области авиаперевозок.

Кроме того, немаловажной проблемой являются и низкие объемы производства авиатехники в России. Эта проблема напрямую не связана с финансовой арендой, но косвенно способна сильно препятствовать развитию авиаперевозок в России и, как следствие, отрицательно влиять на лизинговый рынок. В данной ситуации необходимо принимать целый комплекс программ на государственном уровне для поддержки производства отечественной авиатехники. Если это затруднение не будет решено, то сроки выполнения заказов могут увеличиваться на долгие годы, что, в свою очередь, полностью обесценит будущее развитие всех видов лизинга.

Для активного развития авиапромышленности необходимо решение всех вышеназванных проблем в комплексе. Концентрация только на одном сегменте не сдвинет с «мертвой точки» ситуацию в авиации.

По нашему мнению, для активного развития финансовой аренды необходимо снижение стоимости лизинговых платежей. Этого можно достичь либо при помощи целого комплекса государственных поддерживающих данную отрасль программ, либо, как минимум, снижением стоимости кредитов, которые, в свою очередь, должны повлечь и уменьшение стоимости лизинговых платежей, и это даст импульс к развитию авиаотрасли в России.

Также надо сказать, что в России достаточно плохо развит финансовый лизинг. Его сущность заключается в том, что это долгосрочные договоры, рассчитанные на большое количество лет, например на 20 лет. Лизинговые платежи при финансовой аренде, которые осуществляет лизингополучатель, являются меньшими по сравнению с оперативным лизингом, но лизингодатели при заключении финансового лизинга обращают внимание именно на платежеспособность данной компании и на ее рейтинг.

Компаний с надежным рейтингом не так много, как хотелось бы, и это является одной из главных проблем, сдерживающих активное применение финансовой аренды. Более того, необходимо отметить, что финансовая аренда подразумевает выкуп предмета договора в конце срока. И не у каждой организации хватит денежных средств на покупку самолетов и иной авиатехники. При этом налоговое бремя, обслуживание и ремонт полностью ложатся на лизингополучателя, что заставляет иметь в своем распоряжение дополнительные структуры на реализацию указанных целей.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

Финансовый лизинг авиатехники, с точки зрения развития авиаперевозок, по нашему мнению, является локомотивом, который может вытянуть эту отрасль. К сожалению, данный инструментарий крайне длительный, так как для его совершенствования требуется полноценное развитие производственных мощностей с участием государства.

По нашему мнению, необходимо применять возвратный лизинг. Сущность его заключается в том, что компания, у которой имеется в собственности авиационная техника, продает ее другой лизингодателю, при этом оставляя данную технику в своем пользовании. После этого данная компания платит лизингодателю арендные платежи. Плюсом является тот факт, что данная компания в результате получает дополнительные средства за вырученное оборудование и имеет возможность использовать их для своих нужд.

Подводя итог всему вышесказанному, надо сказать, что наше государство предпринимает серьезные меры для поддержки и развития авиаперевозок, но, к сожалению, в условиях санкций, да и вообще в целом, этих мероприятий не достаточно для того, чтобы лизинговые компании почувствовали серьезные улучшения в этой отрасли.

Для всего этого требуются радикальные изменения в правовой и производственной сферах.

Создание качественного конкурентоспособного парка авиационной техники без развития лизинга в нашем государстве будет крайне затруднительным. Ведь без разработки специальных программ, направленных на поддержку российских производителей самолетов и иной авиатехники, а также создания все необходимой инфраструктуры для ремонта и обслуживания, «поднять» данную отрасли вряд ли удастся.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959

2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ (послед. ред.) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/

References

1. Civil Code of the Russian Federation (Part Two) dated January 26, 1996 № 14-FZ (as amended on July 1, 2021, as amended on July 8, 2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 82959/

2. Federal Law «On Financial Lease (Leasing)» dated October 29, 1998 № 164-FZ (last edition) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

Информация об авторах

Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук, доцент Ивлиев П.В. — кандидат юридических наук

Information about the authors

Anan'eva E.O. — candidate of law, associate professor Ivliev P.V. — candidate of law

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 1 5.02.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

LAW & LEGISLATION • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.