Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТОК ТИПАЖЕЙ РОССИЙСКИХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТОК ТИПАЖЕЙ РОССИЙСКИХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожарный автомобиль / типаж / шасси / база / модель / fire truck / type / chassis / base / model

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Недоцук В.Е.

В статье рассмотрены основные принципы построения нового типажа Российских пожарных автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Недоцук В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF TYPES OF RUSSIAN FIRE TRUCKS

The article deals with the basic principles of building a new type of Russian fire trucks.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТОК ТИПАЖЕЙ РОССИЙСКИХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

УДК 338.984

Недоцук В. Е., к. г. н.

доцент

факультета платных образовательных услуг Воронежский институт ГПС МЧС России -филиал Ивановской пожарно-спасательной

академии МЧС России Россия, г. Воронеж

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТОК ТИПАЖЕЙ РОССИЙСКИХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация: В статье рассмотрены основные принципы построения нового типажа Российских пожарных автомобилей.

Ключевые слова: пожарный автомобиль, типаж, шасси, база, модель.

Nedotsuk V.E., pH.D. associate professor of the faculty ofpaid educational services Voronezh Institute of state fire service of EMERCOM of Russia -the Ivanovo branch of firefighting and rescue Academy of EMERCOM of Russia Russia, Voronezh

FEATURES OF DEVELOPMENT OF TYPES OF RUSSIAN FIRE

TRUCKS

Annotation: The article deals with the basic principles of building a new type of Russian fire trucks.

Key words: fire truck, type, chassis, base, model.

В конце 80-х годов закончился советский период развития пожарных автомобилей. К последнему десятилетию прошлого столетия пожарная охрана подошла с проблемным парком ПА, требующим восполнения, модернизации и структурной реконструкции производства ПА нового поколения.

Экономическая ситуации в стране в начале 90-х годов и состояние финансового обеспечения пожарной охраны не позволяли надеяться на успешное решение обозначенных проблем. Тем не менее, такие работы были начаты, причем начались они с пересмотра идеологии последнего советского типажа и разработки концепции принципиально нового типажа, адаптированного не только к условиям оперативного использования, но и к реальным финансовым ресурсам пожарной охраны в новых условиях: эпоха планового распределения ПА ушла в прошлое.

Уже в начале 90-х годов было принято решение о разработке нового типажа. Работы были начаты с разработки, апробации в региональных органах пожарной охраны и принятия новой концепции типажа.

Типаж пожарных автомобилей устанавливает оптимальную по номенклатуре, параметрам и показателям совокупность составляющих типоразмерного ряда с указанием модификаций и производных моделей, объединенную общностью назначения, с показателями, учитывающими достигнутый уровень техники.

Основным принципом построения нового типажа явилось создание ряда ПА различного целевого назначения на основе использования, во -первых, параметрических рядов базовых шасси, во-вторых, параметрических рядов ПА.

Главным параметром базовых шасси, используемых для создания ПА, является величина их грузоподъемности.

Главным параметром ПА, на основе которого строятся их параметрические ряды, является один из основных параметров пожарного автомобиля, определяющий его наиболее характерные тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности.

В качестве главных параметров ПА различного назначения были использованы:

вместимость цистерны для воды (м3); вместимость пенобака (м3); масса возимого порошка (кг); масса огнетушащего газа (кг);

подача насоса при номинальном числе оборотов (л/с);

напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов, в т.ч.:

низкого давления (м вд. ст.);

высокого давления (м вд. ст.);

расход порошкового лафетного ствола (кг/с);

мощность стационарного электрогенератора (кВт);

длина рукавной линии (км);

высота подъема стрелы (м);

производительность вентиляторной установки (тыс. м3/ч);

количество мест для боевого расчета, включая место водителя (ед.);

количество стационарных прожекторов (шт);

количество основных видов работ (шт);

количество измеряемых величин (шт):

грузовой момент (тм);

теплопроизводительность (Мкал/ч).

рекомендуемый тип шасси с указанием модели;

наличие лафетного ствола и его параметры;

тип насоса и т.п.

Этих сведений, представленных в типаже, оказалось вполне достаточно, чтобы адекватно охарактеризовать параметрический облик каждой модели ПА и области ее возможного оперативного использования.

Приоритетными направлениями развития парка ПА, которые нашли отражение в перспективном типаже, являются: создание новых моделей ПА;

модернизация находящихся в производстве ПА с учетом фактического опыта их эксплуатации;

реконструкция находящихся в эксплуатации ПА с незначительным пробегом шасси, гарантирующим приемлемый уровень надежности и безопасности ПА;

создание пожарных прицепов со специальной надстройкой, расширяющих тактические возможности базовых (транспортирующих) ПА;

использование для создания и модернизации ПА специальных шасси (двигатель повышенной мощности, двойная кабина, отбор мощности и пр.), параметры которых отвечают требованиям соответствующих нормативных документов (ГОСТ, НПБ и т.п.).

При разработке типажа предусмотрено создание комплексов ПА, приспособленных к конкретным условиям эксплуатации (климатические факторы) или оперативного использования (крупные пожары, специфические производства), в том числе: комплекс ПА для Севера; комплекс ПА для тушения крупных пожаров;

комплекс ПА природоохранного назначения (для ликвидации аварий и пожаров, связанных с нефтью и нефтепродуктами, химическими веществами, радиоактивными материалами, заражением атмосферной среды);

комплекс пожарно-спасательных автомобилей.

Базой для реализации концепции типажа стало использование блочно -модульного принципа создания семейства ПА единого функционального назначения. В новом типаже широко представлены специальные ПА (СПА): аварийно-спасательные, высотно-спасательные и другие.

Использованные источники:

1. Cars and drivers: new cars reviews, buying advice and news.-URL: http ://caranddriver.com/

2. Блог огнестрельного оружия. - URL: http://thefirearmblog.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.