УДК 614.846.63 DOI 10.25257ДЕ.2017.3.28-37
Двоенко О. В.
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР
В статье описывается значимость северных регионов для Российской Федерации. Анализ чрезвычайных ситуаций в этих районах позволил определить, что влияние низкой температуры является одной из главных причин развития ЧС до крупных размеров. Наиболее сложная оперативная обстановка в зимний период во многом объясняется отсутствием в подразделениях МЧС России пожарной и аварийно-спасательной техники в «северном» исполнении, приспособленной для эксплуатации в условиях низких температур.
Ключевые слова: Арктическая зона России, работоспособность пожарной и спасательной техники, низкие температуры воздуха, отказы техники.
Выделение Арктической зоны в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его яркой спецификой, которая определяет особенности формирования здесь инновационной экономики. На современном этапе развития северные регионы и Арктика приобретают всё более актуальное значение, которое определяется, во-первых, их ролью в формировании глобального климата и поддержании устойчивости биосферы; во-вторых, наличием огромных запасов углеводородов в северных регионах планеты и подводных месторождениях Арктики; в-третьих, военно-стратегическим и транспортно-коммуника-ционным значением региона, обладающего колоссальным пространственным ресурсом [1].
В соответствии с «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспек-
тиву», утверждёнными Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. (№ Пр-1969), предусмотрено социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также модернизация и развитие инфраструктуры, что повлечёт строительство новых объектов различного назначения в зонах экстремально низких температур (включая Арктическую зону).
По мнению российских и зарубежных экспертов, основу экономики России формируют объекты топливно-энергетического комплекса.
При анализе территориального размещения критически важных объектов (КВО) энергетики на территории России установлено, что 57 % из этих объектов находятся в районах с холодным климатом (рис. 1). Причем 7 % объектов размещаются в очень холодном климатическом районе. В районах с холодным климатом находятся также 78 % КВО газонефтяной отрасли России (рис. 2).
Рисунок 1. Распределение объектов энергетики по климатическим районам: - умеренно тёплый; ■ - умеренный; ■ - умеренно холодный; ■ - холодный; ■ - очень холодный
Рисунок 2. Распределение объектов газонефтяной отрасли
по климатическим районам: | - умеренно тёплый; ■ - умеренный; ■ - умеренно холодный; ■ - холодный; ■ - очень холодный
Значительное количество объектов энергетики и газонефтяной отрасли располагается на территориях, для которых характерен суровый климат, особенно в зимний период года. Минимальные температуры воздуха до -60 °С отмечаются в Магаданской области, Хабаровском крае, на Чукотке, в Якутии. Морозы до -50 °С характерны для Сибири и Дальнего Востока.
Достаточно продолжительные периоды с очень низкими температурами воздуха в большинстве случаев связаны с господством антициклонального типа погоды, а также с затоками очень холодного воздуха из арктических широт. В России такие ситуации возникают, как правило, в период с декабря по февраль. Продолжительность периода с экстремально низкими температурами достигает максимума в Якутии, на полюсе холода Северного полушария, где в зимний период погоду определяет стационарный и очень глубокий антициклон.
На территории северных и Арктических климатических районов велики риски негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений. Под опасными гидрометеорологическими явлениями понимаются процессы и явления, возникающие в атмосфере, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера за 2008-2016 годы, количество опасных природных явлений и крупных катастроф ежегодно растет.
Принимая во внимание бурное развитие Арктической зоны Российской Федерации и модернизацию объектов различного назначения в холодных климатических районах, требуется разработка и внедрение новых форм и способов ликвидации ЧС, в которых будут учитываться местные климатические особенности.
Эффективность деятельности пожарных подразделений в подобных климатических условиях будет зависеть не только от уровня подготовки личного состава и оснащенности техникой, но и степени влияния метеорологических факторов. Для сравнения условий деятельности подразделений, находящихся в различных климатических районах, был проведён статистический анализ пожаров произошедших на территории России.
На основании анализа более 4 000 крупных пожаров, произошедших в России за период с 1985 по 2015 гг., было установлено, что наибольшее количество таких пожаров происходит в зимний период года в холодных климатических районах
(62 % крупных пожаров от общего за зиму). Средняя продолжительность тушения таких пожаров зависит от температуры окружающей среды. Так, в среднем, крупный пожар, произошедший зимой в России, тушится за 4,7 часа. При температуре от -40 до -50 °С среднее время тушения составляет почти 6 часов, а при температуре ниже -50 °С среднее время работы по тушению крупного пожара достигает 7,5 часов [10].
Сложные метеорологические условия негативно влияют на мобильные средства пожаротушения (могут привести к отказам в работе техники). Для анализа массива отказов пожарной техники было исследовано 993 крупных пожара. Установлено, что при тушении 129 пожаров (13 % от всех зимних) произошли отказы мобильных средств пожаротушения, связанные с воздействием низких температур воздуха [10]. В результате этих отказов создавалась проблема с подачей огнетушащих веществ по рукавным линиям. Тушение пожара осложнялось, пожар приобретал крупные размеры. Статистическая обработка собранных материалов позволила установить, что значительное количество отказов (69,6 %) приходится на насосную установку автомобиля. С замерзанием вентилей, клапанов и задвижек водопенных коммуникаций связано 17,4 % отказов; на замерзание вакуумной системы насоса приходится 4,3 % отказов; 8,7 % отказов возникают из-за воздействия низких температур на тепловой режим двигателя пожарного автомобиля (рис. 3).
При этом 90 % отказов насосно-рукавных систем пожарных автомобилей по причине влияния низких температур приходится на холодные климатические районы, а 10 % отказов - на умеренные климатические районы.
Согласно отчёту ВНИИПО [2], на данный момент в пожарных частях, расположенных в холодных климатических районах, лишь до 50 % единиц пожарной техники имеют конструктивные элементы северного исполнения. Основным является подогрев пожарного насоса за счёт выхлопных газов двигателя, а также размещение насоса в кабине для личного состава (или осуществляется подогрев насосного отсека автономными отопителями).
Отсутствие в эксплуатации в подразделениях пожарных машин в северном исполнении является одной из главных причин развития пожаров в зимний период года до крупных размеров. При понижении температуры воздуха до -35 °С и ниже поломок техники бывает в 10-12 раз больше, чем при 0 °С. Кроме того, уменьшается срок службы автомобилей на Крайнем Севере в 2-3 раза [3].
В Академии ГПС МЧС России (Академия) уже давно занимаются вопросами эксплуатации пожарной и спасательной техники в условиях низких температур. Под руководством профессора
Рисунок 3. Отказы узлов и элементов пожарных автоцистерн из-за негативного влияния низких температур воздуха:
■ - отказ двигателя автомобиля; ■ - замерзание вакуумной системы насоса; ■ - замерзание вентилей клапанов и задвижек водопенных коммуникаций; ■ - замерзание воды в насосе
кафедры пожарной техники доктора технических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Михаила Дмитриевича Безбородько было сформировано целое научно-исследовательское направление, охватывающее эту проблему. За более чем 25-летний период исследований был накоплен колоссальный опыт в вопросах обеспечения работоспособности узлов и агрегатов пожарных машин. Так, в диссертации М. А. Савина [4] обосновано применение технических решений, которые позволяют повысить эффективность эксплуатации двигателей основных пожарных автомобилей в условиях отрицательных температур. В работе Е. М. Желва-кова [5] была определена предельная продолжительность нахождения пожарной автоцистерны в условиях низких температур по фактору охлаждения воды в цистерне автомобиля, а также разработаны рекомендации по организации эксплуатации пожарных автоцистерн для объектовых пожарных частей. Вопросам работоспособности систем насосных установок пожарных автомобилей посвятил свое исследование Г. И. Егоров [6]. В работе были определены условия отказа системы забора воды, а также предложено новое техническое устройство, позволяющее под давлением заполнять всасывающую линию пожарного автомобиля.
Одной из составляющих успеха тушения крупных пожаров при низких температурах является поддержание работоспособности насосно-рукавных систем. Эта проблема впервые была изу-
чена в диссертационной работе М. В. Алешкова [7]. В ней автор проанализировал причины выхода из строя напорных пожарных рукавов при использовании их в условиях низких температур, была также определена интенсивность охлаждения огне-тушащих веществ и время лёдообразования на напорных рукавах. В работе была разработана и предложена для применения вставка подогрева воды (ВПВ) в рукавных линиях. Она устанавливается в магистральную рукавную линию и состоит из металлического трубопровода диаметром 76 мм с врезанными на концах двумя отводами, имеющими фланцы для присоединения змеевика. Змеевик изготовлен из 20 метров медной трубки (внутренний диаметр 18 мм) и имеет общий наружный диаметр 320 мм. На центральном трубопроводе, проходящем внутри змеевика, установлен дозирующий вентиль для регулировки расхода воды по змеевику (рис. 4). Перечисленные элементы помещены в теплоизолированный кожух, имеющий два выходных и два входных отверстия для поступления и выхода теплоносителя.
В качестве источника теплоносителя могут быть использованы паяльные лампы, газовые горелки или топливные форсунки. Для установки в рукавную линию на центральном турбопроводе ВПВ имеются муфтовые соединительные головки.
При подаче воды в линию вследствие сопротивления, возникающего на открытом дозирующем вентиле, часть воды из основного потока,
2 3 4 5 6 7
Рисунок 4. Вставка для подогрева воды в рукавных линиях: 1 - фланцы; 2 - выходное отверстие; 3 - входное отверстие; 4 - металический трубопровод; 5 - теплоизолированный кожух; 6 - дозирующий вентиль; 7 - змеевик; 8 - муфтовые соединительные головки; 9 - паяльная лампа
протекающего по трубопроводу, поступает в змеевик. Проходя по змеевику, вода нагревается за счёт энергии теплоносителя. Подогретая в змеевике вода вновь попадает в основной поток, где в процессе турбулизации распределяется по сечению рукава и поднимает общую температуру воды в линии. Установка в линию ВПВ позволяет повысить температуру воды на 1-2 °С в рукавных линиях с диаметром до 80 мм.
Зачастую при тушении крупных пожаров необходимо подавать большое количество огне-тушащих веществ от 50 и более литров в секунду. В подразделениях МЧС России для решения этой задачи используются пожарные автомобили с насосными установками (производительность от 110 л/с и более), предназначенными для подачи воды по магистральным пожарным рукавам диаметром 150 мм к месту тушения пожара. Было выполнено исследование по прогнозированию работоспособности магистральных линий диаметром 150 мм при низких температурах воздуха (табл.) [8].
Исследование позволило выявить, что проблемы, связанные с отказом в работе магистральных линий по причине их замерзания, зависят не только от погодных условий, но и от параметров линии. Так, увеличение диаметра, уменьшение расхода, увеличение длины повышает вероятность замерзания рукавной линии.
Возникает ситуация, когда подача воды для тушения пожара с течением времени уменьшается, и по причине влияния климатического фактора не представляется возможным использовать тактический потенциал подразделений пожарно-спасательного гарнизона. Пожар развивается и приобретает крупные размеры. В таком случае определяющим условием для борьбы с пожаром является возможность сосредоточения достаточного количества сил и средств для обеспечения подачи огнетушащих веществ (фф, л/с) в больших количествах, чем требуемое для локализации огнетуша-щих веществ (Q л/с), которое определяется следующим образом:
Q = J S,
^тр ^тр т
где JTp - требуемая для тушения интенсивность подачи огнетушащих веществ, л/м2-с; S1. - площадь тушения, м2.
Опираясь на результаты исследований, можно сделать вывод, что для обеспечения работоспособности рукавных линий в условиях низких температур в течение неограниченного времени необходимо применять более мощные технические средства для повышения температуры воды в насосно-рукавной системе пожарного автомобиля.
Благодаря сочетанию научного потенциала Академии с технологическими возможностями производителей пожарно-спасательной техники этот накопленный опыт был реализован в разработке и создании инновационных образцов мобильных средств пожаротушения для эксплуатации в условиях низких температур. Они были внедрены в практику нашего Министерства и позволяют локализовать и ликвидировать различные виды ЧС природного и техногенного характера в условиях холодного климата.
Так, совместная работа Академии с Варга-шинским заводом противопожарного и специального оборудования позволила создать серию пожарно-спасательных автомобилей в климатическом исполнении ХЛ (холодный климат).
С этой точки зрения следует отметить пожарную автоцистерну АЦ(С)-8,0-70 (1УБСО AMT)-48BP (рис. 5, а) и пожарно-спасательный автомобиль ПСА-С-6,0-70 (1УБСО AMT)-40BP (рис. 5, б), которые позволяют успешно работать при температуре -60 °С, с возможностью кратковременной работы при температуре до -70 °С. Данная техника применяется пожарными подразделениями МЧС России в северных регионах.
Пожарные автомобили изготовлены на полноприводном шасси отечественного производства IVECO АМТ 6339. В связи с тяжелыми условиями эксплуатации шасси дополнительно оборудовано предпусковым подогревателем WEBASTO 2016, независимым автономным отопителем AIRTRONIK D2, системой обогрева отсека АКБ, электроподогревом лобового стекла, топливным фильтром сепаратор с подогревом, проведено дополнительное утепление кабины и отсеков. Водопенные коммуникации, сливные краны, трубопроводы обогреваются при помощи электролент, которые защищают от замерзания при низких температурах. Конструкция автомобиля обеспечивает непрерывную подачу огнетушащих веществ (ОТВ) через лафетный ствол как из штатной ёмкости, так и от стороннего источника. В кабине водителя установлена панель управления системами автомобиля. Это позволяет водителю управлять насосной установкой, вихревым теплогенератором, системой продувки,
Таблица для практического применения при прогнозировании работоспособности магистральных линий при низких температурах воздуха
С1, Климатические факторы Число рукавов в линии, шт
л/с ^ °С V, м/с 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42
20 -20 0,5
5
10
20
-30 0,5
5
10
20
-40 0,5
5
10
20
-50 0,5
5
10
20
60 -20 0,5
5
10
20
-30 0,5
5
10
20
-40 0,5
5
10
20
-50 0,5
5
10
20
100 -20 0,5
5
10
20
-30 0,5
5
10
20
-40 0,5
5
10
20
-50 0,5
5
10
20
Примечание: ■ - фунционирование рукавной линии; ■ - начало кристализации воды в рукавной линии; ■ - обледенение рукавной линии
а б
Рисунок 5. Пожарная техника в климатическом исполнении ХЛ: а - пожарная автоцистерна АЦ(С)-8,0-70(1УБС0 АМТ)-48ВР; б - пожарно-спасательный автомобиль ПСА-С-6,0-70(1УБС0 АМТ)-40ВР
лафетным стволом и электроосвещением отсеков, не выходя из кабины. Кузов автомобилей представляет собой единую утеплённую конструкцию, установленную на базовое шасси и изолированную от салона автомобиля. В нём размещается современное пожарно-техническое оборудование, специальный аварийно-спасательный инструмент, переносная электростанция, а также средства спасения с высоты.
Совместно с Якутским филиалом РАН были выполнены исследования по доработке пожарно-технического оборудования для эксплуатации при низких температурах окружающей среды, начиная с резинотехнических изделий и до покрытия его специальным криогенным составами для снижения теплопроводности (рис. 6).
Для обеспечения работоспособности насосно-рукавной системы в условиях низких температур на данных автомобилях впервые был применён вихревой теплогенератор ВТГ-110 с кавитацион-ным принципом работы и теплопроизводитель-ностью 105 000 ккал/ч, который приводится в действие через узел дополнительного отбора мощности. Теплогенератор ВТГ-110 и его водяная арматура предназначены для работы на четырёх регламентных режимах: 1 - нагрев воды в цистерне; 2 - подогрев воды в напорных рукавных линиях; 3 - подогрев воды, забираемой из открытого водоисточника; 4 - нагрев воды и подача нагретой воды стороннему потребителю. Данный вихревой теплогенератор ВТГ-110 также может быть использован для разогрева теплоносителя в системах отопления жилых и административных зданий при аварийных ситуациях в условиях низких температур и для поддержания в них положительной температуры.
Для облегчения сбора рукавных линий и недопущения их замерзания после работы на пожаре на пожарно-спасательном автомобиле была применена система вытеснения остатков воды сжатым воздухом, которая работает от штатного ресивера
шасси и состоит из: трубопроводов; двух ресиверов общим объёмом 100 л; пневмозатворов, установленных на напорных трубопроводах пожарного насоса. Данная система позволяет быстро освободить напорные пожарные рукава от остатков ОТВ на расстоянии до 400 метров, что сокращает время сбора пожарно-технического оборудования.
Ещё одной разработкой Академии является пожарный многоцелевой автомобиль АПМ 3-2/40-1,38/100-100(43118) ПиРоЗ-МПЗ. Уникальность автомобиля основана на использовании особых физических свойств воды (технология температурно-активированной воды (ТАВ)) для решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях Арктики [9].
Функциональные возможности
АПМ 3-2/40-1,38/100-100(43118) ПиРоЗ-МПЗ
- тушение резины;
- тушение леса и торфа;
- обеспечение работы электропотребителей для выполнения специальных работ при ликивдации пожара;
- осаждение дыма на пожаре;
- обеспечение работоспособности пожарной техники при низких температурах;
- тушение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Особенность ТАВ
- использование свойств воды, полученных в результате её температурной активации без добавления химически активных веществ, наносящих ущерб флоре и фауне Арктики;
- возможность получения ТАВ с различными свойствами для дальнейшего многоцелевого использования;
- безопасность технологии ТАВ для человека, животного и растительного мира Арктики.
Технология разрушения снежно-ледяной массы ТАВ принципиально отличается от ранее применявшихся технологий борьбы с обледенением. Сущность технологии заключается в следующем - в теплообменнике, размещённом на шасси автомобиля или в контейнере, вода из природных источников или водопроводной сети нагревается без кипения до температуры 160-280 °С
под давлением до 4,0-10,0 МПа. На выход из теплообменника поступает недогретая вода, которая при расходе воды до 2 л/с переносит к месту разрушения льда энергию, сопоставимую с энергией технологического лазера. По специальным шлангам недогретая вода подается к специальным стволам-распылителям. Энергия недогретой воды реализуется для разрушения льда при выходе из специальных стволов-распылителей, в которых происходит взрывное вскипание недогретой воды и формируется струя ТАВ.
Использование технологии ТАВ для проведения работ по предупреждению и ликвидации ледовых заторов на реках (в Архангельской области, например) имеет по сравнению с широко используемыми технологиями (механический способ резки льда с применением ледорезной машины, чернение льда и взрывные работы) ряд преимуществ:
1) достигнута скорость разрушения льда до 0,5 м/с;
2) отработана технология разрушения льда, находящегося в воде;
3) рядом с линией реза изменяется структура льда, который даже после замерзания воды
в прорезанном канале имеет неоднородную, хрупкую и легко разрушающуюся структуру;
4) струи ТАВ эффективно разрушают лёд в местах, недоступных для резки механическим способом или взрывом;
5) струи ТАВ не наносят вреда окружающей среде, не опасны для человека, а также флоры и фауны рек и водоёмов.
Технология ТАВ была успешно использована для ликвидации обледенения сооружений Саяно-Шушенской ГЭС в феврале 2010 года. Результатом работы оперативной группы сотрудников Академии и промышленных альпинистов явилось разрушение струями ТАВ снежно-ледяной массы весом не менее 330 тонн за 83 часа (рис. 7).
Струи ТАВ эффективно очищают различные поверхности от отложений нефтепродуктов, осадков водных растворов и грязи. Преимущество этой технологии заключается в очистке поверхностей от углеводородных отложений без использования поверхностно-активных веществ и разрушающего поверхность большого давления струи.
Это позволяет говорить об эффективности данной технологии ТАВ при рекультивации
территорий, подвергшихся загрязнению в результате деятельности человека в предыдущие годы, при тушении природных пожаров, тем самым обеспечивая экологическую безопасность хрупкой экосистемы Арктики.
Исследования в области разработки аварийно-спасательного автомобиля для арктической зоны Российской Федерации ведутся, начиная с ноября 2015 г. К настоящему времени в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ был разработан опытный образец, который готовится к испытаниям (рис. 8).
В процессе конструкторских работ были сформулированы требования для аварийно-спасательного автомобиля в северном исполнении, учитывая климатические факторы Арктики. Автомобиль выполнен на разработанном шасси, которое обладает высокой проходимостью с колёсной формулой 6x6.1, осевой формулой 1-1-1, формулой рулевого управления 1-0-3, дизельным двигателем, отвечающим требованиям технического регламента безопасности. Задний подруливающий мост сокращает радиус разворота автомобиля, что важно на узких зимних дорогах. Подобное размещение мостов автомобиля позволяет равномерно разместить нагрузку на раму. При проектировании автомобиля использовалась 3Э-технология, которая позволяет более точно рассчитать продольные и поперечные нагрузки на раму автомобиля. Для увеличения проходимости и возможности быстрого движения по дорогам общего пользования выбраны шины среднего давления.
При ликвидации ЧС аварийно-спасательный автомобиль с полным комплектом аварийно-спасательного оборудования и инструмента способен обеспечивать выполнение следующих задач:
- поддерживать жизнедеятельность аварийных жилых и промышленных объектов при возникновении ЧС;
- ликвидировать ЧС и их последствия на объектах добычи и переработки полезных ископаемых (нефть и газ);
- проведение разведки (общая, радиационная, химическая, инженерная, техническая) в зоне чрезвычайных ситуаций;
- поиск пострадавших людей в завалах разрушенных зданий и в условиях плохой видимости;
Рисунок 8. Аварийно-спасательный автомобиль в арктическом исполнении
- проведение различных видов аварийно-спасательных работ, в том числе неотложных аварийно-восстановительных работ, направленных на локализацию или ликвидацию ситуаций, препятствующих проведению спасательных работ или ведущих к увеличению числа жертв;
- поиск пострадавших;
- выполнение других работ, осуществляемых в процессе проведения аварийно-спасательных работ;
- обеспечение связи и оповещения на месте проведения АСР, радиосвязи с вышестоящим органом управления и громкоговорящей связи в районе чрезвычайных ситуаций;
- оказание пострадавшим первой медицинской помощи и при необходимости их эвакуации в безопасное место или на пункт сбора пострадавших;
- локализация выбросов аварийно-химических опасных веществ и ликвидация их разливов, в том числе при авариях в космической отрасли.
Проработанность вопросов создания новой техники для работы в условиях экстремально низких температур позволяет Академии предложить комплексные решения оснащения пожарно-спасательных формирований, функционирующих в арктической зоне России с использованием современных транспортных и технических средств, адаптированных к использованию в сложных северных условиях. Это позволит снизить риск развития ЧС до крупных размеров и, как следствие, создать благоприятные условия для стабильного экономического роста и национальной безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа Российской Федерации «Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности до 2020 года». - М., 2014. - 21 с.
2. Поисковые исследования по определению возможных способов защиты рукавных линий от замерзания. Научно-технический отчёт по теме: П.2.2.П.01.2009 «Защита». - М.: ВНИИПО МЧС России, 2009. - 59 с.
3. Ишков А. М, Ларионов В. П. Хладостойкость материалов и элементов конструкций. Результаты и перспективы. -Новосибирск: Наука, 2005. - 290 с.
4. Савин М. А. Повышение эффективности эксплуатации двигателей основных пожарных автомобилей в условиях отрицательных температур: дис. ... канд. техн. наук: 05.26.03 / Савин Михаил Александрович. -М., 2001. - 225 с.
5. Желваков Е. М. Обеспечение технической готовности и работоспособности пожарных автоцистерн объектовых частей в условиях низких температур: дис. ... канд. техн. наук: 05.26.03 / Желваков Евгений Михайлович. - М., 2001. - 318 с.
6. Егоров Г. И. Повышение работоспособности систем насосных установок пожарных автомобилей: дис. . канд. техн. наук: 05.26.01 / Егоров Григорий Иванович. - М., 1993. - 170 с.
7. Алешков М. В. Повышение работоспособности напорных рукавных линий при тушении пожаров в условиях низких температур: дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01 / Алешков Михаил Владимирович. - М., 1990. - 293 с.
8. Двоенко О. В. Насосно-рукавные системы пожарных автомобилей, обеспечивающие тушение пожаров и аварийное
водоснабжение на объектах энергетики в условиях низких температур: дис. ... канд. техн. наук: 05.26.03/ Двоенко Олег Викторович. - М., 2014. - 190 с.
9. Алешков М. В., Пушкин Д. С. Использование пожарного многоцелевого автомобиля для обеспечения работоспособности насосно-рукавных систем при низких температурах // Тезисы доклада научно-практической конференции «Чрезвычайные ситуации: теория, практика, инновации». - Гомель: ГИИ, 2008. -С. 187-192.
10. Алешков М. В. Особенности тушения крупных пожаров на территории Российской Федерации при внешнем воздействии опасных природных явлений // Пожаровзрывобезопасность. -2013. - Т. 22, № 5. - С. 59-64.
Материал поступил в редакцию 21 июня 2017 года.
Dvoenko O.
EXPERIENCE OF STUDYING FIRE AND RESCUE APPLIANCES WORKABILITY UNDER LOW TEMPERATURE CONDITIONS
ABSTRACT
Purpose. The article describes the importance of the Northern regions for the Russian Federation. The analysis of the emergency situations in these areas has made it possible to determine that the effect of low temperature is one of the main causes for emergency situation development to large sizes. The most difficult operational condition in winter is largely due to the lack of fire and rescue appliances in the "North" version, i.e. adapted for operating under low temperature conditions, in the units of EMERCOM of Russia.
Methods. Information basis for the research involved national and foreign literary, legal and regulatory sources, descriptions of large fires occurred in the Russian Federation from 1990 till 2015, firefighting plans. The basis of the research included methods of mathematical statistics, expert assessments, mathematical modeling.
Findings. The current state of elaboration of the issues regarding the creation of new equipment for operating under the conditions of extremely low
temperatures allows State Fire Academy of EMERCOM of Russia to provide integrated solutions for equipping fire and rescue units which operate in the Arctic zone of Russia.
Research application field. The results can be used to improve the technology and apply new technical solutions to ensure fire safety of cities and settlements, the efficiency of fire extinguishment and conduct rescue operations under the conditions of extremely low ambient temperatures.
Conclusions. The results of the study allow saying that over a 25-year period of research a vast experience in providing workability of fire engine parts and units under low temperature conditions has been accumulated. This experience has been implemented while creating fire-rescue vehicles under the category of climatic modification CC (Cold Climate).
Key words: Arctic zone of Russia, the efficiency of fire and rescue equipment, low temperatures, equipment failures.
REFERENCES
1. The State Program of the Russian Federation "The Strategy of Social and Economic Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security until 2020". Moscow, 2014. 21 p. (in Russ.).
2. Poiskovye issledovaniia po opredeleniiu vozmozhnykh sposobov zashchity rukavnykh linii ot zamerzaniia. Nauchno-tekhnicheskii otchetpo teme: P.2.2.P.01.2009 "Zashchita" [Research studies to determine possible ways to protect tubular lines from freezing. Scientific and technical report on the topic: P.2.2.P.01.2009 "Protection"]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2009. 59 p.
3. Ishkov A.M., Larionov V.P. Khladostoikost' materialov i elementov konstruktsii. Rezul'taty i perspektivy [Cold resistance of materials and structural elements. Results and prospects]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2005. 209 p.
4. Savin M.A. Povyshenie effektivnosti ekspluatatsii dvigatelei osnovnykh pozharnykh avtomobilei v usloviiakh otritsatel'nykh temperature [Increase of efficiency of operation of engines of the main fire-fighting vehicles in the conditions of negative temperatures. PhD in Engin.Sci. diss.]. Moscow, 2001. 225 p.
5. Zhelvakov E.M. Obespechenie tekhnicheskoi gotovnosti i rabotosposobnosti pozharnykh avtotsistern ob'ektovykh chastei v usloviiakh nizkikh temperature [Maintenance of technical readiness and serviceability of fire tank trucks of object parts in conditions of low temperatures. PhD in Engin.Sci. diss.]. Moscow, 2001. 318 p.
6. Egorov G.I. Povyshenie rabotosposobnosti sistem nasosnykh ustanovok pozharnykh avtomobilei [Increase of working capacity
of systems of pumping installations of fire cars. PhD in Engin.Sci. diss.]. Moscow, 1993. 170 p.
7. Aleshkov M.V. Povyshenie rabotosposobnosti napornykh rukavnykh linii pri tushenii pozharov v usloviiakh nizkikh temperatur [Increase of working capacity of pressure hose lines at fire extinguishing in conditions of low temperatures. PhD in Engin.Sci. diss.]. Moscow, 1990. 293 p.
8. Dvoenko O.V Nasosno-rukavnye sistemy pozharnykh avtomobilei, obespechivaiushchie tushenie pozharov i avariinoe vodosnabzhenie na ob'ektakh energetiki v usloviiakh nizkikh temperature [Pump-sleeve systems of fire trucks that provide fire extinguishing and emergency water supply at energy facilities in low temperature conditions. PhD in Engin.Sci. diss.]. Moscow, 2014. 190 p.
9. Aleshkov M.V., Pushkin D.S. The use of a multi-purpose fire fighting vehicle to ensure the performance of pump-hose systems at low temperatures. Tezisy doklada nauch.-prakt. konf. "Chrezvychainye situatsii: teoriia, praktika, innovatsU' [Theses of the report of the sci. and pract. conference "Emergency situations: theory, practice, innovations"]. Gomel, Gomel'skii inzhenernyi institute Publ., 2008, pp. 187-192. (in Russ.).
10. Aleshkov M.V Peculiarities of extinguishing large-scale fires on the territory of the Russian Federation under the external effect of hazardous natural phenomena. Pozharovzryvobezopasnost', 2013, vol. 22, no. 5, pp. 59-64. (in Russ.).
Oleg Dvoenko I Doctor of Philosophy in Engineering Sciences
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia