Научная статья на тему 'Мобильная пожарная и аварийно-спасательная техника для защиты критически важных объектов в условиях холодного климата'

Мобильная пожарная и аварийно-спасательная техника для защиты критически важных объектов в условиях холодного климата Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
615
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ / АРКТИКА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНИКИ НА СЕВЕРЕ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Двоенко Олег Викторович, Ольховский Иван Александрович

Рассматривается размещение критически важных объектов на территории России. Анализ чрезвычайных ситуаций в этих районах позволил определить, что влияние низкой температуры является одной из главных причин их развития до крупных размеров. Наиболее сложная оперативная обстановка в зимний период во многом объясняется отсутствием на вооружении подразделений МЧС России пожарной и аварийно-спасательной техники в «северном» исполнении, приспособленной для эксплуатации в условиях низких температур. Рассматриваются вопросы создания подобной пожарной и аварийно-спасательной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Двоенко Олег Викторович, Ольховский Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильная пожарная и аварийно-спасательная техника для защиты критически важных объектов в условиях холодного климата»

УДК 614.84

МОБИЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ ЗАЩИТЫ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ХОЛОДНОГО КЛИМАТА

О.В. Двоенко, И.А. Ольховский

Рассматривается размещение критически важных объектов на территории России. Анализ чрезвычайных ситуаций в этих районах позволил определить, что влияние низкой температуры является одной из главных причин их развития до крупных размеров. Наиболее сложная оперативная обстановка в зимний период во многом объясняется отсутствием на вооружении подразделений МЧС России пожарной и аварийно-спасательной техники в «северном» исполнении, приспособленной для эксплуатации в условиях низких температур. Рассматриваются вопросы создания подобной пожарной и аварийно-спасательной техники.

Ключевые слова: низкие температуры, Арктика, эксплуатация техники на севере.

Критически важные для национальной безопасности страны объекты во многом определяют экономический потенциал Российской Федерации. В перечень этих объектов входят атомные электростанции, объекты ядерно-топливного, нефтегазового, энергетического и оборонного комплексов, крупные инженерные сооружения, химические производства, объекты транспорта и другие объекты, внесенные в «Перечень критически важных объектов Российской Федерации [1].

Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера за 2008-2015 годы, количество опасных природных явлений и крупных катастроф ежегодно растет.

Для обеспечения энергетической безопасности, как одной из важнейших составляющих национальной безопасности России, необходимо создать устойчивость энергетического сектора к

внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам. Обеспечить надежное топливо- и энергообеспечение, а также способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов [2].

По мнению российских и зарубежных экспертов, основу экономики нашего государства формируют объекты топливно-энергетического комплекса. В настоящее время основные объекты топливно-энергетического комплекса, огромные запасы ресурсов страны находятся на территории холодных климатических районов России. Выполненные исследования позволили установить, что 32 % объектов, входящих в перечень критически важных объектов Российской Федерации, расположены в этих районах [3].

Оценим, как по территории России распределяются КВО энергетики (рис. 1) и КВО газонефтяной отрасли (рис. 2).

Рис. 1. Распределение КВО энергетики по климатическим районам

При анализе территориального размещения КВО энергетики установлено, что 57 % из этих объектов находятся в районах с холодным климатом. Причем 7 % объектов размещаются в очень холодном климатическом районе.

Как видим, в районах с холодным климатом

1 %

■ Умеренно теплый

■ Умеренный Умеренно холодный

■ Холодный

■ Очень холодный

Рис. 2. Распределение КВО газонефтяной отрасли по климатическим районам.

находятся также 78 % КВО газонефтяной отрасли России. Значительное количество КВО энергетики располагается на территориях, для которых характерен суровый климат, особенно в зимний период года. Минимальные температуры воздуха порой достигают минус 60 "С.

Не стоит забывать и о значимости Арктических территорий для экономики страны. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969, предусмотрено социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также модернизация и развитие инфраструктуры, что повлечет строительство новых объектов различного назначения в зонах экстремально низких температур (включая Арктическую зону).

Развитие Арктической зоны Российской Федерации и модернизация объектов различного назначения в холодных климатических районах потребует разработки и внедрения новых форм и способов ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом местных климатических особенностей.

Качественное оснащение сил МЧС России новыми, высокоэффективными аварийно -спасательными автомобилями, способными обеспечить проведение аварийно-спасательных работ в условиях низких температур в настоящее время является одной из приоритетных задач.

Климатические особенности этой зоны самым существенным образом сказываются на реализации потенциальных свойств аварийно-спасательных автомобилей и входящих в их комплектацию оборудования.

Влияние низкой температуры является одной из главных причин развития чрезвычайных ситуаций до крупных размеров. Наиболее сложная оперативная обстановка в зимний период во многом

объясняется отсутствием на вооружении подразделений МЧС России аварийно-спасательной техники в «северном» исполнении, приспособленной для эксплуатации в условиях низких температур.

Одновременно увеличивается и число отказов агрегатов и систем автомобилей. Большая часть применяемой в настоящее время аварийно -спасательной техники рассчитана на работу в районах с годовым перепадом температур в пределах от плюс 40 °С до минус 45 °С [4].

Подходя к решению этой задачи, сотрудники Академии ГПС МЧС России прорабатывают вопросы по оценке существующих проблем эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в условиях низких температур, а также обоснование тактико-технических требований к специальному шасси отечественного производства с повышенной проходимостью для комплекса автомобилей «северного» исполнения.

Нужно отметить, что на сегодняшний день уже создано несколько образцов инновационной пожарной техники в «северном» исполнении. Это пожарная автоцистерна АЦ-С-8,0-70 (6339) и по-жарно-спасательный автомобиль ПСА-С-6,0-40 (6339). При создании этой техники была реализована концепция «Северного» пожарного автомобиля, которая позволила обеспечить работоспособность автомобилей при температуре до минус 60 0С [5].

Кроме этого, ведутся разработки аварийно-спасательного автомобиля для спектра возможных аварийно-спасательных работ, которые могут возникать при ЧС в условиях низких температур.

Предлагаемый аварийно-спасательный автомобиль (АСА-С) предназначен для доставки к месту аварии или чрезвычайной ситуации (ЧС) аварийно-спасательного расчета, специального оборудования и инструмента, средств связи, освещения и защиты личного состава, а также проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в жилых и административных зданиях любого назначения, а также критически важных объектах, расположенных в Арктической зоне России.

Специальное автомобильное шасси будет доработано до климатического исполнения ХЛ и позволит сохранить высокую грузоподъемность и проходимость. Колесная формула шасси 6х6.1 с системой управления передних и задних колес. Применение подобного технического решения позволит увеличить проходимость автомобиля и сократить радиус его разворота, что очень важно на узких зимних дорогах.

Кузов-фургон предлагается изготовить из пятислойных сэндвич-панелей с двухсторонним пластиковым покрытием, выполненных из склеенных между собой фанерных обкладок и утеплителя

из экструдированного пенополистирола. С применением подобной технологии и автономных отопи-телей будет обеспечено климатическое исполнение ХЛ надстройки. Кузов-фургон разделён на два функциональных отсека, разделенных глухой перегородкой. Один из отсеков выполняет функцию пассажирского, другой - технического, предназначенного для размещения необходимого аварийно-спасательного и специального оборудования [4].

Реализация предложенных Концепций пожарной и аварийно-спасательной техники в климатическом исполнении ХЛ, изготовление и внедрение их образцов существенно расширит климатические районы и области применения подобного класса техники, за счет сохранения работоспособности при длительном пребывании на открытом воздухе при низких температурах. Это обеспечит защиту критически важных объектов и эффективное проведение аварийно-спасательных работ подразделениями МЧС в условиях Арктической зоны России.

Библиографический список

1. Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов [Электронный ресурс]: распоряжение правительства РФ от 27.08.2005 г. № 1314-р // Гарант: информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М.,

2013. - Доступ из локальной сети библиотеки Академии ГПС МЧС России.

2. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика». - М.: ГУ ИЭС, 2001. -120 с.

3. Алешков М.В. Методы оценки эффективности применения сил и средств для тушения пожаров критически важных для национальной безопасности страны объектов, при экстремальных метеорологических условиях / М.В. Алешков // Научно-технический сборник соискателей, докторантов и адъюнктов Академии ГПС МЧС России - 2012. - № 2. - С. 12-23.

4. Исследования в области разработки аварийно-спасательного автомобиля для Арктической зоны Российской Федерации: отчет - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 102 с.

5. Двоенко О.В Насосно-рукавные системы пожарных автомобилей, обеспечивающие тушение пожаров и аварийное водоснабжение на объектах энергетики в условиях низких температур: дис. канд. техн. наук. - М.,

2014. - 190 с.

References

1. Koncepcija federal'noj sistemy monitoringa kriticheski vazhnyh ob'ektov i (ili) potencial'no opasnyh ob'ektov infrastruktury Rossijskoj Federacii i opasnyh gruzov [Jelektronnyj resurs]: rasporjazhenie pravitel'stva RF ot 27.08.2005 g. № 1314-r // Garant: inform.-pravovoe obespechenie. - Jelektron. dan. - M., 2013. - Dostup iz lokal'noj seti biblioteki Akademii GPS MChS Rossii.

2. Osnovnye polozhenija jenergeticheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda // Pril. k obshhestv.-del. zhurn. «Jenergeticheskaja politika». - M.: GU IJeS, 2001. -120 s.

3. Aleshkov M.V. Metody ocenki jeffektivnosti primenenija sil i sredstv dlja tushenija pozharov kriticheski vazhnyh dlja nacional'noj bezopasnosti strany ob'ektov, pri jekstremal'nyh meteorologicheskih uslovijah / M.V. Aleshkov // Nauchno-tehnicheskij sbornik soiskatelej, doktorantov i ad'junktov Akademii GPS MChS Rossii -2012. - № 2. - S. 12-23.

4. Issledovanija v oblasti razrabotki avarijno-spasatel'nogo avtomobilja dlja Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii: otchet - M.: Akademija GPS MChS Rossii, 2015. - 102 s.

5. Dvoenko O.V Nasosno-rukavnye sistemy pozharnyh avtomobilej, obespechivajushhie tushenie pozharov i avarijnoe vodosnabzhenie na ob'ektah jenergetiki v uslovijah nizkih temperatur: dis. kand. tehn. nauk. - M., 2014. - 190 s.

MOBILE FIRE AND RESCUE CARS FOR THE PROTECTION OF CRITICAL FACILITIES IN COLD CLIMATES

O. V. Dvoenko, I.A. Olkhovsky

The article discusses the placement of critical objects on the territory of Russia. Analysis of emergency situations in these areas allowed us to determine that the effect of low temperature is one of the main reasons for their development up to large sizes. The most difficult operational conditions in the winter period is largely due to the absence of armed units of the EMERCOM of Russia fire and rescue cars "North" , adapted for operation in low temperatures. Examines the creation of similar fire and rescue equipment.

Keywords: low temperature, Arctic, exploitation of cars in the North.

Двоенко Олег Викторович,

преподаватель, к.т.н., Академия ГПС МЧС России, Россия, Москва. Dvoenko O. V., teacher, Cand. Tech. Sci.,

Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia Moscow.

Ольховский Иван Александрович,

преподаватель, к.т.н., Академия ГПС МЧС России, Россия, Москва. Olkhovskiy I.A.,

teacher, Cand. Tech. Sci.,

Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.