Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сторожева Н.Р., Давлетов И.И.

Цифровые процессы управления промышленностью позволяют эффективно обеспечивать прирост добавленной стоимости, снижать затраты на производство продукции на фоне роста производительности труда, обеспечивать высокое качество промышленной продукции и необходимый уровень ее конкурентоспособности на мировой арене. Цифровые технологии позволяют сократить участие человека в производстве, заменяя ручной труд инновационными технологиями и знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

превышение объема продаж. При этом размер премии должен быть разным, например, менеджеры, которые больше всего работали в межсезонье, должны получать повышенную сумму.

Грамотно подобранная система оплаты труда повышает качество и производительность труда, что в дальнейшем будет способствовать увеличению прибыли и, как следствие, совершенствованию сбытовой деятельности торговой компании.

Таким образом, для развития сбытовой деятельности существуют различные способы и для их эффективности лучше применять их комплексно, а не фрагментарно. Список использованной литературы:

1. Бекетова О. Н., Жулев Ф. С. Экономическое обоснование стратегии оптимизации системы сбыта предприятия //Горизонты экономики. 2021. № 6 (65). С. 13-18.

2. Ха Ань Т. Экономическая сущность сбытовой деятельности предприятия //В сборнике: Проблемы модернизации экономики территориальных систем Российской Федерации. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 190-193

© Пономарев А.В., 2022

Сторожева Н.Р.

студентка группы МП-41 факультета экономики и информационных технологий

Давлетов И.И., к.э.н., доцент ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

Цифровые процессы управления промышленностью позволяют эффективно обеспечивать прирост добавленной стоимости, снижать затраты на производство продукции на фоне роста производительности труда, обеспечивать высокое качество промышленной продукции и необходимый уровень ее конкурентоспособности на мировой арене. Цифровые технологии позволяют сократить участие человека в производстве, заменяя ручной труд инновационными технологиями и знаниями.

Ключевые слова:

стратегическое управление, технологии и инновации, менеджмент, цифровизация производства.

В настоящее время в промышленности происходит радикальная трансформация экономических, производственных и управленческих отношений под влиянием цифровых технологий и инноваций. В связи с этим актуальным вопросом для индустриального менеджмента становится выработка новых стратегий и программ развития, ориентированных на всестороннюю модернизацию предприятий.

Цифровые процессы управления промышленностью позволяют эффективно обеспечивать прирост добавленной стоимости, снижать затраты на производство продукции на фоне роста производительности труда, обеспечивать высокое качество промышленной продукции и необходимый уровень ее конкурентоспособности на мировой арене. Цифровые технологии позволяют сократить участие человека в производстве, заменяя ручной труд инновационными

технологиями и знаниями.

М.Я. Веселовский и Н.С. Хорошавина справедливо делают выводы о том, что российская промышленность выступает в качестве главного ориентира экономики, так как именно эта отрасль обеспечивает необходимые общественные потребности и выполняет государственные функции. Россия длительное время является главной страной с приоритетным направлением промышленного производства в связи с тем, что обладает достаточным промышленным потенциалом. Соответственно, с целью систематического и объективного повышения уровня экономической безопасности страны, необходимо обеспечивать экономическую безопасность всей отрасли промышленности и каждого отдельного предприятия в этом экономическом сегменте [7].

В общем аспекте цифровизация представляет собой переходный процесс экономического субъекта на целостную модель взаимодействия между бизнес - процессами, функциями менеджмента, управления, а также элементами производства на информационные технологии [6, с. 17].

В свою очередь Т.И. Ломаченко под цифровизацией понимает активное внедрение на всех бизнес - процессах предприятия операций и инструментов управления в автоматизированном режиме с использованием соответствующих технологий интеллектуального характера, а также на основе использования киберфизических систем [9, с. 42].

Конкретно, Д.А. Степанов, изучая вопросы обеспечения экономической безопасности промышленным предприятием с учетом элементов цифровизации, отмечает тот факт, что обеспечение этого вопроса, достижение необходимых стратегических целей, а главное эффективное управление рисками экономического характера, достигается эффективно на основе использования систем интеллектуального характера [11, с. 113].

Актуальность использования цифровых технологий для промышленных предприятий обусловлена необходимостью обработки больших массивов данных, которые присутствуют на масштабном серийном производстве. Обеспечение эффективности всех производственных процессов в общей цепочке ценности продукта может быть достигнуто только при использовании интеллектуальных машин [8, с. 4].

По мнению М.С. Оборина, основными преимуществами применения элементов цифровой экономики для развития предприятий промышленного производственного сектора являются:

- обеспечение качественной и обоснованной реализации запланированных программ и проектов;

- повышение эффективности системы управления различными бизнес- процессами и достижения их эффективности в совокупности общей цели предприятия;

- возможности в частичном делегировании и передачи на аусторсинговое обслуживание отдельных функциональных элементов в управлении производственного цикла, что позволяет сократить сроки производственной цепочки и обеспечить качественный переход с одного этапа на другой;

- эффективный контроль и возможности «отслеживания» операционных производственных этапов в различных функциональных службах и подразделениях, а также возможности оптимизировать модель контрольных функций для различных групп управленческих должностей;

- обеспечение мониторинга и управления производственным графиком с различных точек доступа в режиме реального времени [10, с. 115].

Задачи использования цифровых технологий в промышленном производстве заключаются не только в увеличение объемов продукции, повышения их качества на фоне высокой окупаемости

затрат, но и для увеличения скорости принятия необходимых управленческих решений в производственной деятельности, в обеспечении необходимой кооперации этапов технологической цепочки.

По мнению А.Г. Боева и А.Г. Пузакова основными типами стратегий производственных предприятий в условиях развития цифровизации могут стать следующие:

1) стратегия опережающих преобразований - система инновационных проектов, решений и планов мероприятий, ориентированных на поступательную трансформацию, сбалансированное проактивное развитие и обеспечение рыночного лидерства индустриального комплекса. Основная идея стратегии - динамичное развитие предприятия через ускоренное внедрение инновационных механизмов, передовых технологий и эффективных экспериментальных идей;

2) стратегия следования за трендом - программа последовательных преобразований и изменений, производимых в целях поддержания конкурентоспособности промышленного комплекса на уровне среднерыночных значений. Стратегия предполагает внедрение на предприятии таких инструментов хозяйствования, которые успешно апробированы другими участниками рынка и положительно себя зарекомендовали. Идея стратегии - развитие предприятия через систематическую нерадикальную трансформацию и постоянную адаптацию организации к рынку;

3) стратегия разрешения противоречий - антикризисная программа преобразований, предполагающая системное решение проблем промышленного комплекса, затрудняющих функционирование предприятия и снижающих его эффективность. Идея стратегии - ускорение темпов преобразования и развития индустриальной организации через решение накопленных противоречий и диспропорций, нивелирование «узких мест», синхронизацию работы структурных подразделений [3, с. 90].

Предложенный перечень альтернативных стратегий отражает основные векторы развития и трансформации предприятий. Однако он может быть дополнен и детализирован исходя из конкретных задач и условий, в которых менеджмент промышленного комплекса принимает решение о выборе вида стратегии.

Следует также отметить, что представленные альтернативы стратегий различаются базовыми приоритетами, но не являются взаимоисключающими и могут успешно комбинироваться на уровне тактического и оперативного содержания.

A.В. Вершина и Е.Р. Орлова отмечают, что стратегия развития предприятия с учетом цифровизации экономики реализуется в формате инновационной стратегии, а ее значимость определяется возможностью сформировать выгодную цену, выбрать нужный сегмент рынка, диктовать свои условия продаж, предлагать комплекс дополнительных услуг и т.д. [1, 2].

B.В. Бойчук в свою очередь отмечает тот факт, что инновационная стратегия промышленного предприятия включает следующие составляющие:

- инновации в процессах производства (в интересах совершенства выпуска продукции);

- инновации в управлении (в интересах повышения качества и эффективности принимаемых управленческих решений) [2, с. 18].

В основе формирования инновационной стратегии промышленного предприятия лежат следующие факторы, которые необходимо учитывать:

- цель и задачи;

- масштабы деятельности;

- характер деятельности;

- жизненный цикл инновационной продукции;

- уровень инновационного развития предприятия;

- политика в области инновационной деятельности, проводимая предприятием и т.д. [5, с. 100] В условиях цифровизации оценка эффективности реализуемой инновационной стратегии

промышленного предприятия может проводиться по следующим показателям:

- темп роста удельного веса инновационной продукции в общем объеме производимой и реализуемой продукции;

- рост объема производимой инновационной продукции на промышленном предприятии;

- рост объема инвестиционных вложений в разработку инновационной продукции;

- рост доли сотрудников, занимающихся научными исследованиями и разработками;

- рост экспорта инновационной продукции промышленного предприятия и т.д. [4, с. 41]

По результатам выполнения данного параграфа сделаны выводы о том, что стратегия развития предприятия с учетом цифровизации обычно реализуется в формате инновационной стратегии, которая представляет собой совокупность организационных, инновационных и управленческих решений, направленные на достижение целей и решение задач предприятия.

Грамотно разработанная и реализуемая инновационная стратегия способствует не только развитию инновационной деятельности на предприятии, но созданию новой системы управления с учетом применения цифровых технологий, обновлению производственной деятельности. Это позволит в долгосрочной перспективе выйти на новый уровень развития и повысить показатель конкурентоспособности.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Бобкова Е.Ю., Ибрагимова А.В. Разработка стратегии развития организации // Аллея науки. - 2021. -Т. 2. - № 6 (57). - С. 469-473.

3. Боев А.Г., Пузаков А.Г. Модель стратегии институциональных преобразований промышленных комплексов в условиях цифровизации //Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2022. Т. 17. № 1. С. 77-99.

4. Бойчук В.В. Разработка инновационной стратегии промышленного предприятия в условиях цифровизации // Актуальные аспекты экономики и управления в условиях цифровизации. Материалы XI Всероссийского молодежного научного форума, посвященного 90-летию БГИТУ. Брянск, 2021. С. 40-43.

5. Ватолина О.В., Герба В.А., Кудинова С.Г. Глобализация цифровой экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2022. - № 1 (64). - С. 95-102.

6. Вершинина А.В., Орлова Е.Р. Стратегия цифровизации и реальная российская экономика // Экономическая наука современной России. 2021. № 4 (95). С. 16-19.

7. Веселовский М.Я, Хорошавина Н.С. Инновационное развитие экономических систем в условиях цифровизации. Монография. - М.: Мир науки, 2021. Электронный ресурс. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/07MNNPM21.pdf

8. Климовец О.В. Характерные особенности развития инновационной экономики в условиях цифровизации // Вестник ИМСИТ. - 2021. - № 3 (87). - С. 3-6.

9. Ломаченко Т.И. Анализ структуры цифровой трансформации экономики в современных реалиях // Экономические системы. 2021. Т. 14. № 1. С. 40-47.

10.Оборин М.С. Роль цифровых технологий в промышленном развитии региона // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117). С. 113-123.

11.Степанов Д.А. Обеспечение устойчивого функционирования и развития промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Проблемы рыночной экономики. 2021. № 1. С. 110119.

©Сторожева Н.Р., 2022

Темирбулатова Инара Раухатовна, Научный руководитель: Видеркер Наталья Валерьевна

г. Ставрополь, РФ

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ДИНАМИКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация

Особенности формирования информации в данной статье основываются на проблемах развития внешнеэкономических связей России в связи с распространением пандемии Covid-19.

Ключевые слова Пандемия, товарооборот, экспорт, импорт, партнеры

Temirbulatova Inara R., Supervisor: Viderker Natalya V.,

Stavropol, Russia

RUSSIA'S FOREIGN TRADE AND ITS DYNAMICS DURING THE PANDEMIC

Abstract

Features of formation of the information in this article are depend on the problem of the development of foreign trade and economic relations of Russia in connection with the spread of the pandemic Covid-19.

Keywords

Pandemic, turnover, export, import, partners.

Замедление экономического развития в условиях эпидемиологической ситуации вызвало негативные изменения не только в экономике, но и в других отраслях общественной жизни. В связи с такими переменами, произошло падении активности внутри стран, экономическим отношениям был нанесен серьезный урон, так как уровень торговли и обмена товарами между странами значительно сократился. Расходы государственного бюджета начали превышать доходы, которые были направлены на оказание помощи пострадавшим и создание вакцины, что стало причиной плохого состояния экономики [1, c. 14].

Таким образом, состояние российской внешней торговли ухудшилось, вызвав внешний блок большой тяжести, который можно сравнивать с кризисами 2009 и 2015 годов.

Как мы знаем, отрицательная динамика внешней торговли России в 2014-2016 годах была вызвана рецессией в экономике страны, мировые цены на нефть упали, а международные отношения с другими странами ухудшились. В 2019 году экономика России вновь стала негативной, несмотря на то, что в 2018 году ситуация была положительной, в 2020-2021 ситуация тоже не одна из лучших. [2, 14c.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.