Научная статья на тему 'Особенности размещения социальной инфратсруктуры в республике Тыва'

Особенности размещения социальной инфратсруктуры в республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / РАЙОНЫ ОСВОЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ойдуп Т.М., Чупикова С.А., Ададимова Л.Ю.

В статье рассматриваются идеи пространственной экономики применительно к проблеме размещения социальной инфраструктуры региона. Выделены особенности размещения социальной инфраструктуры в Республике Тыва относительно трех типов районов: нового освоения, старого освоения, без освоения. Анализируются результаты социологического опроса населения. Составлена карта направлений перемещений жителей трех типов районов и выделены основные потоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности размещения социальной инфратсруктуры в республике Тыва»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 338.22

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА*

Т. М. ОЙДУП, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Региональная экономика» Б-таИ: Ьапа_о@таП. ги С. А. ЧУПИКОВА, кандидат географических наук, заведующая лабораторией «Геоинформатика и моделирование процессами» Е-таИ: svetlana@tikopг. sbгas. ги Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН Л. Ю. АДАДИМОВА, кандидат экономических наук, руководитель сектора Е-таП: adadimova@san. ги Поволжский НИИ экономики и организации АПК Российской академии сельскохозяйственных наук

В статье рассматриваются идеи пространственной экономики применительно к проблеме размещения социальной инфраструктуры региона. Выделены особенности размещения социальной инфраструктуры в Республике Тыва относительно трех типов районов: нового освоения, старого освоения, без освоения. Анализируются результаты социологического опроса населения. Составлена карта направлений перемещений жителей трех типов районов и выделены основные потоки.

Ключевые слова: пространственная экономика, районы освоения, социальная инфраструктура, Республика Тыва.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-12-17000.

Вопрос размещения социальной инфраструктуры напрямую касается основ теории пространственной экономики (Space Economy), которая занималась «.. .географией производительных сил в их совокупности и экономическими районами в своеобразном их толковании» [2]. В этом и заключаются основное отличие и прогрессивная составляющая этого направления по сравнению с классическими штандортными теориями или теориями размещения регионального производства, рассматривающими вопросы размещения отдельных отраслей хозяйства, которые разрабатывались Й. Тюненом, В. Ла-унхардтом, А. Вебером.

Среди исследователей, оказавших существенное влияние на развитие теории пространственной

экономики, следует назвать В. Кристаллера (теория центральных мест) и А. Лёша (теория размещения производства с учетом взаимодействия всех определяющих факторов). Как отмечает в своей работе Ю. Саушкин: «Заслуги Кристаллера и Лёша заключаются в том, что они сделали попытку открыть закон взаимного пространственного размещения населенных пунктов, увидеть поддающийся расчету порядок в кажущемся хаосе размещения городов и селений и, познав объективный закон, применить его при проектировании населенных пунктов на вновь осваиваемых территориях. Другая заслуга этих двух ученых заключается в том, что они стали исследовать особенности географии непроизводственной сферы, тогда как до них делались попытки установить законы размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства и др. Эти ученые установили иерархические ступени пространственной системы населенных пунктов и связь между местом населенного пункта в этой системе и его функциональными особенностями — структурой населения, уровнями обслуживания населения и т. д.» [1].

Иерархия населенных пунктов формируется в зависимости от функциональной наполненности самих населенных пунктов. А главную роль играют:

— уровень социально-инфраструктурной обеспеченности;

— развитие социальной инфраструктуры населенного пункта.

Место в иерархии может меняться в зависимости от расширения или сокращения тех функций, которые приходится или приходилось исполнять конкретному поселению. Нагляднее всего подобный процесс можно наблюдать в районах пионерного освоения, где на базе существующих населенных пунктов строятся рабочие поселки, развивается социальная инфраструктура, из поселка с сельскохозяйственным уклоном формируется горнодобывающий центр региона.

С точки зрения формирования горнодобывающего поселения можно выделить три типа:

— районы пионерного (нового) освоения;

— районы старого освоения;

— районы без освоения.

Понятно, что процесс формирования населенного пункта или его перепрофилирование зависит больше от внешних факторов (наличие месторождения природных ресурсов вблизи населенного пункта), но включение поселения в иерархическую

структуру населенных пунктов всего региона зависит от набора объектов социальной инфраструктуры в конкретном поселке или городе.

В современной России лишь единицы регионов остались с районами нового освоения. Одним из таких регионов является Республика Тыва. В этом регионе можно наблюдать за процессом «гра-дообразования» в районах пионерного освоения на базе имеющихся поселений. Процесс вызван активной разработкой минерального сырья. Многие населенные пункты, которые расположены в непосредственной близости от месторождений, будут вынуждены трансформировать свой профиль с аграрного на горнодобывающий. Такие изменения уже коснулись поселка Тоора-Хем, расположенного недалеко от месторождения Кызыл-Таштыг, разработку которого ведет китайская горнодобывающая компания «Лунсин».

Появление крупного горнодобывающего предприятия в регионе помимо положительных социально-экономических процессов будет способствовать увеличению численности коренного населения. Это в свою очередь приведет к возрастанию нагрузки на имеющийся инфраструктурный комплекс. В связи с этим возникает задача оптимального размещения инфраструктурных объектов в районах освоения в соответствии с возрастающими потребностями.

В то же время в республике есть множество поселений других типов, которые можно отнести к районам без освоения и старого освоения.

К первым относятся все муниципальные образования, незадействованные в освоении природных ресурсов региона.

Ко вторым — населенные пункты, которые получили свое развитие во время активной работы горнодобывающих предприятий (195 0— 1990-е гг.), проводивших освоение месторождений в непосредственной близости от поселения. В республике насчитывается пять таких муниципальных образований, в трех из которых горнодобывающие предприятия продолжают работать, а в двух — добыча и производство полностью прекращены.

К районам без освоения относятся те районы, в которых не велось и на данный момент не предвидится промышленное освоение минеральных ресурсов. Таких районов в республике большинство. Основной их экономический профиль — сельское хозяйство с животноводческим уклоном. Главная цель выделения такого типа района в качестве одного из объектов исследования заключается в том,

РЕгионАльнАя экономика: теория и практика

49

Один-два раза е неделю

Один-два раза е месяц

Ра йон старого освоения

Один-два раза е квартал

Раз в полгода

Раз в год

Затрудняюсь ответить

■ Район нового освоения

Район без освоения

Рис. 1. Динамика выездов жителей из своих населенных пунктов с целью посетить магазины, рынки, ярмарки и др., %

что сопоставление данных по всем типам районов позволит выявить:

— особенности социально-экономических процессов, присущих каждому типу;

— структуру размещения объектов социальной инфраструктуры;

— современную иерархию населенных пунктов республики.

Авторы попытались выяснить, как соотносятся выделенные типы районов по наличию коммуникационной связи между населенными пунктами Тувы. Все населенные пункты республики контактируют друг с другом по принципам ближайшего месторасположения или потребности в социальных услугах, которые можно получить в другом населенном пункте. Главными коммуникационными связующими нитями выступают автомобильные дороги, поскольку в условиях республики автомобильный транспорт остается основным средством грузо- и пассажироперевозок. Но они свидетельствуют только о наличии коммуникаций между населенными пунктами, не раскрывая направлений основных коммуникационных потоков.

Выявить это удалось с помощью социологического опроса1 жителей всех трех типов поселений.

'Опрос был проведен в апреле—мае 2012 г. в 13 населенных пунктах Республики Тыва. Было опрошено 511 респондентов.

Респондентам было предложено выбрать ту частоту, с которой у них возникает необходимость выезжать за пределы поселков с целью удовлетворить свои потребности:

— посетить магазины, рынки;

— сходить в театры, музеи;

— решить вопросы, связанные со здоровьем.

Также респондентам предложили отметить,

какие населенные пункты посещаются ими чаще всего.

Для походов по магазинам, рынкам и ярмаркам население трех типов районов выезжает с определенной частотой (рис. 1).

Один—два раза в месяц — наиболее выбираемая частота выездов у жителей всех типов районов, при этом респондентов из районов нового освоения почти в два раза больше, чем других:

— 42,8 % — районы нового освоения;

— 29,8 % — районы без освоения;

— 22,5 % — районы старого освоения.

Дальнейшая разбивка частоты выездов у разных типов районов дифференцируется следующим образом: для 19,7 % опрошенных из районов нового освоения возникает потребность выезжать один— два раза в неделю, а для 21,9 и 19,3 % респондентов соответственно из районов старого освоения и без освоения такая потребность возникает гораздо реже (один—два раза в квартал).

Один-два раза е недел ю

Один-два раза [ месяц

Один-два раза е квартал

Раз в полгода

Раз в год

Затрудняюсь ответить

♦ Районстарогоосвоения ■ Район нового освоения А Район без освоения

Рис. 2. Динамика выездов жителей из своих населенных пунктов с целью посетить больницы, поликлиники, аптеки и др., %

Сравнивая графики районов старого освоения и без освоения, можно отметить, что они практически одинаковые. Это говорит о схожести развития торгово-бытовых услуг в данных типах поселений. Более мобильны жители районов нового освоения, но мобильность, по мнению авторов, спровоцирована недостатком инфраструктурных услуг, которые имеются в районах этого типа.

Похожая картина складывается с динамикой потребностей респондентов выезжать за пределы своих населенных пунктов с целью посетить учреждения здравоохранения: больницы, поликлиники, аптечные пункты и др. (рис. 2).

У жителей районов нового освоения подобная необходимость возникает чаще, нежели у жителей других районов:

— 28,9 % выезжают один—два раза в месяц;

— 22,4 % — один—два раза в квартал.

В то время как наибольшее число опрошенных жителей районов старого освоения (23,0 %) выезжают раз в полгода, 18,4 % — один—два раза в месяц. А у жителей районов без освоения такая потребность возникает еще реже:

—23,8 % — раз в год;

—20,4 % — один—два раза в квартал.

Потребность в посещении театров, кинотеатров, концертов, музеев и спортивных соревнований у жителей всех типов районов освоения и без освоения представлена в виде трех графиков (рис. 3). Все три складываются практически в единый дина-

мический ряд, который свидетельствует о том, что потребность у опрошенных выезжать за пределы своих населенных пунктов с целью приобщиться к культурным и спортивным мероприятиям возникает самое частое раз в год или раз в полгода.

Респондентам было предложено указать те населенные пункты, в которые они выезжают чаще всего. Потоки перемещения складываются следующим образом:

— преобладающий поток направлен в сторону г. Кызыла — столицы Республики Тыва;

— второй поток в сторону г. Абакана — столицы Республики Хакасия;

— третьим потоком будем считать все остальные направления, которые образуются при перемещении между небольшими населенными пунктами внутри республики.

Стоит отметить и активную коммуникацию населенных пунктов Тувы с крупными соседними городами Сибири — Красноярском и Новосибирском2. Если отследить направления перемещения по критерию принадлежности населенного пункта к типам районов, то за пределы республики чаще всего выезжают жители старопромышленных районов — 21,0 % (против 18,0 % из районов без освоения и 8,6 % — нового освоения). Внутреннее направление больше предпочитают жители райо-

2В будущем будет любопытно отследить, как изменится схема перемещения населения после введения в эксплуатацию железнодорожной ветки Кызыл—Курагино.

Один-два раза в Один-два раза в месяц Один-два раза в Развполгода Развгод Затрудняюсь ответить

неделю квартал

♦ Районстарогоосвоения И Район нового освоения А Район без освоения

Рис. 3. Динамика выездов жителей из своих населенных пунктов с целью посетить театры, кинотеатры, концерты, музеи, спортивные соревнования и др., %

нов нового освоения, чем жители других районов. Однако приоритетным для всех типов районов остается г. Кызыл, с небольшим перевесом у районов пионерного освоения (см. таблицу).

Итак, основным направлением является столица республики. Именно здесь сосредоточены основные объекты социальной инфраструктуры, в том числе и республиканского значения. Нагрузка на инфраструктуру города с учетом приезжих из районов — колоссальная. Необходимо с развитием производственного комплекса и расширением функциональной направленности районов нового освоения решать вопросы социально-инфраструктурной обеспеченности удаленных населенных пунктов и размещения объектов социальной ин-

фраструктуры с учетом потребностей местного населения.

Таким образом, можно сказать, что г. Кызыл, а точнее — его инфраструктура, обслуживает почти все население республики. На взгляд авторов, необходимо перераспределять направления потока населения путем развития дополнительных инф-раструктурно обеспеченных центров в республике. Основой должны стать города Ак-Довурак и Чадан, которые расположены на западе республики, и г. Шагонар — в центральной части региона. Это позволит сократить поток в столицу и приблизить услуги к населению.

Размещение объектов социальной инфраструктуры должно осуществляться таким образом,

Распределение направлений перемещений жителей трех типов районов, %

Направления Типы районов

Старого освоения Без освоения Нового освоения

Кызыл 74,6 78,4 81,0

Абакан 15,9 10,8 3,4

Красноярск 2,9 3,6 2,6

Новосибирск 2,2 3,6 2,6

Ак-Довурак 2,9 0,0 0,0

Чадан 0,0 1,4 0,9

Бай-Хаак 0,0 0,0 9,5

Туран 0,0 0,7 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шагонар 1,4 1,4 0,0

чтобы потребность выезжать за пределы своего района возникала как можно реже, а первичные потребности решались на уровне муниципальных образований. В столичный центр люди должны обращаться только за специфической высококвалифицированной помощью.

Происходящие изменения в иерархии населенных пунктов республики как следствие крупномасштабных социально-экономических преобразований в регионе влекут за собой рост потребности в количестве и качестве услуг объектов социальной

инфраструктуры. В связи с этим возникает управленческая задача: обеспечить необходимым набором объектов для локализованного удовлетворения возникающих потребностей.

Список литературы

1. СаушкинЮ. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль. 1973.

2. Фейгин Я. Г. О книге Августа Лёша «Географическое размещение хозяйства». М.: Издательство иностранной литературы. 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.