СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 338.22
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА*
Т. М. ОЙДУП, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Региональная экономика» Б-таИ: Ьапа_о@таП. ги С. А. ЧУПИКОВА, кандидат географических наук, заведующая лабораторией «Геоинформатика и моделирование процессами» Е-таИ: svetlana@tikopг. sbгas. ги Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН Л. Ю. АДАДИМОВА, кандидат экономических наук, руководитель сектора Е-таП: adadimova@san. ги Поволжский НИИ экономики и организации АПК Российской академии сельскохозяйственных наук
В статье рассматриваются идеи пространственной экономики применительно к проблеме размещения социальной инфраструктуры региона. Выделены особенности размещения социальной инфраструктуры в Республике Тыва относительно трех типов районов: нового освоения, старого освоения, без освоения. Анализируются результаты социологического опроса населения. Составлена карта направлений перемещений жителей трех типов районов и выделены основные потоки.
Ключевые слова: пространственная экономика, районы освоения, социальная инфраструктура, Республика Тыва.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-12-17000.
Вопрос размещения социальной инфраструктуры напрямую касается основ теории пространственной экономики (Space Economy), которая занималась «.. .географией производительных сил в их совокупности и экономическими районами в своеобразном их толковании» [2]. В этом и заключаются основное отличие и прогрессивная составляющая этого направления по сравнению с классическими штандортными теориями или теориями размещения регионального производства, рассматривающими вопросы размещения отдельных отраслей хозяйства, которые разрабатывались Й. Тюненом, В. Ла-унхардтом, А. Вебером.
Среди исследователей, оказавших существенное влияние на развитие теории пространственной
экономики, следует назвать В. Кристаллера (теория центральных мест) и А. Лёша (теория размещения производства с учетом взаимодействия всех определяющих факторов). Как отмечает в своей работе Ю. Саушкин: «Заслуги Кристаллера и Лёша заключаются в том, что они сделали попытку открыть закон взаимного пространственного размещения населенных пунктов, увидеть поддающийся расчету порядок в кажущемся хаосе размещения городов и селений и, познав объективный закон, применить его при проектировании населенных пунктов на вновь осваиваемых территориях. Другая заслуга этих двух ученых заключается в том, что они стали исследовать особенности географии непроизводственной сферы, тогда как до них делались попытки установить законы размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства и др. Эти ученые установили иерархические ступени пространственной системы населенных пунктов и связь между местом населенного пункта в этой системе и его функциональными особенностями — структурой населения, уровнями обслуживания населения и т. д.» [1].
Иерархия населенных пунктов формируется в зависимости от функциональной наполненности самих населенных пунктов. А главную роль играют:
— уровень социально-инфраструктурной обеспеченности;
— развитие социальной инфраструктуры населенного пункта.
Место в иерархии может меняться в зависимости от расширения или сокращения тех функций, которые приходится или приходилось исполнять конкретному поселению. Нагляднее всего подобный процесс можно наблюдать в районах пионерного освоения, где на базе существующих населенных пунктов строятся рабочие поселки, развивается социальная инфраструктура, из поселка с сельскохозяйственным уклоном формируется горнодобывающий центр региона.
С точки зрения формирования горнодобывающего поселения можно выделить три типа:
— районы пионерного (нового) освоения;
— районы старого освоения;
— районы без освоения.
Понятно, что процесс формирования населенного пункта или его перепрофилирование зависит больше от внешних факторов (наличие месторождения природных ресурсов вблизи населенного пункта), но включение поселения в иерархическую
структуру населенных пунктов всего региона зависит от набора объектов социальной инфраструктуры в конкретном поселке или городе.
В современной России лишь единицы регионов остались с районами нового освоения. Одним из таких регионов является Республика Тыва. В этом регионе можно наблюдать за процессом «гра-дообразования» в районах пионерного освоения на базе имеющихся поселений. Процесс вызван активной разработкой минерального сырья. Многие населенные пункты, которые расположены в непосредственной близости от месторождений, будут вынуждены трансформировать свой профиль с аграрного на горнодобывающий. Такие изменения уже коснулись поселка Тоора-Хем, расположенного недалеко от месторождения Кызыл-Таштыг, разработку которого ведет китайская горнодобывающая компания «Лунсин».
Появление крупного горнодобывающего предприятия в регионе помимо положительных социально-экономических процессов будет способствовать увеличению численности коренного населения. Это в свою очередь приведет к возрастанию нагрузки на имеющийся инфраструктурный комплекс. В связи с этим возникает задача оптимального размещения инфраструктурных объектов в районах освоения в соответствии с возрастающими потребностями.
В то же время в республике есть множество поселений других типов, которые можно отнести к районам без освоения и старого освоения.
К первым относятся все муниципальные образования, незадействованные в освоении природных ресурсов региона.
Ко вторым — населенные пункты, которые получили свое развитие во время активной работы горнодобывающих предприятий (195 0— 1990-е гг.), проводивших освоение месторождений в непосредственной близости от поселения. В республике насчитывается пять таких муниципальных образований, в трех из которых горнодобывающие предприятия продолжают работать, а в двух — добыча и производство полностью прекращены.
К районам без освоения относятся те районы, в которых не велось и на данный момент не предвидится промышленное освоение минеральных ресурсов. Таких районов в республике большинство. Основной их экономический профиль — сельское хозяйство с животноводческим уклоном. Главная цель выделения такого типа района в качестве одного из объектов исследования заключается в том,
РЕгионАльнАя экономика: теория и практика
49
Один-два раза е неделю
Один-два раза е месяц
Ра йон старого освоения
Один-два раза е квартал
Раз в полгода
Раз в год
Затрудняюсь ответить
■ Район нового освоения
Район без освоения
Рис. 1. Динамика выездов жителей из своих населенных пунктов с целью посетить магазины, рынки, ярмарки и др., %
что сопоставление данных по всем типам районов позволит выявить:
— особенности социально-экономических процессов, присущих каждому типу;
— структуру размещения объектов социальной инфраструктуры;
— современную иерархию населенных пунктов республики.
Авторы попытались выяснить, как соотносятся выделенные типы районов по наличию коммуникационной связи между населенными пунктами Тувы. Все населенные пункты республики контактируют друг с другом по принципам ближайшего месторасположения или потребности в социальных услугах, которые можно получить в другом населенном пункте. Главными коммуникационными связующими нитями выступают автомобильные дороги, поскольку в условиях республики автомобильный транспорт остается основным средством грузо- и пассажироперевозок. Но они свидетельствуют только о наличии коммуникаций между населенными пунктами, не раскрывая направлений основных коммуникационных потоков.
Выявить это удалось с помощью социологического опроса1 жителей всех трех типов поселений.
'Опрос был проведен в апреле—мае 2012 г. в 13 населенных пунктах Республики Тыва. Было опрошено 511 респондентов.
Респондентам было предложено выбрать ту частоту, с которой у них возникает необходимость выезжать за пределы поселков с целью удовлетворить свои потребности:
— посетить магазины, рынки;
— сходить в театры, музеи;
— решить вопросы, связанные со здоровьем.
Также респондентам предложили отметить,
какие населенные пункты посещаются ими чаще всего.
Для походов по магазинам, рынкам и ярмаркам население трех типов районов выезжает с определенной частотой (рис. 1).
Один—два раза в месяц — наиболее выбираемая частота выездов у жителей всех типов районов, при этом респондентов из районов нового освоения почти в два раза больше, чем других:
— 42,8 % — районы нового освоения;
— 29,8 % — районы без освоения;
— 22,5 % — районы старого освоения.
Дальнейшая разбивка частоты выездов у разных типов районов дифференцируется следующим образом: для 19,7 % опрошенных из районов нового освоения возникает потребность выезжать один— два раза в неделю, а для 21,9 и 19,3 % респондентов соответственно из районов старого освоения и без освоения такая потребность возникает гораздо реже (один—два раза в квартал).
Один-два раза е недел ю
Один-два раза [ месяц
Один-два раза е квартал
Раз в полгода
Раз в год
Затрудняюсь ответить
♦ Районстарогоосвоения ■ Район нового освоения А Район без освоения
Рис. 2. Динамика выездов жителей из своих населенных пунктов с целью посетить больницы, поликлиники, аптеки и др., %
Сравнивая графики районов старого освоения и без освоения, можно отметить, что они практически одинаковые. Это говорит о схожести развития торгово-бытовых услуг в данных типах поселений. Более мобильны жители районов нового освоения, но мобильность, по мнению авторов, спровоцирована недостатком инфраструктурных услуг, которые имеются в районах этого типа.
Похожая картина складывается с динамикой потребностей респондентов выезжать за пределы своих населенных пунктов с целью посетить учреждения здравоохранения: больницы, поликлиники, аптечные пункты и др. (рис. 2).
У жителей районов нового освоения подобная необходимость возникает чаще, нежели у жителей других районов:
— 28,9 % выезжают один—два раза в месяц;
— 22,4 % — один—два раза в квартал.
В то время как наибольшее число опрошенных жителей районов старого освоения (23,0 %) выезжают раз в полгода, 18,4 % — один—два раза в месяц. А у жителей районов без освоения такая потребность возникает еще реже:
—23,8 % — раз в год;
—20,4 % — один—два раза в квартал.
Потребность в посещении театров, кинотеатров, концертов, музеев и спортивных соревнований у жителей всех типов районов освоения и без освоения представлена в виде трех графиков (рис. 3). Все три складываются практически в единый дина-
мический ряд, который свидетельствует о том, что потребность у опрошенных выезжать за пределы своих населенных пунктов с целью приобщиться к культурным и спортивным мероприятиям возникает самое частое раз в год или раз в полгода.
Респондентам было предложено указать те населенные пункты, в которые они выезжают чаще всего. Потоки перемещения складываются следующим образом:
— преобладающий поток направлен в сторону г. Кызыла — столицы Республики Тыва;
— второй поток в сторону г. Абакана — столицы Республики Хакасия;
— третьим потоком будем считать все остальные направления, которые образуются при перемещении между небольшими населенными пунктами внутри республики.
Стоит отметить и активную коммуникацию населенных пунктов Тувы с крупными соседними городами Сибири — Красноярском и Новосибирском2. Если отследить направления перемещения по критерию принадлежности населенного пункта к типам районов, то за пределы республики чаще всего выезжают жители старопромышленных районов — 21,0 % (против 18,0 % из районов без освоения и 8,6 % — нового освоения). Внутреннее направление больше предпочитают жители райо-
2В будущем будет любопытно отследить, как изменится схема перемещения населения после введения в эксплуатацию железнодорожной ветки Кызыл—Курагино.
Один-два раза в Один-два раза в месяц Один-два раза в Развполгода Развгод Затрудняюсь ответить
неделю квартал
♦ Районстарогоосвоения И Район нового освоения А Район без освоения
Рис. 3. Динамика выездов жителей из своих населенных пунктов с целью посетить театры, кинотеатры, концерты, музеи, спортивные соревнования и др., %
нов нового освоения, чем жители других районов. Однако приоритетным для всех типов районов остается г. Кызыл, с небольшим перевесом у районов пионерного освоения (см. таблицу).
Итак, основным направлением является столица республики. Именно здесь сосредоточены основные объекты социальной инфраструктуры, в том числе и республиканского значения. Нагрузка на инфраструктуру города с учетом приезжих из районов — колоссальная. Необходимо с развитием производственного комплекса и расширением функциональной направленности районов нового освоения решать вопросы социально-инфраструктурной обеспеченности удаленных населенных пунктов и размещения объектов социальной ин-
фраструктуры с учетом потребностей местного населения.
Таким образом, можно сказать, что г. Кызыл, а точнее — его инфраструктура, обслуживает почти все население республики. На взгляд авторов, необходимо перераспределять направления потока населения путем развития дополнительных инф-раструктурно обеспеченных центров в республике. Основой должны стать города Ак-Довурак и Чадан, которые расположены на западе республики, и г. Шагонар — в центральной части региона. Это позволит сократить поток в столицу и приблизить услуги к населению.
Размещение объектов социальной инфраструктуры должно осуществляться таким образом,
Распределение направлений перемещений жителей трех типов районов, %
Направления Типы районов
Старого освоения Без освоения Нового освоения
Кызыл 74,6 78,4 81,0
Абакан 15,9 10,8 3,4
Красноярск 2,9 3,6 2,6
Новосибирск 2,2 3,6 2,6
Ак-Довурак 2,9 0,0 0,0
Чадан 0,0 1,4 0,9
Бай-Хаак 0,0 0,0 9,5
Туран 0,0 0,7 0,0
Шагонар 1,4 1,4 0,0
чтобы потребность выезжать за пределы своего района возникала как можно реже, а первичные потребности решались на уровне муниципальных образований. В столичный центр люди должны обращаться только за специфической высококвалифицированной помощью.
Происходящие изменения в иерархии населенных пунктов республики как следствие крупномасштабных социально-экономических преобразований в регионе влекут за собой рост потребности в количестве и качестве услуг объектов социальной
инфраструктуры. В связи с этим возникает управленческая задача: обеспечить необходимым набором объектов для локализованного удовлетворения возникающих потребностей.
Список литературы
1. СаушкинЮ. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль. 1973.
2. Фейгин Я. Г. О книге Августа Лёша «Географическое размещение хозяйства». М.: Издательство иностранной литературы. 1959.