Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАН В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ '

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАН В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обращения граждан / личный прием граждан / правоохранительные органы Российской Федерации / прокуратура Российской Федерации / МВД России / citizens' appeals / personal reception of citizens / law enforcement agencies of the Russian Federation / Prosecutor's Office of the Russian Federation / Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Важенина Ирина Викторовна, Звонарева Анна Юрьевна

Особенности структурного построения правоохранительных органов нашего государства, их различная ведомственная принадлежность и функциональное предназначение, а также ряд других значимых сущностных характеристик, обусловливают необходимость издания ими ведомственных подзаконных нормативных правовых актов, раскрывающих и конкретизирующих положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», отражающих специфику их деятельности. На основе изучения организационного механизма функционирования института рассмотрения обращений в статье проанализированы его особенности, выявлены отличительные черты организации данного направления деятельности в различных правоохранительных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Важенина Ирина Викторовна, Звонарева Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of consideration of citizens' appeals to the adopted bodies of the Russian Federation

The peculiarities of the structural structure of the law enforcement agencies of our state, their different departmental affiliation and functional purpose, as well as a number of other significant essential characteristics, make it necessary for them to issue departmental subordinate regulatory legal acts that disclose and specify the provisions of Federal Law No. 59-FZ of May 2, 2006 "On the procedure for considering appeals of citizens of the Russian Federation", reflecting the specifics of their activities. Based on the study of the organizational mechanism of the functioning of the institute for consideration of appeals and personal reception of citizens in law enforcement agencies of the Russian Federation, the article analyzes its features, identifies the distinctive features of the organization of this activity in various law enforcement agencies related to the specifics of their activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАН В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_233 УДК 005.92

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Peculiarities of consideration of citizens' appeals to the adopted bodies of the Russian Federation

ВАЖЕНИНА Ирина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: irina-mew@mail.ru;

ЗВОНАРЕВА Анна Юрьевна,

кандидат социологических наук, начальник кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: zvonareva.a.u@yandex.ru;

Vashenina Irina Victorovna,

PhD in law, аssoc¡ate Professor, Department of Organization of the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Center for Command Staff Trainings of the Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: irina-mew@mail.ru;

Zvonareva Anna Yurievna,

PhD in Law, Head of the Department of Organization activities of the Internal Affairs Bodies of the

Center for Command Staff Trainings of the Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: zvonareva.a.u@yandex.ru

Краткая аннотация. Особенности структурного построения правоохранительных органов нашего государства, их различная ведомственная принадлежность и функциональное предназначение, а также ряд других значимых сущностных характеристик, обусловливают необходимость издания ими ведомственных подзаконных нормативных правовых актов, раскрывающих и конкретизирующих положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», отражающих специфику их деятельности. На основе изучения организационного механизма функционирования института рассмотрения обращений в статье проанализированы его особенности, выявлены отличительные черты организации данного направления деятельности в различных правоохранительных органах.

Abstract. The peculiarities of the structural structure of the law enforcement agencies of our state, their different departmental affiliation and functional purpose, as well as a number of other significant essential characteristics, make it necessary for them to issue departmental subordinate regulatory legal acts that disclose and specify the provisions of Federal Law No. 59-FZ of May 2, 2006 "On the procedure for considering appeals of citizens of the Russian Federation", reflecting the specifics of their activities. Based on the study of the organizational mechanism of the functioning of the institute for consideration of appeals and personal reception of citizens in law enforcement agencies of the Russian Federation, the article analyzes its features, identifies the distinctive features of the organization of this activity in various law enforcement agencies related to the specifics of their activities.

Ключевые слова: обращения граждан, личный прием граждан, правоохранительные органы Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, МВД России.

Keywords: citizens' appeals, personal reception of citizens, law enforcement agencies of the Russian Federation, Prosecutor's Office of the Russian Federation, Ministry of Internal Affairs of Russia.

Для цитирования: Важенина И.В., Звонарева А.Ю. Особенности рассмотрения обращений граждан в правоохранительных органах Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 233-236. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_233.

For citation: Vashenina I.V., Zvonareva A.Yu. Peculiarities of consideration of citizens' appeals to the adopted bodies of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 233-236. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_233.

Статья поступила в редакцию: 18.07.2023

Одним из основных трендов современной концепции государственного управления является модернизация взаимоотношений между государством и обществом, сферами их влияния на управление общественной жизнью. К приоритетным направлениям модернизации системы управления можно отнести повышение удовлетворённости граждан публичными услугами, их доступностью для населения, в т. ч. в электронном виде, качественное взаимодействие органов государственной власти с представителями общественности и бизнес-сообщества. Главным приоритетом новой реформы, модернизации органов управления в Российской Федерации следует считать служение человеку [1].

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1, определен общий порядок реализации права граждан и их объединений на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений уполномоченными должностными лицами, государственными органами и органами местного самоуправления [2].

Федеральный закон устанавливает права гражданина при рассмотрении обращения (ст. 5), закрепляет гарантии его безопасности в связи в обращением (ст. 6), определяет требования к письменному обращению (ст. 7), устанавливает срок его рассмотрения (ст. 12), закрепля-

1 Далее - Федеральный закон.

ет ответственность за нарушение данного Федерального закона (ст. 15), устанавливает судебный порядок привлечения к материальной ответственности за незаконные действия (бездействия) органов власти и должностных лиц при рассмотрении обращения, а также граждан, при указании ими в обращении заведомо ложных сведений (ст. 16).

Вместе с тем особенности структурного построения органов государственной власти и местного самоуправления, их различная ведомственная принадлежность и функциональное предназначение, а также ряд других значимых сущностных характеристик, обусловливают необходимость издания ими ведомственных подзаконных нормативных правовых актов, раскрывающих и конкретизирующих положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», отражающих специфику их деятельности.

Рассмотрим подходы некоторых правоохранительных органов (прокуратура Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, СК России, ФСИН России, ФСВНГ России, ФСПП России, ФТС России), осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения законности в государстве и обществе.

Рассмотрение обращений и личный прием граждан в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирован Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 7071, разработанной в соответствии с требованиями Федерального закона. Инструкцией определены субъекты деятельности по рассмотрению обращений и проведению личного приема граждан, разграничена их ответственность, а также закреплены обязательные требования к письменным обращениям, в том числе в виде электронного документа, подлежащим рассмотрению в органах внутренних дел.

Инструкцией определены специальные требования. К их числу относится запрет на информирование граждан по телефону о поступлении и результатах рассмотрение их обращений, а равно разглашение данной информации третьим лицам (п. 19). Данное положение рассматривается нами как обеспечительная мера, позволяющая исключить возможность доступа сторонних лиц к сведениям об обращении гражданина в органы внутренних дел.

Согласно п. 28 Инструкции сотрудникам подразделений делопроизводства и режима запрещается лично принимать обращения от граждан, за исключением рапортов и обращений, принятых в ходе личного приема. Данная норма обусловлена особенностями организации служебной деятельности органов внутренних дел.

Инструкцией установлен порядок продления срока рассмотрения обращения, согласно которому сотрудник в срок не позднее трёх дней до окончания установленного для рассмотрения обращения, представляет мотивированный рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения или уполномоченного должностного лица, содержащий полную информацию о проделанной работе, причинах продления срока, а также перечень мероприятий, необходимых для завершения рассмотрения обращения, с указанием конкретных сроков их проведения (п.94).

В ч. 5 ст. 11 Федерального закона закреплены основания и установлен порядок прекращения переписки с гражданином по вопросам, на которые ему уже неоднократно (то есть два и более раза) направлялись ответы по существу, на основании решения уполномоченного должного лица органа государственной власти или местного самоуправления. Инструкцией данный порядок конкретизирован в части определения формы решения о прекращении переписки - мотивированное заключение либо докладная записка, а также установлено, что последующие обращения по тем же вопросам списываются в дело без рассмотрения и ответы на них гражданину по существу не даются (п.п. 135, 136).

Признавая важность неукоснительного соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан в органах внутренних дел, в случае поступившей от гражданина просьбы об ознакомлении с материалами по обращению, решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с такими материалами или отдельными документами, а также снятие с них копий принимает руководитель органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением (п. 116 Инструкции).

Уполномоченное должностное лицо несет персональную ответственность за обоснованность и правомерность принятого решения об ознакомлении гражданина с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятию с них копий. Так, к служебной информации ограниченного распространения в системе МВД России относится несекретная информация, касающаяся деятельности органов, организаций, подразделений системы МВД России, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Анализ подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую предметную область, позволяет сделать вывод, что наиболее детальную регламентацию, по своему объёму и содержанию, рассматриваемые правоотношения получили в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20 января 2013 г. № 45 [3].

В числе особенностей данного приказа: без рассмотрения возможно оставить обращение, содержание которого указывает на прямое вмешательство автора в компетенцию органов прокуратуры, о чем автору обращения направляется мотивированное сообщение, в течение 7 дней со дня его регистрации (п.2.10); без разрешения может быть оставлено обращение, содержание которого лишено логики и смысла, при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным в связи с психическим расстройством (п. 2.13); установлен 10-дневный срок принятия решения об ознакомлении гражданина с материалами проверки по его обращению либо отказе в ознакомлении, по истечению которого выносится письменное решение, подписанное уполномоченным должностным лицом прокуратуры (п.4 16); определены должностные лица, уполномоченные принять решение об ознакомлении гражданина (представителя гражданина) с конкретным документом (п. 4.16); установлен срок

1 Далее - Инструкция.

рассмотрения обращений, не требующих дополнительного изучения и проверки - 15 суток (п. 5.1.); срок рассмотрения обращения, выпадающий на выходные и праздничные дни, переносится на следующий рабочий день (п. 5.1.), в отличие от рассмотрения в МВД России, где обращение должно быть рассмотрено в предшествующий рабочий день (п.91); в прокуратурах субъектов РФ и нижестоящих прокуратурах приём граждан осуществляется в течение всего рабочего дня уполномоченным сотрудником, а руководством - согласно графику, а также определены категории граждан, имеющие право на личный приём вне очереди (пп. 7.2., 7.4., 7.5.) и т.д.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утверждённая приказом ФСВНГ России от 9 июня 2017 г. № 170 [4], по своему объему и содержанию основных положений является практически идентичной Инструкции МВД России, расхождения с ней имеются лишь в частных случаях:

- установлен 15-дневный срок рассмотрения жалоб на нарушение порядка представляемых ФСВНГ России государственных услуг

(п.97);

- закреплен первоочередной порядок личного приёма граждан, имеющих льготы, установленных законодательством РФ (п. 144).

Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности,

утвержденная приказом ФСБ России от 20 августа 2013 г. № 463 [5], в сравнении с рассмотренными выше, носит несколько усеченный характер. В числе её особенностей можно выделить следующие: обращения военнослужащих рассматриваются в соответствии с главой 6 Дисциплинарного устава ВС РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (п. 4); окончанием срока рассмотрения обращения установлена дата подписания ответа (п. 11), при этом порядок исчисления сроков в случаях, если они выпадают в выходные и праздничные дни не определён; обращения, имеющие пометки «Лично» или «Конфиденциально», рассматриваются теми руководителями органов безопасности, непосредственно которым они адресованы, либо иными лицами по их поручению (п. 11); ознакомление гражданина с материалами по рассмотрению его обращения производится в приёмной либо ином служебном помещении органа безопасности с учетом требований ведомственного делопроизводства, результаты ознакомления оформляются справкой (п. 15) и т.д..

Приведенные выше инструкции (прокуратуры Российской Федерации, ФСВНГ России, ФСБ России) в своих положениях закрепляют обязанность соответствующих руководителей осуществлять контроль за состоянием работы по рассмотрению обращений и личному приёму граждан, а также проводить анализ полученных результатов по данному направлению деятельности. Результаты анализа оформляются аналитическими справками и учитываются в организации дальнейшей служебной деятельности приведенных выше правоохранительных органов.

Деятельность СК России по рассмотрению обращений граждан осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона, а также приказа СК России от 21 января 2011 г. № 13 «О совершенствовании приёма граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации» [6], согласно которому создан специализированный орган - приёмная Председателя Следственного комитета Российской Федерации, определен график личного приёма руководителями СК России и компетентный орган - Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению СК России, на который возложена организация данного направления деятельности, обобщение и анализ её результатов.

В ФТС России не разработан специальный ведомственный подзаконный нормативный правовой акт, регулирующий рассматриваемое направление деятельности. Вместе с тем в п. 5.44 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 636, [7] закреплены её полномочия в части организации личного приёма граждан, обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также принятия по ним решений и направления ответов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях методического обеспечения данного направления деятельности ФССП России, разъяснения порядка применения норм Федерального закона, а также унификации процедуры проведения личного приема граждан уполномоченными должностными лицами службы судебных приставов, в ФССП России разработаны Методические рекомендации по организации личного приёма граждан в Федеральной службе судебных приставов (утверждены ФССП России от 13.07.2010 № 06-2) [8].

В ФСИН России также не имеется специального нормативного правового акта по рассматриваемой тематике, вместе с тем Регламент ФСИН России содержит разделы XI «Порядок рассмотрения отдельных видов обращений» и XII «Порядок рассмотрения отдельных обращений граждан и организаций, приём граждан», в которых содержатся положения, конкретизирующие порядок применения норм Федерального закона с учетом специфики деятельности данной федеральной службы [9].

Право на обращение в органы государственной власти, являясь институтом прямой демократии, позволяющим гражданам России участвовать в управлении государственными делами, обеспечивает реализацию важнейшего конституционного принципа - народовластия. Оно же представляет собой одно из основных политических прав граждан Российской Федерации. Обеспечение субъективного права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления - это одна из гарантий народного суверенитета и связующее звено между народом и его представителями. Одним из приоритетов государственного управления является отстаивание интересов и потребностей граждан [10].

Несмотря на выявленные отличия в организации данного направления деятельности в различных ведомствах, можно прийти к выводу, что в целом рассмотрение обращений и личный приём граждан в правоохранительных органах Российской Федерации производятся в едином формате, основанном на положениях Федерального закона. Выстраивание эффективной коммуникативной связи с гражданами, общественными организациями способствует получению необходимых сведений о проблемных вопросах в правоохранительной сфере и степени удовлетворен-

ности населения работой государственных органов.

Библиография:

1. Важенина И.В. Проблемы модернизации государственного управления в России // Конституционные процессы и модернизация общественно-политической системы Российского государства, Москва, 20 мая 2021 г. - М.: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2021. - С. 94-99.

2. Звонарева А.Ю., Важенина И.В., Богданов А.В. Особенности рассмотрения обращений и проведения личного приёма граждан в органах внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Академия управления МВД России, 2023. - 100 с.

3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введение в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 17.06.2023).

4. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 170 «Об утверждении Инструкция об порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.06.2023).

5. Приказ ФСБ России от 20 августа 2013 г. № 463 «Об утверждении Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.06.2023).

6. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 21 января 2011 г. № 13 «О совершенствовании приёма граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.06.2023).

7. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2021 г. № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.06.2023).

8. Методические рекомендации по организации личного приёма граждан в Федеральной службе судебных приставов (утверждены ФССП России от 13.07.2010 № 06-2 [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.06.2023).

9. Приказ ФСИН России от 14.08.2020 № 555 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 № 60221) [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.06.2023).

10. Важенина И.В. Политическая миссия государственного управления // Государственная и муниципальная служба в России: история, современные проблемы и перспективы развития: сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции, посвященный 300-летию введения Табели о рангах, Москва, 19 мая 2022 г. - М.: Университет прокуратуры Российской Федерации, 2022. - С. 11-16.

References:

1. Vazhenina I.V. Problems of modernization of public administration in Russia // Constitutional processes and modernization of the socio-political system of the Russian state, Moscow, May 20, 2021 - Moscow: Federal State State Educational Institution of Higher Education "University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation", 2021. - pp. 94-99.

2. Zvonareva A.Yu., Vazhenina I.V., Bogdanov A.V. Features of consideration of appeals and personal reception of citizens in the internal affairs bodies of the Russian Federation: textbook. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. - 100 p.

3. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation No. 45 dated January 20, 2013 "On Approval and Enactment of Instructions on the Procedure for Considering Appeals and Receiving Citizens in the Prosecutor's Office of the Russian Federation [Electronic resource] - Free access mode: SPS "ConsultantPlus" (date of appeal: 06/17/2023).

4. Order of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation No. 170 dated June 9, 2017 "On approval of the Instruction on the procedure for considering appeals of Citizens and organizations in the National Guard Troops of the Russian Federation" [Electronic resource] - Free access mode: SPS "ConsultantPlus" (date of application: 06/17/2023).

5. Order of the FSB of Russia dated August 20, 2013 No. 463 "On approval of Instructions on the Organization of consideration of appeals of citizens of the Russian Federation in the bodies of the Federal Security Service [Electronic resource] - Free access mode: SPS "ConsultantPlus" (date of appeal: 06/17/2023).

6. Order of the Investigative Committee of the Russian Federation dated January 21, 2011 No. 13 "On improving the reception of citizens in the system of the Investigative Committee of the Russian Federation" [Electronic resource] - Free access mode: SPS "ConsultantPlus" (accessed 17.06.2023).

7. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 636 dated April 23, 2021 "On Approval of the Regulations on the Federal Customs Service, Amendments to the Regulations on the Ministry of Finance of the Russian Federation and Invalidation of Certain Acts and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation" [Electronic resource] - Free access mode: SPS "ConsultantPlus" (date of application: 06/17/2023).

8. Methodological recommendations on the organization of personal reception of citizens in the Federal Bailiff Service (approved by the FSSP of Russia dated 13.07.2010 No. 06-2 [Electronic resource] - Free access mode: SPS "ConsultantPlus" (date of application: 17.06.2023).

9. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 14.08.2020 No. 555 "On approval of the Regulations of the Federal Penitentiary Service (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 05.10.2020 No. 60221) [Electronic resource] - Free access mode: SPS "ConsultantPlus" (accessed 17.06.2023).

10. Vazhenina I.V. Political mission of public administration // State and Municipal Service in Russia: history, modern problems and development prospects: a collection of articles based on the materials of the interuniversity scientific and practical conference dedicated to the 300th anniversary of the introduction of the Table of Ranks, Moscow, May 19, 2022 - Moscow: University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2022. - pp. 11 -16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.