Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-80-87
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА РЕДОМИЦИЛЯЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
М.А. Мхитарян
Российско-Армянский (Славянский) университет Институт права и политики (ИПП) тагуат. mkhitaryan@gmail. сот
АННОТАЦИЯ
В данной статье речь идет о том, что в условиях рыночной экономики субъектам права предоставлена возможность осуществления свободной экономической, в том числе, предпринимательской деятельности. Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (далее - РФ) «В РФ гарантируются «...» свобода экономической деятельности». Часть 1 статьи 34 Конституции РФ устанавливает, что «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Согласно статье 11 Конституции Республике Армения, «Основой экономического строя РА является социальная рыночная экономика, основанная на частной собственности, свободе экономической деятельности...». Статья 59 Конституции РА устанавливает, что «Каждый имеет право на занятие экономической деятельностью, включая занятие предпринимательской деятельностью». Законодательство представляет возможность осуществления деятельности посредством создания юридического лица. Однако может возникнуть необходимость изменения юрисдикции и места нахождения юридического лица. Соответственно, для обеспечения права на свободную экономическую деятельность действует институт редомициляции, который позволяет изменить юрисдикцию и место нахождения юридического лица без его ликвидации и новой регистрации в качестве юридического лица. Ключевые слова: редомициляция, юридические лица, государственная регистрация, ЕГРЮЛ. юрисдикция, личный закон юридического лица
Цель работы: проанализировать институт редомициляции в РА и РФ, выявить правовые проблемы, обосновать тенденции развития института.
Методы исследования: сравнительно-правовой анализ, синтез, дедукция.
Результаты: на основе проведенного исследования выявлены проблемы законодательного урегулирования и правоприменения института редомициляции, предложены пути их решения, отмечена тенденция развития законодательства РФ в исследуемой сфере, а также особенности применения института в правовой системе РА.
В Гражданском Кодексе Республики Армения (далее - ГК РА) дается определение понятия «редомициляция». Так, редомицилизация юридического лица - это перевод юридического лица из одной юрисдикции (jurisdiction) в другую, в результате чего меняется личный закон юридического лица. Р.Ю. Колобов отмечает, что «Под ней [редомициляцией] необходимо понимать изменение личного закона юридического лица вследствие его волеизъявления, когда такое изменение допускается законом» [1]. Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не содержит норм относительно института редомициляции, несмотря на то, что данный институт там действует. Было бы правильнее с точки зрения законодательной техники предусмотреть соответствующие нормы в главе 4 ГК РФ о юридических лицах, как, например, это сделал армянский законодатель. В ГК РА понятие редомициляции расположено в ст. 59.1, которая идет после ст. 59 о месте нахождения юридического лица. Армянский законодатель не случайно расположил эти статьи в соответствующей последовательности, так как при редомициляции юридическое лицо меняет место своего нахождения. В РФ определение редомициляции дано в ч. 1 ст. 11 ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».
Согласно ч. 3 ст. 59.1 ГК РА, юридическое лицо может быть редомицили-ровано только в случае, если такая возможность не запрещена его уставом. Получается, что в отношении юридических лиц, предусмотревших в уставе запрет на редомициляцию, действует правило эстоппеля, т.е. если юридическое лицо отказалось от права на изменение местонахождения, то в дальнейшем его возможность будет ограничена. Однако возникает вопрос, насколько уместно было предусмотреть такую норму, учитывая, что при желании юридическое лицо может изменить устав и изъять норму о запрете редомициля-ции, тем самым впоследствии осуществить ее.
Далее возникает вопрос, может ли быть реорганизация при редомициля-ции, если ее хочет совершить юридическое лицо организационно-правовой формы из одной страны в другую, где такой формы нет. Например, может ли из РФ в РА осуществить редомициляцию юридическое лицо, формы которого нет в РА. По смыслу ч. 2 ст. 59.1 ГК РА одним из исключений, когда редоми-циляция не допускается, является случай редомициляции организаций, которые не избрали предусмотренную ГК РА организационно-правовую форму или организационно-правовую форму которых невозможно изменить избранной ими организационно-правовой формой, предусмотренной ГК РА. Получается, что иностранное юридическое лицо при редомициляции в РА может осуществить реорганизацию и действовать на территории РА уже в иной ор-
ганизационно-правовой форме, кроме отмеченных в приведенной норме случаях. Однако такое регулирование может дать почву для злоупотреблений правом, например, в государстве в качестве своего личного закона юридическому лицу запрещается реорганизация в выбранную им форму, а на территории РА это допустимо. Хотя с экономической точки зрения это выгодно для РА, т.к. увеличивается гражданский товарооборот, делаются инвестиции, но, с другой стороны, возникают правовые проблемы.
Ч.1 ст. 59.2 ГК РА предусматривает, что иностранное юридическое лицо может быть редомицилировано в РА в порядке, установленном законодательством РА, в результате наличия устава в соответствии с требованиями законодательства РА и прекращения регистрации в иностранном государстве в качестве юридического лица данной страны или регистрации сведений о редоми-циляции. Возникает вопрос, насколько будет правильным исключение записи о юридическом лице в иностранном государстве? Ведь фактически юридическое лицо не прекращает своей деятельности: оно продолжает действовать под юрисдикцией иного государства. Поэтому прекращение регистрации неверно. Было бы правильнее внесение в государственный реестр юридических лиц отметки о редомициляции, т.е. изменении местонахождения, чтобы контрагентам тоже было известно, что юридическое лицо продолжает действовать. Иначе такое регулирование может дать место злоупотреблению правом со стороны иностранных юридических лиц, которые, например, во избежание исполнения каких-либо обязанностей перед контрагентами исключат запись из реестра, но при этом не прекратят деятельность, а переведут ее в РА. Ч. 2 ст. 59. 2 ГК РА закрепляет, что в результате редомициляции иностранного юридического лица иностранное юридическое лицо сохраняет все свои права и обязанности, если иное не предусмотрено законом. Однако речь не идет о сохранении прежнего юридического лица в иностранной правовой системе. В РА редомицилированное юридическое лицо сохранит свои прежние права и обяззаности. Однако, по нашему мнению, эта норма не будет эффективна, если в иностранном государстве исключат запись о регистрации соответствующего юридического лица и не укажут об изменении его местонахождения, так как контрагентам необходимо знать, что они могут требовать удовлетворения по обязательствам с редомицилированного в РА юридического лица.
Ч. 7 ст. 59.2 ГК РА предусматривает процедурную норму, согласно которой после предварительной регистрации иностранного юридического лица ре-домицилируемое юридическое лицо должно представить в орган, осуществляющий регистрацию, надлежащим образом заверенный перевод документа о
прекращении регистрации в иностранном государстве в качестве юридического лица данной страны или регистрации сведений о редомициляции. С нашей точки зрения, было бы правильнее указать только обязанность предъявления документа о регистрации сведений о редомициляции. Так, ч. 1 ст. 59.3 ГК РА предусматривает, что при редомициляции юридического лица РА в иностранное государство в едином государственном реестре юридических лиц РА вносится отметка о редомициляции юридичского лица. При этом не осуществляется прекращение регистрации в РА, хоть юридическое лицо продолжает действовать под юрисдикцией иного государства. Данный подход более верный и должен быть применен по отношении к иностранным юридическим лица, редомицилируемым в РА.
Ч. 4 ст. 59.3 ГК РА предусматривает, что при редомициляции юридического лица РА кредиторы юридического лица до окончательной регистрации редомициляции вправе потребовать дополнительные гарантии исполнения обязательств, либо прекращения редомициляции, либо обязательства досрочного исполнения и возмещения убытков. Получается, что контрагент может прекратить процесс редомициляции юридического лица. При этом не указывается с процессуальной точки зрения, от кого должен кредитор требовать прекращения редомициляции - непосредственно от самого юридического лица или от уполномоченного органа, осуществляющего редомициляцию, либо через суд.
По нашему мнению, было бы правильнее указать возможность обращения контрагента в орган, осуществляющий редомициляцию, с требованием дополнительных гарантий исполнения обязательств, либо досрочного их исполнения и возмещения убытков. Желательнее сначала предусмотреть обращение в соответствующий орган, и лишь при невозможности урегулирования спора обращаться в суд.
В РФ хоть и действует институт редомициляции, однако там совершенно иной подход. Так, в соответствии с ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», иностранные юридические лица, осуществившие процесс редомициляции на территории РФ, считаются международными компаниями. Подход законодателя исходит из того, что изначально юридическое лицо было учреждено на территории иностранного государства и действовало под его юрисдикцией. Однако такая точка зрения является очень спорной, так как если иностранное юридическое лицо осуществило процесс редомициля-ции и сменило место нахождения, то оно уже действует под юрисдикцией РФ, соответственно, должно считаться российским юридическим лицом - вне зависимости от того, какое изначально было место нахождения. Так, А.В. Габов
отмечает следующее: «Статьей 4 указанного закона [ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»] определено, что после государственной регистрации международной компании «считается», что она «создана с даты регистрации (создания) иностранного юридического лица» (то есть формально государственная регистрация такой компании в России, осуществляемая в специальном порядке редомициляции (ст. 5 указанного закона), не влечет ее создания). Отметим, что такое регулирование несколько конфликтует с общими положениями ГК РФ». [2] Получается, что институт редомициляции представляет собой исключение из общего правила, когда регистрация юридического лица не влечет его учреждения.
Так, согласно ст. 2 ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», статус международной компании предоставляется юридическому лицу, которое: 1) зарегистрировано (создано) в соответствии со своим личным законом не позднее 1 марта 2022 года, если более поздняя дата не установлена Правительством РФ; 2) подало заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника специального административного района; 3) приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории РФ, размером минимум 50 миллионов рублей; 4) зарегистрировано (создано) в государстве или на территории, которые являются членом, определенных в законе организаций. Таким образом, законодатель РФ не осуществляет процесс редомициляции лишь при наличии соответствия формы и наличия записи о прекращения регистрации в своем государстве либо осуществленной записи о редомициляции, а предъявляет более завышенные требования. По нашему мнению, такое регулирование ставит спусковой рычаг на гражданский оборот на территории РФ, так как устанавливая инвестиционные требования в размере минимум 50 миллионов рублей и не осуществляя редо-мициляцию компаний с меньшими возможностями, законодатель может вовлечь лишь пару крупных инвесторов, в то время как множество мелких или средних компаний могут больше увеличивать товарооборот.
Ч. 14 ст. 5 ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» устанавливает, что «иностранное юридическое лицо подлежит исключению из реестра иностранных юридических лиц в государстве или на территории своего личного закона в течение двух лет со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о регистрации международной компании в порядке редомициляции, если больший срок не установлен законодательством государства или территории личного закона юридического лица». Ч. 15 ст. 5 упомянутого закона устанавливает, что документ, подтвер-
ждающий исключение иностранного юридического лица из реестра иностранных юридических лиц, представляется международной компанией в управляющую компанию в течение десяти рабочих дней с даты его получения. Однако не упоминается о последствиях несовершения указанной обязанности, о чем упоминает также Р.Ю. Колобов. Так, автор отмечает, что «Закон не регулирует последствия сохранения регистрации в иностранном государстве, что может поставить вопрос о наличии двух «национальностей» юридического лица». Таким образом, может возникнуть ситуация, когда юридическое лицо уже действует на территории РФ, но не предоставляет данных об исключении регистрации из государства его личного закона, а соответствующий орган не может привлечь за это к ответственности.
Помимо указанного, в РФ процесс редомициляции можно осуществить лишь на двух территориях Федерации, а именно: специальных административных районов на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область). Такой подход выражается в желании ускорения социально-экономического развития отмеченных территорий. Однако было бы рациональнее допустить изменение места нахождения иностранного юридического лица на территорию РФ, допуская свободу выбора конкретной территории. Нынешнее регулирование ограничивает свободу беспрепятственного осуществления экономической деятельности по всей территории страны. В том числе данный подход делает бездейственным механизм редомициляции, так как если юридическое лицо не желает осуществлять деятельность на территории указанных районов, то может, в крайнем случае, осуществить процесс ликвидации на территории своего государства и учредить юридическое лицо на выбранном районе РФ. По нашему мнению, было бы вернее допустить осуществление редомициляции на всей территории РФ. Согласно исследованной статистике, хоть институт редомициля-ции в РФ действует с 2018г., однако к нему прибегает лишь малое количество соответствующих субъектов права, о чем отмечает А.С. Кондукторов. Так, автор пишет: «По оперативным данным АО "Корпорация развития Калининградской области", по состоянию на 25 сентября 2020г. на острове Октябрьский зарегистрировано 33 международных компаний. На острове Русский, согласно отчету АО «Корпорация развития Дальнего Востока» за 2019г., действуют всего 2 участника этого специального административного района. Изложенное свидетельствует о непривлекательности и малоэффективности российской редомициляции как правового института» [3]. Получается, что иностранным юридическим лицам невыгодно изменять место нахождения в РФ,
поэтому они не осуществляют процесс редомиляции. А.С. Кондукторов упомянул, что «Только возможность получить сопоставимые правовые условия деятельности в специальных административных районах РФ (на островах Октябрьский и Русский) делает редомициляцию в Российской Федерации потенциально привлекательным мероприятием» [4]. Однако, проанализировав статистику, можно не согласиться с автором и сделать вывод о том, что даже действующие в налоговой и валютной сфере льготы для иностранных юридических лиц, не являются столь привлекательными, чтобы изменить местонахождение на упомянутые специальные административные районы. Исходя из вышеизложенного, отметив неэффективность действующего правового регулирования механизма редомициляции в РФ, законодателю следовало бы внести в закон определенные изменения относительно территории редомициляции и инвестиционных взносов.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что институт редомици-ляции получил распространение в РА, однако имеет некоторые минусы, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне. В РФ к институт редомициляции субъекты прибегают не так часто, что связано с неусовершенствованным регулированием и завышенными требованиями. Было бы желательно развить данную сферу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колобов Р.Ю. Изменение национальности и личного закона юридического лица (к вопросу о международных компаниях) // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. 2018. № 4. СС. 31-38.
2. Габов А.В. Эволюция регистрационной системы создания юридических лиц в России: основные этапы и тенденции // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2019. Т. 161, кн. 4. СС. 77-126.
3. Кондукторов А.С. Правовое регулирование редомициляции в Российской Федерации // «Актуальные проблемы российского права», 2021. Т. 16. № 9. СС. 43-56.
4. Кондукторов А.С. Редомициляционно-репатриационная правовая политика Российской Федерации: введение в проблему // «Правовая политика и правовая жизнь». 2021. № 3. СС. 76-83.
LEGAL PROBLEMS OF REGULATION OF THE INSTITUTE OF REDOMICILATION OF LEGAL ENTITIES
M. Mkhitaryan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Law and Politics (ILP)
ABSTRACT
Within the frames of a market economy, legal entities are given the opportunity to carry out free economic, including entrepreneurial activities.
According to part 1 of Article 8 of the Constitution of the Russian Federation (hereinafter - the Russian Federation), "Freedom of economic activity is guaranteed in the Russian Federation "...". Part 1 of Article 34 of the Constitution of the Russian Federation establishes that "Everyone has the right to freely use their abilities and property for entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law. " According to Article 11 of the Constitution of the Republic of Armenia (hereinafter - RA), "The basis of the economic system of the Republic of Armenia is a social market economy based on private property, freedom of economic activity "..."". Article 59 of the RA Constitution stipulates that "Everyone has the right to engage in economic activity, including entrepreneurial activity. " It is possible to carry out activities through the creation of a legal entity. However, it may be necessary to change the location of the legal entity. Accordingly, in order to ensure the right to free economic activity, there is an institution of redomicilation, which allows you to change the location of a legal entity without its liquidation and new registration. The purpose of the work: having analyzed the institute of redomicilation in the Republic of Armenia and the Russian Federation, to identify existing legal problems, to justify the need for the development of the institute. Research methods: comparative legal analysis, synthesis, deduction. Results: based on the conducted research, the problems of legislative regulation and law enforcement of the institute of redomicilation are identified, ways of solving them are proposed, the trend of development of the legislation of the Russian Federation in the field under study is noted, the institute is used in the legal system of the Republic of Armenia.
Keywords: redomicilation, legal entities, state registration, USRLE. Jurisdiction, personal law of a legal entity.