Научная статья на тему 'РЕДОМИЦИЛЯЦИОННО-РЕПАТРИАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ'

РЕДОМИЦИЛЯЦИОННО-РЕПАТРИАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
редомициляция / репатриация / правовая политика / международные компании / специальные административные районы / офшор / соглашения об избежании двойного налогообложения / redomicilation / repatriation / legal policy / international companies / special administrative regions / offshore / double taxation agreements

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. С. Кондукторов

в статье рассматривается совокупность нормативных правовых актов, направленных на обеспечение редомициляции в специальные административные районы РФ иностранных организаций, контролируемых российскими бенефициарами, и репатриации в Российскую Федерацию денежных средств, перемещенных последними за рубеж. В результате устанавливается системность как указанных нормативных правовых актов, так и государственно-властных усилий по их реализации. Обосновывается формирование в Российской Федерации самостоятельной редомициляционно-репатриационной политики, являющейся одним из направлений правовой политики государства. Констатируется, что данное направление правовой политики является «самым молодым» из ныне реализуемых в Российской Федерации: окончательно сформированным его можно считать лишь с 25 марта 2020 г. – даты оглашения поручений Президента РФ о корректировке договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных с рядом иностранных государств. Автор действует в рамках системного подхода к рассматриваемой проблематике. В процессе исследования применяются аналитический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы научного познания. Формулируется план исследования редомициляционно-репатриационной политики РФ как правового явления, первой частью реализации которого и является настоящая работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Redomicile and repatriation legal policy of the Russian Federation: introduction to the problem

the author considers a set of legal acts aimed at ensuring the redomicilation of foreign organizations controlled by Russian beneficiaries to special administrative regions of the Russian Federation and the repatriation to the Russian Federation of funds transferred by the latter abroad. As a result, the consistency of both these normative legal acts and state-governmental efforts to implement them is established. The article substantiates the formation of an independent redomicile-repatriation policy in the Russian Federation, which is one of the directions of the state’s legal policy. It is stated that this direction of legal policy is the “youngest” of the currently implemented in the Russian Federation: it can be considered finally formed only from March 25, 2020 – the date of the announcement of the instructions of the President of the Russian Federation on the adjustment of double taxation treaties concluded with a number of foreign states. The author tries to act within the framework of a systematic approach to the problem under consideration. In the process of research, analytical, formal-legal and comparativelegal methods of scientific cognition are used. A plan is formulated for the study of the redomicile and repatriation policy of the Russian Federation as a legal phenomenon, the first part of the implementation of which is the present work.

Текст научной работы на тему «РЕДОМИЦИЛЯЦИОННО-РЕПАТРИАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ»

А. С. Кондукторов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского национального исследовательского государственного университета им.

Н.Г. Чернышевского

БО!:

A. S. Konduktorov,

Candidate of Law,

Associate Professor of the Department

of Customs, Administrative

and Financial Law, Saratov National

Research State University

named after N.G. Chernyshevsky

ack-87@mail.ru

РЕДОМИЦИЛЯЦИОННО-РЕПАТРИАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Аннотация: в статье рассматривается совокупность нормативных правовых актов, направленных на обеспечение редомициляции в специальные административные районы РФ иностранных организаций, контролируемых российскими бенефици-

00 арами, и репатриации в Российскую Федерацию денежных средств, перемещенных ^ последними за рубеж. В результате устанавливается системность как указанных нормативных правовых актов, так и государственно-властных усилий по их реали-«1 зации. Обосновывается формирование в Российской Федерации самостоятельной § редомициляционно-репатриационной политики, являющейся одним из направлений

правовой политики государства. Констатируется, что данное направление правовой

политики является «самым молодым» из ныне реализуемых в Российской Федерации: окончательно сформированным его можно считать лишь с 25 марта 2020 г. - даты оглашения поручений Президента РФ о корректировке договоров об избежании двой-2 ного налогообложения, заключенных с рядом иностранных государств. ¡5 Автор действует в рамках системного подхода к рассматриваемой проблема-

5 тике. В процессе исследования применяются аналитический, формально-юридический О и сравнительно-правовой методы научного познания. Формулируется план исследова-^ ния редомициляционно-репатриационной политики РФ как правового явления, первой ^ частью реализации которого и является настоящая работа.

§ Ключевые слова: редомициляция, репатриация, правовая политика, между-

00 народные компании, специальные административные районы, офшор, соглашения

¡1. об избежании двойного налогообложения. С

76 Redomicile and repatriation legal policy

^ of the Russian Federation: introduction to the problem

O Abstract: the author considers a set of legal acts aimed at ensuring the redomicilation

'V of foreign organizations controlled by Russian beneficiaries to special administrative p} regions of the Russian Federation and the repatriation to the Russian Federation of funds transferred by the latter abroad. As a result, the consistency of both these normative legal acts and state-governmental efforts to implement them is established. The article substantiates the formation of an independent redomicile-repatriation policy in the Russian Federation, which is one of the directions of the state's legal policy. It is stated that this direction of

legal policy is the "youngest" of the currently implemented in the Russian Federation: it can be considered finally formed only from March 25, 2020 - the date of the announcement of the instructions of the President of the Russian Federation on the adjustment of double taxation treaties concluded with a number of foreign states.

The author tries to act within the framework of a systematic approach to the problem

under consideration. In the process of research, analytical, formal-legal and comparative- J

H

redomicile and repatriation policy of the Russian Federation as a legal phenomenon, the c

legal methods of scientific cognition are used. A plan is formulated for the study of the

first part of the implementation of which is the present work.

Keywords: redomicilation, repatriation, legal policy, international companies, special administrative regions, offshore, double taxation agreements.

j= 1

В течение последних лет одной из основных стратегиче- § ских задач государства является противодействие нарушениям законо- £ дательства, совершаемым с использованием офшорных юрисдикций. "g Уклонение от уплаты налогов и «перманентное перемещение» капи- § тала из нашей страны за рубеж - факторы, существенно снижающие * благосостояние как Российской Федерации в целом, так и каждого ее | гражданина в конечном счете. Неудивительно, что борьба с офшор- | ными явлениями в экономике вызывает столь пристальное внимание j на самом высоком уровне. |

Задача органов государства, как отмечает Г. Н. Комкова, «состоит в том, чтобы вести продуманную... политику, минимизирующую §< отрицательное воздействие внешних обстоятельств на обеспечение £ стабильности экономического строя страны» [1, с. 20]. Известные «внешние обстоятельства» - снижение налоговой нагрузки, сверхлиберальное валютное регулирование, обеспечение конфиденциальности информации и прочие - действительно, как магнит, притягивают российский бизнес к офшорным территориям.

Деофшоризация национальной экономики как краеугольный камень успешного развития давно уже осознана и на государственном, и на международном уровнях. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития, например, разработан и реализуется Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (План действий 77 по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли), , чаще именуемый Планом БЕПС [2]. В Российской Федерации первой о комплексной попыткой упорядочить рассматриваемую область правоотношений следует считать введение в Налоговый кодекс РФ положений о контролируемых иностранных компаниях. Однако данные законодательные новации не принесли желаемого результата. Поэтому за ними последовали новые законоположения, нивелирующие факторы, препятствующие реализации введенных правовых норм. И снова

I

к

очередные правовые конструкции устраняли неизбежно возникающие проблемы правоприменения [3]. Постепенно происходило взаимное дополнение и обогащение создаваемых правовых процедур и институтов, объединение их регулятивных потенциалов, одни правовые нормы стимулировали применение других...

Все эти организованные, связанные единым замыслом государственно-властные усилия были направлены на достижение двух главных целей: 1) обеспечить «возвращение на Родину» (редомициля-цию) иностранных компаний, имеющих российское происхождение, т.е. фактическими собственниками которых являются граждане РФ; 2) обеспечить перемещение на счета в российских банках (репатриацию) денежных средств, «вывезенных» ими за рубеж.

Представляется, что меры правового регулирования и правового воздействия, предпринятые для достижения обозначенных результа-.о тов, к настоящему моменту сформировались в единую редомициля-со ционно-репатриационную политику РФ. Обоснование этой гипотезы и является целью данной работы.

го

Для достижения указанной цели (в качестве исследовательских

оа задач) необходимо:

оа 1) выявить нормативно-правовую основу редомициляционно-ре-2 патриационной политики;

^ 2) обосновать внутреннюю системность редомициляционно-ре-^ патриационной политики;

52 3) исследовать существенные признаки редомициляционно-репа-55 триационной политики;

§ 4) рассмотреть состав субъектов редомициляционно-репатриа-с

^ ционной политики;

5) проанализировать формы реализации редомициляционно-ре-о патриационной политики;

^ 6) соотнести редомициляционно-репатриационную политику С со смежными направлениями правовой политики, определить ее место

в современной правовой политике РФ; 78 7) сформулировать понятие редомициляционно-репатриационной

политики как правового явления. (V К сожалению, формат настоящей работы не позволяет изложить ® результаты исследования всех перечисленных задач, поэтому для начала сосредоточимся на первых двух из них - нормах права, составляющих основу редомициляционно-репатриационной политики, и критериях их системности. Исследовательские результаты, полученные при разрешении прочих задач, будут описаны в последующих публикациях.

Итак, нормативная основа редомициляционно-репатриационной политики складывается из следующих правовых актов:

1. Законодательство о редомициляции: £

1) Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N° 290-ФЗ «О междуна- | родных компаниях и международных фондах» вводит в отечественное 5 законодательство понятие «редомициляция» и регулирует процедуру | изменения национальной правовой принадлежности (с иностранной | на российскую), сопровождающуюся присвоением специфического |

статуса международной компании; 3

2) Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специаль- -5! ных административных районах на территориях Калининградской об- 5 ласти и Приморского края» определяет так называемые специальные | административные районы РФ, в которые возможна редомициляция » (остров Октябрьский Калининградской области и остров Русский Приморского края), устанавливает их правовой статус. §

2. Отдельные положения налогового законодательства: 3

1) подп. 1.1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ предусматривает 5 обложение дивидендов, полученных международной компанией, на- | логом на прибыль организаций по ставке 0 %; ?р

2) абз. 8 п. 3 ст. 224 и подп. 1.2 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ 5 устанавливают, что дивиденды, выплачиваемые международными компаниями иностранным физическим и юридическим лицам, об- §< лагаются по ставке 5 %; £

3) п. 4.1 ст. 284 Налогового кодекса РФ (в системном единстве со ст. 284.7 Налогового кодекса РФ) предусматривает, что прибыль § в виде доходов международной компании от реализации акций (или § долей участия в уставном капитале) российских и иностранных орга- ^ низаций облагается налогом на прибыль организаций по ставке 0 %. ^

4) ст. 24.2 Налогового кодекса РФ определяет условия присвоения О международной компании статуса холдинговой (что необходимо для использования перечисленных выше налоговых преимуществ). ^

3. Международные соглашения, корректирующие договоры РФ

об избежании двойного налогообложения. Изменение ранее заклю- 79

ченных договоров об избежании двойного налогообложения (далее 5

также - налоговых соглашений) с рядом иностранных государств о

является на данный момент наиболее актуальным мероприятием |

в рамках редомициляционно-репатриационной политики РФ. Лишь ^

25 марта 2020 г. Президент РФ дал поручение начать соответству- О

ющую работу [4]. Однако ее результатом уже стала корректировка § договоров с Кипром [5], Мальтой [6], Люксембургом [7], денонсация договора, заключенного с Королевством Нидерландов (Федеральный

закон от 26 мая 2021 г. № 139-Ф3 «О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»). Продолжается подготовка к изменению налоговых соглашений и с другими государствами. Сущность корректировок во всех случаях сводится к повышению до 15 % ставки налога на дивиденды и иные выплачиваемые проценты, взимаемого в пользу российского бюджета (ранее действовавшие ставки - 0 % и 5 % соответственно).

4. Законодательство о добровольном декларировании счетов и активов. В этой сфере принят Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ

.о «О добровольном декларировании.»). Применение данного закона,

1 „

со несмотря на срочный характер действия его основных положений, периодически возобновляется путем объявления новых (сначала второго, » а затем и третьего) этапов декларирования. Механизм добровольного

оа декларирования предусматривает освобождение от юридической ото „ оо ветственности за совершение ряда преступлений и правонарушений

2 в сфере экономической деятельности. При этом освобождение от от-

^ ветственности выступает в качестве «вознаграждения» за раскрытие

— сведений о счетах (активах), открытых в иностранных банках, а также о „

§ за совершение определенных действий, варьирующихся в зависимого сти от целей того или иного этапа декларирования. § 5. Отдельные положения законодательства о финансовом контро-^ ле. Наибольшее значение здесь имеет норма подп. «е.1» п. 7 ч. 1 ст. 1 «5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном о регулировании и валютном контроле», которая (вопреки общим пра-^ вилам указанного закона) специально исключает из числа валютных С резидентов РФ международные компании, зарегистрированные в специальных административных районах РФ в результате редомициляции 80 иностранных организаций.

Перечисленные законодательные акты и их отдельные положения (V в совокупности формируют нормативную основу реализации редоми-® циляционно-репатриационной политики РФ. Они создают юридиче-^ ские механизмы редомициляции иностранных компаний в Российскую Федерацию и репатриации их денежных средств, осуществляют как позитивное, так и негативное стимулирование данного процесса, а также определяют правовой режим дальнейшей деятельности международных компаний (включая ряд установленных гарантий).

Изложенное показывает, что нормативно-правовая основа редо-мициляционно-репатриационной политики РФ имеет комплексный

межотраслевой (включая элементы гражданского и международного ё

права) характер, однако доминирующим здесь является финансово- 1

правовой компонент. 5

Тем не менее говорить о некоторой совокупности правовых норм |

и законоположений как о том или ином направлении правовой по- |

литики государства возможно только в случае их взаимосвязанного |

(системного) применения. Они должны обладать определенной «вну- 3

тренней интеграцией», взаимообусловливать и дополнять действие 5!

друг друга. Это же подчеркивает и ученое сообщество. Например, 55

О. Ю. Рыбаков и Ю.С. Юрьева выделяют интегративный характер или |

системность в качестве основных признаков правовой политики [8]. »

Таким образом, системность - не просто важнейший признак правовой политики. Следует полагать, что системность в принципе § позволяет оценивать ту или иную государственную деятельность как 3 организованную правовую политику. 5 Необходимо признать, что законодательные акты, составляющие | нормативно-правовую основу редомициляционно-репатриационной ?р политики РФ, действуют системно и взаимообусловленно, совместно 5 воздействуя на общий для них объект правового регулирования. При этом важно, что системность здесь выражается в своем классическом §< проявлении - когда система в результате объединения элементов приобретает новые (дополнительные) свойства целого, не свойственные Ш отдельным ее компонентам. § Например, институт редомициляции сам по себе не обладает над- ё лежащей эффективностью без льгот и преимуществ, предоставляемых ё налоговым и валютным законодательством: трудно представить, что ^ бенефициары иностранных организаций российского происхожде- О ния, много лет использовавшие офшорные юрисдикции, отвергнут предоставляемые им выгоды и «вернутся на Родину», из которой они ^ так упорно «бежали» и от которой так старательно «скрывались». Только возможность получить сопоставимые правовые условия дея- 81 тельности в специальных административных районах РФ (на остро- 5 вах Октябрьский и Русский) делает редомициляцию в Российской о Федерации потенциально привлекательным мероприятием. |

Точно такую же системность проявляет институт редомициляции

с мероприятиями по корректировке налоговых соглашений: снижение О

привлекательности использования офшоров в результате изменения § соглашений об избежании двойного налогообложения выступает дополнительным стимулом для процедуры «переезда» иностранной

компании в специальные административные районы РФ, придает ей новый смысл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, ужесточение соглашений об избежании двойного налогообложения коррелирует с преимуществами, предоставляемыми российским налоговым законодательством редомици-лированным в Российскую Федерацию компаниям. Однако хорошо известно, что при осуществлении правового регулирования стимулы и ограничения являются парными правовыми категориями [9]. И это снова заставляет взглянуть на действия государства в исследуемой сфере как на системный процесс.

Наконец, ФЗ «О добровольном декларировании.» прямо допускает участие в третьем этапе добровольного декларирования только после осуществления декларантом редомициляции в Российскую Федерацию контролируемых им иностранных компаний (п. 1 ч. 1.1 .о ст. 3 указанного ФЗ) и репатриации денежных средств со счетов в иного странных банках на счета в банках РФ (ч. 3 ст. 6 указанного ФЗ). И, напротив, достаточно сложно предположить эффективное и массовое » использование института редомициляции иностранных организаций оа в Российскую Федерацию без предоставления иммунитетов и гаран-оо тий, предусмотренных ФЗ «О добровольном декларировании.». 2 Таким образом, правовому регулированию редомициляции (и со-^ провождающей ее репатриации), законодательству о добровольном ^ декларировании счетов и активов, налоговому и валютному законо-55 дательству в исследуемой сфере явно присущ признак системности 55 (взаимной интеграции).

§ Подведем итоги исследования. В Российской Федерации полно-^ ценно сформировалась самостоятельная редомициляционно-репатри-«5 ационная правовая политика, включающая в себя взаимосвязанный о комплекс нормативных правовых актов и процедур их реализации. ^ Стратегической целью редомициляционно-репатриационной полити-С ки выступает обеспечение условий для как можно более масштабной редомициляции в Российскую Федерацию иностранных компаний, 82 имеющих российское происхождение, сопровождающейся репатриацией принадлежащих им денежных средств. Редомициляционно-СЧ репатриационная правовая политика РФ обладает признаком вну-® тренней системности - составляющие ее нормативно-правовую ^ основу законодательные акты являются взаимноинтегрированными, дополняют и увеличивают регулятивный потенциал друг друга. Редомициляционно-репатриационную политику следует считать межотраслевым правовым институтом, однако в системе мер ее реализации доминирующую роль играет финансово-правовой компо-

нент. Редомициляционно-репатриационная политика является самым «молодым» направлением правовой политики РФ. Ее формирование в целом можно считать завершенным только с 25 марта 2020 г. - с мо- ё мента оглашения Президентом РФ поручения о корректировке со- 1 глашений об избежании двойного налогообложения с иностранными 5 государствами. Лишь реализация данного поручения способна оконча- | тельно сформировать эффективную систему позитивных и негативных | стимулов к достижению целей редомициляционно-репатриационной правовой политики РФ.

х

с 5

|

£ а

!

5.

С 55§

Список литературы:

1. Комкова, Г. Н. Правовая политика России по обеспечению экономической стабильности в свете глобализации / Г. Н. Комкова // Правовая политика и правовая жизнь. - 2020. - № 2. - С. 15-24.

2. Мачехин, В. А. Борьба с неправомерным использованием льгот, предоставляемых договорами об избежании двойного налогообложения, в Докладе по Направлению 6 Плана БЕПС / В. А. Мачехин, О. С. Маршанкулова // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 1. - С. 92-99.

3. Кондукторов, А.С. Обращение Президента России от 25 марта 2020 года: борьба с «офшорной пандемией» / А. С. Кондукторов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - № 4. - С. 142-149.

4. Прорвемся: обращение Президента РФ от 25 марта 2020 г. к гражданам России // Российская газета. - 2020. - № 65. |

5. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года (подписан в г. Никосии 8 сентября 2020 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2021. - № 4. §

6. Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительством ё Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного |5 налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в от- § ношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года (подписан в г. Москве

1 октября 2020 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2021. - № 3. ё

7. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в от- 83 ношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года (подписан

в г. Москве 6 ноября 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой ^ информации (дата обращения: 05.03.2021). ^

8. Рыбаков, О.Ю. Правовая политика: сущность, основные черты / £ О.Ю. Рыбаков, Ю. С. Юрьева // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 6. - С. 17-20.

9. Малько, А.В. Стимулы и ограничения как парные юридические категории / А.В. Малько // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1995. - № 1. - С. 3-13.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.