138
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
ших общественно опасные деяния в дореволюционной России // Право. - 2012. - № 3 (5).
9. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера: учебное пособие. - Флинта, МПСИ, 2011. - С. 39.
10. Российское законодательство X -XX веков. - М., 1986. - Т. 4. -С. 321.
11. Сборник материалов по истории социалистического уголовного законодательства (1917-1937 гг.): учебное пособие. - М., 1938. - С. 57.
12. Свод законов Российской империи [Электронный ресурс]. - 1835. -Режим доступа: http://civil.concultant.ru.
13. Сегалов Т.К. Основы законодательства о душевнобольных. - М., 1935.
14. Семенов С.Ф. К вопросу об ограниченной (уменьшенной) вменяемости // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1966. -№ 8. - С. 270-271.
15. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. - М., 1987. -С. 206-222.
16. Халецкий А.М., Вопросы вменяемости в советском законодательстве // Социальная законность. - 1939. - № 7. - С. 30-36.
17. Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. - Юрид. Литература, 1988. - С. 324.
18. Швеков Г.В. Первый советский Уголовный кодекс. - М., 1970. -С. 207.
19. Шпынова Е.В. Принудительные меры медицинского характера: теоретические и правоприменительные проблемы // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - N 4. - С. 65-72.
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ЗАМАСКИРОВАННЫХ ИНСЦЕНИРОВКАМИ
© Фирсова Т.В.*
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с особенностями расследования убийств на железнодорожном транспор-
Студент 3-го курса факультета Мировой экономики и права.
Юридические науки
139
те, замаскированных инсценировками. Отражены различные виды инсценировок железнодорожной травмы, и представлены механизмы и способы разоблачения преступлений.
Ключевые слова: инсценировка железнодорожной травмы, преступник, потерпевший, свидетели.
Когда обнаруживают труп потерпевшего, не возникает сомнений, что смерть была вызвана убийством: характер, локализация, а иногда и количество повреждений, окружающая обстановка - все это объясняет происходящее. Но установить причину смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай) оказывается трудной задачей. Особенно сложно узнать, что произошло, когда обстановка на месте происшествия умышленно изменена преступником. В таких случаях говорят об инсценировке.
Под инсценировкой в криминалистике понимается «создание преступником ряда искусственных доказательств, в своей совокупности образующих обстановку, характерную для определенного события» [1]. Применительно к делам об умышленном убийстве преступники в зависимости от обстоятельств, инсценируют обстановку: самоубийства, несчастного случая, убийства, совершенного другими лицами, ненасильственной смерти и т.д.
В большинстве случаев инсценировки по делам об убийствах встречаются чаще всего на железнодорожном транспорте. Распространенность инсценировок железнодорожной травмы объясняется тем, что, двигаясь по рельсам, на которых находится потерпевший или его труп, поезд неминуемо должен на него наехать, если только машинист вовремя не остановит поезд. Но обычно это не удается, во-первых, потому что преступники кладут жертву (или труп) на рельсы в темное время суток и заметить лежащее на рельсах тело очень сложно, а во-вторых, тормозной путь поезда не позволяет предотвратить наезд.
Есть случаи, когда преступники кладут на рельсы потерпевшего еще живым, приведя его сначала в бессознательное состояние, сдавив горло руками или оглушив ударами тяжелым предметом по голове, либо, непосредственно бросая его под колеса вагонов движущегося поезда. Но чаще всего, преступники предварительно убивают свою жертву и помещают на рельсы уже труп.
Наибольшие затруднения для следствия представляют случаи помещения преступниками на рельсы живого потерпевшего. В такой ситуации судебно-медицинский эксперт даст заключение о том, что причиной смерти явились повреждения, характерные для железнодорожной травмы.
140
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Значительно легче разоблачить инсценировку, если на рельсы был положен труп. В таких случаях эксперту достаточно различить прижизненные повреждения, явившиеся причиной смерти потерпевшего, и посмертные повреждения, характерные для железнодорожной травмы.
Но как бы ни стремился преступник инсценировать обстановку смерти от несчастного случая, следователь может и должен найти пути его разоблачения.
Признаками, позволяющими предположить, что на месте обнаружения трупа совершено убийство, могут быть:
1) следы ног преступника и потерпевшего. Отыскание следов ног в полосе отвода железной дороги облегчается тем, что полотно покрыто мягким грунтом, на котором хорошо видны следы. Однако эти следы могут быть и непригодными для идентификации, поскольку на сыпучем грунте плохо отображаются индивидуальные признаки обуви. Наряду с этим на месте происшествия могут быть и иные следы, не относящиеся к исследуемому событию. Поэтому следует опросить лиц, находившихся вблизи места происшествия, с целью установления принадлежности следов;
2) следы борьбы, обнаруженные как на месте происшествия, так и на потерпевшем;
3) большое количество следов крови в виде луж, потоков и брызг на грунте под трупом или возле него, если на трупе имеются повреждения, связанные с потерей крови. Направление потоков крови должно соответствовать положению трупа;
4) поза трупа, наличие ссадин, царапин;
5) орудие преступления - ножи, огнестрельное оружие, гильзы, металлические и иные предметы, оставленные возле трупа или недалеко от него;
6) вещи потерпевшего, оставленные преступником как не представляющие ценности, если убийство совершено с целью разбоя, а также личные вещи убийцы, если он переодевался в одежду потерпевшего;
7) состояние одежды потерпевшего;
8) отсутствие следов волочения, сбрасывания трупа с поезда и прочие обстоятельства, которые могут подтверждать иные предположения.
Признаками, свидетельствующими о сбрасывании трупа с поезда, могут быть:
1) следы наслоения на грунте в результате падения трупа с поезда. В случае сбрасывания с поезда еще живого человека на земле от пер-
Юридические науки
141
вых столкновений ног с землей остаются глубокие прерывистые следы, которые заканчиваются на месте падения потерпевшего. Труп в этом случае будет находиться за колеей. Следует обратить внимание на состояние обуви потерпевшего. В процессе столкновения ног с землей могут отрываться каблуки или даже подошва. На обуви могут быть царапины с мелкими частицами щебня, песка в них;
2) проездные документы, находящиеся в одежде потерпевшего, которые указывают на то, что он ехал в поезде перед смертью;
3) поза трупа. Труп, сброшенный с поезда, который движется на большой скорости, отлетает в сторону, скатывается под откос, часто попадает в водяные кюветы;
4) наличие на трупе или на полотне сена, соломы, дегтя, кусков угля и других предметов, выброшенных преступником из товарного поезда с трупом или после того, как труп был сброшен;
5) несоответствие потоков крови на трупе и расположения трупных пятен на позе трупа, в которой он был обнаружен.
В случае обнаружения трупа в самом поезде необходимо установить время наступления смерти. Это важное обстоятельство можно использовать для определения участка дороги, где было совершено убийство, что позволит приблизительно установить наиболее вероятное местонахождение преступника и сузить круг мероприятий по его розыску.
Специфика работы на транспорте требует немедленного установления и допроса очевидцев убийства, лиц, которые нашли труп или его части, сообщили о преступлении. Существует несколько путей:
1) установление свидетелей путем опроса граждан, находившихся в районе происшествия, а также ехавших с потерпевшим;
2) установление свидетелей, проживающих вблизи места обнаружения трупа;
3) установление свидетелей в результате проведения оперативнорозыскных мероприятий;
4) сообщение в средствах массовой информации о необходимости оказания помощи.
В качестве свидетелей могут быть опрошены:
1) лица, обнаружившие труп;
2) лица, которые сообщили об обнаружении трупа;
3) очевидцы события;
4) иные лица (родные, близкие, знакомые).
Допрос свидетелей предусматривает выявление следующих обстоятельств:
142
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
1) когда и в связи с чем свидетель оказался на месте происшествия;
2) с кем он был;
3) не проявлял ли потерпевший признаков жизни;
4) не видел ли допрашиваемый, при каких обстоятельствах было совершено убийство;
5) что он видел или слышал;
6) сколько было преступников, их внешность, особые приметы, во что они были одеты;
7) о чем разговаривали;
8) как обращались друг к другу;
9) как долго пребывали на месте происшествия;
10) в каком направлении скрылись и др.
Преступник, который совершил убийство на транспорте и уехал с места преступления на большое расстояние, полагает, что уличить его в содеянном невозможно. Поэтому во время задержания и на первых допросах он не дает правдивых показаний.
Лицо, замаскировавшее убийство под несчастный случай, обычно пытается и на допросе пояснить смерть потерпевшего. Однако несоответствие его показаний фактическим обстоятельствам может быть использовано для установления истины.
Для розыска убийцы оперативные работники после сообщения в средствах массовой информации о совершенном преступлении осуществляют опрос граждан, которые могли видеть потерпевшего в кругу известных и неизвестных лиц. Раскрытие убийства на транспорте предполагает необходимость использования современных криминалистических научно-технических разработок. Вместе с тем, определенный положительный результат могут дать и традиционные способы воспроизведения личности преступника с использованием словесного портрета, фоторобота, который составляется с помощью свидетеля-очевидца (в т.ч. с применением компьютерной техники) [2].
При раскрытии убийств на транспорте свою особенность имеет и такое следственное действие, как воспроизведение обстоятельств и обстановки событии. Его проведение не должно усложнять нормальное движение поездов на участках, где проводится это следственное действие. В некоторых случаях воспроизведение сопровождается сложными техническими расчетами, а иногда несет повышенную опасность для жизни и здоровья участников. В связи с этим во время планирования этого следственного действия следует принять меры безопасности.
Юридические науки
143
Список литературы:
1. Абраменкова В.С., Стрелец С.В. Некоторые особенности расследования убийств на железнодорожном транспорте, замаскированных инсценировками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.edu.ru/doc/docu-ment.asp?docro=1116896 (дата обращения: 12.09.2015).
2. Черечукнна Л.В. Расследование убийств: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo-znanie.ru (дата обращения: 12.09.2015).