Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО НАЦИОНАЛИЗМА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НАЧАЛА ХХ В'

ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО НАЦИОНАЛИЗМА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НАЧАЛА ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ВЬЕТНАМ / КОРЕЯ / ЯПОНИЯ / КИТАЙ / НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атнашев Вадим Рафаилович

Автором рассматриваются причины и основные особенности формирования раннего национализма в Корее, Японии, Китае, Вьетнаме. На ранней стадии национализм и корейцев, и вьетнамцев основывался на “противостоянии желтой расы белой расе”, находясь под сильным влиянием Японии. В дальнейшем национализм в Корее и Вьетнаме оказался тесно связан с национально-освободительной борьбой и революционным движением в Китае, где националисты поняли опасность паназиатской идеологии и японской экспансии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF EARLY NATIONALISM IN EAST ASIA AT THE BEGINNIG OF THE XX CENTURY

The article considers main specifics and local forms of early nationalism in Korea, Japan, China and Vietnam. At the early stage, the nationalism in both Korea and Vietnam based on “the conflict between the white and yellow races” being under the strong influence of Japan. Further, the nationalism there was closely connected to national liberation struggle and revolutionary movement in China.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО НАЦИОНАЛИЗМА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НАЧАЛА ХХ В»

УДК 323.1

В. Р. Атнашев

ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО НАЦИОНАЛИЗМА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НАЧАЛА ХХ В.1

АТНАШЕВ Вадим Рафаилович - кандидат филологических наук, доцент кафедры международного и гуманитарного права. СевероЗападный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Средний пр. В.О., д. 57/43, Санкт-Петербург, 199178, Россия. E-mail: vatnash@hotmail.com.

Автором рассматриваются причины и основные особенности формирования раннего национализма в Корее, Японии, Китае, Вьетнаме. На ранней стадии национализм и корейцев, и вьетнамцев основывался на "противостоянии желтой расы белой расе", находясь под сильным влиянием Японии. В дальнейшем национализм в Корее и Вьетнаме оказался тесно связан с национально-освободительной борьбой и революционным движением в Китае, где националисты поняли опасность паназиатской идеологии и японской экспансии.

НАЦИОНАЛИЗМ; НАЦИЯ; КОНФЛИКТ; ВЬЕТНАМ; КОРЕЯ; ЯПОНИЯ; КИТАЙ; НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА

Как известно, колониальная экспансия европейских держав в Восточную и Юго-Восточную Азию вызвала резкий рост национального самосознания и антиевропейских настроений. Как и в Европе, ранний национализм в азиатских странах был формой сопротивления и сформировал основу для национальных государств в XX веке.

В XIX веке странам Восточной Азии пришлось отказаться от своей политики изоляционизма и «открыться» для европейских и других государств. Так, согласно договору 1876 года с Японией, Корея была вынуждена открыть свои морские порты для японских компаний, а затем для Франции, Германии, России и США.

Вторжения ускорили процесс формирования национальной идентичности корейцев и вьетнамцев, чтобы противостоять иностранным

1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-03-00224.

колонизаторам. Националисты в Корее начали борьбу за независимость против Японии, Китая, Российской империи, а в Индокитае - против Франции.

В истории корейского и вьетнамского национализма можно выделить несколько общих черт. Во-первых, это трансформация феодальной микросистемы, которая копировала синоцентризм в Корее, Вьетнаме и Японии. Эти системы были базой для этноцентризма, а также для международных отношений в Восточной Азии до середины XIX века.

Во-вторых, европейская колонизация принесла в регион новые концепции, включая национализм и социал-дарвинизм. Возник так называемый паназиатизм, разработанный, в основном, в Японии не без влияния западного социал-дарвинизма. Идея азиатской солидарности и единства стала очень популярной как в Корее (до 1905 года), так и во Вьетнаме в начале XX века. Наибольшую поддержку «солидарность желтой расы» приобрела после громких побед японской армии в русско-японской войне 1904-1905 гг., реванша Японии после тройственной интервенции (Германии, России, Франции). Однако поражение в этой войне потерпела не только Российская империя, олицетворявшая европейский колониализм, но и Китай.

В-третьих, разочарование в Японии привело к переходу от паназиатизма к созданию новых идеологий и собственных путей развития со стороны Кореи и Вьетнама.

В 1905 г. Корея стала зоной влияния Японии, а в 1910 г. - ее колонией, что привело к резкому падению популярности паназиатских идей в корейском обществе. Япония же, не удовлетворившись результатами Портсмутского мира, продолжила путь милитаризма, агрессивного национализма и внешней экспансии, который в конечном итоге привел страну к поражению во Второй мировой войне, ее оккупации и Токийскому процессу.

Для вьетнамской прогрессивной интеллигенции, на рубеже веков находившейся под сильным влиянием Японии, осознание ложности паназиатизма пришло далеко не сразу. Даже после фактической оккупации Вьетнама японскими войсками, часть вьетнамской элиты продолжала сотрудничество с японцами.

В отличие от корейцев и вьетнамцев, китайские националисты и деятели революционного движения первыми поняли опасность японской экспансии и ложность паназиатской идеологии, которую Япония использовала в своих политических и экономических целях. Хотя европейские державы также навязали Китаю «неравноправные договоры», более важным для него было унижение от поражения от «западных варваров». Это чувство «сформировало у китайской нации своего рода комплекс неполноценности, который затем долгое время им не удавалось преодолеть» [1, с. 49].

Так, движение «4 мая» (название связано со студенческими демонстрациями протеста 4 мая 1919 г.) послужило толчком к созданию разного рода крестьянских организаций, в том числе возрождению древних тайных обществ («Черные пики», «Желтые пики», «Общество подтянутых животов» и т. п.). Отряды крестьянской самообороны брали на себя функции защиты населения от милитаристов и их произвола. Следует отметить, что крестьяне действовали на клановой основе. Как и во вьетнамской или русской крестьянской общине, характерной чертой их мировоззрения всегда была ксенофобия - подозрительное отношение к чужакам. Чужаками считались даже жители соседних деревень, не говоря уже о населении других провинций и тем более иностранцах, которых называли «варварами».

Кроме того, движение «за новую культуру» привело к введению в публицистику и литературу нового письменного языка байхуа, который соответствовал разговорному и позволил приобщить миллионы китайцев к грамоте и образованию.

Следует отметить, что воссозданная в 1919 г. Сунь Ятсеном Китайская национальная партия (Китайский Гоминьдан) стала действовать на основе трех принципов: национализма, народовластия, народного благосостояния. Их туманные формулировки могли толковаться по-разному для того, чтобы сплотить различные слои китайского населения вокруг партии. По идее Сунь Ятсена, гражданский национализм должен был объединить различные народности Китая, прежде всего, пять основных народностей (ханьцев, монголов, тибетцев, маньчжуров и мусульман (хуэй, уйгуров)). Единство пяти народностей одно время символизировал пятицветный флаг Китайской республики (1911-1928).

Корейский национализм.

К началу ХХ в. корейская элита нуждалась в укреплении своей общности, чтобы защитить себя от западных держав. Однако тогда корейские интеллектуалы были разделены на собственно националистов и сторонников паназиатизма. Первые утверждали, что Корея является независимым, самодостаточным государством. Вторые же считали, что Корея должна признавать себя частью желтой расы и, с точки зрения социального дарвинизма, должна бороться за свое существование против белой расы. По их мнению, новая корейская национальная идентичность должна была основываться на расовой идентичности корейцев. Частично из-за влияния социал-дарвинизма они утверждали, что именно раса лежит в основе разъединения различных социальных сообществ. Даже международное положение того периода рассматривалось как борьба разных рас, прежде всего белой и желтой. В интерпретации паназиатистов желтая раса была представлена в основном Китаем, Кореей и Японией. В целом, паназиатская транснациональная идентичность формировалась на противопоставлении Востока и Запада [2, с. 49].

Несмотря на негативные ассоциации с японским империализмом, идеи паназиатизма сыграли значительную роль в формировании корейской национальной идентичности в начале XX века. Более того, до японского протектората над Кореей в 1905 году они были гораздо более популярны, чем националистические взгляды.

Например, известными корейскими сторонниками паназиатизма были Ким Оккюн (1851-1894), лидер гапсинского государственного переворота 1884 года, и Юн Чхихо (1864-1945), лидер корейской ИМКА (YMCA) в Сеуле, активный участник Чонгдунского клуба и «Общества независимости». Как и другие убежденные националисты, они указывали на особое родство между «желтыми» народами странами и убеждали их объединиться, чтобы противостоять «белой экспансии». По иронии судьбы, корейская ИМКА стала «площадкой для растущих националистических устремлений корейских христианских патриотов» [3].

Российская империя вызывала особенную враждебность паназиатистов, поэтому вместе с девизами вроде «Азия для азиатов!» они активно продвигали взгляды откровенной русофобии. Корейские идеологи паназиатизма считали, что Япония является их главным союзником в борьбе

против «белых варваров». Некоторые из них даже настаивали на том, чтобы Корея принимала участие в русско-японской войне с японской стороны, рассматривая конфликт как часть борьбы между белой и желтой расами.

Современная южнокорейская историография считает, что «российская агрессия» способствовала формированию корейского национализма как политической идеологии и что именно Россия стала первым объектом борьбы корейских националистов в конце XIX века. Для сравнения, во Французском Индокитае таким объектом была Франция.

После подписания договора между Кореей и Японией в 1905 году, паназиатская идея стала терять популярность. Непосредственная смена отношения к Японии ярко иллюстрирует Ан Чунгына (1879-1910) книга «Рассуждение о мире в Восточной Азии». До июня 1905 года будущий национальный герой горячо поддерживал паназиатизм, но в 1910 году убил японского генерал-губернатора Хиробуми Ито, дав повод для аннексии Кореи Японией.

Первоначально менее популярный национализм предлагал концепцию независимого национального государства. Между тем, религиозное течение Тунхак трансформировалась в учение о Небесном Пути (Чондогё). В нем отражена основная идея корейского этнического национализма, который в дальнейшем развивался именно в контексте сопротивления «чужим» и их изгнания с корейской территории.

Л

В 1908 году Син Чхэхо (1880-1936) опубликовал свое сочинение «Новое прочтение истории», в котором он ввел понятие корейского минчжока ^нации), подчеркнув важность корейского этнического и культурного наследия. Народ и история взаимосвязаны и неразрывно связаны, следовательно, кореец - это тот, кто этнически, культурно и исторически принадлежит к корейской нации. Минчжок стал решающим для корейского национализма в целом и до сих пор является основой этнической идентичности корейцев.

Очевидно, важной вехой в развитии корейского национализма было Движение Первого марта 1919 года - первое крупное национальное движение, в котором приняли участие 10% корейского населения

2 Интересно, что в начале 1920-х гг. Син Чхэхо издавал в Пекине журнал «Чхонго» (Небесный барабан), на литературном китайском языке, в котором знакомил читателей с новостями мирового национально-освободительного движения.

(2 миллиона человек). В рамках этого движения корейское правительство в изгнании было основано в Шанхае, под руководством Ли Сынмана, будущего президента Южной Кореи.

Например, Юн Чхихо отметил в своем дневнике в 1902 году: «Самый низкий японец покажется ученым джентльменом по сравнению с пьяным от водки, православным русским ("The meanest Japanese would be a gentleman and scholar compared to a vodka-drunk, orthodox Russian")... Япония, Корея и Китай должны иметь общую цель и общий идеал - сохранить Дальний Восток как постоянный дом желтой расы, и сделать этот дом таким красивым и счастливым, каким он был задуман природой» [4, с. 32].

В 1920-е годы в оккупированной японцами Корее возникло специфическое направление. Представители корейской интеллигенции, получившие образование в Японии, разработали концепцию национал-реформизма, или теорию реформирования нации («минчжок кэчжорон»), которое фактически поощряло японский колониализм. Согласно этой теории, корейцы - слабая нация, которой нужно многому еще научиться у японцев до того, как они смогут самостоятельно управлять своим государством.

Корейские националисты продвигали собственный алфавит (хангыль) для массового образования, а во Вьетнаме так было с куокнгы (вьетнамским на латинице).

Вьетнамский национализм.

Во второй половине XX века вьетнамский национализм отличался проектами по объединению родственных народов Восточного Индокитая в единую общность (подобие нации). В то же время, этот процесс должен был основываться на революционной марксистской идеологии, отрицавшей ценность государства. Однако до начала XX века ни вьетнамцы, ни другие народы Французского Индокитая не были знакомы с государственностью в современном значении, особенно с концепцией национального государства.

В начале XX века прогрессивные феодальные интеллектуалы были зачинателями национально-освободительного движения Вьетнама, постепенно переходя на позиции буржуазного национализма.

Первыми националистическими революционными организациями Вьетнама были «Вьетнам Зюи тан хой» («Общество обновления

160

Вьетнама», сокр. «Зюи Тан») и «Вьетнам Куанг фук хой» («Общество возрождения Вьетнама»).

Фан Бой Тяу (1867-1940), видный общественный деятель и лидер «Зюи Тан», и его сподвижники, подчеркивали чувство враждебности к французским колонизаторам, используя его в интересах вооруженной борьбы. Более того, они возбуждали во вьетнамцах ненависть к белой расе в целом, не проводя при этом социальных различий внутри французской нации. Они, как и многие националисты в других странах, в своей борьбе заменили классовый подход расовым и националистическим.

Следует отметить, что в некоторых материалах французской секретной полиции о деятельности вьетнамских националистов в 1905-1918 гг. указывалось, что «националистические чувства, которые скрывались в сердце самых образованных представителей местной общины, внезапно пробудились после победы Японии над Россией» [5, с. 1].

Характерной чертой деятельности Фан Бой Тяу является его стремление опираться на помощь извне, прежде всего со стороны Японии и Китая. Фан Бой Тяу считал вооруженную борьбу главным средством завоевания независимости своей родины. В декабре 1915 г., он вместе с другими членами общества «Зюи Тан» стал инициатором движения «Донг Зу» («Движение на Восток»), основная цель которого сводилась к подготовке в Японии профессиональных кадров для борьбы за независимость Вьетнама.

Очевидно, что Фан Бой Тяу был патриотом - буржуазным националистом, который считал французских колонизаторов врагом номер один. Как и у корейских националистов, Япония имела большой авторитет среди членов «Зюи Тан». Как указывал историк Чан Хюи Лиеу, они называли Японию «большим братом желтых», надеясь, что она поможет своим «младшим братьям» избежать ига «белых угнетателей» [6].

Интересно, что Фан Бой Тяу ссылался на международное право, упоминая три признака государства, включая население.

С другой стороны, на взгляды Фан Бой Тяу огромное влияние оказывали китайские политические деятели, прежде всего, Сунь Ятсен. На конференции, состоявшейся в феврале 1912 г. в Гуандуне, было создано «Общество возрождения Вьетнама». Свои основные планы новая организация связывала с республиканским Китаем. Именно члены этого

общества создали боевую организацию «Армия возрождения», которая неоднократно прибегала к террористической деятельности.

Идеологом другого направления во вьетнамском национально-освободительном движении был Фан Тю Чинь (1867-1940), возглавивший просветительскую организацию «Донг кинь Нгиа тхук» («Тонкинская просветительская школа»). Это было демократическое движение, которое провозгласило своей целью социальные реформы. Наряду с просвещением, «Тонкинская просветительская школа» занималась и политической пропагандой, призывая вьетнамцев встать на новый, буржуазный путь развития. Однако оно носило утопический характер, так как Фан Тю Чинь рассчитывал на реализацию своей программы в условиях существования французского колониального господства.

Идеологические взгляды Фан Тю Чиня формировались под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Особенно существенное влияние оказало на него реформаторское движение в Китае во главе с Кан Ювэем и Лян Цичао. Затем, как считается, под влиянием идей Сунь Ятсена, Фан Тю Чинь порвал с монархическими идеалами и перешел на позиции буржуазной демократии [7, с. 259].

Вообще, Китай сыграл важную роль в подготовке первых вьетнамских революционеров. С 1924 г., когда Нгуен Ай Куок (Хо Ши Мин) приехал в Китай (Кантон), его деятельность стала тесно связана с революционным движением во Вьетнаме. Находясь в Кантоне (Гуанчжоу), Нгуен Ай Куок имел тесную связь с правительством Сунь Ятсена и руководством Коммунистической партии Китая (КПК).

В целом, успех антиколониальных освободительных движений позднее поддерживал позитивное отношение населения многих афроазиатских стран к национализму. Победы освободительных движений воспринимались многими азиатами и африканцами как подтверждение истинности националистических идей. Более того, на Востоке националистическая концепция, нередко возводилась в ранг государственной идеологии.

Таким образом, на ранней стадии национализм и корейцев, и вьетнамцев основывался, прежде всего, на противостоянии желтой расы белой расе, находясь под сильным влиянием Японии, в том числе японской версии социал-дарвинизма. В дальнейшем национализм в этих странах

оказался тесно связан с национально-освободительным движением, которое включало в себя еще больше политических сил и идеологических течений и находилось под влиянием китайского национализма и революционного движения. В отличие от начала ХХ в., более позднее китайское идеологическое влияние на другие страны Азии имело негативные, и даже разрушительные последствия (например, режим «красных кхмеров» в Камбодже).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Трошин Ю.А. История стран Азии и Африки в новейшее время 1918 - 2000. -М.: Весь мир, 2004 - С. 594 ISBN: 978-5-7777-0178-7.

2. Tumultuous Decade: Empire, Society, and Diplomacy in 1930s Japan / ed. by M. Kimura and T. Minohara. University of Toronto Press, 2013.

3. Davidnann Jon, Gilbert Marc. Cross-Cultural Encounters in Modern World History. Routledge, 2016. Chapter 8.

4. Race and Racism in Modern East Asia. East and Western Constructions / Ed. by Rotem Kowner & Walter Demel. Leiden, Boston: Brill, 2013.

5. Thomas Martin. Albert Sarraut, French Colonial Development, and the Communist Threat, 1919-1930 // The Journal of Modern History 77, no. 4 (December 2005). Pp. 917-955.

6. Tran Huy Lieu. Lich su tam muoi nam chong Phap. Т. I, На Noi, 1956. Мхитарян С.А. Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885-1930). М., 1967. - 296 с.

ATNASHEV Vadim R. - North-West Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration. Sredniy prospect, Vasilyevsky Island, 57/43, Saint-Petersburg, 199178, Russia. E-mail: vatnash@hotmail.com.

SPECIFICS OF EARLY NATIONALISM IN EAST ASIA AT THE BEGINNIG OF THE XX CENTURY

The article considers main specifics and local forms of early nationalism in Korea, Japan, China and Vietnam. At the early stage, the nationalism in both Korea and Vietnam based on "the conflict between the white and yellow races" being under the strong influence of Japan. Further, the nationalism there was closely connected to national liberation struggle and revolutionary movement in China.

NATIONALISM; NATION; CONFLICT; VIETNAM; KOREA; JAPAN; CHINA; NATIONAL LIBERATION STRUGGLE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.