кость, ловкость, гибкость, чувство равновесия, точность и выносливость. Если они играют вовне и смешивают спонтанность с определенными правилами, они благоприятно влияют на функционирование организма в целом. Благодаря игре, как неиссякаемому источнику радости и удовлетворения, ребенок расслабляется, исчезают раздражительность и нервозность.
Также игра может быть ориентирована на определенную цель, задачу, план и программу, адаптированную к возрасту ребенка.
Продолжительность организованной игры для детей младшего возраста должна составлять от 15 до 20 минут, а для детей старшего возраста - до 40 минут.
Благодаря этому типу игры развиваются и укрепляются определенные группы мышц, которые мы хотим стимулировать. Например, упражнения для развития мышц плечевого пояса, спины или ног, а также чувства равновесия и других навыков способности и движения. Этот вид игры или деятельности включает в себя катание на велосипедах, санках, коньках, лыжах, роликах и водных видах спорта. В дополнение к этим способам игры, вы также можете практиковать утреннюю гимнастику или поход в спортивные игровые комнаты. Классические упражнения, требующие спокойного отношения, не подходят дошкольнику, потому что он быстро теряет интерес, считая, что уровень его сознания таков, что он не понимает цели этих упражнений. Однако благодаря игре, веселью, творчеству и вызовам пробуждается желание побыть на улице хотя бы «еще 5 минут». Через игру дети общаются со своими сверстниками и таким образом развивают социальный и эмоциональный интеллект, а также стремление к совершенствованию и прогрессу, настойчивость, смелость, солидарность, они становятся более независимыми и уверенными в себе.
Гипокинезия у детей - серьезная проблема, приводящая к различным последствиям не только в детском возрасте, но и в более позднем взрослом. Вот почему родители, педагоги и система образования и здравоохранения в целом должны стараться показать детям, что игра гораздо интереснее и важнее компьютеров и мобильных телефонов, и что независимо от того, сколько обязанностей у них есть в течение дня, время должно быть найдено для игры и физической активности, которая делает их счастливыми и здоровыми.
УДК 55
РС! 10.21661/Г-554640
Кизимова Н.Л.
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках географии и во внеурочное время
Аннотация
Важнейшая проблема нашего общества - сохранение и развитие одарённости детей. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. В нашей школе работают индивидуально-консультативные занятия по предметам с мотивированными обучающимися. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
I Ключевые слова: география, одаренные дети, внеурочное время.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребенка.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально
использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации.
Жизнь постоянно показывает, что наряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т. д.) существует и более широкая - общая умственная одаренность, сказывающаяся всюду, где требуются достоинства ума (особый вопрос - неодинаковость умственных возможностей индивида в разных видах занятий).
В условиях общеобразовательной школы различия между учениками именно в умственном отношении выступают на первый план. Уже уходят в прошлое времена, когда наша школа была ориентирована на «среднего» ученика. На современном этапе развития нашего общества очевидно внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятно «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Я думаю, все понимают, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость. Проблема одаренности состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках и в системе дополнительного образования.
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:
1. Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
2. Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
3. Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
4. Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. В нашей школе работают индивидуально-консультативные занятия по предметам с мотивированными обучающимися.
Уже в 5-6 классе «География» - первый систематический курс учебной дисциплины, новый для школьников, в процессе обучения я формирую представление о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинаю обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяю изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
При изучении материала можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и т.д. Это одаренные дети. Они выполняют задания из рубрик «Это я могу», «Это мне интересно». Задания из этих рубрик начинаются со слов «Рассмотри и обьясни...» Пользуясь приложением определите...»., «Используя текст параграфа, составьте круговую диаграмму «Площади океана». Какой вывод можно сделать?»
Но и этого еще недостаточно для того, чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным, на мой взгляд, является уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.
Дети с удовольствием включаются в игры по географии:
- «Да - нет». Один ученик загадывает географический объект, класс пытается угадать его, задавая вопросы, требующие только одного ответа: «да» или «нет».
- «Самое, самое»
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро.
- «Найдите ошибки»
Часто использую при повторении и обобщении знаний географические уроки-игры: «Звездный блиц», «Фотоохота», «Географическое лото» и многие другие.
В 7-8 классах, работая с одаренными детьми, даю задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. Например, по теме «Реки и озера Земли» в 7 классе в рубрике «Это мне интересно» ученик должен подобрать публикации из СМИ, интернета о хозяйственном использовании вод суши человеком и охране водных ресурсов. На основе этих материалов написать реферат или сделать сообщение в классе. Хорошие результаты дают самостоятельные работы:
- на приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;
- на проведение анализа с последующими выводами;
- на раскрытие причинно - следственных связей:
а) выявление причин и следствий;
б) установление единичных и общих связей;
в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;
г) группировке связей по их генезису;
- на формирование приемов обобщений с последующими выводами;
- на формирование приемов классификации;
- выдвижение гипотез и их защита;
Курс «География. Россия», который учащиеся продолжают изучать в 9 классе, рассматриваю как единый интегрированный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и отдельных регионов в отдельности, а также своей малой Родины, географической культуры, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. активности, инициативности.
При изучении параграфов «Учимся с Полярной звездой» акцентирую внимание учащихся в том числе:
- на проектную форму организации исследовательской практики по географии;
- на выход за пространство урока, что в значительной мере обогащает опыт учащихся (беседы с родителями, специалистами и т. д.).
Практические параграфы «Учимся с Полярной звездой» носят социокультурный характер, поскольку открывают возможности для проявления личной инициативы в создании проектов, описаний, схем, графиков, дети приобретают опыт работы в группе, опыт презентации.
Вызывают неподдельный интерес у учащихся «Нестандартные уроки. География. Народные промыслы России» Романова А.С. Учащиеся приобщаются к истокам народного искусства, духу и культуре народов нашей страны, знакомятся с различными профессиями, связанными с народными промыслами.
Занятия вызывают большой интерес у учащихся, способствуют формированию краеведческой и этнокультурной компетентности школьников, знаний о традициях и культуре народного быта, художественного вкуса. Подобранные мною материалы и использованные в ходе занятий содействуют развитию интереса учащихся к произведениям народного искусства, истории страны, родного края, воспитанию национальной гордости и верности русским традициям.
На таких занятиях дети не перестают восхищаться красотой изделий народных мастеров - умельцев, каждый раз удивляются, как богата русская земля талантами, видно, как светятся их глаза при каждой встрече, предвкушая узнать что-то новое, необычное из истории родного края. Чувствуется большой интерес к прошлому России в душе каждого ученика.
Несмотря на все трудности нашей жизни, хочется, чтобы наши ученики уважали и ценили традиции и обычаи родной страны, чтобы не пропадал у них интерес к прошлому своего народа. С этой целью вместе с детьми собираем материал для научно-исследовательских работ.
При подготовке к олимпиадам большое внимание уделяю развитию у школьников интереса к самостоятельному поиску необходимой литературы, работы со словарями, справочниками.
Большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. В нашей школе это внеурочная деятельность для мотивированных детей (1 час в неделю) дает возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Дети на таких занятиях с удовольствием познают новое, расширяют кругозор.
В заключение хочется сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекра-
щающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
*
Литература
1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н.С. Лейтес. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. - М.: Арманов-центр, 2010.
4. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И.Г. Антонова. - 2011. - №1. -С. 46-51
5. Нестандартные уроки. География. Народные промыслы России 8-9 классы» / Сост. Романова А.Ф. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2001.
6. Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии / Н.Н. Кондратюк. - М.: Творческий центр, 2003.
7. География. Полярная звезда. География 5-9 классы: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николин, Е.К. Липкина. -М.: Просвещение, 2020.
УДК 37
Р01 10.21661/Г-554756 Козлова Я.Г.
Культурно-гигиенические навыки младших дошкольников и специфика их воспитания
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению специфики воспитания культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников. В качестве методов исследования были определены анализ литературы по теме статьи, синтез и обобщение. В результате анализа литературы были определены условия успешного воспитания культурно-гигиенических навыков.
I Ключевые слова: здоровый образ жизни, культурно-гигиенические навыки, младший дошкольный возраст.
Одной из основ здорового образа жизни, актуальной ценности современного общества, является высокое владение навыками личной и общественной гигиены. Культурно-гигиенические навыки являются не только частью успешной социализации ребенка в обществе, но и может оказывать значимое влияние на его здоровье и качество жизни.
Однако практика сотрудников дошкольных учреждений указывает на то, что поступающие в образовательные учреждения младшие дошкольники не владеют этими навыками или владеют ими не в полной мере. Поэтому, кроме адаптации младших дошкольников к детскому саду, воспитателям приходится тратить значительную часть своего времени на воспитание у них культурно-гигиенических навыков. На сегодняшний день любая программа детского сада предусматривает ряд мероприятий для воспитания этих навыков. Однако проблема заключается в том, что их необходимо постоянно обновлять. Этим и обусловливается актуальность данной статьи.
Цель статьи состоит в рассмотрении особенностей воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста.
В качестве методов исследования были выбраны анализ литературы по теме статьи, синтез и обобщение.
Согласно ФГОС дошкольного образования задачи воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков (КГН) и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни относятся к образовательной области «Физическое развитие» [7], поскольку реализация этих задач, прежде всего, ориентирована на укрепле-