Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образование / детство / одаренные дети / индивидуальный подход / education / childhood / gifted children / individual approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Н.Н.

В настоящее время проблема изучения одаренности, развития одаренных детей особенно актуальна. Об этом свидетельствуют и политика государства в образовании, и федеральная целевая программа «Одаренные дети», и собственные программы поддержки одаренных детей в субъектах Федерации. В целях развития одаренности необходимо использовать специальные методы. Данные методы подробно представлены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Currently, the problem of studying giftedness and the development of gifted children is especially relevant. This is evidenced by the state's policy in education, the federal target program "Gifted Children", and its own programs to support gifted children in the constituent entities of the Federation. In order to develop giftedness, it is necessary to use special methods. These methods are presented in detail in this article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Смирнова Н.Н.

Государственный социально-гуманитарный университет

(г. Коломна, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в настоящее время проблема изучения одаренности, развития одаренных детей особенно актуальна. Об этом свидетельствуют и политика государства в образовании, и федеральная целевая программа «Одаренные дети», и собственные программы поддержки одаренных детей в субъектах Федерации. В целях развития одаренности необходимо использовать специальные методы. Данные методы подробно представлены в настоящей статье.

Ключевые слова: образование, детство, одаренные дети, индивидуальный подход.

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить - проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Известно, что темп возрастного развития неравномерен. Наблюдения ряда психологов (Эльконина, Давыдова, Клименко, Н. Лейтеса) за умственным ростом детей на протяжении ряда лет сталкиваются с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные "взлеты" или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания [2].

Ученый Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности,

свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит, как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта [2, с. 18].

Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста [6].

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности: [4]

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи, учить детей прослеживать межпредметные связи, придерживаться индивидуального подхода к таким детям, не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно [4, с. 11]. Обучить детей

границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность, [3].

Для работы с одарёнными детьми могут использоваться следующие методы:

Исследовательский.

Частично-поисковый.

Проблемный.

Проектный.

Также могут использоваться следующие формы работы:

Классно-урочная: работа в парах, в малых группах.

Внеурочная деятельность. Работа интеллектуального кружка «Эрудит»

Консультирование по возникшей проблеме.

Дискуссия.

Игры.

По нашему мнению, наиболее эффективным является проектный метод. Вопросы одаренности и использования метода проектов рассматривали:

- исследования по проблеме развития одаренности (Г. Айзенк, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, A.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, B.С. Юркевич и др.),

- современные теории личностно-ориентированного образования (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.) и др.

Проектный метод — это одна из технологий воспитания мотивированных детей. Он позволяет:

активизировать познавательный интерес учащихся, развивать творческие способности, овладевать методами научной творческой работы, принимать участие в экспериментах и исследованиях. Занимаясь проектной деятельностью, одарённые дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации [4].

Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

На основании полученных данных было решено применять на практике проектный метод.

В течении 3 месяцев метод проектов был выполнен в следующем порядке:

Выбор темы с помощью родителей и учителя тему, Подбор информации (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

Планирование всего объема работы и организацию ее выполнения с помощью учителя,

Выполнение теоретической и практической части проекта, Внесение коррективов в теоретическую часть по результатам выполнения изделия,

Использование в работе справочной литературы: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

Применение в работе современной техники: видеокамеры, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет. Также были использованы следующие задания [2].

«И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных. Выбрав два понятия, которые не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой.

«Что общего между глазом и водопроводным краном»? ш Оба слова - из четырёх букв, ш В обоих случаях буква «А» - третья по счёту,

ш При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз помыть,

ш И то и другое может блестеть, ш Из них иногда льётся вода.

«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены... (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона». пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Салат»? Отведём комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа - большая, зелёная, тёплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть,

скажем, кислой. ... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «жёлтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено) [7].

«И это называется.» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развёрнутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

«На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С» [5].

«Музыка». Ребёнку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зелёную, синюю, жёлтую. Используя эти краски, ребёнок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

По итогу можно сказать что проблема воспитания детей в современном обществе рассматривается как одна из главных проблем человечества. Научно-технический прогресс предъявляет всё большие требования к качеству получаемого образования, иначе может случиться так, что пришедшее на смену поколение не сможет поддерживать в исправном техническом состоянии современный технологический парк, не говоря уже о необходимости его дальнейшего совершенства.

Процесс выявления, обучения и воспитания талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра.

Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беккер В. А. Одарённость в детском возрасте // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 3. — С. 1-8;

2. Григоренко, А. С. Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие / А. С. Григоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53904/ (дата обращения: 21.03.2024);

3. Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 3. — С. 62-69;

4. Журба Н. Н. Детская одаренность как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. — 2010. — № 10. — С. 127-133;

5. Заславская О. В. Одаренные дети, как научно педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — № 6. — С. 710;

6. Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. — 188 с;

7. Тулькибаева Н. Н., Трубайчук Л. В. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с

Smirnova N.N.

State University of Social Sciences and Humanities (Kolomna, Russia)

FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract: currently, the problem of studying giftedness and the development of gifted children is especially relevant. This is evidenced by the state's policy in education, the federal target program "Gifted Children", and its own programs to support gifted children in the constituent entities of the Federation. In order to develop giftedness, it is necessary to use special methods. These methods are presented in detail in this article.

Keywords: education, childhood, gifted children, individual approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.