Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В КРУЖКАХ ОЛИМПИАДНОЙ МАТЕМАТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В КРУЖКАХ ОЛИМПИАДНОЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
олимпиадная математика / одаренные дети / математический центр / Olympiad mathematics / gifted children / mathematical center

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшеничных О.П.

В статье рассмотрены современные тенденции работы с одаренными детьми в кружках олимпиадной математики на примере работы Санкт-Петербургского Центра математического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пшеничных О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN OLYMPIAD MATHEMATICS CIRCLES

The article examines current trends in working with gifted children in Olympiad mathematics circles using the example of the St. Petersburg Center for Mathematical Education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В КРУЖКАХ ОЛИМПИАДНОЙ МАТЕМАТИКИ»

УДК 372.851

Пшеничных О.П.

магистрант Белгородский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В КРУЖКАХ ОЛИМПИАДНОЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация: в статье рассмотрены современные тенденции работы с одаренными детьми в кружках олимпиадной математики на примере работы Санкт-Петербургского Центра математического образования.

Ключевые слова: олимпиадная математика, одаренные дети, математический

центр.

В современных реалиях актуализируется подготовка высококвалифицированных кадров технической сферы. Техническая и естественно-научная сфера базируются на математическом фундаменте. Расхожее выражение «Математика - гимнастика для ума» вполне применима к направлению олимпиадной математики. В данной статье рассматривается опыт Санкт-Петербургской школы олимпиадной математики.

За последние 15-20 лет накоплен огромный опыт и олимпиадная математика значительно «помолодела». Если раньше было принято считать, что ребенок может определиться только к 13-14 годам, то сейчас планка снижена до детского сада. И здесь можно отметить как позитивные, так и негативные моменты. Как показывает практика, значительное количество рано стартовавших детей теряет мотивацию и в подростковом возрасте «уходят» из математики. Либо получив значительное преимущество на школьном этапе не испытывают интереса к предмету на высшей ступени. Однако, стоит отметить,

что систематические занятия математикой значительно развивают ум и готовят его к любой сфере применения. Как правило, такие учащиеся позже находят себя в предпринимательстве, творческой сфере или возвращаются в технические специальности [3, с. 32].

В Санкт-Петербурге олимпиадная подготовка младшеклассников представлена частными кружками. Государственные кружки для малышей встречаются реже и их уровень подготовки ниже, поскольку отсутствует соревновательный эффект. И хотя официально Всероссийская олимпиада школьников стартует с 4 класса, государственные кружки в полной мере начинают функционировать с 5 класса. Одним из лучших в России является Санкт-Петербургский матцентр.

Санкт-Петербургский Центр математического образования при Физико-математическом лицее №239 - одно из известнейших в мире учреждений дополнительного образования школьников в области математики. Математический центр для одаренных школьников был создан педагогом Сергеем Рукшиным в 1975 году. Рукшин известен как единственный в мире учитель математики, которому удалось воспитать двух лауреатов престижной премии Филдса — эту награду в разные годы получили его ученики Григорий Перельман и Станислав Смирнов. Помимо систематической учебной работы, Центр проводит несколько периодических мероприятий, в частности, летний математический лагерь, открытую олимпиаду ФМЛ№239 и открытую олимпиаду для пятых классов, по результатам которой производится набор [2].

Образовательная программа, направленная на выявление, развитие и профессиональную ориентацию одаренных в естественно-математическом отношении школьников, основана на уникальной методике индуктивно-адаптивного проведения учебных занятий. В основе методики лежит накопленный богатый задачный материал и методические разработки, созданные в ходе работы ленинградских и санкт-петербургских математических кружков. Особое внимание уделяется формированию монологической речи (как письменной, так и устной).

Занятия проходят в форме, позволяющей каждому учащемуся общаться с квалифицированным преподавателем по каждой из решенных им задач. Подготовка к олимпиадам не является самоцелью. Главная цель программы - это систематическое изучение математики и подготовка к глубокой профессиональной деятельности в сфере математики и связанных с ней дисциплин, таких как теоретическая физика, информатика, программирование высокого уровня. В работе с одаренными детьми используется дифференцированный подход, который позволяет:

* расширять и углублять образовательное пространство предмета,

* учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика, независимо от его категории,

* применять различные формы работы (индивидуальные, парные, групповые),

* использовать разнообразные задания, вовлекающие учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии и диалоги.

В процессе изучения математики на основе решения задач различных типов дети учатся:

* анализировать данные,

* выделять существенные и не существенные признаки,

* разрабатывать алгоритм решения задач,

* реализовывать алгоритм решения[1, с.92].

Этот процесс развития мыслительной деятельности приводит к тому, что многие дети к окончанию программы достигают высокого уровня математической грамотности и успешно поступают в ведущие вузы страны по специальностям, связанным с математикой. Подготовку одаренных школьников по математике осуществляют квалифицированные преподаватели, обладающие не только глубокими знаниями предмета, но и методическими навыками работы с одаренными детьми. Преподаватели постоянно совершенствуют свою квалификацию, участвуя в конференциях, семинарах и повышая свою квалификацию в ведущих учебных заведениях России и зарубежья. В результате

реализации программы учащиеся получают возможность раскрыть свой математический потенциал, развить свои способности и углубить свои знания по предмету. Программа также способствует развитию творческого мышления, исследовательских навыков и умения работать в команде.

В заключение сформулируем рекомендации педагогам, работающим над подготовкой к олимпиадам одаренных детей (при условии предварительной психологической диагностики по выявлению одаренности по данному предмету):

• Необходимо дать детям не только практическую, но и теоретическую базу по олимпиадным темам,

• При подготовке уделять особое внимание геометрическим нестандартным задачам, способу доказательства от противного и смешанным задачам (комбинаторика и теория чисел и др.),

• Усилить изучение внепрограммного материала: теория чисел и логические задачи,

• Обращать внимание на специфику решения задач с параметрами и на интеграцию геометрии и комбинаторики,

• Создавать индивидуальные траектории подготовки к олимпиадам (в том числе с использованием ИКТ),

• Развивать мышление одаренных детей в направлении культуры алгоритмизации и пространственного мышления, т.к. такой тип мышления довольно часто не характерен для одаренных детей,

• Формировать навыки исследования,

• Использовать склонность одаренных детей к самообучению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Научно-

методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 6. - С. 91-95. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65219.htm;

2. Рукшин С. Е., Суслина М. Е. Катание на лифте и уроки математики: есть ли место для нестандартных задач на уроке математики? // Архимед: научно-методический сборник. - М., 2018. - Вып. 14. - С. 37-44;

3. Цыкунова Е.С., Абдуллина Л.Б. Работа с одаренными учениками в начальной школе при изучении математики // Вестник науки, том. 5, №. 12 (57), 2022, -С. 31-34

Pshenichnykh O.P.

Belgorod State University (St. Petersburg, Russia)

FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN OLYMPIAD MATHEMATICS CIRCLES

Abstract: the article examines current trends in working with gifted children in Olympiad mathematics circles using the example of the St. Petersburg Center for Mathematical Education.

Keywords: Olympiad mathematics, gifted children, mathematical center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.