УДК 372.851
Пшеничных О.П.
магистрант Белгородский государственный университет (г. Санкт-Петербург, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В КРУЖКАХ ОЛИМПИАДНОЙ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в статье рассмотрены современные тенденции работы с одаренными детьми в кружках олимпиадной математики на примере работы Санкт-Петербургского Центра математического образования.
Ключевые слова: олимпиадная математика, одаренные дети, математический
центр.
В современных реалиях актуализируется подготовка высококвалифицированных кадров технической сферы. Техническая и естественно-научная сфера базируются на математическом фундаменте. Расхожее выражение «Математика - гимнастика для ума» вполне применима к направлению олимпиадной математики. В данной статье рассматривается опыт Санкт-Петербургской школы олимпиадной математики.
За последние 15-20 лет накоплен огромный опыт и олимпиадная математика значительно «помолодела». Если раньше было принято считать, что ребенок может определиться только к 13-14 годам, то сейчас планка снижена до детского сада. И здесь можно отметить как позитивные, так и негативные моменты. Как показывает практика, значительное количество рано стартовавших детей теряет мотивацию и в подростковом возрасте «уходят» из математики. Либо получив значительное преимущество на школьном этапе не испытывают интереса к предмету на высшей ступени. Однако, стоит отметить,
что систематические занятия математикой значительно развивают ум и готовят его к любой сфере применения. Как правило, такие учащиеся позже находят себя в предпринимательстве, творческой сфере или возвращаются в технические специальности [3, с. 32].
В Санкт-Петербурге олимпиадная подготовка младшеклассников представлена частными кружками. Государственные кружки для малышей встречаются реже и их уровень подготовки ниже, поскольку отсутствует соревновательный эффект. И хотя официально Всероссийская олимпиада школьников стартует с 4 класса, государственные кружки в полной мере начинают функционировать с 5 класса. Одним из лучших в России является Санкт-Петербургский матцентр.
Санкт-Петербургский Центр математического образования при Физико-математическом лицее №239 - одно из известнейших в мире учреждений дополнительного образования школьников в области математики. Математический центр для одаренных школьников был создан педагогом Сергеем Рукшиным в 1975 году. Рукшин известен как единственный в мире учитель математики, которому удалось воспитать двух лауреатов престижной премии Филдса — эту награду в разные годы получили его ученики Григорий Перельман и Станислав Смирнов. Помимо систематической учебной работы, Центр проводит несколько периодических мероприятий, в частности, летний математический лагерь, открытую олимпиаду ФМЛ№239 и открытую олимпиаду для пятых классов, по результатам которой производится набор [2].
Образовательная программа, направленная на выявление, развитие и профессиональную ориентацию одаренных в естественно-математическом отношении школьников, основана на уникальной методике индуктивно-адаптивного проведения учебных занятий. В основе методики лежит накопленный богатый задачный материал и методические разработки, созданные в ходе работы ленинградских и санкт-петербургских математических кружков. Особое внимание уделяется формированию монологической речи (как письменной, так и устной).
Занятия проходят в форме, позволяющей каждому учащемуся общаться с квалифицированным преподавателем по каждой из решенных им задач. Подготовка к олимпиадам не является самоцелью. Главная цель программы - это систематическое изучение математики и подготовка к глубокой профессиональной деятельности в сфере математики и связанных с ней дисциплин, таких как теоретическая физика, информатика, программирование высокого уровня. В работе с одаренными детьми используется дифференцированный подход, который позволяет:
* расширять и углублять образовательное пространство предмета,
* учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика, независимо от его категории,
* применять различные формы работы (индивидуальные, парные, групповые),
* использовать разнообразные задания, вовлекающие учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии и диалоги.
В процессе изучения математики на основе решения задач различных типов дети учатся:
* анализировать данные,
* выделять существенные и не существенные признаки,
* разрабатывать алгоритм решения задач,
* реализовывать алгоритм решения[1, с.92].
Этот процесс развития мыслительной деятельности приводит к тому, что многие дети к окончанию программы достигают высокого уровня математической грамотности и успешно поступают в ведущие вузы страны по специальностям, связанным с математикой. Подготовку одаренных школьников по математике осуществляют квалифицированные преподаватели, обладающие не только глубокими знаниями предмета, но и методическими навыками работы с одаренными детьми. Преподаватели постоянно совершенствуют свою квалификацию, участвуя в конференциях, семинарах и повышая свою квалификацию в ведущих учебных заведениях России и зарубежья. В результате
реализации программы учащиеся получают возможность раскрыть свой математический потенциал, развить свои способности и углубить свои знания по предмету. Программа также способствует развитию творческого мышления, исследовательских навыков и умения работать в команде.
В заключение сформулируем рекомендации педагогам, работающим над подготовкой к олимпиадам одаренных детей (при условии предварительной психологической диагностики по выявлению одаренности по данному предмету):
• Необходимо дать детям не только практическую, но и теоретическую базу по олимпиадным темам,
• При подготовке уделять особое внимание геометрическим нестандартным задачам, способу доказательства от противного и смешанным задачам (комбинаторика и теория чисел и др.),
• Усилить изучение внепрограммного материала: теория чисел и логические задачи,
• Обращать внимание на специфику решения задач с параметрами и на интеграцию геометрии и комбинаторики,
• Создавать индивидуальные траектории подготовки к олимпиадам (в том числе с использованием ИКТ),
• Развивать мышление одаренных детей в направлении культуры алгоритмизации и пространственного мышления, т.к. такой тип мышления довольно часто не характерен для одаренных детей,
• Формировать навыки исследования,
• Использовать склонность одаренных детей к самообучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 6. - С. 91-95. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65219.htm;
2. Рукшин С. Е., Суслина М. Е. Катание на лифте и уроки математики: есть ли место для нестандартных задач на уроке математики? // Архимед: научно-методический сборник. - М., 2018. - Вып. 14. - С. 37-44;
3. Цыкунова Е.С., Абдуллина Л.Б. Работа с одаренными учениками в начальной школе при изучении математики // Вестник науки, том. 5, №. 12 (57), 2022, -С. 31-34
Pshenichnykh O.P.
Belgorod State University (St. Petersburg, Russia)
FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN OLYMPIAD MATHEMATICS CIRCLES
Abstract: the article examines current trends in working with gifted children in Olympiad mathematics circles using the example of the St. Petersburg Center for Mathematical Education.
Keywords: Olympiad mathematics, gifted children, mathematical center.