УДК 784.96
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СТРОЕМ В ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
С.В. Даньшина1), А.А. Тишина2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены особенности работы над строем в хоровой практике. Для достижения поставленных задач были изложены понятия строй хора и методические рекомендации по выработке строя в хоре.
Ключевые слова: строй, хор, интонирование, хоровой строй, музыкальные слух, дирижер, хоровой коллектив.
В настоящее время в России большое внимание уделяется созданию хоровых коллективов. Так же и в Белгородской области была разработана целая программа: возвращение хоров в общеобразовательные школы, в учреждения культуры, в институты, появляются и любительские коллективы. В связи с этим проблема строя и качественного пения стала очень остро. Понятие «строй» в музыке имеет несколько значений: частота настройки эталона высоты - камертона. Система звуковысотных отношений, настройка звукоряда, чистота интонирования в пении.
Хор - инструмент с нефиксированной высотой звуков, с сравнительно свободным интонированием, с вариантностью высотных значений для любой ступени звукоряда. Все это позволяет нам говорить о подходе к вокальному интонированию, как к творческому процессу, управляемому представлениями музыканта-исполнителя.
К числу важнейших и наиболее трудных по усвоению элементов хорового пения относится строй. Хор, не владеющий строем, не может полноценно исполнить произведение, хотя бы налицо были все прочие качества пения: хорошие голоса, правильные ритм, темп, дикция и так далее.
Первое качество хорового исполнения, на которое слушатель, прежде всего, обращает внимание, - это стройность, чистота пения. Впрочем, исполнение будет неудовлетворительным и в том случае, если хор поет не в ритме, не в темпе, без соблюдения оттенков, с плохой дикцией. Полноценным исполнение является только тогда, когда все качества, все элементы хорового звучания доведены до возможного совершенства.
Говоря о методах работы над строем, следует определить само понятие и выяснить условия, влияющие на него.
Строй хора заключается в точном интонировании лада и его ступеней. Чтобы достичь этого, от хора требуется постоянный, напряженный труд, упорная тренировка. Если пианист или баянист при исполнении произведения имеет в своем распоряжении точно настроенный инструмент, который сохраняет свой строй во все время игры, то хор лишен этого преимущества. Дирижеру приходится самостоятельно устанавливать в хоре точный строй и во время самого пения
тщательно следить за правильным и точным интонированием. В этом одна из особенностей хорового пения.
Простейшей задачей по выстраиванию хора является точное и слитное пение одного звука (унисона). Хорошее выполнение этой задачи является основой для дальнейшей работы по строю.
В повседневной практике установились такие методы и приемы выстраивания
хора:
1. Спокойное пение на одном звуке различных гласных или на слогах,
2. Пение с усилением и затиханием на ровном дыхании,
3. Пение звукорядов в пределах кварты, квинты и октавы.
Упражнения, применяемые для распевания голоса, в равной степени полезны и для выстраивания хора.
Практика показывает, что при легком, свободном, в меру прикрытом звуке стройность и слитность значительно улучшаются. Не следует допускать пения вялого, безучастного; это отрицательно отражается на строе. Пение должно быть всегда собранным и активным. Вся работа в хоре, особенно работа над строем, должна проводиться внимательно, по определенному плану, без какой-либо поспешности.
Каждый из мажорных или минорных ладов имеет свои характерные выразительные особенности звучания и свои приемы интонирования, выработанные практикой и подкрепленные последними исследованиями в области акустики. «Каждый из певцов, - говорил Н.М. Данилин, - должен отвечать за строй, за звук, тогда составится хор. Во время пения нужно анализировать и знать, какие ноты петь выше. Вступить после паузы с верной интонацией в верную ноту в нужном ритме с верными словами - первое условие хорового певца».1
Обращаясь к певцам на репетициях, прославленный отечественный дирижер Синодального хора, профессор Московской консерватории Н.М. Данилин часто говорил: «Надо настроить инструмент, а потом на нем играть» . В этом утверждении, звучащем как тезис, заложен глубокий смысл всей многомерности работы с хором над интонированием.
Процесс точного пения, как и именно, процесс выстраивания чистой интонации, является для певцов-исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей внимания к звуковому воспроизведению. Строй в хоре зависит не только от точного интонирования отдельных ступеней и интервалов, но и от многих других условий, из которых каждое может оказать решительное влияние на качество строя. Отметим некоторые из этих условий:
Стройность и слитность пения легче достигаются при исполнении произведения, изложенного в средней тесситуре, тесном расположении голосов, при умеренном темпе и ясной, простой гармонии.
Большое влияние на стройность пения оказывают скорость движения (темп) и нюансы. Пение в умеренном темпе и умеренных нюансах (тр, легче сделать стройным, чем в быстром, или очень медленном темпе. Пение в нюансе ff, особенно продолжительное в высокой тесситуре, может оказать неблагоприятное влияние на строй, так как певцы в этом случае, испытывая известное напряжение, теряют некоторую долю остроты слуха и самоконтроля и могут допустить неточное интонирование. Это обстоятельство надо учитывать руководителю хора при выборе
1 Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учебное пособие для студентов музыкального факультета высших педагогических учебных заведений. М., 2003. С. 68.
2 Наумов А.А. Памяти Н.М. Данилина. Письма. Воспоминания. Документы. М., 1986. С. 130.
произведения, а также при разучивании. Произведение, имеющее такие нюансы, как f, ff, pp, разучивается в умеренной динамике.
Положительно влияют на строй также правильная постановка голоса, правильное дыхание и звукообразование, умение прислушиваться к пению других и к сопровождению, при одинаковых тембрах голосов, это следует учесть при комплектовании хора, а также при распределении мест в хоровом коллективе во время занятий; певцов с родственными тембрами лучше сажать рядом. Голоса, сильно вибрирующие, разрушают стройность ансамбля.
Выработка точной интонации, одинаковой постановки голоса и одинакового звукообразования - одна из важнейших задач вокального воспитания хора. Положительное или отрицательное влияние на строй может оказать состояние поющих во время пения: внимание, интерес к занятиям, состояние певческого аппарата и тому подобное.
Большое значение в работе с хором имеют показы руководителя, если они действительно являются образцом для поющих как со стороны строя, качества звука, так и в передаче художественного образа. Только хорошие показы могут вызвать интерес у поющих и желание спеть хорошо.
П.Г. Чесноков писал, что управлять хором - это значит «перед исполнением привлечь внимание хора, настроить его, установить с ним связь, обеспечивающую тонкое взаимное понимание». 3
Некоторые руководители с успехом применяют прием тихого пения одной, двух или трех партий закрытым ртом, в то время как другие партии (или одна из них), более слабые и неустойчивые, поют полным звуком (или mf) со словами. Это приучает хоровые партии слушать друг друга.
Весьма полезно пропевать трудные места (диссонансы, скачки, хроматизмы, сложные гармонические построения и т. п.) в медленном темпе в нюансе mf, mp с постепенным приближением к настоящему темпу.
Чтобы добиться стройного звучания произведений, исполняемых с сопровождением, очень полезно разучивать эти произведения сначала без аккомпанемента. В дальнейшей работе рекомендуется, возможно, чаще возвращаться к такому пению, так как оно обостряет слух исполнителей и помогает им слушать друг друга и выстраиваться.
В певцах нужно воспитывать способность терпеливо и настойчиво, с ясным пониманием поставленной перед хором цели добиваться успеха в работе (в данном случае по строю), хоть на это пришлось потратить много времени и труда.
Работа над гармоническим и мелодическим строем самым прямым образом объединена с формированием у хористов музыкального слуха. Важно, не только услышать заданную мелодию, но и точно ее повторить, оценить точность звукообразования, высоту позиции звука, тембровый окрас голоса. Как правило, хористы недобирают полутоновые и тоновые интонации, которые требуют особого внимания.
Каждый руководитель обязан знать правила интервалов и интонирования гамм, чтобы на практике уметь выстроить звучание хора при разучивании конкретных произведений. Так же вызывает трудность интонирование как в очень медленном, так и в быстрых темпах. В первом случае артисты хора теряют общую звуковую перспективу, забывают высоту звучания (например, темп largo), а во втором
3 Чесноков П.Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров. 3-е изд. М., 1961. С. 41.
- не успевают осознать музыкальную фразировку (например, «Попутная песня» Глинки). Рекомендуется в данных ситуациях: быстрые учить в медленном темпе, а медленные - в подвижном.
Следующая задача состоит в том, чтобы каждый поющий слушал свою хоровую партию, сливался с нею, то есть нужно добиться унисонного звучания. Этому помогает пение на гласные буквы «у», «о», которые «концентрируют» звук (голоса на них лучше сливаются). Так же рекомендуется петь с закрытым ртом, при таком приеме пения все внимание, и слух певцов, контролируют чистоту интонации.
Чтобы развить активный музыкальный слух (интонационный, гармонический, внутренний, вокальный) необходимо приучать хористов петь без поддержки аккомпанемента. Руководитель коллектива должен проанализировать причины плохого строя и найти средства для его исправления. Процесс работы над строем должен быть для артистов хора творческим, осознанным, инициативным, и регулярно подкреплен теоретическими знаниями.
Вокальное воспитание хора, так же как и воспитание музыкального слуха певцов является важнейшим фактором хорового строя. Хороведение и методика работы с хором взаимосвязывает интонирование певцов хора и строй с творческим процессом, который связан с присутствием определенного уровня общей и вокальной музыкальной культуры в коллективе.
Хороший строй в хоре - следствие постоянного участия со стороны дирижера, правильного вокального развития певцов, создания атмосферы повышенной слуховой проверки не только к интонации, но и ко всем средствам музыкальной выразительности.
Богатство и сила исполнительского искусства, безусловно, зависят от одаренности дирижера-исполнителя и руководимого им коллектива, но именно профессиональная техническая выученность произведения является мощным фундаментом для создания художественного образа.
Список литературы
1. Кудрявцева Т.М. Хороведение. Хор как бесконечное творчество: пособие для студентов. - Ялта: РИО КГУ, 2007. - 224 с.
2. Наумов А.А. Памяти Н.М. Данилина. Письма. Воспоминания. Документы. - М.: 1986. - С. 130.
3. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учебное пособие для студентов музыкального факультета высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - С. 68.
4. Чесноков П.Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров. 3-е изд. - М.: Гос. муз. изд-во, 1961. - С. 41.
FEATURES OF WORK ON A SYSTEM IN CHORAL WORKS
S.V. Danshina1}, A.A. Tishina2)
1'2)Belgorod state institute of arts and culture
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected]
In article features of work on a system in choral practice are considered. For achievement of objectives concepts a system of chorus and methodical recommendations about development of a system in chorus were stated.
Keywords: system, chorus, intoning, choral system, musical hearing, conductor, choral collective.