УДК 373.3.016:51
Макаренко Е. В., Гришина С. Б., Сергеева О. А. Особенности рабочей программы по математике в начальной школе МАОУ «Школа дизайна «Точка» г. Пермь
Аннотация: В данной статье раскрывается содержание разработанной рабочей программы по математике для начальных классов, которая поможет формированию дивергентного мышления обучающихся. Актуальность темы заключается в том, что дивергентное мышление -это один из элементов дизайн-мышления. Именно формирование дизайн-мышления является образовательной задачей, которую обозначила «Школа дизайна «Точка» г. Перми как основу при формировании дизайнерского направления образования.
Ключевые слова: рабочая программа по математике, дивергентное мышление, дизайн-мышление, младший школьник.
Особенностью «Школы дизайна «Точка» является дизайнерское направление образования как средство развития дизайн-мышления обучающихся, формирования их готовности к профессиональному самоопределению и повышения конкурентоспособности. Дизайн-образование младших школьников немыслимо без формирования дизайн-мышления.
Ссылаясь на работы американского психолога Д. Гилфорда, можно выделить два типа мышления: конвергентное, для нахождения единственного решения задачи, и дивергентное, для нахождения оригинального решения [1]. Мы выделяем дивергентное мышление как составляющее дизайн-мышления школьников. Дивергентные способности - это умение выдвигать большое количество интересных и необычных вариантов в условиях деятельности без регламента. Отличается такой тип мышления готовностью выдавать множество равноценных по правильности идей применительно к одному и тому же объекту [2]. Исследования ученых в области формирования мышления подтверждают, что дивергентное мышление младших школьников является одним из значимых оснований в получении высоких результатов в учебно-познавательной деятельности и
осуществлении метапредметного взаимодействия [2].
Первые исследования дивергентного мышления учащихся 1-4-х классов в нашей школе показали невысокие результаты. Поэтому в начальных классах нашей школы в учебном предмете «Математика» вводится новая содержательная линия «Элементы дизайн-мышления», главной целью которой является развитие дивергентного мышления.
В процессе освоения данного блока учащиеся научатся (базовый уровень):
• определять значение признака предмета (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
• находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
• давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных;
• называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием;
• сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы;
• будут иметь представление о понятии «развертка» объемных фигур.
А также дети имеют возможность научиться (повышенный уровень):
• отличать и решать задачи открытого типа;
• устанавливать свойства фигур, симметричных относительно прямой, чертить симметричные фигуры (на клетчатой бумаге);
• работать станграмом, составлять логические цепочки;
• различать понятия: «симметрия», «асимметрия», «симметричные фигуры», «золотое сечение», «логические цепочки» и использовать в речи;
• решать проектные задачи в группах;
• составлять объемные и плоскостные модели из геометрических фигур;
• составлять «развертки» объемных фигур.
С учетом дизайнерской направленности школы происходит перераспределение часов в разделах программы по математике «Числа и величины», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры», которые косвенно находят свое отражение в разделе «Элементы дизайн-мышления». В 4-м классе с учетом возможности добавления 1 часа в неделю из вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, количество часов по математике увеличивается до 5 часов в неделю. Поэтому мы нашли возможность отвести на данный раздел 60 часов и распределили их по классам следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение часов по основным разделам программы по математике
с Количество часов Рабочая программа по классам
с OI Z Разделы, темы Примерная программа Авторская программа Рабочая программа 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
1 Числа и величины 70 60 50 19 11 10 10
2 Арифметические действия 190 190 190 60 50 40 40
3 Работа с текстовыми задачами 110 110 105 12 17 34 42
4 Пространственные отношения. Геометрические фигуры 50 40 35 6 8 12 9
5 Геометрические величины 40 40 35 9 12 6 8
6 Работа с информацией 40 35 9 12 6 8
7 Элементы стохастики 40 30 6 8 8 8
8 Занимательные и нестандартные задачи 40 30 2 8 10 10
9 Элементы дизайн-мышления 60 9 9 10 32
10 Повторение 2 1 1
Резерв 40 20
Итого: 540 540 540+32 132 136 136 136+32
Краткое описание разделов «Элементы дизайн-мышления» по классам
1-й класс. Конструирование, моделирование с плоскими фигурами, отработка вычислительных навыков на основе цвета (рисование по цифрам), графический диктант, работа с танграмом.
2-й класс. Пространственное конструирование с элементами оригами и плоскими фигурами, графические диктанты. Отработка вычислительных навыков на основе цветовых ориентиров (рисование по цифрам), моделирование и преобразование объемных фигур (таких как куб и параллелепипед).
3-й класс. Построение разверток объемных фигур (таких как куб, пирамида, параллелепипед, цилиндр, конус, призма) и их преобразование. Выполнение задания поискового и творческого характера с плоскими и объемными фигурами. Решение задач открытого типа.
4-й класс. Знакомство с понятиями «симметрия и асимметрия». Симметричные фигуры. Выполнение творческих работ по теме «Красота и симметрия». Составление узоров с помощью параллельного переноса. Знакомство с понятием «золотое сечение». Решение проектных задач на нахождение периметра и площади. Задачи открытого типа на движение. Составление объемных и плоскостных моделей.
В процессе внедрения программы отслеживается динамика развития дивергентного мышления у детей начальных классов по методике Д. Гилфорда и с помощью педагогической диагностики. По результатам диагностики виден рост уровня развития дивергентного мышления учащихся по следующим характеристикам:
• беглость (увеличивается общее количество ответов);
• гибкость (увеличивается количество групп выбранных ответов);
• оригинальность(увеличивается число редко приводимых ответов).
Чтобы восполнить отсутствие или небольшое количество дивергентных задач в программе, наши учителя составляют такие задачи сами: задачи на движение, задачи с геометрическим содержанием, а также преобразовывают подходящие для этого конвергентные задачи в дивергентные. Дивергентной задачей называется задача, допускающая различные способы решения, различные интерпретации заданных в условии объектов или имеющая несколько вариантов правильного ответа [3].
Дивергентная задача 1-го типа - та, которая может быть решена только одним способом, а с другой стороны, имеет несколько вариантов ответов.
Пример: Как из Перми можно добраться до Москвы? Найдите как можно больше вариантов. Постройте маршруты.
Дивергентная задача 2-го типа - та, которая имеет один ответ, но решается несколькими способами. Это любая задача, имеющая разные способы решения. Такие задачи есть в учебниках.
Пример: Две машины выехали одновременно навстречу друг другу из города и поселка и встретились через 3 часа. Скорость одной машины 60 км/ч, скорость другой -70 км/ч. Какое расстояние между городом и поселком?
Дивергентная задача 3-го типа - та, которая имеет разные верные ответы и решается разными способами.
Пример:
скорость время расстояние
1-й велогонщик 260 м/мин 30 мин
2-й велогонщик ? 30 мин
Между 1-м и 2-м 600 м
• Посмотрите на таблицу.
• Определите, какие виды задач на движение вы можете составить по этим данным, а какие нет, и почему.
• Составьте и решите задачи.
В этой задаче не указано направление движения и чья скорость больше, поэтому ее решать можно по-разному, а в некоторых случаях она становятся задачей с недостающими данными или с неподходящими данными.
Таким образом, наша рабочая программа по математике формирует и диагностирует основы дивергентного мышления, а дальнейшее его развитие и применение происходит во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
Внеурочная деятельность учащихся реализуется в образовательной деятельности школы как целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации различных курсов: оригами, конструирование, моделирование, проектная деятельность, занимательная математика. Внеурочная деятельность в нашем учебном заведении осуществляется при согласованности с учебной. Ведут эти курсы сами учителя школы.
Преобразование школьной среды позволяет организовать дополнительное образование младшего школьника на базе созданных студий и мастерских. В них работают специалисты данного профиля.
Принципы дополнительного образования в нашей школе:
• неразрывная связь воспитания и обучения с жизнью;
• всемерное поощрение всех форм исследовательской активности учащихся;
• высокий уровень насыщенности содержания обучения;
• открытый характер проблем и вопросов для изучения;
• активные, проблемно-диалогические методы обучения;
• направленность на развитие творческих способностей и дивергентного мышления ребенка;
• совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися;
• высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения.
В школе представлено дополнительное образование через профили: дизайн, театр, танцы, спорт, Л-технологии, науки, технологии для жизни, языки и т. д.
Каждый профиль представлен курсами. Курсы могут быть долгосрочными - идти целый год и могут быть краткосрочными по продолжительности - 8-14 часов. Например, профиль дизайн представлен курсами: арт-студия, арт-лаборатория, творческая мастерская; профиль Я-технологии: робототехника, скрейчпрограммирование, информатика и программирование.
Применяя технологию «Модуль инжиниринга», мы реализуем следующие образовательные программы:
1. Робототехника. Данная программа научно-технической направленности актуальна для нашего времени. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует развитию конструкторского и дивергентного мышления, фантазии через техническое творчество, изучению принципов работы многих механизмов.
2. Проектирование брелка. Обучение детей современным технологиям должно включать в себя не только применение навыков ручного труда с использованием инструмента, но и понимание принципов инженерного 3Э-моделирования и конструирования. Использование 3Э-принтеров позволяет освободить творческую фантазию ребенка, радикально снизив барьер между идеей и ее реализацией.
Возможность перевести техническую идею в компьютерную модель, а затем
в готовое изделие почти «заводского» качества является для современного ребенка очень мощным стимулом к преодолению инстинкта потребителя.
3. Ручная набойка рисунка по ткани. Ручная набойка - один из старинных способов художественного оформления тканей. Создать мотив в технике ручной набойки может любой учащийся, поскольку никаких специальных навыков для этого не требуется. А это значит, что у каждого ребенка получится свой уникальный функциональный предмет. Учащиеся пробуют набивать ткань, используя готовые клише. Делают набивку на ткань из нестандартных материалов: фрукты, овощи, гвозди, карандаши и т. д.
4. Проектирование и изготовление изделий из дерева на станке с ЧПУ (числовое программное управление).
В нашей стране широко распространена резьба по дереву как популярное декоративно-прикладное искусство. Работа с деревом развивает у учащихся навыки действия с инструментами, активизирует память, внимание. Создание собственных изделий дает учащимся возможность развивать творческое воображение и дизайнерские навыки, поскольку они соприкаса-
ются с миром природы, учатся его беречь. Полученные навыки изготовления изделий пригодятся им в дальнейшей повседневной жизни.
В нашей школе также есть технологии для жизни, представленные программами профильных лагерей. Это осенняя, зимняя и летняя образовательные программы.
Мы активно сотрудничаем с дизайнерами, художниками, специалистами фото-и видеосферы, мультимедиа и других направлений. В проекте принимают участие дизайнеры, заинтересованные в изменении не только школы дизайна «Точка», но и в целом института школы. С нами сотрудничают известные дизайнеры страны -Владимир Чайка, Эркен Кагаров, Александр Матвеев, специалисты УралГАХУ и Британской высшей школы дизайна.
В заключение хочется отметить, что рабочая программа по математике в начальной школе пересмотрена учителями начальных классов с учетом требований ФГОС и специфики школы дизайна «Точка». Данная программа проходит апробацию и имеются первые результаты, которые выражаются в положительной динамике развития дизайн-мышления обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. Ь1Ь11о1екаг.ги>рз1Ио1од1а-2-1/142.И1т
2. Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. 2006. № 1.
3. Гашаров Н. Г., Касумова Б. С. Дивергентные задачи в начальном курсе математики. Махачкала: ДГПУ, 2010. - 156 с.