Научная статья на тему 'Особенности психосоматического статуса у детей дошкольного и школьного возраста'

Особенности психосоматического статуса у детей дошкольного и школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1747
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПСИХОСОМАТИКА / ПСИХОАНАЛИЗ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесникова Л. И., Долгих В. В., Дзятковская Е. Н., Поляков В. М.

В материалах доклада обобщены результаты работы Института педиатрии и репродукции человека НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, посвященные изучению психосоматических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста. Разработана прогностическая модель с учетом психофизиологических и лабораторных показателей для выявления групп риска по формированию психосоматических нарушений в процессе школьного обучения. Доказано, что разработанная технология гомеостатированного информационного пространства позволяет значительно улучшить здоровье школьников в процессе здоровьесбере-гающего школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесникова Л. И., Долгих В. В., Дзятковская Е. Н., Поляков В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF PSYCHOSOMATIC STATUS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE

The results of Institute of Pediatrics and Human Reproduction SB RAMS study devoted to the researches of psychosomatic abnormalities of children of preschool and school age have been summarized at the article. The prognostic model of revelation of risk group on the forming of psychosomatic abnormalities in the course of school education has been developed. It has been demonstrated that the developed technology of homeostatic information space allows to improve the schoolchild health noticeably in the course of health preserving school aducation.

Текст научной работы на тему «Особенности психосоматического статуса у детей дошкольного и школьного возраста»

УДК: 615.85-053.2

Л. И. Колесникова, В. В. Долгих, Е. Н. Дзятковская, В. М. Поляков

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НИИ педиатрии и репродукции человека ГУ НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН, Красноярск

В материалах доклада обобщены результаты работы Института педиатрии и репродукции человека НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, посвященные изучению психосоматических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста. Разработана прогностическая модель с учетом психофизиологических и лабораторных показателей для выявления групп риска по формированию психосоматических нарушений в процессе школьного обучения. Доказано, что разработанная технология гомеостатированного информационного пространства позволяет значительно улучшить здоровье школьников в процессе здоровьесбере-гающего школьного обучения.

Ключевые слова: дети, психосоматика, психоанализ, школьное обучение

Среди трех видов взаимодействия организма со средой - пластический, энергетический, информационный - последний играет важнейшую системообразующую роль, реализуя взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства, физиологического и психического, осознанного и неосознаваемого.

С полным правом можно сказать, что состояние информационного обмена является индикатором воздействия на организм биологических, социальных и других факторов. Мы выделили несколько направлений в исследовании информационных процессов и явлений живой природы: социокультурный, гомеостатический, генетический, индивидуально-типологический, про-цессуально-деятельностный, экологический, структурно-уровневый и структурно-интегра-тивный, образовательный, клинический.

Остановимся на двух: образовательный - информационный обмен как составная часть научения и обучения, теории когнитивного научения; клинический - роль информационного обмена в появлении и компенсации психических нарушений, психосоматических расстройств.

Составной частью взаимодействия человека с информационным пространством является научение, т. е. "целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс передачи и усвоения накопленного человеческого опыта, приобретения способов познавательной деятельности". Традиционно процесс научения рассматривался с точки зрения задействованных в нем психических процессов и когнитивных операций.

На разных этапах индивидуального развития параметры когнитивной сферы и ее включенность в регуляторную систему организма неодинаковы.

Регуляторные функции первичных когнитивных структур наиболее выражены в критические периоды онтогенеза. Особенно это касается периода 6-11 лет, когда ведущей деятельностью ребенка становится обучение.

Именно в этот период роль получения информации, ее первичная обработка и преобразование в психическом и физиологическом развитии ребенка становится не только важной, но и в значительной степени, определяющей.

На рис. 1 показано, что у детей с ВСД, как и с невротическими нарушениями, преобладает образный тип кодирования, что не характерно для учащихся с органической неврологической патологией.

При распределении детей с разным состоянием здоровья по ведущим каналам поступления информации выявлено следующее: у детей без неврологических нарушений в процессе обучения отмечается наибольшая частота использования трех когнитивных модальностей, а в группах с неврологической патологией и у детей с ВСД этот показатель был самым низким. При неврологической патологии ведущим был слуховой анализатор, а при ВСД и при неврозах -зрительный.

Все это делает младший школьный возраст сенситивным как к стрессорным, так и к коррек-ционным воздействиям психосоматического и соматопсихического характера. Формирующийся у ребенка 6-11 лет в процессе научения и обучения стиль работы с информацией в случае своей рациональности может оптимизировать регуляторные механизмы на биологических уровнях, а в случае нерациональности - приводить к их перегрузке, увеличивать риск пси-хонейросоматических срывов, изменений личности ребенка.

Рис. 1. Частота соматической патологии у младших школьников

У детей и подростков формирование психосоматических изменений и заболеваний имеет ряд отличий и обусловлено психофизиологическими особенностями детского организма:

1) изменчивость процессов психосоматической регуляции в детском организме;

2) их низкая специфичность;

3) недостаточность психосоциальных адаптивных возможностей ребенка и невысокая его социальная защищенность;

4) редкость психосоматических балансировок;

5) особые клинические формы психогений -маскированные (скрытые) состояния, когда со-

Рис. 2. Влияние некоторых факторов на протекание когнитивных процессов

матические нарушения являются единственным ответом ребенка на психоэмоциональное напряжение.

Рассмотрим (рис. 2) возможные условия протекания когнитивных процессов и их роль в развитии психосоматических расстройств и декомпенсации органических нарушений. Остановимся на трех блоках, определяющих течение когнитивных процессов: блок I - регуляции активности деятельности; блок II - процессы получения, обработки, кодирования, хранения, преобразования информации; блок III - программирование и контроль за деятельностью.

У детей, особенно в младшем школьном возрасте, страдают I и III блоки. Причинами сбоя в их работе могут быть генетические нарушения, осложнения перинатального периода, перенесенные заболевания инфекционного и неинфекционного периодов, а также социальные факторы. Все это вызывает такие психосоматические расстройства, которые вызывают вторичные когнитивные нарушения. Вторично возникающие когнитивные нарушения могут, в свою очередь, влиять на эффективность процесса обучения, приводить к развитию астенических реакций и состояний, нарушать мотивационный фон учебной деятельности, снижать самооценку ребенка.

В связи с этим вырисовываются два перспективных направления исследований. Одно - заключается в выявлении группы риска детей по формированию психосоматических изменений и нарушений в связи с их индивидуально-типологическими когнитивными особенностями. Другое - предполагает выяснение направленности оптимизации стиля когнитивной деятельности ребенка для дальнейшего его оздоровления.

Индивидуально-типологические когнитивные особенности детей связаны, прежде всего, с таким базисным признаком, как межполушар-ная функциональная асимметрия головного мозга. Ее изучение на больших выборках детей дошкольного и младшего школьного возраста может дать исходную информацию о предпосылках формирования когнитивной деятельности на уровне популяции (а также о возможных связях с особенностями психосоматической патологии).

Преобладающим типом латеральной организации мозга (рис. 3) в городской и сельской выборках являлась амбидекстрия. Особенно распространенным этот признак оказался у девочек. У мальчиков имела место другая картина: во-первых, амбидекстрия выражена в популяциях меньше и, во-вторых, существует различие в частоте ее выявляемости в городской и сельской выборках. Еще одним отличием у мальчиков было относительно большее число правшей в городской популяции.

При проведении сравнительных исследований психоневрологического статуса (рис. 4) городских и сельских школьников у последних на первое место выступали эмоциональные расстройства и задержки в развитии тех форм психической деятельности, которые тесно связаны с состоянием речевой функции.

Однако, в целом, у сельских детей лучше развиты зрительно-пространственные функции психологической деятельности. Интересно отметить, что эти "популяционные" особенности больше проявляются у мальчиков, тогда как у девочек они достаточно сглажены независимо от среды развития.

Исходя из полученных данных, можно предположить, что картина распределения типов профилей латеральной организации мозга (ПЛО) на популяционном уровне меняется на этапах онтогенеза, причем основной "вклад" в эти изменения вносят преимущественно мальчики.

В целях предупреждения возможных психосоматических нарушений и формирования оптимальных стилей когнитивной деятельности в школе следует еще в дошкольном возрасте направленно развивать у ребенка способность воспринимать информацию с опорой на разные анализаторы; формировать межанализаторные связи; развивать способность к двуполушарно-му мышлению, перехода от анализа к синтезу и наоборот.

Проведенные исследования поставили вопрос об особенностях биохимических, функциональных, конституциональных характеристик детей групп риска. Если их когнитивные особен-

Рис. 3. Распределение типов латеральной организации в городских и сельских популяциях

Рис. 4. Структура развития высших психических функций у городских и сельских детей Восточной Сибири

ности имеют глубокие корни в виде нейроэндок-ринно-гуморальных механизмов, можно ожидать, что дети с разными стилями работы с информацией имеют отличия по ряду гомеостати-руемых показателей.

Так, на начало обучения в школе детей с 1-й группой здоровья среди учащихся 6-7 лет обнаружено не было, со 2-й группой здоровья было 56%; с 3-й - 35%; остальные имели 4-ю группу здоровья.

Мы проанализировали состояние здоровья детей и их биохимические показатели в начале обучения в школе и в динамике (рис. 5).

К концу первого года обучения часть детей была переведена в 3-ю и 4-ю группы здоровья и оказалось, что для данных детей характерно снижение концентрации первичных продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ) (ДК) на фоне увеличения концентраций прооксидантов

к

- металлов с переменной валентностью (Бе, Си, 7п), увеличение концентрации рибофлавина, и особенно изменение соотношения показателей неферментного звена АОА/а-токоферол и АОА/мочевая кислота.

Активация метаболических процессов у детей этих групп подтверждалась достоверно значимым высоким уровнем тиреотропина (ТТГ), трийодтиронина (Т3).

Обращает на себя внимание вклад мочевой кислоты в систему антиоксидантной защиты организма ребенка, которая по своим антирадикальным свойствам близка к фенольным антиок-сидантам и в то же время является активным хе-латором металлов с переменной валентностью.

На основании выявленных фактов можно говорить о том, что дети младшего школьного возраста даже во 2-й группе здоровья в начале обучения были неоднородны по исходному состоянию метаболических процессов, выраженных в различной степени напряжения разных звеньев системы антиоксидантной защиты (АОЗ).

Используя соответствующий математический аппарат, который учитывает многофакторную природу изучаемых явлений и описывает полигенную структуру формирования и развития адаптационного или патологического процесса, мы построили уравнение канонической величины:

-33,14+0,3919х8_белок+3,762хТТГ-6,754хТз+0,0969хС_Ге

описывающее процент отнесения детей к группе риска по ухудшению здоровья.

Рис. 5. Содержание металлов и диеновых конъюга-тов в сыворотке крови у обследованных детей

Рис. 6. Сравнение состояния здоровья детей-синтетиков и детей-аналитиков

Исследование содержания а-токоферола и ДК у детей, отличающихся способом обработки информации, показало, что дети с левополушар-ным способом имели достоверно более высокое содержание ДК, соотношение ДК/Си, ДК/7п, ДК/Бе, чем синтетики, т. е. правополушарные.

Такие результаты могли свидетельствовать о связи усиления ПОЛ сыворотки крови не только с ситуациями стресса, но и усилением активности левополушарных и ослаблением активности правополушарных когнитивных структур.

Достоверное снижение содержания а-токо-ферола и возрастание концентрации диеновых конъюгатов отмечалось при всех случаях когнитивных "застреваний", нарушении межполу-шарного переноса, снижении активности правого полушария, что позволило нам рассматривать а-токоферола в качестве биохимического индикатора нерациональных когнитивных сти-

Рис. 7. Когнитивный портрет ребенка

лей. Такие результаты (рис. 6) полностью совпадают с данными по динамике состояния здоровья детей-синтетиков и детей-аналитиков.

В группе с органическими неврологическими нарушениями преобладали дети с аналитическим когнитивным процессом, а с невротическими нарушениями нервной системы и с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и ССС - обратная картина -преобладание детей с синтетическим когнитивным процессом.

Обобщая полученные данные, мы составили "когнитивный портрет" (рис. 7) ребенка группы риска по психосоматическим нарушениям.

Установлена связь моторных и сенсорных асимметрий со встречаемостью органических и функциональных расстройств. Показан половой диморфизм такой связи.

Действительно, число детей с дизгармонич-ным развитием к концу обучения (рис. 8) в начальной школе увеличилось на 25%; на 19% увеличилось число детей с неврологическими нарушениями; почти на 31% возросло число детей с функциональными изменениями ЖКТ и на 16% увеличилось число детей с 3-й группой здоровья за счет их перехода из 2-й группы.

Увеличились также аффективные патохарак-терологические реакции протеста с выраженным вегетативным фоном; реакции отказа были у каждого четвертого ребенка.

Анализ типичного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с точки зрения принципов биоуправления показывает, что практически все они не реализуются, т. е. создается учебная информационная среда, вызывающая напряжение нервной регуляции ребенка и выступающая в качестве стресс-реализующего фактора, приводя к декомпенсации имевшихся у него органических нарушений или к появлению новых психосоматических заболеваний. При этом даже не патологические, а физиологические особенности ребенка могут стать причиной патогенетических детерминант.

Рис. 8. Ухудшение здоровья школьников к концу обучения в начальной школе

Рис. 9. Соотношение мужественности и женственности у девочек с ГСПП

Одним из возможных результатов повреждающего воздействия стрессорных факторов у подростков является развитие гипоталамического синдрома пубертатного периода (ГСПП), частота выявления которого в популяции растет (рис.

9).

Важным клиническим проявлением ГСПП являются психоэмоциональные нарушения. Личностные особенности девочек характеризуются преобладанием аутодеструктивных и диз-морфо-реакций, тревожностью, мнительностью; выражен внутриличностный конфликт и склонность к психосоматизации.

При дальнейшем анализе психологических особенностей девочек-подростков с расстройствами репродуктивной функции нами выявлены нарушения процесса становления полоролевой идентификации.

Таким образом, выявленные особенности девочек-подростков способствуют не только неадекватному становлению полоролевого поведения и задержке психосексуального развития, но и формированию соматических расстройств и впоследствии - нарушениям репродуктивной функции.

Другим, наиболее ярким примером психосоматического расстройства является эссенциаль-ная АГ (ЭАГ). Общеизвестно, что у детей и подростков с ЭАГ на начальных стадиях формирования обнаруживается измененная вегетативная реактивность и исходный вегетативный тонус ребенка.

Из результатов исследования познавательной деятельности подростков с ЭАГ можно выделить следующее: собственно психические функции (внимание, память, мышление) у подростков с ЭАГ на этапе формирования заболевания не страдают, а в основе имеющихся изменений

лежит своеобразный симптомокомплекс эмоционально-личностных расстройств:

- низкая степень социальной адаптации;

- высокая интравертированность и ригидность самооценки;

- жесткий контроль за эмоциями, склонность к тревожным реакциям;

- депрессивный способ реагирования на стресс;

- постоянное внутреннее эмоциональное напряжение.

Таким образом, можно представить влияние информационного стресса на формирование ЭАГ.

По мнению Г.Н. Крыжановского (1997), когнитивное "застревание" приводит к повторяющимся ситуациям "сшибки" и может рассматри-

Рис. 10. Психосоматическая системная модель

Рис. 11. Динамика изменения здоровья детей в зависимости от системы обучения

ваться в качестве детерминанты формирования патологической системы. При этом возникают вторичные изменения со стороны нервной системы - стадия эндогенизации патологического процесса. Выход патологической системы на периферию с участием вегетативной нервной системы может приводить к гипоталамическому синдрому, нарушениям сосудистого тонуса, аритмии, нарушениям секреции.

Характер психосоматической симптоматики определяется структурой формирующихся патологических систем. Процесс выздоровления может быть связан с ликвидацией патологической детерминанты как самой резистентной части патологической системы.

Таким образом, все изложенное выше можно представить в виде патогенетической схемы психосоматических нарушений у детей и подростков под воздействием информационного стресса (рис. 10).

Мы приступили к реализации второй задачи - профилактики стрессорных воздействий путем гармонизации информационного пространства.

При оценке результативности гомеостатиро-ванного информационного пространства мы использовали показатели групп здоровья. Для чистоты эксперимента результаты сравнивали с контрольными группами, в которых было идентичное медицинское и психологическое обеспечение, но не изменялись технологии образования, не создавались и не реализовывались индивидуальные траектории обучения и воспитания.

Как видно из рис. 11, в начале традиционного обучения дети с 1-й и 2-й группами составили 49%, такое же количество - с 3-й группой (49 %), а с 4-й группой - 1,5 %. В динамике обучения (к концу 3 года) здоровье детей резко ухудшилось:

возросло количество детей с 3-й и 4-й группами (57 и 3 соответственно). А при изменении технологии образования (применение здоровьесбере-гающих технологий) наблюдается обратная картина. Так, увеличилось количество детей с 1-й и 2-й группами (40 и 57) при статистически достоверном уменьшении детей с 3-й и 4-й группами за счет перехода их в 1-ю и 2-ю группы. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что, только изменяя технологии обучения, можно значительно улучшить состояние здоровья детей.

Итак, нами выполнены две поставленные задачи. Разработана прогностическая модель с учетом психофизиологических и лабораторных показателей для выявления групп риска по формированию психосоматических нарушений в процессе школьного обучения.

Доказано, что разработанная нами технология гомеостатированного информационного пространства позволяет значительно улучшить здоровье школьников в процессе здоровьесбере-гающего школьного обучения.

THE PECULIARITIES OF PSYCHOSOMATIC STATUS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE

L.I. Kolesnikova, V.V. Dolgikh, E.N. Dzyatkovskaya, V.M. Polyakov

The results of Institute of Pediatrics and Human Reproduction SB RAMS study devoted to the researches of psychosomatic abnormalities of children of preschool and school age have been summarized at the article. The prognostic model of revelation of risk group on the forming of psychosomatic abnormalities in the course of school education has been developed. It has been demonstrated that the developed technology of homeostatic information space allows to improve the schoolchild health noticeably in the course of health preserving school aducation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.