Научная статья на тему 'Методы немедикаментозной коррекции психосоматических расстройств у одаренных детей'

Методы немедикаментозной коррекции психосоматических расстройств у одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
329
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / GIFTED CHILDREN / PSYCHOSOMATIC PATHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власенко Анастасия Вячеславовна, Долгих Владимир Валентинович, Рычкова Любовь Владимировна, Родионова Александра Николаевна

На основании данных исследования учащихся лицея Иркутского государственного университета г. Иркутска сотрудниками. Научного центра предложен комплекс реабилитационных мероприятий, для. одаренных детей с психосоматической, патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власенко Анастасия Вячеславовна, Долгих Владимир Валентинович, Рычкова Любовь Владимировна, Родионова Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF NON-PHARMACOLOGICAL CORRECTION OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN GIFTED CHILDREN

Based on the results of clinical and psychological examination, of 112 students of Lyceum, of Irkutsk State University we designed, a complex of rehabilitation, measures for gifted children with, psychosomatic disorders.

Текст научной работы на тему «Методы немедикаментозной коррекции психосоматических расстройств у одаренных детей»

УДК 615.8/616.-053.2

А.В. Власенко, В.В. Долгих, Л.В. Рычкова, А.Н. Родионова

методы немедикаментозной коррекции психосоматических расстройств у одаренных детей

Учреждение Российской академии медицинских наук Научный центр проблем здоровья семьи

и репродукции человека Сибирского отделения РАМН (Иркутск)

На основании данных исследования учащихся лицея Иркутского государственного университета г. Иркутска сотрудниками. Научного центра предложен комплекс реабилитационных мероприятий для одаренных детей с психосоматической патологией.

Ключевые слова: одаренные дети, психосоматическая патология

methods of NoN-pHARMAcoLoGicAL correction of psYcHosoMATic DisoRDERs IN Gifted cHILDREN

A.V. Vlasenko, V.V. Dolgikh, L.V. Rychkova, A.N. Rodionova

Scientific Center of Family Health Problems and Human Reproduction SB RAMS, Irkutsk

Based, on the results of clinical and psychological examination, of 112 students of Lyceum, of Irkutsk State University we designed, a complex of rehabilitation measures for gifted children with psychosomatic disorders. Key words: gifted children, psychosomatic pathology

В последние годы активное внимание уделяется изучению здоровья школьников. Интерес представляет предположительное наличие отличий в состоянии здоровья у детей с различным уровнем способностей к обучению [1]. Научные исследования в этой области находятся на стадии изучения, тем не менее, первые предварительные результаты получены в Научном центре проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН.

Сотрудниками Научного центра обследовано 112 подростков, учащихся лицея ИГУ г. Иркутска, в возрасте от 14 до 17 лет. Из них мальчиков — 47 (42 %), девочек — 65 (58 %) человек. Все дети предварительно прошли психологическое тестирование по результатам которого, разделены на 3 группы: группа I — интеллектуально одаренные реализовавшиеся (т.е. продуктивно реализующие свой потенциал и имеющие реальные достижения) — 32 человека; группа II — интеллектуально одаренные не реализовавшиеся (т.е. не реализующие свой потенциал) — 40 человек; группа III — среднеин-теллектуалы (группа контроля) — 40 подростков. У обследованных нами подростков наиболее часто отмечалась патология сосудистой и вегетативной нервной систем с лидированием синдрома вегетативной дистонии — 72 (64,3 %) случая. При распределении данной патологии по группам исследования выявлено преобладание вегетативных нарушений среди одаренных детей, наиболее выраженное в группе не реализовавшихся (80 %). Кроме того, среди одаренных детей было выявлено преобладание синдрома артериальной гипотензии и синкопальных состояний, наиболее отчетливое в группе реализовавшихся (15,6 % с гипотензией и

12,5 % с синкопами).

Также среди исследуемых нами школьников было обнаружено 22 (19,6 %) часто болеющих под-

ростка (ОРИ более 3 раз в год). Из них мальчиков

— 7 (14,9 %), девочек — 15 (23,1 %), т.е. в 1,5 раз больше. При этом часто болеющих детей в 2 раза больше среди «одаренных» — 23,6 %, в то время как в контрольной группе их 12,5 %. Причем преобладание часто болеющих детей отмечается в группе не реализовавшихся — 27,5 %. Такие результаты могут быть объяснены взаимосвязанностью основных регуляторных систем организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервной, эндокринной и иммунной. Иммуносупрессивные реакции наблюдаются при разных жизненных ситуациях: при остром преходящем стрессе, длительных нервных нагрузках, депрессивных состояниях и т.д. Учитывая вышесказанное, мы не можем исключить наличие подобных изменений у подростков интеллектуально одаренных, но не реализовавших по каким-то причинам свой потенциал [2].

При распределении аллергопатологии по группам исследования выявлено значимое преобладание среди «одаренных» детей (группы 1 и 2) — 33,3 %, по сравнению с контролем — 18,8 %. Такое психосоматическое заболевание, как бронхиальная астма (БА), отмечено только среди «одаренных» — в 5,6 % случаев, причем со значимым преобладанием в группе реализовавшихся — 9,4 %. В контрольной группе подростков с данным заболеванием не зарегистрировано. В литературе уже давно отмечалась взаимосвязь между аллергическими реакциями и заболеваниями с одной стороны и особенностями личности и также нервно-психическими расстройствами с другой [3, 4]. При изучении психосоциальной этиологии аллергических реакций оказалось, что роль предшествующей действию аллергена сенсибилизации выполняют психотравмирующие жизненные события. К ним относятся, например, ситуации конфликта и страха. Полученные нами

результаты о значимом преобладании аллергопатологии, в частности такой нозологии, как бронхиальная астма, в группе «одаренных» свидетельствуют об отличиях нервно-психической сферы данных детей от обычных и большей их подверженности психотравмирующим и стрессовым жизненным ситуациям.

У обследованных нами подростков выявлялась патология желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) в 39,1 % случаев, представленная функциональными расстройствами пищеварения, воспалительными заболеваниями (гастрит, гастродуоденит), дискине-зией ЖВП, с преобладанием у лиц женского пола (47,0 %). Наибольший удельный вес среди данной патологии составляли функциональные расстройства, в 2 раза чаще выявляемые у девушек (33,3 %).

Патология костно-мышечной системы у обследованных детей была представлена нарушением осанки — 24,5 % случаев, сколиозом — 19,1 %, плоскостопием — 2,7 % и другими единичными случаями, в целом — 49,1 % без преобладания по половому признаку. Наибольший удельный вес среди данной патологии составили функциональные нарушения — нарушение осанки (24,5 %), которые преобладали в группе «одаренных» — 30,9 %, в то время как в группе контроля — 15,0 %. Сколиоз же значимо чаще выявлялся в контрольной группе — 21,7 %, в то время как в группе исследования он составил 15,4 %.

При распределении эндокринной патологии по группам исследования было выявлено преобладание гипотрофии среди «одаренных» (23,6 %), наиболее выраженное в группе не реализовавшихся (27,5 %). У 2 подростков из этой же группы было диагностировано ожирение 1-й степени, при этом в других группах ожирения не выявлено. Необходимо отметить преобладание ГСПП и патологии щитовидной железы в контрольной группе:

22,5 % и 17,5 % соответственно. Гинекологическая патология лидировала среди девушек из группы «одаренных» реализовавшихся — 36,8 %, далее по убывающей: группа контроля — 33,3 %, группа «одаренных» не реализовавшихся — 32,0 %.

Таким образом, на основании полученных нами результатов можно заключить, что интеллектуально одаренные дети с большей долей вероятности дисгармонично развиты, более подвержены острым инфекционным заболеваниям, часто имеют вегетативные расстройства, артериальную гипотензию и синкопальные состояния. Кроме того, у них значительно чаще, чем у среднеинтеллектуа-лов, выявляется аллергопатология, в т.ч. бронхиальная астма, а также патология ЖКТ, костно-мышечной системы и оба вида дистрофий (гипотрофия, ожирение). Все вышеперечисленные нарушения с наибольшим преобладанием отмечаются в группе интеллектуально одаренных не реализовавшихся.

В связи с полученными данными возникает необходимость в проведении реабилитационных мероприятий. Несомненно, методы психологической коррекции играют важнейшее значение в реабилитации детей с психосоматической патоло-

гией. Пока ребенок находится в состоянии эмоционального дистресса, все остальные мероприятия не принесут должного результата. Но в повышении функциональных резервов систем жизнеобеспечения организма ребенка, компенсации сниженных функций и повышении адекватности реагирования на повседневные нагрузки достойное место отводится методам физиотерапии [5]. В педиатрической практике при назначении немедикаментозной коррекции физический фактор должен воздействовать на патогенез заболевания и быть по возможности максимально щадящим для организма ребенка. К числу методов, отвечающих вышеперечисленным условиям и возможных к проведению в учебном заведении, относятся: ароматерапия, галоаэрозольная терапия, кислородный коктейль и аэроионотерапия.

Ароматерапия — метод, основанный на искусственном распылении в воздухе летучих фракций эфирных масел. Вдыхание запахов через рефлекторные механизмы влияет на такие функции организма, как температура тела, аппетит, уровень стресса, уровень метаболизма. Гипотензивным воздействием обладают (у больных с ЭАГ) эфирные масла мяты, мелиссы, лаванды. Седативное воздействие (у больных с эмоциональными нарушениями, ВСД, при гиперкинетических расстройствах поведения, тахикардии) оказывают эфирные масла можжевельника, мелиссы, мяты, лаванды. Тонизирующее воздействие (при астеновегетативном синдроме, гипотонии, ипохондрических и депрессивных нарушениях) оказывают эфирные масла апельсина, лимона, шалфея. У детей, имеющих отрицательный аллергоанамнез, рекомендуется периодическое проведение ароматерапии 2 — 3 раза в неделю с кратностью 10 — 15 процедур 1 раз в 3 месяца. Продолжительность процедуры — 10 — 30 мин. Расход эфирного масла из расчета 2 капли на 5 м2 площади помещения. Процедуры осуществляются в аромафитокабинете, дети располагаются в удобных креслах, сеансы предпочтительнее сопровождать музыкальными или психосуггестивными программами.

Галоаэрозольная терапия — метод лечения в условиях воссозданного микроклимата соляных спелеолечебниц. В результате применения галоа-эрозольной терапии происходят положительные сдвиги в системном гуморальном и клеточном иммунитете. Весьма значима положительная динамика параметров, характеризующих дисбаланс в системе «перекисное окисление липидов — антиоксиданты» (ПОЛ — АО). Имитирующий нахождение в соляной пещере интерьер создает атмосферу спокойствия и комфорта, отключает пациента от среды привычных раздражителей. Процедуры галоаэрозольной терапии способствуют стабилизации состояния вегетативной нервной системы, оказывают положительное психоэмоциональное воздействие. Галоингаляционная терапия осуществима с помощью индивидуальных настольных галогенераторов «Галонеб», «ГИСА-01», генерирующих высокодисперсный сухой аэрозоль хлорида натрия. Курс состоит из 10 — 15 ежедневных

процедур длительностью 10 — 15 мин с режимом солевого аэрозоля, определяемым в зависимости от показаний.

Кислородный коктейль — это смесь сока (яблочного, вишневого, гранатового) с сиропом солодки (пенообразователь), насыщенная кислородом до состояния нежной воздушной пены. Курс

— ежедневно в течение 15 — 20 дней.

Аэроионотерапия — это метод лечебного применения электрически заряженных газовых молекул (аэроионов). Для лечебных целей применяют преимущественно отрицательно заряженные аэроионы, которые оказывают непосредственное действие на рецепторы кожи и интерорецепто-ры бронхов, легких и кровь при диффузии через альвеолярные мембраны. Это влияние повышает активность мерцательного эпителия трахеи, бронхов, повышает легочную вентиляцию, увеличивает потребление кислорода и выделение углекислоты, усиливает окислительно-восстановительные реакции, снижает накопление серотонина в слизистой оболочке носа, стимулирует кальциево-фосфорный обмен, снижает накопление молочной кислоты, ускоряет регененеративные процессы, потенцирует механизмы иммунной защиты.

Таким образом, предложенные реабилитационные мероприятия не требуют чрезмерных материальных вложений, просты в применении, воздействуют на патогенетические основы заболевания и, как следствие, приводят к оптимизации учебного процесса у одаренных детей.

литература

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: рук-во для врачей. — М.: Издательский дом «Династия», 2004. — С. 168.

2. Долгих В.В., Рычкова Л.В., Немова С.И. Состояние здоровья интеллектуально одаренных детей // Актуальные проблемы педиатрии: Сб. материалов XIV конгр. педиатров России с между-нар. участием. — М., 2010. — С. 576.

3. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста: (монография) / под ред. В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. — М.: Изд-во ГУ НЦ ЗД РАМН, 2004. - С. 198.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2005. - С. 713.

5. Частная физиотерапия / под ред. Г.Н. Пономаренко. - М., 2005. - С. 430.

сведения об авторах

Власенко Анастасия Вячеславовна - кандидат медицинских наук, врач-физиотерапевт высшей категории, заведующая отделением физиотерапии клиники Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (664о46, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 67а; тел.: 8 (3952) 59-04-19; e-mail: [email protected])

Долгих Владимир Валентинович - доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, главный врач клиники Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (664046, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 67а; тел./факс: 8 (3952) 24-68-21; e-mail: [email protected])

Рычкова Любовь Владимировна - доктор медицинских наук, заместитель главного врача клиники Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (664046, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 67а; тел.: 8 (3952) 59-04-75; e-mail: [email protected])

Родионова Александра Николаевна - аспирант Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РаМн, врач-педиатр, заведующая приемным отделением клиники Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (664046, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 67а; тел.: 8 (3952) 24-60-00; e-mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.