ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
Н.А. Белоусова, Д.З. Шибкова1 ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск, Россия
В настоящем исследовании определены проявления компенсаторных психофизиологических реакций у подростков с нарушением осанки в общем механизме сен-сомоторной интеграции. Особенности организации и управления движениями у подростков с нарушениями осанки связанны с интенсивным формированием связей в системе регуляции движений.
Ключевые слова: координациометрия, сенсорномоторная интеграция, регуляция движений, нарушение осанки.
Psychomotor functions in adolescents with posture disorders. The present study is dedicated to the compensatory physiological responses in adolescents with posture disorders within the general mechanism of sensorimotor integration. Movements organization and control in adolescents with postural disorders result from intensive formation of bonds in the system of movements regulation.
Key words: coordination study, sensorimotor integration, the regulation of movements, posture disorders.
Подростковый возраст является одним из ключевых сенситивных периодов онтогенеза. Возраст 12-14 лет сопровождается морфофункциональным созреванием различных органов и систем, совершенствованием энергетических процессов и двигательной функции, созреванием отдельных звеньев сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем.
Характеризуя особенности психомоторных функций, авторы указывают на возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у подростков. Особенности нервной системы подростков приводят к своеобразию моторной и психической деятельности. Моторика подростков характеризуется порывистостью движений, повышенной двигательной активностью, склонностью к преодолению препятствий при отсутствии достаточной осторожности в оценке своих сил и возможностей [1]. На характеристики психофизиологических функций подростков существенное влияние оказывают изменения, обусловленные этапом полового созревания, в частности функциональное состояние гипоталамуса [5], что проявляется в преобладании возбуждения, ослаблении торможения, снижении работоспособности и адаптационных возможностей.
Доказано, что регуляция вертикальной устойчивости, как ведущего признака функционального состояния опорно-двигательного аппарата, определяется психофизиологическими и психологическими особенностями личности. Такая зависимость выражается во взаимосвязи параметров стабилометрии (длины траектории,
Контакты: 1 Шибкова Д.З., E-mail: <[email protected]>
площади статокинезиограммы и распределением веса на нижние конечности) с количественными и качественными характеристиками переработки информации, состоянием психической напряженности и свойствами личности, которые, автор рекомендует использовать в качестве маркеров риска развития нарушений осанки [3].
Исследования ряда авторов (Райх В., Лоуэн А., 1996; Сологубов Е.Г. и др. 2000) также указывают на имеющуюся взаимосвязь между функцией равновесия и психофизиологическими особенностями личности. Одинаковый уровень формирования навыка равновесия может достигаться разными путями в зависимости от типологических свойств личности. Это позволяет предполагать влияние психофизиологических факторов на формирование осанки.
Теоретико-практическую значимость имеют результаты анализа данных, отражающих сенсомоторную интеграцию, как проявление процессов конвергенции на кортикальных полях лобной коры нейрональной импульсации от структур сенсорных систем и от ядер двигательной системы с целью организации и оптимизации двигательной деятельности [4]. Сенсомоторная интеграция, как структурный механизм пластичности мозга, предопределяет конкретный уровень развития интеллекта [2].
Но вместе с тем в доступной литературе не достаточно представлены сведения об особенностях психомоторных функций у подростков с нарушением осанки. Нами проведен комплексный анализ последовательностей сложных сенсомотор-ных реакций при выполнении тестового задания «Контактная координациомет-рия», который позволяет определить проявления компенсаторных психофизиологических реакций в общем механизме сенсомоторной интеграции.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведено тестирование сенсомоторной координации движений у 200 подростков 12-14 лет общеобразовательной школы № 19 г. Челябинска, сформировано две группы обследуемых: с нарушением осанки (основная группа), в составе - 62 девочки и 54 мальчика; без нарушений осанки (контрольная группа), в составе - 43 девочки и 41 мальчик.
Основные показатели психофизиологического статуса регистрировались с помощью компьютерной программы «НС-Психотест», разработанной фирмой «Нейрософт» г. Иваново. Применялись методики контактная координациометрия по профилю, контактная координациометрия с обратной связью. С использованием центильного анализа данных были определены контрольные (нормативные) значения показателей сенсомоторной координациометрии в зависимости от функционального состояния опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки) и от половой принадлежности обследуемых 12-14-ти лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основываясь на положениях теории Н.А. Берштейна, описывающей целевую детерминацию поведенческих реакций на фоне организации движений, результаты обследования мы интерпретировали с позиций психомоторной организации деятельности [8]. В частности, нами оценивались мануальный тремор, координация движений, сенсорный контроль над движениями.
В результате сравнительного анализа показателей точности управления движениями подростков контрольной и основной групп установлен ряд особенностей, указывающих на различный уровень проявления психомоторных функций организма обследуемых в зависимости от функционального состояния опорно-двигательного аппарата (табл. 1).
Таблица 1
Нормативные значения показателей сенсомоторной координациометрии учащихся 12 - 14-ти лет
Вариант методики Показатель, ед. измерения Мальчики (п= 107) Девочки (п= 94)
Контактная коорди-нациометрия по профилю Длительность тестирования, с 11,0 -16,0 11,0 - 15,0
Количество касаний 12,0 -25,0 11,0 - 23,0
Общее время касаний, с 0,73-1,58 0,63-1,35
Количество касаний/с 0,89-1,80 0,74-1,98
Время касаний/с 0,05-0,10 0,05-0,12
Контактная коорди-нациометрия по профилю с обратной связью Длительность тестирования, с 12,0 -18,0 12,0 - 18,0
Количество касаний 10,0 -22,0 9,0 - 21,0
Общее время касаний, с 0,61-1,31 0,42-1,31
Количество касаний/с 0,66-1,48 0,47-1,53
Время касаний/с 0,04-0,10 0,03 - 0,10
Установлена зависимость функции управления движениями от функционального состояния обследуемого, при этом степень влияния пола на результат двигательного акта не выявлена. При относительно равных значениях длительности тестирования, количество ошибочных действий (касаний) подростков контрольной группы, как у мальчиков, так и у девочек достоверно в 2,5 раза превышало количество касаний сверстников основной группы (табл. 2).
Научный интерес вызывает интерпретация показателей точности управления движениями подростков. Подростки основной группы демонстрируют достоверно низкие значения показателя общего времени касаний, что свидетельствует о высоком уровне сенсорного контроля над движениями по сравнению с проявлением функции данного вида у сверстников контрольной группы (1= 3,96 при p<0,001). Высокий уровень сенсорного контроля над движением инициирует соответствующий уровень проявления сложного двигательного качества - координации, о чем свидетельствуют относительно низкие значения интенсивности ошибочных действий (количество касаний) в группе подростков с нарушением осанки (у девочек t= 6,01 при p<0,001; у мальчиков 1= 7,78 при p<0,001).
В психофизиологии когнитивной деятельности часто ссылаются к категории стилевых характеристик, выраженных в показателях времени выполнения тестирования, как к критерию эффективности и результативности. В нашем случае, пока-
затели координациометрии являются дополнительными данными в оценке мануального тремора как непроизвольного ритмичного движения конечностей, возникающих вследствие поочередного сокращения мышц-агонистов и мышц-антагони-стов [10]. В литературе показано, что тремор различается по частоте генерации, условиям возникновения, локализации, по ассоциации с другими двигательными расстройствами и требует тщательного анализа [6]. Значения показателя интенсивности ошибочных действий, выраженного в количестве касаний в секунду, у подростков контрольной группы достоверно выше (при р<0,001), чем у сверстников с нарушением осанки независимо от половой принадлежности обследуемых.
Таблица 2
Показатели точности управления движениями подростков 12-14-ти лет (М±т)
Методика Показатель, ед. измерения Девочки Мальчики
Основная (п=62) Контроль (п=43) Основная (п=54) Контроль (п=41)
Контактная координациометрия по профилю Длительность тест-я, с 12,52 ±1,34 13,31 ±0,66 14,32 ±0,83 13,62 ±0,79
Количество касаний 14,13 ±1,13 37,63 ±2,08*** 15,19 ±1,11 39,00 ±2,56***
Общее время касаний, с 1,07 ±0,13 1,97 ±0,19*** 1,08 ±0,09 2,16 ±0,26***
Количество касаний/с 1,26 ±0,14 2,96 ±0,25*** 1,16 ±0,13 3,08 ±0,21***
Контактная координациометрия по профилю с обратной связью Длительность тест-я, с 14,43 ±1,26 15,13 ±1,08 16,26 ±1,04 14,38 ±0,84
Количество касаний 12,13 ±1,12 5 ** 76 к- 32 ± 13,06 ±1,15 31 * 4 с п 32 ±
Общее время касаний, с 0,76 ±0,09 1,79 ±0,14*** 0,86 ±0,07 2,11 ±0,18***
Количество касаний/с 0,97 ±0,12+ 2,69 ±0,27*** 0,87 ±0,11 2,84 ±0,23***
Примечания:* - степень достоверности различий показателей по сравнению с таковыми между однополыми представителями сравниваемых групп(*** - при p< 0,001); + - степень достоверности различий показателя по сравнению с таковыми в различных вариантах методики «Контактная координациометрия по профилю» (+ - при р<0,05).
По мнению В.М. Еськова с соавторами (2006), постуральному (физиологическому) тремору можно дать математическое описание, применяя моделирование с использованием компартментно-кластерного подхода. Показано, что амплитуда физиологического тремора влияет на точностные характеристики двигательного акта [7]. Снижение величины постурального тремора, вероятно, проходит за счет совершенствования тонких механизмов управления медленными движениями с участием базальных ганглиев. В раннем подростковом возрасте, непроизвольные
движения рук в виде физиологического тремора обусловлены функциями экстра-пирамидной системы управления и по амплитудно-частотным параметрам половых различий не обнаруживают [9].
Отсутствие гендерных достоверных различий внутри группы (основной и контрольной), на наш взгляд, объясняется устойчивостью функциональной системы, управляющей двигательными локомоциями. Однако зависимость от функционального состояния организма определяет отличную качественную характеристику уровня этой системы. Правомерность такого рода заключения обусловлена результатами сравнения показателей тестирования по методикам «Контактная координа-циометрия по профилю» и аналогичной с опцией обратной связи. Например, количество касаний в секунду у девочек основной группы на 23 % меньше в тесте «Контактная координациометрия по профилю» с обратной связью.
ВЫВОДЫ
1. Особенности организации и управления движениями у подростков с нарушениями осанки связанны с интенсивным формированием связей в системе регуляции движений.
2. Совершенствование способности центральных структур к интеграции афферентных и эфферентных сигналов обеспечивает высокое качество динамических характеристик движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков. Физиология развития ребенка / М.М. Безруких. - М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 239-257.
2. Вергунов Е.Г. Связь сенсорно-моторной интеграции с успеваемостью у школьников 4-х и 6-х классов // Научный журнал «Психология образования в по-ликультурном пространстве». - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун.-та , 2010. - Т. 1. -С. 66-72.
3. Давыденко Д.Н. Психофизиологические основы функциональных состояний: Учебное пособие / Д.Н. Давыденко, В.И. Григорьев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 242 с.
4. Деханова И.М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2008. - 29 с.
5. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
6. Залялова З.А. Современные представления о треморе / З.А. Залялова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - М.: Изд-во «Медиасфера», 2012. - N 9. - С. 72-76.
7. Еськов В.М. Новые подходы в теоретической биологии и медицине на базе теории хаоса и синергетики / В.М. Еськов [и др.] // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2006. - Т. 5. - № 3. - С. 617-622.
8. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П. Ильин; Серия: Учебник нового века. - СПб.: Изд-во Питер, 2003. - 384 с.
9. Комин С.В. К вопросу об идентичности параметров физиологического тремора рук у мальчиков и девочек 9-10 лет / С.В. Комин, А.Я. Рыжов // Вестник тверского государственного университета. - 2006. - Вып. № 2. - С. 40-45.
10. Шток В.Н. Экстрапирамидные расстройства: Руководство для врачей / В.Н. Шток, О.С. Левин, Н.В. Федорова. - М: Медицинское информационное агентство, 2002. - 230 с.