Научная статья на тему 'Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения'

Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1246
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОМОТОРНЫЙ СТАТУС / BLIND AND BAD-SIGHTED CHILDREN / PSYCHOPHYSICAL AND PSYCHOMOTOR STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дычко Елена Анатолиевна, Дычко Владислав Викторович, Флегонтова Вероника Валентиновна, Пикинер Дмитрий Сергеевич

Приведены результаты изучения психофизического и психомоторного статуса слепых и слабовидящих детей 7…17 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дычко Елена Анатолиевна, Дычко Владислав Викторович, Флегонтова Вероника Валентиновна, Пикинер Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysical and Psychomotor Status of Children with Visual Disorder

The article contains the results of psychophysical and psychomotor status study of blind and bad-sighted children

Текст научной работы на тему «Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения»

Медицина

УДК 571.9 + 612.7+ 614.599.7 + 315.234

Дычко

Елена

Анатолиевна Еієna Dychko

Дычко Владислав Викторович Vladislav Dychko

Флегонтова Вероника Валентиновна Veronika Flegontova

Пикинер Дмитрий Сергеевич Dmitriy Pikiner

ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ И ПСИХОМОТОРНЫМ СТАТУС ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

PSYCHOPHYSICAL AND PSYCHOMOTOR STATUS OF CHILDREN WITH VISUAL DISORDER

Приведены результаты изучения психофизического и психомоторного статуса слепых и слабовидящих детей 7.. .17 лет

Ключевые слова: слепые и слабовидящие дети, психофизический и психомоторный статус

The article contains the results of psychophysical and psychomotor status study of blind and bad-sighted children

Key words: blind and bad-sighted children, psychophysical and psychomotor status

І Iостановка проблемы. Анализ пос--Иледних исследований и публикаций. Здоровье человека определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте [1-5].

Разработка индивидуализированного подхода к проведению коррекционно-реабилитационной работы особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специализированных лечебно-образовательных учреждениях.

Большинство концепций усовершенствования физической подготовки включают разработку и использование комплекса ме-

тодов диагностики психофизических способностей с преимуществом модельных характеристик.

Новые подходы в понимании характера нарушений психофизического развития, их структуры, глубины и потенциальных возможностей развития слепых и слабовидящих детей требуют существенного обновления содержания специального образования, форм и методов реализации, использования новых подходов и инновационных технологий, а также новых комплексных программ развития.

Физическая реабилитация слепых и слабовидящих детей с особенностями пси-

хофизиологического развития — одно из приоритетных направлений работы специальных учреждений и главной частью оздоровительной и воспитательной работы, выступает могучим способом укрепления здоровья и правильного физического развития детей (В.Г. Григоренко, В.В. Дычко).

Проблема коррекции психомоторных нарушений у детей с нарушениями зрения рассматривается как с медицинских позиций, так и с позиций сохранения психического и физического здоровья ребенка. Все психофизиологические функции в организме, психомоторная организация и двигательные способности следует рассматривать с позиций функционально генетического подхода, которой является фундаментальным теоретическим базисом современной дифференциальной психофизиологии [3].

Однако, невзирая на достаточно широкий спектр исследованных направлений, специальных работ, направленных на изучение влияния физических упражнений на психомоторику у слепых и слабовидящих детей в возрасте 7...17 лет, не проводилось.

В последнее время актуальной темой является разработка эффективных методов комплексной физической реабилитации, что обуславливает необходимость проведения валидной диагностики состояния психомоторики слепых и слабовидящих детей с оценкой исходного уровня физического развития и степени нарушения психомоторной функции, разработка и внедрение в процесс физического воспитания методов, направленных на развитие психомоторики и программы с применением индивидуальных физических нагрузок.

Цель исследования: определить психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения в возрасте 7.17 лет.

Объект и методы исследования. Базами для исследования выступили: специальная общеобразовательная школа-интернат 1.3 степени для слепых и слабовидящих детей г. Славянск Донецкой области; кафедра патофизиологии ЛГМУ, кафедра физического воспитания СГПУ.

В исследовании принимало участие 68

детей с нарушениями зрения и 46 практически здоровых однолетков с нормальным зрением обоего пола. Для медико-педагогических наблюдений были созданы группы по возрасту из детей с нарушением зрения и практически здоровых однолетков: младшего школьного возраста 7.10 лет, среднего школьного возраста 11__14 лет, стар-

шего школьного возраста 15_17 лет.

Для решения поставленных заданий оценки психомоторных качеств у обследованных детей — диагностику свойств нервных процессов и функционального состояния на основе параметров простой и сложной зрительно моторной и простой слухо-моторной реакции проводили за классическими психодиагностическими методиками при помощью аппаратно-программного комплекса НС — психотест НЭТ под управлением операционной системы Windows XP Professional.

Результаты и их обсуждения. Нарушение зрения, как показано далее, приводит к отставанию в росте и развитии двигательной памяти, ситуативного мышления, пространственной ориентации, физических качеств, в связи с этим положением необходима коррекция психомоторного развития слепых и слабовидящих детей.

Результаты изучения антропометрических показателей мальчиков с нарушениями зрения свидетельствуют об отставаниях последних в росте, массе тела, длине руки, обхвате запястья, обхвате грудной клетки как в покое, так и на вдохе и выдохе, от своих однолетков, которые не имеют нарушений зрения. Они также имеют нарушение пропорциональности тела, уменьшения скоростных возможностей мышц, а также отстают за биологическим в возрасте от практически здоровых однолетков. Лишь длина ноги у мальчиков с нарушениями зрения не отличается от длины ноги у практически здоровых детей без нарушений зрения.

Нарушения зрения способствуют отставанию от практически здоровых мальчиков в росте, достижении массы тела, длине руки, обхвата запястья и грудной клетки, независимо от функционального состояния

(в покое, на вдохе и выдохе), динамометрических показателей. Они не достигают соответствующей площади поверхности тела, его пропорциональности и скоростных возможностей мышц, что необходимо учитывать при назначении реабилита-

ционных мероприятий. Такие глубокие изменения антропометрических показателей способствуют уменьшению биологического возраста у слепых и слабовидящих мальчиков в возрасте 7.17 лет.

Таблица 1

Антропометрические показатели слепых и слабовидящих детей в возрасте 7...17 лет

Показатели Ед. изм. 7...10 лет 11.14 лет 15.17 лет

Мальчики с нарушен. зрения Девочки с нарушен. зрения Мальчики с нарушен. зрения Девочки с нарушен. зрения Мальчики с нарушен. зрения Девочки с наруш. зрения

М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т

Рост стоя см 129,5 ± 4,75 129,0 ± 4,73 161,8 ± 2,79 153,1 ± 1,82 172,2 ± 5,94 159,0 ± 2,14

Масса тела кг 30,7 ± 2,57 36,2 ± 2,83 47,6 ± 1,82 46,1 ± 1,75 54,5 ± 3,83 47,2 ± 2,07

Обхват запястья см 14,5 ± 0,49 15,5 ± 0,49 16,8 ± 0,38 15,7 ± 0,24 17,7 ± 1,06 16,2 ± 0,82

Обхват грудной клетки При задержке дыхания см 67,8 ± 1,45 74,6 ± 1,34 80,5 ± 1,69 84,1 ± 1,58 85,3 ± 6,63 89,8 ± 6,21

на вдохе см 74,0 ± 2,16 80,7 ± 1,86 87,7 ± 1,53 88,6 ± 1,54 91,0 ± 7,45 98,5 ± 6,40

на выдохе см 67,2 ± 1,69 73,6 ± 1,62 78,9 ± 1,86 80,5 ± 1,87 81,2 ± 8,77 96,2 ± 7,30

Динамо- метрия левая рука кг 12,2 ± 1,76 10,2 ± 0,58 25,2 ± 2,45 17,0 ± 1,64 32,8 ± 7,17 16,3 ± 2,30

правая рука кг 6,3 ± 0,98 11,2 ± 0,69 26,5 ± 2,47 19,1 ± 1,71 35,0 ± 7,13 19,3 ± 3,20

Поверхность тела см2 10508,2 ± 600,77 11668,0 ± 630,42 14631,6 ± 372,74 14017,8 ± 331,19 16163,7 ± 827,02 14463,8 ± 376,18

Пропорциональность тела % 70,0 ± 1,70 80,6 ± 1,74 73,4 ± 0,99 74,7 ± 0,86 75,8 ± 1,89 75,5 ± 1,89

У девочек с нарушениями зрения установлено отставание в росте, массе тела, длине конечностей, обхвате запястья рук и грудной клетки, в динамометрических данных обеих рук. У них меньшая поверхность тела и нарушена пропорциональность, снижена скоростная возможность мышц. Перечисленное приводит к уменьшению биологического возраста у девочек с нару-

шениями зрения.

Проведенные многочисленные широкие обследования патофизиологических особенностей психофизического и психомоторного статуса мальчиков в возрасте 7-17 лет с нарушениями зрения показали, что у 70 из 100 % обследованных психофизическое состояние организма изменено.

Таблица 2

Особенности психофизического состояния мальчиков с нарушениями зрению в возрасте 7...17 лет

Показатели Количество Обнаружено показателей Количествен. показатели

обследованных абс. % М ± т

1. Диагностика свойств нервных процессов и функциональных состояний на основании параметров

простых и сложных зрительно-моторных реакции

Реакция выбора

Среднее значение времени реакции 37 28 76 439,1 ± 17,67

Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР)

Скорость сенсомоторных реакций 37 32 86 281,9 ± 8,91

Реакция различия

Среднее значение времени реакции 37 28 76 353,0 ± 13,47

Число ошибочных реакций 37 28 76 1,5 ± 0,20

Число пропусков 37 28 76 1,2 ± 0,23

Реакция на д вижущийся объект (РДО)

Среднее время реакции 37 29 78 3,8 ± 1,69

Сумма времени опережений 37 29 78 1304,7 ± 165,97

Сумма времени запаздываний 37 29 78 1626,1 ± 293,59

2. Диагностика определения силы, уравновешенности и динамической подвижности нервных

процессов на основе простои слухо-моторнои реакции

Простая слухо-моторная реакция (ПСМР)

Среднее значение времени реакции 37 36 97 274,4 ± 12,35

Корректурный тест (звуковой)

Среднее время реакции 37 37 100 430,1 ± 12,81

Динамометрия

Максимальная мышечная сила ' '37 37 100 22,7 ± 1,85

Порог удержания 50% 37 37 100 11,3 ± 0,92

Теппинг-тест - определение силы нервной системы

Средний межударный интервал ' 37 ' 34 92 233,8 ± 7,29

ЧисЛо ударов'"' ' 37 34 92 133,3 ± 3,91

' ' Тремометрия - контактная

Обшее время касаний ‘ 1 ‘ 37 37 100 4,1 ± 0,53

' Координациометрия по профилю

Количество касаний 37 37 100 3,8 ± 0,43

Параллельные аналогичные исследования слепых и слабовидящих девочек обнаружили изменения параметров психофизического состояния в 55 из 100 % случаев.

Аппаратная диагностика свойств нервных процессов и функциональных состояний, на основе простых и сложных зрительно-моторных реакций показала, ряд отличий ведущих показателей за определенными реакциями как у мальчиков,

так и у девочек. Все показатели нарушений зрительно-моторной реакции обнаружены у 76 % мальчиков и 55 % девочек. Для девочек характерным являются не только сниженные показатели в общей когорте, но и в общем количестве показатели меньше. По всем показателям слепые и слабовидящие дети, в возрасте 7.17 лет, отстают от практически здоровых однолетков с нормальным зрением.

Таблица 3

Особенности психофизического статуса девочек с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) в возрасте 7.. .17 лет

Показатели Количество обследованных Обнаружено показателей Количественные показатели

абс. % М ± т

1. Диагностика свойств нервных процессов и функциональных состояний на основании

параметров простых и сложных зрительно-моторных реакции

Реакция выбора

Среднее значение времени реакции 31 17 55 435,8 ± 18,83

ПЗМР

Скорость сенсомоторных реакций 31 21 68 272,2 ± 10,18

Р еакция различия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее значение времени реакции 31 18 58 349,7 ± 14,75

Число ошибочных реакций 31 18 58 1,4 ± 0,28

Число пропусков 31 18 58 0,5 ± 0,19

Реакция на двигательный объект (Р ДО)

Среднее время реакции 31 17 55 6,9 ± 2,10

Число ошибочных реакций 31 17 55 9,3 ± 1,63

Число пропусков 31 17 55 10,8 ± 1,17

2. Диагностика определения силы, уравновешенности и подвижности нервных

процессов на основе простои слухо-моторнои реакции

Простая слухо-моторная реакция - ПСМР

Среднее значение времени реакции 31 30 97 262,6 ± 11,23

К о о о ф кт гурный тест (звуковой)

Среднее время реакции '' 31 31 100 464,9 ± 12,12

Динамометрия

Максимальная мышечная сила 31 30 97 17,0 ± 1,33

Порог содержания 31 30 97 8,5 ± 0,67

Теппинг-тест - Определение силы нервной системы

Средний межударный интервал 31 26 84 231,0 ± 6,29

Число ударов 31 26 84 133,4 ± 3,36

Тремометрия - контактная

Общее время касаний 31 28 90 5,0 ± 0,73

Координациометрия по профилю

Количество касаний 31 29 94 3,8 ± 0,39

Перечисленное свидетельствует о наличии особенностей показателей психофизиологического статуса слепых и слабовидящих детей, что требует коррекции этих показателей за счет улучшения качеств двигательной сферы, которая включает конкретный комплекс физического развития, имеющегося фонда двигательных умений, навыков и автоматизма.

Анализ сложной структуры дефекта психомоторного развития слепых и слабовидящих детей различает первичный дефект, вызванный нарушением зрения, и вторичные приобретенные отклонения, которые возникают в результате действия

первичного дефекта. К ним мы относили нарушение параметров двигательной сферы, а также формирование по этому поводу патологических типов психофизических реакций у детей с нарушениями зрения — хронический психоэмоциональный стресс.

Выводы и перспективы последующих исследований в данном направлении. Таким образом, как у мальчиков, так и у девочек с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) достоверно снижены основные антропометрические показатели, что приводит к несоответствию (уменьшение) их биологического возраста. Как мальчики, так и девочки с нарушениями зрения в

возрасте 7.17 лет отстают от практически здоровых однолетков с нормальным зрением за биологическим возрастом, прогнозом достижения соответствующих показателей роста и массы тела, а также максимального потребления кислорода.

У слепых и слабовидящих детей, независимо от пола, сохраняется способность к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров, точности временной оценки мышечных уси-

лий, точности пространственной оценки к контролю стойкости статического и динамического равновесия; контролю координированных движений и общей координации движений

Данные, полученные нами в результате проведенного исследования, будут использованы для разработки методов коррекции показателей психофизиологического и психомоторного статуса детей с нарушением зрения.

Литература

1. Григоренко В.Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов физической реабилитации человека. - М.: Фонд социальных изобретений России, 1993. -l82 с.

2. Дичко В.В. Методи психодіагностики порушень психомоторних реакцій у сліпих та слаб-козорих дітей // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2008. - № 11. - С. 165-168.

3. Дичко В.В. Оцінка психомоторних і психофізичних реакцій сліпих та слабозорих дітей // Український медичний альманах. - 2009. - № 4. -Додаток. - С. 51-55.

4. Оцінка психомоторних якостей у сліпих та слабозорих дітей / В.В. Дичко, Т.В. Дегтярен-ко Т.В., І.В. Ахременко [та ін.] // Теорія і практика фізичного виховання (науково-методичний журнал). - 2008. - № 2. - С. 125-130.

5. Психолого-педагогические и медико-биологические факторы оптимизации физического воспитания школьников (норма и патология) [навчальний посібник] / В.Г. Григоренко, В.В. Дычко, К.С. Кузин [и др.]. -Бердянск, 2001. - 89 с.

Коротко об авторах____________________________________________Briefly about the authors

Дычко Е.А., ассистентка кафедры физического воспитания, Славянский государственный педагогический университет (СГПИ) [email protected]

E. Dychko, assistant physical education department, Slavic State Pedagogical University (SGPI)

Научные интересы: иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов

Scientific interests: immune, metabolic and microbiological status of athletes

Дычко В.В., д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания, Славянский государственный педагогический университет (СГПИ) [email protected]

V. Dychko, Doctor of Biology, professor, head of Physical Education department, Slavic State Pedagogical University (SGPI)

Научные интересы: психомоторика и психофизиологический статус детей с нарушением зрения, микробиологический статус спортсменов

Scientific interests: psychomotor and psychophysi-ological status of children with visual disorder, microbiological status of athletes

ФлегонтоваВ.В., д-р мед. наук, профессор, Государственное учреждение «Луганский государственный медицинский университет», профессор кафедры патофизиологии

V. Flegontova, Doctor of Medicine, State agency «Lugansk State Medical University», professor of Pathophysiology

www.lsmu.edu.ua

Научные интересы: иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов

Пикинер Д. С., ассистент кафедры физического воспитания, Славянский государственный педагогический университет (СГПУ)

Научные интересы: психофизиологический статус детей и микробиологический статус спортсменов

Scientific interests: immune, metabolic and microbiological status of athletes

D. Pikemen, assistant of Physical Education department, Slavic State Pedagogical University (SGPU)

Scientific interests: psychophysiological status of children and microbiological status of athletes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.