Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 22-27 НЕДЕЛЬ ГЕСТАЦИИ К 36 МЕСЯЦАМ СКОРРИГИРОВАННОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 22-27 НЕДЕЛЬ ГЕСТАЦИИ К 36 МЕСЯЦАМ СКОРРИГИРОВАННОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Береснева С.Ю., Гребнева В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 22-27 НЕДЕЛЬ ГЕСТАЦИИ К 36 МЕСЯЦАМ СКОРРИГИРОВАННОГО ВОЗРАСТА»

Раздел 14. КОНКУРС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 22-27 НЕДЕЛЬ ГЕСТАЦИИ К 36 МЕСЯЦАМ СКОРРИГИРОВАННОГО ВОЗРАСТА

Береснева С.Ю., Гребнева В.М. Научный руководитель: д.м.н., проф. Сахарова Е.С Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова Н.И., Москва, Россия.

Введение. Экстремально недоношенные дети страдают от церебральной ишемии и дыхательных расстройств, формируя хроническую патологию. По данным литературы от 40 до 80% детей, рожденных в 22-27 недель гестации, имеют когнитивные расстройства и двигательные нарушения. Анализ компенсаторных возможностей экстремально недоношенного ребенка, изучение развития психомоторных функций необходимы для разработки механизмов влияния на процессы созревания нервной системы в рамках совершенствования медицинской помощи.

Цель исследования. Оценить особенности психомоторного развития детей, рожденных в 22-27 недель гестации, к 36 месяцам скорригированного возраста (СВ).

Материалы и методы. Ретроспективный сравнительный анализ динамики психомоторного развития глубоконедоношенных детей первых 39 месяцев жизни, распределенных в зависимости от гестационного возраста (ГВ) на группы: 1 — 22-27 недели (n=35) и 2 — 28-32 недели (n=35). Использованы данные медицинской документации. Оценку нервно-психического и моторного развития проводили с учетом скорригированного возраста. Результаты оценки сопоставлялись с рекомендациями ВОЗ и значениями шкалы CAT/CLAMS (клинически адаптивный тест/клиническая лингвистическая и слуховая шкала).

Результаты. Сроки внеутробной адаптации у детей 1-ой группы были выше, что свидетельствует о более глубокой морфо-функциональной незрелости. К 36 месяцам СВ моторные нарушения были выявлены у 9 детей (25,7%) 1-ой и 7 (20%) 2-ой группы, из них у 6 (17,14%) и 4 (11,42%) неловкость на фоне мышечной гипотонии и атаксии, у 3 детей (8,6%) и 3 (8,6%) -повышение мышечного тонуса, у 12 (34,29%) и 9 (25,7%), соответственно, отмечались познавательные нарушения (коэффициент познавательного развития по шкале CAT/CLAMS<75%) (р>0,05). Задержка речевого развития отмечалась у 100% детей в обеих группах, но 23 (65,7%) ребенка в 1-ой и 26 (74,29%) во 2-ой группе — сравнялись по показателям развития с доношенными сверстниками к 36 месяцам СВ возраста (р<0,05), при этом у детей 2-ой группы динамика развития соответствовала СВ за время всего периода наблюдения, а в 1-ой группе только на третьем году жизни. Среди них становление навыков в первые 12 месяцев жизни запаздывало в сред-

нем на 2 возрастных срока в пересчете как на СВ, так и на фактический возраст.

Выводы. Дети, рожденные в 22-27 недель гестации составляют группу высокого риска по формированию неврологических и когнитивных нарушений. На фоне выраженной морфофункциональной незрелости сроки постнеонатальной адаптации, созревания структур головного мозга, поступательность неврологического развития у них имеют выраженные отличия от сверстников с большим гестацион-ным возрастом. У детей с ГВ 22-27 недель в первые 24 месяца жизни отмечается медленный прирост психомоторных навыков с опозданием на 2 возрастных срока, относительно сверстников с ГВ 28-32 недели, но на третьем году жизни происходит «догоняющий скачок», позволяющий к 36 месяцам СВ добиваться сравнивания с более зрелыми по сроку гестации сверстниками, что требует дальнейшего изучения на большей когорте пациентов.

ПРЕДХИРУРГИЧЕСКАЯ ОРТОДОНТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НОВОРОЖДЕННЫХ С ДВУСТОРОННЕЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА С ПОМОЩЬЮ ИНДВИДУАЛЬНЫХ ОБТУРАТОРОВ Билле Д.С., Дудник О.В.

Научный руководитель д.м.н., проф. Мамедов А.А ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), Москва.

Актуальность. Расщелина губы и неба (РГН) — это врожденная аномалия челюстно-лицевой области. По данным Всероссийской организации здравоохранения, по распространенности среди врожденных аномалий данная патология занимает 3 место, в то время как по тяжести поражений анатомо-функциональных структур она занимает 1 место. Частота рождаемости детей с РГН составляет от 1:500 до 1:1000 новорожденных [1]. Самой тяжелой формой среди них является двусторонняя РГН, встречающаяся с частотой 15% [2].

Неоспоримым фактом является то, что дети с РГН нуждаются в комплексном лечении при участии специалистов различного профиля: УЗИ—специалист, неонатолог, педиатр, челюстно-лицевой хирург, стоматолог-ортодонт, оториноларинголог, логопед, врач-генетик и другие смежные специалисты. Междисциплинарный подход лечения детей с РГН включает в себя предхирургическую ортодонтическую подготовку в комплексе с первичными хирургическими манипуляциями. Главная задача врача-ортодонта заключается в устранении сформированного при рождении диастаза между межчелюстной костью и отростками верхнечелюстной кости, а также

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.