УДК 82-1 (4) 9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В РОМАНАХ ИЭНА МАКЬЮЭНА («ИСКУПЛЕНИЕ», «НА БЕРЕГУ»)
© А. А. Медведев
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 68 74.
Email: filolog@newmail. ru
В статье анализируются особенности психологизма в романах Иэна Макьюэна «Искупление» и «На берегу». В частности, определяются факторы, которые формируют психологию взаимоотношений героев, а также средства и приемы художественного изображения и психологического анализа персонажей. Автор статьи приходит к выводу - психологизм в романах писателя призван открыть разветвленную, сложную, противоречивую канву мыслей, разнообразных чувств, переживаний и эмоциональных реакций, что и составляет внутреннюю жизнь личности и определяет линию ее отношений с другими людьми в обществе и в личных взаимоотношениях.
Ключевые слова: герой, взаимоотношения, психологизм, деталь, характер, внутренний мир, персонаж, портрет, психологический роман.
Иэн Макьюэн, как принято говорить о нем, один из самых скандальных писателей Англии. Он стал известен после того, как в возрасте тридцати лет опубликовал два романа - «Цементный садик» (1978) и «Утешение странников» (1981). Произведения принесли ему «мрачную» славу: изобилуя натурализмом и насилием, они шокировали и пугали. Но через 25 лет он кардинально меняет направление: обращается к традиционному английскому роману. Сильный, захватывающий сюжет, создание и исследование целой сети взаимоотношений, внимание к деталям и описанию природы в романе «Искупление» (2001) заставили критиков говорить о «новом Макьюэне», занятом проблемами современного человека в реальных обстоятельствах жизни западного общества ХХ в.
В отечественной науке о литературе не так много работ, посвященных творчеству Иэна Макьюэна. Это исследования О. А. Джумайло [1], Е. С. Веденковой [2]. Разными аспектами творчества И. Макьюэна занимались такие зарубежные исследователи, как А. Брэдли [3], Ч. Бирнс [4], Р. Кларк [5], Б. Финни [6], Г. Клаус [7], Д. Линн [8], Д. Малькольм [9], Р. Робинсон [10], К. Райан [11], Дж. Слэй [12].
По мнению О. А. Джумайло, автора докторской диссертации «Английский исповедально-философский роман», большинство произведений Макьюэна можно отнести к исповедальному роману. «Исповедально-философские романы М. Эмиса, И. Макь-юэна, Дж. Барнса, К. Исигуро, Г. Свифта и других признанных английских писателей, принадлежащих одному поколению, обозначили новый этап в развитии английской литературы. Обнаруживая черты постмодернистской поэтики, романы упомянутых авторов несут в себе исповедальные интенции, согласующиеся с современными неканоническими ракурсами в рассмотрении философско-эстетичес-ких вопросов постмодернизма. В особенности эффективными для их трактовки представляются идеи,
связанные с понятием «воскрешения субъекта», эстетикой ранимости, эмоциональными и этическими ресурсами постмодернизма» [1, с. 353].
Как считает О. А. Джумайло, для современного исповедально-философского романа характерно осмысление жизненного опыта через боль и страдание, которые возникают из ощущения катастрофичности бытия и трагической хрупкости человека. Спецификой проявления элементов исповедально-философского романа в «Искуплении» Макьюэна является наличие эмоциональных и этических граней философского вопрошания, обращение героев к своему болезненному опыту, их способность к эм-патии и специфическая ранимость «Я» повествователя [1].
Существуют и другие аспекты, в рамках которых рассматриваются романы Иэна Макьюэна. Например, в своей статье «Модификации психологического романа и современная английская проза (Дж. Барнс, И. Макьюэн)» А. А. Федоров указывает на то, что творчество Макьюэна тесно связано с традициями английской реалистической прозы XIX века. Он называет роман «На берегу» типичным «английским» романом. Это аналитический психологический этюд об отношениях между мужчиной и женщиной. По мнению А. А. Федорова, герои попадают в неразрешимую ситуацию, потому что находятся в плену общепринятых условностей и правил поведения. Макьюэн пытается показать, какой разрыв иногда возникает между духовными порывами, возвышенной юношеской влюбленностью и реальностью биологических импульсов, сексуальных начал, которые могут оказаться не только в дисгармонии, но и создать непроходимую пропасть в отношениях между мужчиной и женщиной [13].
В статье Пилар Хидальго «Память и повествование в «Искуплении» Иэна Макьюэна» также указывается на связь романа «Искупление» с английскими «традиционными» романами. Самым оче-
видным, по мнению исследователя, является аллюзия на роман Джейн Остин «Нортенгерское аббатство». Пилар Хидальго приводит аргументы: во-первых, это упоминание самого Макьюэна, который в одном из интервью называет «Искупление» «Мой роман Джейн Остин», во-вторых, это эпиграф, взятый к роману «Искупление» из «Нортен-герского аббатства», и в-третьих, сходство места повествования (действие обоих романов происходит в английской усадьбе), характеров и судьбы героев (Брайони Толлис из «Искупления» и Кэтрин Морланд из «Нортенгерского аббатства»). Также отмечается, что «Искупление» - это роман, где повествование ведется чаще всего от третьего лица, и автор использует точки зрения разных персонажей на одно и то же событие, в «старомодном духе» [14].
Учитывая мнения отечественных и зарубежных исследователей о творчестве Макьюэна, следует обратить внимание на особенности психологизма в произведениях Иэна Макьюэна «Искупление» и «На берегу».
Как известно, психологизм представляет собой комплект художественных средств и характеристик, раскрывающих особенности процессов, происходящих в сознании, мире чувств и в подсознательной сфере персонажей. Художественное освоение сложности внутреннего мира человека в каждом отдельном случае ведет к созданию особого арсенала приемов и способов психологическому анализа. Мировая литература ХХ в. имеет множество примеров развития психологизма, что связано с неизменным стремлением к более глубокому художественному познанию человека со стороны его сознания, психики и самопознания, к выявлению сложности и внутренней подоплеки отношений между людьми в современном обществе [15]. В этом плане интересны романы Иэна Макьюэна, написанные в начале XXI в.
С этой точки зрения, романы Макьюэна интересны, в первую очередь, в аспекте взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Текст произведений позволяет определить факторы, которые рождают непонимание, конфликты, отчужденность и неразрешимые ситуации во взаимоотношениях героев.
Самый очевидный фактор - это социальное неравенство. В обоих произведениях в центре повествования - отношения героев из разных социальных слоев. В «Искуплении» Робби, сын уборщицы, испытывает сложные чувства к Сесилии, дочери хозяина дома, где работает его мать. В романе «На берегу» простой парень Эдуард собирается жениться на Флоренс, дочери богатых родителей, имеющей тягу к миру искусства.
Герои этих романов - совершенно разные люди, у них разное воспитание и разные условия жизни; они знакомятся в период учебы, благодаря ставшему доступным всем слоям общества образованию. Пользуясь приемом ретроспективы, Макь-юэн рассказывает о жизни героев до их встречи:
Сесилия и Робби оба учились в Кембридже; Эдуард учился в Лондонском университете, изучал историю и получил степень бакалавра, а Флоренс училась в Королевском музыкальном колледже. Герои обоих произведений встречаются уже после учебы. Это своего рода рубеж, после которого начинается другая жизнь. И Макьюэну интересен именно тот период, когда уже сложившуюся личность выпускают во взрослую жизнь.
Кроме того что герои учились в престижных вузах, у них было мало общего. Эдуард в свободное время любил ходить в бары, пить пиво, играть в футбол, драться, ездить на велосипеде, слушать блюз. Флоренс же жила в женском общежитии, упражнялась в игре на скрипке, ходила на концерты, любила бывать на пикниках, в кафе. Сесилия и Робби, несмотря на то что они дружили с детства и учились в одном и том же вузе, во время учебы редко встречались, у каждого был свой круг общения, а в связи с учебой они почти не виделись.
Различие героев Макьюэн показывает и через их отношение к учебе. Сесилия учится на «средне», ее не сильно интересуют занятия, в то время как Робби, сын уборщицы, заканчивает университет с отличием. В романе «На берегу» ситуация обратная. Эдуард, при всем его интересе к истории, не наделен особыми способностями: «Однажды он заглянул в ее папку с табелями успеваемости: показатель умственного развития по тестам - 152, на 17 пунктов выше, чем у него. В ту пору эти показатели считались мерой чего-то такого же осязаемого, как рост и вес» [16].
Таким образом, Макьюэн хочет показать, что социальные и даже интеллектуальные различия не являются препятствием для возникновения симпатии между людьми. Но в конце концов особенности личности и социального происхождения героев могут привести к непониманию и конфликтам и даже глубокой психологической драме, так как герои обоих произведений имеют абсолютно разный набор жизненных установок и ценностей. Например, у них совершенно разное отношение к деньгам. Отец Сесилии спонсирует обучение Робби. Робби становится почти членом семьи Толлисов. Ему позволено находится в их доме столько, сколько он пожелает. В романе «На берегу» отец Флоренс дает Эдуарду работу. Эдуард тоже живет в доме родителей невесты. Робби и Эдуард вынуждены принимать материальную помощь, из-за чего комплексуют и поэтому часто подозревают девушек в упреках по этому поводу. Когда Сесилия спрашивает Робби, зачем он решил учиться на врача, Робби думает, что Сесилию раздражает, что его образование спонсирует ее отец: «Ее удивило, что Робби подумал, будто ее волнует вопрос о деньгах. Это было неблагородно с его стороны. Отец всю жизнь субсидировал образование Робби» [17].
В подобной ситуации в романе «На берегу» сказывается еще и гендерный фактор. Когда Фло-
ренс говорит: «Ты все время хочешь чего-то еще. Какое-то бесконечное вымогательство» [16], - она имеет в виду аспект физической близости, а Эдуард неправильно понимает ее - думает, что девушка осуждает его за то, что ее отец нашел ему работу и подарил на свадьбу большую сумму денег: «Она говорила не о деньгах. Этого у нее и в мыслях не было. Какой абсурд - вообще о них вспомнить. Как он смеет» [16]. Таким образом, герои, выросшие в разной социальной среде, по-разному воспитанные и по-разному относящиеся к своему естеству, часто просто не могут понять друг друга.
Не менее важным фактором, влияющим на взаимоотношения персонажей, является семья. В описании членов семей много общего. Отец Сесилии из романа «Искупление» - государственный чиновник, который часто задерживается на работе и, похоже, изменяет жене. Он присутствует в романе только в диалогах других персонажей. С младшей сестрой Брайони Сесилия общается редко, хотя когда-то испытывала к ней материнские чувства. Мать Сесилии постоянно лежит в постели и жалуется на головные боли. Макьюэн рассказывает о ней, используя мистические метафоры: «Материнская любовь, мигрень, а в последние годы долгие часы вынужденной неподвижности в постели вызвали к жизни какое-то шестое чувство, способность некими невидимыми щупальцами осязать дом, двигаться по нему посвященной во все невидимкой» [17]. Девушка хочет поговорить с матерью по душам, но та чаще всего не в состоянии. Ее болезнь скорее психологическая - таким образом она хочет уйти от решения проблем в семье. Отец Робби бросил семью, и о нем практически ничего неизвестно, а мать почти все свободное время работает в доме у родителей Сесилии, чтобы обеспечить сына.
В романе «На берегу» Флоренс воспитывается в аристократической семье, отношения с родителями нельзя назвать идеальными. Мать не уделяет ей внимания - она всегда занята своими делами. Отец вызывает у Флоренс смешанные чувства: временами умиление, но чаще отвращение. Это характеризует и саму девушку - испытывающая отвращение к физической близости, она тем не менее испытывает нежные, материнские чувства к своему возлюбленному, Эдуарду. С младшей сестрой она не ладит и почти не общается.
Мать Эдуарда из романа «На берегу», в отличии от матери Сесилии, действительно больна - у нее повреждение мозга. И она уже недееспособна. Описания ее состояния очень похожи на описания матери Сесилии: «Она была призрачным существом, худым и кротким эльфом с взъерошенными каштановыми волосами, рассеянно проходившим по дому и так же рассеянно сквозь их детство, -иногда общительная и даже нежная, а иногда отсутствующая, погруженная в свои любимые занятия и проекты» [16]. Обе женщины наделены сильными материнскими качествами, но, вместе с тем,
они как будто безучастны к судьбе своих детей. Их состояние лишь прикрытие для беспомощности и нежелания что-то изменить. Отец Эдуарда работает учителем. И, в связи с недееспособностью матери, все домашние заботы легли на его плечи. На первый взгляд может показаться, что герои живут в благополучных семьях, но при пристальном рассмотрении становится ясно, что это не так. Мотивы болезни дают метафорическое объяснение психологического состояния взрослых героинь, которое, в свою очередь, свидетельствует о неспокойной и неустойчивой обстановке в семейной жизни и о психологических проблемах и противоречиях у детей.
Одним из ключевых факторов, играющих важнейшую роль в судьбе младших героев, являются сексуальные отношения. В романе «Искупление» взаимное сексуальное влечение Сесилии и Робби становится залогом их любви. Но в то же время эта страсть стала причиной трагической событий в романе, так как в их отношения вмешиваются другие персонажи, осуждающие и не понимающие их чувства.
В романе «На берегу», несмотря на то что действие происходит накануне сексуальной революции, которая характеризовалась существенными преобразованиями сексуальных ценностей и норм, Эдуард и Флоренс - молодые люди неопытные и неискушенные в делах любовных, воспитанные в духе консерватизма. Именно переходное время сыграло большую роль в драматических отношениях героев. С одной стороны, эпоха сексуальной свободы, а с другой - почти пуританские традиции воспитания, негласные нормы, не позволяющие вести себя естественно, в соответствие со своими взаимными симпатиями в моменты близости. Здесь и рождается противоречие. Герои не могут преодолеть дисгармонию внутри себя и оказываются в жизненной ситуации, которая приведет их к разрыву.
В своих романах Макьюэн связывает скованность и неестественность в отношениях между полами с тем, что принято называть «английско-стью». Недаром герои наделены старомодными именами - Эдвард и Флоренс, а местом действия является Чезильский пляж в графстве Дорсет, где принято было проводить медовый месяц. Автор в подробностях описывает праздничный ужин - это действительно очень английское, застенчивое, зажатое и почти ритуальное действо. Когда Эдуарда и Флоренс никто не видит, они все равно не могут делать то, что хотят: «Даже когда Эдуард и Флоренс оставались наедине, над ними еще тяготели тысячи неписаных правил. Именно потому, что они взрослые, негоже по-ребячески убегать от стола, приготовленного для них с такими стараниями» [16]. Уже после их ссоры Флоренс понимает: все дело в том, что они были слишком закрыты друг для друга, вежливы как чужие люди, никогда ничего не обсуждали, боялись сказать лишнего. Взаимные претензии, которые они держали в себе, копи-
лись и затем вылились в масштабный конфликт. Неудача свадебной ночи становится для них поворотным моментом всей жизни, так как является для автора важным свидетельством драматической неспособности людей к гармонии в других обстоятельствах и видах взаимоотношений. Главная проблема взаимоотношений мужчины и женщины в романах Макьюэна - тотальное непонимание друг друга. Герой романа «На берегу» в финале задумывается над этими вопросами, когда все осталось в прошлом, а в самом произведении раскрыто значение всей полноты личностных начал в жизненном существовании человека.
Для изображения проблем человека в аспектах психологизма Макьюэн часто использует такой прием, как описание ситуации с разных точек зрения. В романе «На берегу» одни и те же события постоянно сопровождаются размышлениями то одного, то другого героя. Как правило, эти мысли у героев прямо противоположны. Например, во время поцелуя Флоренс думает, что ее стошнит, в то время как, «услышав ее стон, Эдуард подумал, что он почти уже на вершине счастья» [16]. Эдуард заботится только о своих чувствах. Он неопытный любовник, поэтому не задумывается, как себя чувствует Флоренс. Эдуард не способен принять ее такой, какая она есть, ее женскую природу. Сдерживаемого отвращения своей возлюбленной к себе он не замечает и не разделяет. Напротив, он испытывает «восхитительную невесомость» и «болезненное наслаждение». В свою очередь, Флоренс не понимает, как для парня важен физический аспект их близости. Когда же девушка предлагает ему свободу в сексуальных отношениях, Эдуард говорит о «гнусности» такого предложения, упрекает ее в том, что она нарушила клятву, данную прилюдно в церкви.
В романе «Искупление» также часто используется прием описания событий с разных точек зрения. Например, когда Робби снимает обувь и носки, заходя в дом Толлисов, Сесилия воспринимает это как оскорбление - она думает, что он хочет унизить ее своим высокомерным отношением: «Робби устроил целое представление: снял ботинки, которые вовсе не были грязными, потом, подумав, снял еще и носки и на цыпочках с демонстративной осторожностью прошел по мокрому полу. <...> она не знала человека, более уверенного в себе, чем Робби, и понимала: он над ней издевается» [6]. А со стороны Робби эта ситуация приобретает совершенно иной оборот: «Наклонившись, чтобы снять грязные рабочие башмаки, он обратил внимание на свои носки, продырявленные на пальцах и пятках, дурно пахнувшие, и не раздумывая стянул их. Каким же идиотом он выглядел, шлепая за ней босиком в библиотеку через холл! Единственным его желанием было тогда убраться оттуда как можно скорее» [6]. Показывая ситуацию с разных точек зрения, Макьюэн добивается «объемности» и глубины изображения событий и психологии
героев: он раскрывает внутренний мир, индивидуальные особенности персонажей, характеризующие их как личностей.
Одним из излюбленных средств изображения Макьюэна является характеристика героев сквозь призму природы, отражающей настроение и психологическое состояние героев. Например, в романе «Искуплении» вместе с настроением Робби меняется и пейзаж за окном: «Небо, заключенное в квадрат окна над головой, постепенно меняло цвет в пределах определенного отрезка спектра: от желтого до оранжевого; точно так же одни чувства самого Робби плавно перетекали в другие, прежде незнакомые, а воспоминания последовательно чередовались» [17]. В романе «На берегу», когда Флоренс убегает из номера, природа становится отражением ее настроения, как бы подстраивается под девушку: «Она стояла, прислоняясь к большому лежащему дереву, вероятно выброшенному на берег штормом, ошкуренному волнами, гладкому и затвердевшему от соли. Ее поясница удобно поместилась между стволом и большим суком, и массивный ствол еще отдавал остатнее дневное тепло. Так мог бы младенец нежиться в сгибе материнской руки, но Флоренс не верила, что такое бывало с ней» [16].
В романе «На берегу» молодожены не случайно проводят свой медовый месяц именно рядом с пляжем. Они мечтают выходить на берег, гулять, пить вино, дышать свежим воздухом. Берег символизирует некую свободу, новую, взрослую жизнь. Но героям так и не дано вкусить радости этой жизни. Молодожены обречены оставаться в номере, пока совсем не рассорятся, - они скованы противоречиями, недомолвками и непониманием.
В романах Макъюэна раскрыть психологию взаимоотношений между персонажами помогают портретные характеристики. Авторские портретные характеристики в произведениях почти отсутствуют: читателю предлагается взглянуть на героя глазами другого персонажа. Например, Эдуард, смотря на Флоренс, думает про себя: «Ресницы у нее были темные и густые, как у ребенка, и в серьезности ее спокойного лица - тоже что-то детское. При определенном освещении в четкой лепке этого лица проглядывало что-то индейское, что-то от благородной скво» [16]. Так раскрываются черты ее характера: благородство и спокойствие, детская непосредственность. Внешность Сесилии характеризует влюбленный в нее Робби: «Продолговатое узкое лицо, маленький рот - если бы он когда-нибудь о ней вообще думал, то мог бы сказать, что в ее облике есть что-то от лошади. Теперь он видел: это своеобразная красота - нечто резное, застывшее, особенно вокруг скошенных скул, и трепетные ноздри, пухлые, блестящие, как розовый бутон, губы. Глаза темные и задумчивые» [17].
Портретные зарисовки создают определенный психологический образ персонажей. Именно это
подчеркивает характеристика, данная Флоренс Эдуардом: «Можно ли было не полюбить такую странную, особенную женщину, такую сердечную, глубокую, до болезненности честную, у которой каждая мысль, каждое чувство открывались взгляду обнаженными, в жестах и выражении лица, струясь как поток заряженных частиц?» [16]. Также использование этого приема позволяет Макьюэну раскрыть и психологические особенности того героя, который является автором портретной характеристики, что дает возможность обрисовать персонажей с большей полнотой.
Таким образом, можно выделить несколько факторов, формирующих психологию взаимоотношений героев в романах Иэна Макьюэна: это иит-социальное неравенство, семья, различие убеждений и умственных способностей, отношения с противоположным полом и особые взгляды на окружающий мир и других людей. Акцентируя внимание на психологических состояниях и реакциях своих персонажей, писатель создает целую сеть взаимоотношений героев, которые сплошь и рядом порождают непонимание, конфликты и зачастую приводят к трагическим последствиям. Все это позволяет говорить об особенностях психологизма в романах Иэна Макьюэна, так как он ставит главной целью изображение и исследование внутреннего мира человека. В своих романах писатель показывает тип современного человека, для которого при внешнем благополучии жизни первостепенными в человеческих взаимоотношениях являются духовные начала его личности, эмоциональный компонент, сфера чувств и субъективных переживаний.
На фоне модернистских и постмодернистских экспериментов в изображении внутреннего мира человека психологизм Макъюэна не кажется слишком сложным и изощренным. Желая обострить внимание читателя, он разрывает и лишает однозначности оценок внешний рисунок биографии и внутренней жизни персонажей. Психологизм в романах писателя призван открыть разветвленную, сложную, противоречивую канву мыслей, разнообразных чувств, переживаний и эмоциональных реакций, что и составляет внутреннюю жизнь личности и определяет линию ее отношений с другими
людьми в обществе и в личных взаимоотношениях. Все это дает возможность характеризовать вышеназванные произведения Макъюэна как образцы современного психологического романа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джумайло О. А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 395 с.
2. Веденкова, Е. С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя во времени»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2012. 24 с.
3. Bradley A. The New Atheist Novel: Literature, Religion, and Terror in Amis and McEwan // The Yearbook of English Studies: Vol. 39. Literature and Religion. 2009. №1/2. P. 20-38.
4. Byrnes Ch. The Work of Ian McEwan: A Psychodynamic Approach. Nottingham: Paupers' Press, 2002. 326 p.
5. Clark R. Ian McEwan's "Enduring Love". New York: Continuum, 2003. 96 p.
6. Finney B. Briony's Stand Against Oblivion: The Making of Fiction in Ian McEwan's Atonement // Journal of Modern Literature. 2004. Vol. 27. No. 3. P. 68-82.
7. Klaus G. Le monstreux et la dialectique du pur et de l'impur dans «The Cement Garden» de Ian McEwan // Le Monstreux dans la littérature et la pensée anglaises. Aix-en-Province: Université de Province, 1985. 253 p.
8. Lynn D. Ian McEwan. London: Palgrave Macmillan, 2006. 176 p.
9. Malcolm D. Understanding Ian McEwan. South Carolina: University of South Carolina Press, 2002. 192 p.
10. Robinson R. The Modernism of Ian McEwan's «Atonement» // Modern Fiction Studies. 2010. Vol. 56. No. 3. P. 273-495.
11. Ryan K. Ian McEwan. Plymouth: Northcote House. British Council, 1994. 72 p.
12. Slay J. Ian McEwan. New York: Twayne Publishers, 1996. 184 p.
13. Федоров А. А. Модификации психологического романа и современная английская проза (Дж. Барнс, И. Макьюэн) // Российский гуманитарный журнал. 2012. Т. 1. №»1. С. 14-22. DOI: 10.15643/libartrus-2012.1.2
14. Hidalgo P. Memory and Storytelling in Ian McEw-an's Atonement // Critique: Studies in Contemporary Fiction, 46:2, Winter 2005. P. 82-91.
15. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.
16. Макьюэн И. На берегу. М.: Эксмо, 2008. 220 с.
17. Макьюэн И. Искупление. М.: АСТ, 2004. 414 с.
18. Шанина Ю. А. Мифопоэтика романа Г. Свифта «Земля воды». // Российский гуманитарный журнал. 2013. Том 2. №1. С. 65-75. DOI: 10.15643/libartrus-2013.1.6
19. Krylova N. V. The Relationship Between the Individual and Society in the Plays of Tennessee Williams // Liberal Arts in Russia. 2013. Vol. 2. No. 5. Pp. 488-492. DOI: 10.15643/libartrus-2013.5.7
Поступила в редакцию 17.11.2014 г.
PECULIARITIES OF PSYCHOLOGISM IN THE NOVELS OF IAN MCEWAN ("ATONEMENT", "ON CHESIL BEACH")
© A. A. Madvedev
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 273 68 74.
Email: filolog@newmail. ru
Psychologism of Ian McEwan's novels "Atonement" and "On Chesil Beach" is studied in the article. The author determines factors that form the psychology of relationships between the characters, means and techniques of character portrayal and psychological analysis. Special attention is paid to psychological states and reactions. McEwan creates a whole range of relations, generates misunderstanding and conflicts, which pretty often end in tragedy. He shows a modern man who puts spiritual wealth, feelings and emotions first in relationships. In comparison with modern and postmodern experiments in the portrayal of the inner world, McEwan's psychologism does not look too sophisticated. Willing to capture his reader's attention, he breaks unique estimates of characters' biography and inner world. The author has come to the conclusion that the psychologism of McEwan's novels opens a complicated and contradictory train of thoughts, feelings and emotions which make the inner life of a person and determine their social and personal relationships.
Keywords: protagonist, relationships, psychologism, characterization, detail, inner world, character, portrayal, psychological novel.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Dzhumailo O. A. Angliiskii ispovedal'no-filosofskii roman 1980-2000 gg.: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Rostov-na-Donu, 2014.
2. Vedenkova, E. S. Temporal'nyi diskurs v romane I. Mak'yuena «Ditya vo vremeni»: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Voronezh, 2012.
3. Bradley A. The Yearbook of English Studies: Vol. 39. Literature and Religion. 2009. No. 1/2. Pp. 20-38.
4. Byrnes Ch. The Work of Ian McEwan: A Psychodynamic Approach. Nottingham: Paupers' Press, 2002.
5. Clark R. Ian McEwan's "Enduring Love". New York: Continuum, 2003.
6. Finney B. Journal of Modern Literature. 2004. Vol. 27. No. 3. Pp. 68-82.
7. Klaus G. Le Monstreux dans la littérature et la pensée anglaises. Aix-en-Province: Université de Province, 1985.
8. Lynn D. Ian McEwan. London: Palgrave Macmillan, 2006.
9. Malcolm D. Understanding Ian McEwan. South Carolina: University of South Carolina Press, 2002.
10. Robinson R. Modern Fiction Studies. 2010. Vol. 56. No. 3. Pp. 273-495.
11. Ryan K. Ian McEwan. Plymouth: Northcote House. British Council, 1994.
12. Slay J. Ian McEwan. New York: Twayne Publishers, 1996.
13. Fedorov A. A. Psychological Novel Modifications and Modern English Prose (J. Barnes, J. Mc Ewan) // Liberal Arts in Russia. 2012. Vol. 1. No. 1. Pp. 14-22. DOI: 10.15643/libartrus-2012.1.2
14. Hidalgo P. Critique: Studies in Contemporary Fiction, 46:2, Winter 2005. Pp. 82-91.
15. Khalizev V. E. Teoriya literatury [Theory of Literature]. Moscow: Vysshaya shkola, 2000.
16. Mak'yuen I. Na beregu [On Chesil Beach]. Moscow: Eksmo, 2008.
17. Mak'yuen I. Iskuplenie [Atonement]. Moscow: AST, 2004.
18. Shanina Yu. A. Mythopoetics of G. Swift's Novel "Waterland" // Liberal Arts in Russia. 2013. Vol. 2. No. 1. Pp. 65-75. DOI: 10.15643/libartrus-2013.1.6
19. Krylova N. V. The Relationship Between the Individual and Society in the Plays of Tennessee Williams // Liberal Arts in Russia. 2013. Vol. 2. No. 5. Pp. 488-492. DOI: 10.15643/libartrus-2013.5.7
Received 17.11.2014.