Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТИВНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / ДЕЗАДАПТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Набока Алла Александровна, Шилова Ирина Михайловна

Введение. Представлены результаты исследования дезадаптивных поведенческих и эмоциональных реакций курсантов в процессе обучения в юридическом вузе. Целью послужило выявление особенностей психологической дезадаптации курсантов по показателям дезадаптивных поведенческих реакций, дезадаптивных эмоциональных реакций. Материалы и методы. Применялся стандартизированный психологический опросник Басса-Дарки. Исследование проводилось среди курсантов 1-го (120 чел.), 2-го курсов (120 чел.). Количественный анализ данных осуществлялся с помощью методов математической статистики (описательная статистика, t-критерий Стьюдента). Результаты и обсуждение. Определены показатели дезадаптации курсантов в процессе обучения в юридическом вузе, в качестве которых выступают, с одной стороны, дезадаптивные поведенческие реакции (физическая агрессия, косвенная агрессия, негативизм, вербальная агрессия), с другой - дезадаптивные эмоциональные реакции (раздражение, подозрительность, обида, чувство вины). Результаты исследования показали, что высокий уровень проявления у курсантов как 1-го, так и 2-го курсов имеют такие эмоционально-поведенческие дезадаптивные реакции, как вербальная агрессия, негативизм и раздражение. У курсантов обеих групп наименее выражено проявление чувства вины и подозрительности. В процессе обучения в юридическом вузе ко 2-му курсу наблюдается достоверное снижение физической агрессии как проявление поведенческой дезадаптации. Выводы. Подтвердились факт сниженной психологической адаптации курсантов юридического вуза на начальном этапе обучения по проявлению физической агрессии, высокий уровень проявления вербальной агрессии, негативизма и раздражения. Переживание дезадаптивных поведенческих и эмоциональных реакций курсантами оказывает негативное влияние на характер их учебной деятельности и межличностных отношений, что требует внедрения программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в ходе обучения в юридическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Набока Алла Александровна, Шилова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL MALADJUSTMENT OF CADETS WHEN STUDYING AT A LAW INSTITUTE

Introduction. The article presents the results of the study of maladaptive behavioral and emotional reactions of cadets in the process of studying at a law institute. The aim was to identify the features of psychological maladjustment of cadets in terms of maladaptive behavioural reactions, maladaptive emotional reactions. Materials and Methods. A standardized Buss-Durkey psychological questionnaire was used. The survey covered 120 first-year cadets and 120 second-year cadets. Quantitative data analysis was performed through mathematical statistics methods (descriptive statistics, Student’s t-test). Results and Discussion. The indicators of maladjustment of cadets in the course of training at a law institute are determined, which include, on the one hand, maladaptive behavioural reactions (physical aggression, indirect aggression, negativism, verbal aggression), on the other hand - maladaptive emotional reactions (irritation, suspicion, resentment, guilt). The results of the study showed that the high level of manifestation in both first- and second-year cadets is typical for such emotional and behavioural maladaptive reactions as verbal aggression, negativism and irritation. The cadets of both groups have the least intense manifestations of such emotional reactions as guilt and suspicion. In the process of studying at a law institute by the second year of training, there is a significant decrease in physical aggression as a manifestation of behavioral maladjustment. Conclusions. The fact of reduced psychological adaptation of cadets of a law institute at the initial stage of training in the manifestation of physical aggression, a high level of verbal aggression, negativism and irritation were confirmed. The experience of maladaptive behavioural and emotional reactions in cadets has a negative impact on the nature of their educational activities and interpersonal relationships, which requires the introduction of a program of psychological and pedagogical support for the adaptation process of cadets in the educational process at a law institute.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности

Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development

Научно-практическая статья

УДК 159.9.072.432 © А. А. Набока, И. М. Шилова, 2021

doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-375-380

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Особенности психологической дезадаптации курсантов при обучении в юридическом вузе

Алла Александровна Набока \ Ирина Михайловна Шилова 2,

1 Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, 308024, Белгород, ул. Горького, 71, Россия

2 Омский государственный педагогический университет, Омск, 644099, наб. Тухачевского, 14, Россия

Реферат

Введение. Представлены результаты исследования дезадаптивных поведенческих и эмоциональных реакций курсантов в процессе обучения в юридическом вузе. Целью послужило выявление особенностей психологической дезадаптации курсантов по показателям дезадаптивных поведенческих реакций, дезадаптивных эмоциональных реакций. Материалы и методы. Применялся стандартизированный психологический опросник Басса-Дарки. Исследование проводилось среди курсантов 1-го (120 чел.), 2-го курсов (120 чел.). Количественный анализ данных осуществлялся с помощью методов математической статистики (описательная статистика, критерий Стьюдента). Результаты и обсуждение. Определены показатели дезадаптации курсантов в процессе обучения в юридическом вузе, в качестве которых выступают, с одной стороны, дезадаптивные поведенческие реакции (физическая агрессия, косвенная агрессия, негативизм, вербальная агрессия), с другой — дезадаптивные эмоциональные реакции (раздражение, подозрительность, обида, чувство вины). Результаты исследования показали, что высокий уровень проявления у курсантов как 1-го, так и 2-го курсов имеют такие эмоционально-поведенческие дезадаптивные реакции, как вербальная агрессия, негативизм и раздражение. У курсантов обеих групп наименее выражено проявление чувства вины и подозрительности. В процессе обучения в юридическом вузе ко 2-му курсу наблюдается достоверное снижение физической агрессии как проявление поведенческой дезадаптации. Выводы. Подтвердились факт сниженной психологической адаптации курсантов юридического вуза на начальном этапе обучения по проявлению физической агрессии, высокий уровень проявления вербальной агрессии, негативизма и раздражения. Переживание дезадаптивных поведенческих и эмоциональных реакций курсантами оказывает негативное влияние на характер их учебной деятельности и межличностных отношений, что требует внедрения программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в ходе обучения в юридическом вузе.

Ключевые слова: курсанты; психологическая адаптация; дезадаптация; дезадаптивные поведенческие реакции;

дезадаптивные эмоциональные реакции

Для цитирования: Набока А. А., Шилова И. М. Особенности психологической дезадаптации курсантов при обучении в юридическом вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 4(87). С. 375-380. htpps://doi.oгg/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-375-380

Scientific and Practical Article UDC 159.9.072.432 © А. А. Naboka, I. М. Shilova, 2021 doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-375-380 5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security

Peculiarities of Psychological Maladjustment of Cadets when Studying

at a Law Institute

Alla A. Naboka 1, Irina M. Shilova 2,

1 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilin, 71 Gorky st, Belgorod, 308024, Russia

2 Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevsky embk., Omsk, 644099, Russia

Abstract

Introduction. The article presents the results of the study of maladaptive behavioral and emotional reactions of cadets in the process of studying at a law institute. The aim was to identify the features of psychological maladjustment of cadets in terms of maladaptive behavioural reactions, maladaptive emotional reactions. Materials and Methods. A standardized Buss-Durkey psychological questionnaire was used. The survey covered 120 first-year cadets and 120 second-year cadets. Quantitative data analysis was performed through mathematical statistics methods (descriptive statistics, Student's t-test). Results and Discussion. The indicators of maladjustment of cadets in the course of training at a law institute are determined, which include, on the one hand, maladaptive behavioural reactions (physical aggression, indirect aggression, negativism, verbal aggression), on the other hand - maladaptive emotional reactions (irritation, suspicion, resentment, guilt). The results of the study showed that the high level of manifestation in both first- and second-year cadets is typical for such emotional and behavioural maladaptive reactions as verbal aggression, negativism and irritation. The cadets of both groups have the least intense manifestations of such emotional reactions as guilt and suspicion. In the process of studying at a law institute by the second year of training, there is a significant decrease in physical aggression as a manifestation of behavioral maladjustment. Conclusions. The fact of reduced psychological adaptation of cadets of a law institute at the initial stage of training in the manifestation of physical aggression, a high level of verbal aggression, negativism and irritation were confirmed. The experience of maladaptive behavioural and emotional reactions in cadets has a negative impact on the nature of their educational activities and interpersonal relationships, which requires the introduction of a program of psychological and pedagogical support for the adaptation process of cadets in the educational process at a law institute.

Keywords:cadets; psychological adaptation; maladjustment; maladaptive behavioural reactions; maladaptive emotional reactions

Citation: Naboka А. А., Shilova I. IVl. Peculiarities of Psychological Maladjustment of Cadets when Studying at a Law Institute. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 4(87). Pp. 375-380 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-375-380

Основные положения

1. Особенности дезадаптации курсантов 1-го и 2-го курсов в юридическом вузе выражаются в высоком уровне проявления таких эмоционально-поведенческих дезадаптивных реакций, как вербальная агрессия, негативизм и раздражение.

2. Выявлено достоверное снижение физической агрессии как проявления поведенческой дезадаптации курсантов ко 2-му курсу.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Психологическая адаптация к условиям обучения в юридических вузах позволяет курсантам интегрироваться в новую образовательную среду, что является предпосылкой их активной и продуктивной учебной и служебной деятельности. Возникновение дезадаптивных реакций в поведении, в учебно-профессиональной деятельности, в межличностных отношениях актуализирует проблему дезадаптации курсантов к обучению в юридическом вузе. Создание психолого-педагогических условий для снижения рисков появления психологической дезадаптации позволяет повысить качество обучения и успешность профессионально-личностного развития курсантов в процессе обучения в юридическом вузе.

В связи с этим необходимо исследование как особенностей дезадаптивых реакций курсантов юридических вузов, так и социально-психологических факторов, влияющих на их появление. К ведущим социально-психологическим факторам образовательной среды юридических вузов, которые могут привести к рискам дезадаптации курсантов, относятся особые учебные и дисциплинарные требования, жесткая субординация в системе отношений, совмещение учебной и служебной деятельности. Трудности психологиче-

ской адаптации к условиям обучения в юридическом вузе могут привести к снижению адаптационных возможностей личности курсанта, к неспособности реализовать собственные притязания и успешно выполнять учебно-профессиональные требования образовательной среды вуза.

Актуальность исследования особенностей дезадаптации курсантов к обучению в юридическом вузе определяется противоречием между недостаточной теоретико-практической разработанностью поднятой проблемы и запросами педагогической практики на создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации курсантов к условиям обучения в вузе. Целью исследования послужило выявление особенностей дезадаптации по показателям дезадап-тивных эмоционально-поведенческих и дезадаптивных межличностных реакций курсантов.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Теоретические аспекты проблемы дезадаптации курсантов юридических вузов анализируются в контексте осмысления общетеоретических подходов к процессу адаптации личности к среде в различных направлениях психологического знания. Психоаналитические концепции адаптации описаны в работах Г. Гартманна [1], З. Фрейда [2], А. Фрейд [3], в которых выделены виды адаптации личности к среде и проведено различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Бихевиоризм и необихевиоризм раскрывают адаптацию как процесс достижения адаптированности, в котором потребности личности, с одной стороны, и требования среды — с другой, находятся в равновесии [4]. Интеракционистская концепция также выделяет в адаптационных процессах внутрипсихические и средовые факторы, обусловливающие специфику

приспособительных реакций личности к среде [5]. Адаптированность в интеракционистском понимании, по Л. Филлипс, определяется как ситуация, в которой личность удовлетворяет минимальным требованиям общества [6]. Описывая адаптационные процессы в русле когнитивного подхода, Р. С. Лазарус указывал, что взаимодействие личности со средой способно вызвать рассогласованность между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации, что приводит к дезадаптации [7]. Согласно Р. С. Лаза-русу и С. Фолкман в проблемной ситуации личность актуализирует проблемно ориентированный и эмоционально ориентированный типы преодолевающего поведения. В первом случае преодоление направлено на решение проблемной ситуации, во втором — на оптимизацию эмоционального состояния [8; 9].

Вопросы дезадаптации личности в контексте исследования адаптационных процессов в отечественной психологии изучаются в рамках онтогенетической концепции и представляют собой системный, многоуровневый процесс выработки оптимального режима целенаправленного функционирования личности со средой [10, с. 16]. Адаптационный процесс является сложной, многоуровневой функциональной системой, на уровнях которой по-разному представлено функционирование механизмов психологической и физиологической регуляции взаимодействия личность — среда [11]. Психологическая адаптация в отечественной традиции исследуется как активный процесс, в котором личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, изменяя ее в собственных интересах [5; 11; 12].

Важны вопросы, связанные с дезадаптацией личности к требованиям среды. Классификация разновидностей психологической адаптации личности, описанная А. А. Налчаджяном, позволяет раскрыть сущность дезадаптационных процессов личности. Ученым выделены нормальная адаптация, при которой достигается устойчивая адаптивность в типичных проблемных ситуациях; напряженная адаптация, связанная с перестройкой адаптационных ресурсов организма; состояние девиантной адаптации, когда потребности личности противоречат требованиям социальной среды; состояние патологической адаптации, наступающей при превышении резервных возможностей организма, угрожающем полным истощением адаптационных механизмов [5].

В самом общем виде психологическая дезадаптация определяется как снижение адаптационных возможностей личности. Дезадаптация может иметь вяло текущий характер или проявляться резко, когда человек в определенной ситуации оказывается не приспособленным к ней. Дезадаптация свидетельствует о качественно новом состоянии и проявлении, не соответствующем средовым условиям, нетипичным

для этого человека, исходя из его прежних моделей поведения [12].

Психологическая дезадаптированность личности, с одной стороны, выражается в неспособности реализовать собственные потребности и притязания, с другой — не в состоянии идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и ведущая деятельность, профессиональная или иная роль, мотивированная извне и изнутри деятельность [10]. В связи с этим психологическая дезадаптированность курсантов юридических вузов рассматривается как неспособность к самореализации в учебно-профессиональной и служебной деятельности, связанной с трудностями принятия и выполнения требований образовательной среды юридического вуза.

Ряд работ посвящен вопросам адаптации (дезадаптации) в процессе учебно-профессиональной деятельности к условиям и требованиям образовательной среды вузов. Факторы образовательной среды вуза, которые влияют на процессы адаптации (дезадаптации) студентов на начальных этапах обучения, описаны зарубежными исследователями. Содержательно-динамическим особенностям адаптационных процессов студентов в вузе, а также влиянию, которое оказывают на адаптацию характер межличностного взаимодействия в учебной группе, посвятили свои исследования О. Лопес-Фернандес, Дж. Л. Родри-гес Иллера [13], Г. Шпрангер [14], Р. Дайсон [15].

Вопросы адаптации студентов привлекают внимание и отечественных исследователей, которые раскрывают данные процессы с позиции аксиологического подхода в контексте будущей профессиональной деятельности [16-18]. В ряде исследований рассматривается специфика адаптации, а также факторы и индивидуально-психологические детерминанты, обусловливающие дезадаптацию курсантов юридических вузов [19-22].

Психологическая адаптация в ходе обучения курсантов в большей мере осуществляется в процессе общения и совместной учебно-профессиональной и служебной деятельности. Специфика обучения в юридическом вузе, для которого характерны совмещение учебной и служебной деятельности, высокие физические нагрузки, круглосуточное пребывание курсантов на территории вуза и их совместное проживание в условиях казарменного размещения, могут приводить к проявлению психической дезадаптации, а в некоторых случаях к эмоциональным дезадаптивным реакциям. Наиболее сложным для курсантов является первый год обучения, на котором происходит процесс активного включения в новую среду, связанный с изменением прежних моделей поведения согласно требованиям устава, что может сопровождаться возникновением отрицательных по-

веденческих и эмоциональных реакции курсантов. Обучающиеся 2-го курса уже имеют определенный опыт учебно-профессиональной и служебной деятельности, поскольку первичная адаптация к требованиям вуза в основном завершена [22]. В настоящее время на возникновение дезадаптивных реакций курсантов влияют и ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, с переходом образовательной деятельности вузов на удаленный формат обучения, что приводит к переживанию негативных психоэмоциональных состояний и повышает риск психологической дезадаптации курсантов.

Анализ научной литературы показал, что проблемы адаптации (дезадаптации) личности достаточно полно освещены в научных исследованиях, тем не менее вопросы, раскрывающие специфику дезадаптации курсантов в условиях обучения в юридическом вузе, требуют дальнейшего изучения.

Материалы и методы

В качестве эмпирических методов исследования применялись стандартизированные методики оценки дезадаптивных эмоционально-поведенческих реакций курсантов 1-го и 2-го курсов. Для изучения дезадаптивных поведенческих и эмоциональных реакций курсантов применялся опросник Басса-Дарки. Статистическая обработка данных включала описательную статистику, ^критерий Стьюдента, с помощью которых проводился сравнительный анализ показателей дезадаптивных реакций.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов, полученных по методике Басса-Дарки, отражающих дезадаптивные поведенческие реакции курсантов, представлены на рис. 1.

- 7,2 -7

Физическая агрессия

Косвенная агрессия Негативизм —♦—1 курс □ 2 курс

Вербальная агрессия

мощью ^критерия Стьюдента, обнаружены статистически значимые различия (р<0,01) по показателю «физическая агрессия», откуда следует, что обучающиеся 2-го курса в сравнении с первокурсниками имеют низкий уровень проявления физической агрессии.

Итак, как на 1-м курсе обучения под действием неблагоприятных факторов, связанных с процессами адаптации к новым условиям образовательной среды, так и на 2-м курсе, когда учебно-профессиональные требования уже освоены, курсанты чаще проявляют негативизм в форме протестных и негативных поведенческих реакций и агрессию, которую выражают в вербальной форме. В процессе обучения в вузе с 1-й по 2-й курс происходит снижение проявлений физической агрессии, что демонстрирует повышение адаптированности курсантов в ходе совместной учебно-профессиональной и служебной деятельности.

Анализ результатов, отражающих дезадаптивные эмоциональные реакции у курсантов 1-го и 2-го годов обучения, представлен на рис. 2.

Рис. 1. Дезадаптивные поведенческие реакции курсантов 1-го и 2-го курсов (Fig. 1. Maladaptive behavioural reactions of the first- and second-year cadets)

У обучающихся 1-го курса ведущими дезадап-тивными поведенческими реакциями, с одной стороны, являются вербальная агрессия (7,2), с другой — негативизм (7,3). Наименее выражены косвенная агрессия (5,5) и физическая агрессия (6,7). У второкурсников ведущими дезадаптивными поведенческими реакциями также являются вербальная агрессия (7) и негативизм (6,9), наименее выражены физическая агрессия (5,1) и косвенная агрессия (5,2). В ходе статистического анализа, проведенного с по-

Рис. 2. Дезадаптивные эмоциональные реакции курсантов 1-го и 2-го курсов (Fig. 2. Maladaptive emotional reactions of the first- and second-year cadets)

У первокурсников, как и у второкурсников, обнаружен высокий уровень проявления дезадаптивной эмоциональной реакции раздражения (6,7 и 6,3 балла соответственно); наименее выражены чувство вины (4,5 и 4,6 балла соответственно) и подозрительность (4,3 и 4,6 балла соответственно). Статистический анализ, проведенный с помощью t-критерия Стьюдента, не выявил статистически значимых различий и позволяет заключить, что курсанты 1-го и 2-го годов обучения по показателям, отражающим дезадаптивные эмоциональные состояния, не отличаются.

Согласно полученным результатам эмоциональная дезадаптация курсантов как 1-го, так и 2-го года обучения чаще проявляется в переживании чувства раздражения, которое, как правило, актуализируется в напряженных ситуациях и может оказывать негативное влияние на характер учебно-профессиональной деятельности и межличностных отношениях.

Таким образом, для курсантов 1-го и 2-го годов обучения характерными дезадаптивными поведенческими реакциями являлись вербальная агрессия

7,3

6,9

2

0

и негативизм. Однако первокурсники, в сравнении со второкурсниками, имеют статистически значимый высокий уровень физической агрессии. Первокурсники и второкурсники по показателям, отражающим дезадаптивные эмоциональные состояния, не отличаются. Курсантам обеих групп свойствен высокий уровень проявления дезадаптивной эмоциональной реакции раздражения.

Выводы

1. Ведущими поведенческими дезадаптивными реакциями курсантов 1-го и 2-го годов обучения выступают вербальная агрессия и негативизм, эмоциональными реакциями — раздражение.

2. Обнаружена динамика снижения психологической дезадаптации курсантов юридического вуза: ко 2-му году обучения наблюдается достовер-

ное снижение физической агрессии как проявления поведенческой дезадаптации курсантов.

3. Необходима разработка и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательной среде юридического вуза.

Перспективы. Представляют научный интерес проведение дополнительных психологических исследований по проблеме проявления дезадаптивных реакций в сфере межличностных отношений, в сфере учебно-профессиональной деятельности курсантов; обобщение опыта внедрения адаптационных программ сопровождения курсантов юридических вузов; создание организационно-педагогических условий для обсуждения данной проблемы среди субъектов образовательного процесса юридического вуза.

Список источников

1. Hartmann H. Ego-psychology and the problem of adaptation. N. Y., 1971. 121 p.

2. Фрейд З. Я и оно. М., 2013. 288 с.

3. Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence. N. Y., 2018. 192 p.

4. Топчий М. В., Чурилова Т. М. Стресс как объект научной рефлексии. Ставрополь, 2009. 312 с.

5. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010. 368 с.

6. Philips L. Human Adaptation and His Failures. N. Y. and London, 1968. 271 p.

7. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present, and future. Psychosomatic Medicine. 55. 1993. Pp. 234-247.

8. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y., 1984. 456 p.

9. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping. European Journal of Personality. 1987, Vol. 1. Pp. 141-169.

10. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов : монография. М., 2008. 320 с.

11. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., 2011. 320 с.

12. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник. М., 2005. 269 с.

13. Lopez-Fernandez O., Rodrigues-Illera J. L. Investigating university students' adaptation to a digital learner course portfolio. Computer & Education. April, 2009. Pp. 608-616.

14. Spranger G. et al. Students' Emotions, Physiological Reactions, and Coping in Academic Exams. Anxiety, Stress and Coping. Brunner-Routhledge. 2002. Vol. 15, 4. Pp. 413-432.

15. Dyson R. Adaptation of first-year students to the university. Dyson, K. Renk. University of Central Florida, Orlando, USA. Access mode: www.ncbi.nlm.nih.gov.

16. Муратова Е. И., Федоров И. В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 91-97.

17. Лычагина И. Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 198 с.

18. Кручинина Г. А., Дарьенкова Н. Н. Адаптация студентов первого курса технических вузов к обучению в условиях информатизации образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 185-189.

19. Осипчук И. В. Трансформация личностного адаптационного конфликта при освоении профессиональной деятельности (на примере курсантов военно-морских институтов) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007. 19 с.

20. Жигалова Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 4(71). С. 76-85.

21. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015. 424 с.

22. Суббота В. В., Лебедев Г. А., Свистунов М. М. Специфика адаптации курсантов военных вузов // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2013. Т. 2, № 1. С. 190-192.

Поступила 26.04.2021; одобрена после рецензирования 20.05.2021; принята к публикации 30.08.2021.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

А. А. Набока — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности ОВД, Alla_naboka@mail.ru, htpps://orcid.org/0000-0002-0985-1368;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. М. Шилова — кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии, alpaka1@yandex.ru, htpps://orcid.org/0000-0002-8759-1696

References

1. Hartmann H. Ego-psychology and the problem of adaptation. New York, 1971. 121 p.

2. Freud Z. The Ego and the Id. Moscow, 2013. 288 p. (In Russ.)

3. Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence. New York, 2018. 192 p.

4. Topchiy M. V., Churilova T. M. Stress as an object of scientific reflection. Stavropol, 2009. 312 p. (In Russ.)

5. Nalchajyan A. A. Psychological adaptation: Mechanisms and strategies. Moscow, 2010. 368 p. (In Russ.)

6. Philips L. Human Adaptation and His Failures. New York and London, 1968. 271 p.

7. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present, and future. Psychosomatic Medicine. 55. 1993. Pp. 234-247.

8. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y., 1984. 456 p.

9. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping. European Journal of Personality. 1987. Vol. 1. Pp. 141-169.

10. Bezyuleva G. V. Psycho-pedagogical support of professional adaptation of students. Moscow, 2008. 320 p. (In Russ.)

11. Berezin F. B., Miroshnikov M. P., Sokolova E. D. Methodology of multi-faceted personality research (structure, bases of interpretation, some areas of application). Moscow, 2011. 320 p. (In Russ.)

12. Mardakhaev L. V. Social pedagogy. Moscow, 2005. 269 p. (In Russ.)

13. Lopez-Fernandez O., Rodrigues-Illera J. L. Investigating university students' adaptation to a digital learner course portfolio. Computer & Education. April, 2009. Pp. 608-616.

14. Spranger G. et al. Students' Emotions, Physiological Reactions, and Coping in Academic Exams. Anxiety, Stress and Coping. Brunner-Routhledge. Vol. 15, 4. 2002. Pp. 413-432.

15. Dyson R. Adaptation of first-year students to the university. Dyson, K. Renk. University of Central Florida, Orlando, USA. Access mode: www.ncbi.nlm.nih.gov.

16. Muratova E. I., Fedorov I. V. Model of adaptation of students to the professional environment. Higher Education in Russia. 2009. No. 6. Pp. 91-97. (In Russ.)

17. Lychagina I. N. Adaptation of junior students to higher education on the basis of an axiological approach. Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Magnitogorsk, 2007. 198 p. (In Russ.)

18. Kruchinina G. A., Darienkova N. N. Adaptation of first-year students of technical universities to training in the conditions of informatization of education. Theory and Practice of Social Development. 2013. No. 10. Pp. 185-189. (In Russ.)

19. Osipchuk I. V. Transformation of personal adaptation conflict in the development of professional activity (on the example of cadets of naval institutes). Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2007. 19 p. (In Russ.)

20. Zhigalova E. A. Adaptation of cadets to the service and learning at higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Bulletin of Eastern-Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No. 4(71). Pp. 76-85. (In Russ.)

21. Evtikhov O. V. Formation of professional competence of cadets in the educational environment of a law enforcement university. Doctor of sciences dissertation (in Pedagogy). Krasnoyarsk, 2015. 424 p. (In Russ.)

22. Subbota V. V., Lebedev G. A., Svistunov M. M. Specifics of adaptation of cadets of military universities. Problems of Ensuring Security in the Elimination of Consequences of Emergency Situations. 2013. Vol. 2, No. 1. Pp. 190-192. (In Russ.)

Submitted: 26.04.2021; approved after reviewing: 20.05.2021; accepted for publication: 30.08.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS A. A. Naboka — Candidate of sciences (in Psychology), senior lecturer at the chair of Management and Administrative Activities of Law Enforcement Agencies, Alla_naboka@mail.ru, htpps://orcid.org/0000-0002-0985-1368;

I. M. Shilova — Candidate of sciences (in Pedagogy), professor at the chair of General and Pedagogical Psychology, alpaka1@yandex.ru, htpps://orcid.org/0000-0002-8759-1696.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.