Научная статья на тему 'Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6 х классов гимназии n№1 г. Мелеуза, РБ'

Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6 х классов гимназии n№1 г. Мелеуза, РБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6 х классов гимназии n№1 г. Мелеуза, РБ»

Семенова О.В.

Оренбургский государственный университет

Научный руководитель - доктор фил. наук, профессор Матяш С.А.

СУБЪЕКТНЫЙ СТРОЙ РЕФРЕНОВ ПЕСЕН БЕРАНЖЕ С ЭГОТИВНЫМ КОММУНИКАТИВНЫМ СТАТУСОМ

Объектом нашего исследования являются рефрены песен Пьера-Жана Беранже, которые уже анализировались нами по следующим аспектам: частотность, объем, месторасположение в тексте песни, автономность, лексическое наполнение. В настоящем докладе предметом исследования является субъектный строй рефренов песен Беранже с эготивным коммуникативным статусом.

Исследование выполнено по изданиям: П.-Ж. Беранже. Избранное. // Сост. В.В. Евгень-ев. - М.,1981 и P.-J. Beranger. Oeuvres choisies. // Сост. З.А. Старицына. - М.,1980. Так всего нами было проанализировано 238 песен, из которых 86,98% песен содержат рефрен.

При работе мы опираемся на научную терминологию Ю.И. Левина (ученый выделяет четыре типа коммуникативного статуса лирических текстов), а также на рабочую классификацию В.Н. Румянцевой, согласно которой можно обозначить следующие типы субъектного строя речи: собственно-авторский, чужой, безличный и смешанный.

Статистический анализ показал, что наибольшее количество текстов рефренов Беранже носят эготивный характер (74%), т.е. текст написан от первого лица. Данное эготивное я (мы) может относиться: 1) к собственно-авторскому типу, т.е. говорящий тождественен самому автору (см. «Простолюдин», «Независимый», «Мои волосы», «Мое призвание» и др.); 2) к ролевой лирике, когда я представляет собой маску; так поэтом были созданы яркие образы обманутых жен и мужей, алчных чиновников, военных, лицемерных служителей церкви, нищих, бедняков, придворного поэта, старого бродяги и многие другие (см. «Знатный приятель», «Маркиза», «Бабушка», «Пузан на выборах 1819 года», «Истый француз», «Королевская фаворитка» и др.)

Следующим пунктом нашего исследования является соотношение субъектного строя речи героев в рефрене и в основном тексте песни. Мы пришли к выводу, что субъектная организация речи персонажей в рефрене и в основном тексте песни с эготив-ным коммуникативным статусом чаще всего совпадает: первое лицо основного текста переходит без изменения в строки рефрена («Сглазили», «Благодарственная молитва Эпикурейца», «Независимый», «Положительный человек», «Маркитантка» и т.д.). Значительно реже субъектный строй речи в рефрене и в основном тексте не совпадает: например, в песне «Барышни» основной текст написан от первого лица, где создается собирательный образ девушек из знатных семей, а сам текст рефрена относится к безличному типу и является оценкой автора. (См. также «Чердак», «Как яблочко румян» и др.).

Сопоставление двух аспектов анализа выявляет следующую закономерность: как в ролевых, так и в авторских песнях, Беранже гораздо чаще сохраняет единую организацию субъектного строя речи героев и в основном тексте и в рефрене произведения.

Сергеева Е.Н., Вишняков А.И.

Оренбургский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ГИМНАЗИИ №1 г. МЕЛЕУЗА, РБ

Изменения, происходящие в стране, усложняют условия жизни каждого человека и изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на развитие и становление личности. Критерии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место во всех сферах жизни человека, в том числе, и в системе образования. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из таких условий

выступает психологически безопасная образовательная среда.

Целью данной работы являлось изучение психологической безопасности образовательной среды и выявление её связи с психическим здоровьем учеников.

Исследование результатов корреляционного анализа позволило сделать вывод, что важнейшую роль играют следующие структурные показатели психологической безопасности образовательной среды: взаимоотношения с учителями и сохранение личного достоинства, являющиеся структурными характеристиками индекса удовлетворенности образовательной средой, а также показатели защищенности от публичного унижения и высмеивания со стороны учеников и от оскорбления и недоброжелательного отношения учителей, являющиеся структурными характеристиками индекса психологической безопасности. По - нашему мнению эти показатели выступают базовыми, связующими элементами в структуре взаимосвязи психического здоровья этой группы испытуемых с показателями психологической безопасности образовательной среды.

Сероглазов Р.Р.

Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель - к.ю.н., доцент Цибарт Е.Э.

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕГО

В УПК презюмируется, что защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод составляет основное назначение уголовного судопроизводства. При этом уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто нео-

боснованно подвергся уголовному преследованию (ст. 6 Кодекса). Обеспечению законности и обоснованности решений предварительного расследования, защите прав и интересов участников процесса, а также иных лиц, не являющихся его непосредственными участниками и не наделенных вследствие этого определенным процессуальным статусом, чьи права и интересы, так или иначе, затрагивают принимаемые в ходе предварительного расследования решения, служит система правовых (процессуальных) гарантий.

Под гарантиями в уголовном процессе понимаются установленные законом средства и способы, содействующие успешному осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности. При этом подчеркивается, что процессуальные гарантии не могут быть сведены к единственному процессуальному средству и выступают в виде целостной системы.

Можно выделить следующие направления деятельности в рамках обеспечения (гарантирования) прав и интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве:

1. Создание условий, необходимых для реализации прав и осуществления интересов;

2. Охрана прав и интересов;

3. Возмещение вреда, причиненного нарушением прав и интересов названных лиц.

Указанным направлениям соответствуют различные виды уголовно-процессуальных гарантий.

По субъекту инициативы процессуальные гарантии делятся на две группы:

1. Гарантии, касающиеся порядка процессуальной деятельности следователя, а также прокурора и суда, в связи с осуществлением последними в ходе досудебного производства по делу определенных надзорных и контрольных функций (процессуальные права и обязанности, требования процессуальной формы, соответствующие правовые санкции и т. д.);

2. Процессуальные гарантии, выступающие в виде средств защиты права (интереса), предоставленные законом, заинтересованным лицам, их защитникам, представителям и используемые ими по собственной инициативе с соблюдением установ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.