Научная статья на тему 'Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр'

Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1014
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА / КИБЕРАДДИКЦИЯ / ШКОЛЬНИК-ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лихван А. В., Мозговая Н. Н.

В данной статье представлен анализ таких понятий как психологическое пространство личности, компьютерная зависимость, описаны признаки кибераддикции и причины ее возникновения. Так же рассмотрены данные, полученные в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей суверенности психологического пространства личности подростков, зависимых от компьютерных игр. Определено наличие особенностей показателей компонентов суверенности личностного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

Социосфера. 2013. № 4-1. С. 135-136.

4.Дубровина И. В. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592с.

5.Катков О.А. Психологические особенности развития коммуникабельности учителей [Текст] / О.А. Катков // Сборник статей международной научно-практической конференции «Научно-методические и социальные аспекты психологии и педагогики». - Уфа: Аэтерна, 2016. С. 141-143.

6.Льюнс Д. Язык эффективного общения. Д. Льюнс. - М.: Эксмо, 2004. - 320с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988. - 750 с. / http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/49570 (дата обращения - 9.12.2016).

8.Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 624с.

© Катков О.А., 2017

УДК 159.9

А.В. Лихван

бакалавр

ФГАОУ ВО ЮФУ, АПиП, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Н.Н. Мозговая к.пс.н., доцент ФГАОУ ВО ЮФУ, АПиП, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ,

ЗАВИСИМЫХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Аннотация

В данной статье представлен анализ таких понятий как психологическое пространство личности, компьютерная зависимость, описаны признаки кибераддикции и причины ее возникновения. Так же рассмотрены данные, полученные в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей суверенности психологического пространства личности подростков, зависимых от компьютерных игр. Определено наличие особенностей показателей компонентов суверенности личностного пространства.

Ключевые слова

психологическое пространство личности, суверенность личностного пространства, кибераддикция,

школьник-подросток.

На современном этапе развития технологий и различных достижений в области компьютеризации, человек столкнулся с таким явлением как компьютерные игры. Многие учёные спорят о том, как влияют компьютерные игры на развитие детей, мы же предлагаем обратить внимание на особенности психологического пространства личности геймеров.

Целью нашего исследования было изучить особенности суверенности личностного пространства школьников, зависимых от компьютерных игр. Для этого применялись новые диагностические методики: 1. «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот); 2. «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер).

Понятие психологическое пространство личности является достаточно абстрактным. Это

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

субъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Эти явления становятся значимыми в контексте психологической ситуации, приобретая, для субъекта личностный смысл и начинают охраняться всеми доступными ему физическими и психологическими средствами [5, с.35 - 42].

Мы предположили, что существуют особенности суверенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр.

В современном мире компьютерными играми подросток замещает недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми, что является немаловажной причиной возникновения компьютерной аддикции. Низкая или завышенная самооценка ребенка может быть причиной обращения к виртуальной реальности [2, с.431-460].

Так как подростки имеют постоянное психологическое напряжение, способом его снятия или хотя бы ослабления становится компьютерная игра [1, с.63-70].

О.В. Кузнецов определят геймеров, как людей, играющих в компьютерные и видео игры. Под термином «геймер» обычно понимают любителя игр, однако, общественность понимает их, как людей, зависимых от игр. Геймерами также называют людей, которые не считают себя полноправными игроками, хотя это определение чаще применимо именно к тем, кто увлекается играми и проводит много времени за ними [4, с. 24-45].

В психологическом портрете геймера наблюдается эмоциональная нестабильность, импульсивность и плохая адаптируемость к новым условиям жизни. Существование, по крайней мере, хотя бы одной из этих линий увеличивает риск развития зависимости от компьютерных игр [6, с. 34-35.]

Перечислим основные психологические черты игроманов:

1) Эмоциональная неустойчивость, то есть повышенная возбудимость, впечатлительность, частая смена настроения, высокая негативная эффективность, постоянное переживание дискомфорта в различных ситуациях (даже тех, где не чувствуется угрозы). Фиксация на отрицательных сторонах своей личности и мира. Последствия такого набора качеств ведет к дестабилизации межличностных отношений.

2) Импульсивность. Характеристикой данной черты является склонность к действию без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. При этом человек не обдумывает свои поступки, а мгновенно и непосредственно реагирует, а потом также быстро раскаивается в них. Соответственно импульсивность способствует спонтанному возникновению конфликтов в ситуациях, объективно не конфликтных.

3) Агрессивность. По этому качеству мнения ученых расходятся, одни полагают, что игроманам свойственна повышенная агрессивность, другие авторы отрицают эту взаимосвязь. Так А.Г. Шмелев, указывает, что при правильном использовании военные игры, напротив, могут способствовать развитию эмоциональной устойчивости к неудачам, настойчивости в реализации собственных целей, а также служить в качестве социально приемлемого инструмента разрядки агрессивных импульсов [7, с. 96.]

Н.И. Алтухов и К.Ю. Галкин выделяют следующие признаки и симптомы компьютеромании: изменение актуального психического состояния в сторону эйфории при контакте с компьютером или «предвкушении» контакта; исчезновение контроля времени, проводимого за компьютером; стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером; раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером; использование компьютера или игровой приставки для изменения актуального психического состояния со знака «-» на знак «+»; возникновение проблем во взаимоотношениях в микросоциальных группах; вегето-висцеральные признаки (сухость глаз, исчезновение аппетита) [8, с.196].

Итак, подросток в связи с половым и психическим созреванием переживает большие трудности, появляется потребность в равноправии с взрослыми, самовыражении, признании. Центральными новообразованиями являются чувство взрослости и «Я-концепция», так же развивается самоидентичность и эгоцентризм. Что касается социальной ситуации развития в подростковом возрасте, то она основывается на том, что подросток перестраивает систему отношений и приоритетов, поэтому референтная группа (семья) может потерять авторитет. Большое значение для подростка-школьника приобретает чужое мнение,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

особенно мнение друзей-сверстников [3, с.105-117]

Соответственно, трудности в какой-либо сфере жизни подростка, особенно в социальной, могут привести к возникновению компьютерной аддикции.

В ходе исследования, с помощью методики «Суверенность психологического пространства» мы выяснили, что показатели общего уровня суверенности у зависимых и не имеющих компьютерной зависимости школьников значимых различий не имеют. В «общую» суверенность входят: суверенность физического тела, территории, мира вещей, социальных связей, ценностей, привычек. Значимые различия наблюдаются по показателям таких компонентов суверенности личностного пространства как суверенность территории (показатели выше, чем у независимых испытуемых) и мира вещей (показатели ниже, чем у не имеющих компьютерной зависимости).

Высокие показатели выраженности таких измерений суверенности психологического пространства как суверенность физического тела, территории, социальных связей и ценностей говорят о том, что испытуемые достаточно адаптированы в жизни, чувствуют себя комфортно, уверенны в себе. Высокий уровень суверенности физического тела свидетельствует о тенденции к отсутствию попыток нарушить соматическую безопасность испытуемых, соответственно низкий уровень по данному показателю говорит нам об обратном.

Высокий уровень суверенности привычек - принятие временной формы организации жизни человека, означает отсутствие насильственных попыток изменить комфортный для субъекта распорядок. Человек с высоким уровнем суверенности привычек с трудом меняет свой распорядок дня под каким-либо воздействием, он сам контролирует ритм своей жизни, планирует различные мероприятия и события.

Высокий уровень суверенности социальных связей - признание права личности иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими. Следовательно, человек с высоким уровнем суверенности социальных связей самостоятельно выбирает свой социальный круг общения.

Высокий уровень суверенности ценностей говорит о свободе вкусов и мировоззрения, то есть человек имеет своё мнение, свои взгляды на жизнь, способен отстаивать свою точку зрения.

Средний уровень выраженности показателей суверенности психологического пространства по шкалам суверенности мира вещей и привычек свидетельствуют об адекватном отношении к личной собственности других людей, о безопасности и устойчивости мира в восприятии испытуемых.

Итак, мы можем сделать следующие выводы:

- в ходе теоретического анализа мы выяснили и описали личностные особенности подростков-геймеров, играющих в компьютерные игры и зависимых от них. Геймер - человек, который играет в компьютерные и видео игры. Компьютерные игры направлены на создание эффекта присутствия для вовлечения игрока в мир виртуальной реальности, чем ярче и интересней игра, тем она конкурентно способней, так как привлекает большое количество пользователей.

- компьютерная игра является средством избегания реальности, следовательно, подавляя чувство тревоги, она становится привычным способом удовлетворения потребностей, и все больше закрепляется как постоянный и мощный источник аффективных переживаний, объект когнитивных задач и неотъемлемый элемент мотивационной структуры. Также на сегодняшний день четко описаны основные психологические характеристикам игроманов;

- понятие психологического пространства личности - это субъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Выяснили, что нарушение психологического пространства, его суверенности, ведёт к многочисленным конфликтам и нарушению взаимодействия с другими людьми, вызывает наиболее острую реакцию в подростковом возрасте. На формирование личностного пространства оказывает влияние социальная среда развития индивида.

В ходе эмпирического исследования мы выявили:

- уровень и определили различия в показателях суверенности личностного пространства подростков, зависимых и не зависимых от компьютерных игр.

- несмотря на наличие компьютерной зависимости общий уровень суверенности психологического пространства личности подростков из обеих групп не отличается, но имеются некоторые отличия по таким

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

показателям, как суверенность территории и мира вещей. То есть для зависимых школьников характерно следующее: они точно знают, что у них есть своё место, где они чувствуют себя уверенно и всё контролируют. Так же, зависимые подростки принимают виртуальную жизнь как реальную, в связи с чем им приходится защищать свои аккаунты от других пользователей, нести за них ответственность и поддерживать существование (например, персонажа или своего королевства), что приводит к неуважению, игнорированию личных вещей других людей;

- для зависимых от компьютерных игр подростков свойственна самостоятельность, независимость, наличие своих ценностей и убеждений, умение контролировать своё личностное пространство.

Подводя итог нашего исследования, важно сказать, что компьютерные игры моделируют иную реальность, помогают в формировании различных навыков (уверенность в себе, независимость от чужого мнения, умение управлять и брать на себя ответственность и др.), но при этом, человек находится только «в собственном мире», что безусловно отражается на содержательной стороне личностного пространства, на взаимодействии с другими людьми, социумом. Список использованной литературы:

1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии- 1995, № 3-С.63-70

2. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета/ Труды по социологии образования. - 2000. - Т. 5, вып. №7- С. 431-460

3.Крищенко Е.П., Мозговая Н.Н. Социально-психологическая адаптация подростков с различной функцией психологической границы личности//Психология обучения. 2016. № 8. с. 105-117.

4. Кузнецов О.В. Поход за силой/Компьютера. - 2000. - № 18- С. 24-45

5. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. №1. - С. 35 - 42

6. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Виртуальная атака//Первое сентября- 2001. № 8- С. 34-35.

7. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. -М.: Знание, 2000. - С. 96.

8. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. - Днеропетровск: Пороги, 2006. - С.196

© Лихван А.В., Мозговая Н.Н., 2017

УДК 159.99

М.В. Михина

аспирант ФГБОУ ВО «ИГУ» г. Иркутск, Российская Федерация

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «СИМВОЛ»

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор основных представлений понятия «символ». Проводится сравнительный анализ его определений в научных словарях, изданных в различные периоды времени. Выделяются основные характеристики символа, на основе которых предлагается уточняющее определение.

Ключевые слова Символ, смысл, архетип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.