Научная статья на тему 'Особенности психологического обеспечения подготовки и проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий'

Особенности психологического обеспечения подготовки и проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2170
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ОПРОС / НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК / НАБЛЮДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL FEATURES / INTERROGATION / PROMPTING OF INQUIRIES / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климов И. А., Галкин Ю. И., Шуткин А. В., Турбина О. В.

Определены основные психологические особенности и обстоятельства, требующие особого внимания при осуществлении некоторых оперативно-розыскных мероприятий для успешного достижения оперативно-тактических целей. Знание задачи, цели создает психологическую уверенность у оперативного сотрудника и позволяет в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий активно воздействовать на сознание источника в целях получения именно той информации, которая необходима в конкретном случае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Климов И. А., Галкин Ю. И., Шуткин А. В., Турбина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF PREPARATION AND CARRYING OUT OF SOME OPERATIVELY-SEARCH ACTIONS

Authors have defined the basic psychological features and the circumstances demanding special attention at realisation of some operatively-search actions for successful achievement of the operational and tactical purposes. On the basis of it the conclusion is drawn that the knowledge of a problem, the purpose creates psychological confidence at the operative employee and allows to influence actively in the course of carrying out of operatively-search actions consciousness of a source with a view of reception of that information which is necessary in the given concrete case.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического обеспечения подготовки и проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий»

ректорам компании, но условия договоров перестрахования остаются за рамками регулирования.

1 См.: Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. 2-е изд., перераб. М.: Статут, 2002. С. 278—279.

2 См.: ШаховВ.В. Введение в страхование: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 226.

3 См.: Фогельсон Ю.Б. Комментарии к страховому законодательству. М., 2002; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. С. 576—586.

4 См.: Клочкова Е.Н. Договор перестрахования по российскому законодательству // Актуальные проблемы права: Сборник научных трудов / под ред. Е.В. Протас. Вып. 7. М.: МГИУ, 2007.

5 См.: Турбина К.Е. Мировая практика государственного регулирования международного перестрахования. // Страховое право. 2001. № 1. С. 35.

6 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств.: Учебник / под. ред. Е.А. Васильева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1992.

7 См.: Гражданское, семейное и торговое право капиталистических стран. Сб. норм, актов. Обязательственное право / под ред. В.К. Пучинского, М.И. Кулагина. М., 1989.

8 См.: Германский закон 30 мая 1908 года о страховом договоре. Спб., 1909.

9 См.: Швейцарский Союзный закон о страховом договоре 2 апреля 1908 года. Спб., 1910.

10 См.: Английский закон 1906 года о морском страховании. Петроград, 1916.

11 См.: Турбина К.Е. Указ. соч. С. 39.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

И.А. КЛИМОВ,

заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор

Ю.И. ГАЛКИН, полковник милиции А.В. ШУТКИН, майор милиции О.В. ТУРБИНА, полковник милиции 12.00.00 — юридические науки

Аннотация. Определены основные психологические особенности и обстоятельства, требующие особого внимания при осуществлении некоторых оперативно-розыскных мероприятий для успешного достижения оперативно-тактических целей. Знание задачи, цели создает психологическую уверенность у оперативного сотрудника и позволяет в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий активно воздействовать на сознание источника в целях получения именно той информации, которая необходима в конкретном случае. Ключевые слова: психологические особенности, опрос, наведение справок, наблюдение.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF PREPARATION AND CARRYING OUT OF SOME OPERATIVELY-SEARCH ACTIONS

I.A. KLIMOV,

the deserved lawyer of the Russian Federation the doctor of jurisprudence professor

J.I. GALKIN, the colonel of militia A.V. SHUTKIN, the major of militia O.V TURBINA the colonel of militia

The summary. Authors have defined the basic psychological features and the circumstances demanding special attention at realisation of some operatively-search actions for successful achievement of the operational and tactical purposes. On the basis of it the conclusion is drawn that the knowledge of a problem, the purpose creates psychological confidence at the operative employee and allows to influence actively in the course of carrying out of operatively-search actions consciousness of a source with a view of reception of that information which is necessary in the given concrete case.

Key words: psychological features, interrogation, prompting of inquiries, supervision.

Профессиональное мастерство сотрудников оперативных подразделений криминальной милиции складывается не только из их специальной юридической подготовленности, но и из профессионально-психологической готовности к борьбе с преступностью. Эта профессионально-психологическая готовность оперативного сотрудника является обязательной составной частью профессионального мастерства, необходимого для эффективного применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, обнаружение и задержание преступников.

Из общего комплекса личных качеств, которые необходимо формировать в процессе осуществления руководства оперативными подразделениями, учебы в системе профессиональной подготовки, а также в процессе осуществления самовоспитания каждого оперативного сотрудника, целесообразно выделить следующие:

общительность, умение и желание общаться с людьми;

наблюдательность, позволяющую отметить даже малейшее отклонение и реакции в тоне, мимике, жестикуляции опрашиваемого лица;

умение быстро реагировать на изменения в конкретной оперативно-тактической ситуации, учитывать изменения в настроении собеседника;

психологическая устойчивость и уверенность в своих силах, умение противостоять противодействию и наступательности лица, незаинтересованности в передаче информации оперативному сотруднику1.

Такое качество, как психологическая уверенность оперативного сотрудника, во многом определяется его профессиональной квалификацией. В этой связи на первый план выдвигаются знания:

теоретических основ, определяющих цели и тактику использования разведопроса в борьбе с преступностью, его правовой регламентации в ведомственных нормативных актах, а также умение применять эти знания на практике;

Ф классификации психологических типов личности и умение использовать это знание при общении с людьми в процессе осуществления оперативных контактов; $ широкого круга проблем, интересов, увлечений разных социальных групп населения и умение использовать эти знания в процессе установления пси-

хологических контактов для решения задач борьбы с преступностью;

$ основ общей психологии, а также психологии управления и умения применять эти знания для преодоления психологических барьеров у опрашиваемых лиц, склонение их к сообщению информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов ОВД; $ тактических особенностей использования данных, полученных в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, и умение использовать в целях достижения максимально полных результатов основ психологических знаний.

Совокупность этих знаний и умений в сочетании с воспитанием и выработкой необходимых личностных качеств создают необходимые предпосылки для успешного достижения оперативно-тактических целей при осуществлении оперативно-розыскных ме-роприятий2.

Наиболее распространенными и эффективными в борьбе с преступностью оперативно-розыскными мероприятиями являются опрос, наведение справок и наблюдение, которые в комплексе с другими оперативно-розыскными мероприятиями обеспечивают выявление первичной оперативно-розыскной информации о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях; документирование фактов в противоправной деятельности преступных группировок и раскрытие совершаемых ими преступлений3.

Опрос является наиболее распространенным оперативно-розыскным мероприятием для решения многообразных задач борьбы с преступностью. Это объясняется тем, что он относительно прост, доступен и к тому же позволяет достичь значительных результатов в борьбе с преступностью с минимальной затратой сил и средств. Кроме того, уникальность этого мероприятия состоит в том, что его элементы применяются при осуществлении ряда других оперативно-розыскных мероприятий.

Отличительные черты опроса: $ субъектами этого оперативно-розыскного мероприятия являются исключительно сотрудники оперативно-розыскных и поисковых подразделений криминальной милиции;

содержанием их действий является подготовка и проведение специальной беседы с лицом, располагающим информацией, имеющей значение для борьбы с преступностью;

для выбора тактики специальной беседы важно учитывать характеристику личности опрашиваемого,

мотивацию его поведения и отношение к преступной деятельности;

® в зависимости от конкретных обстоятельств дела и особенностей личности опрашиваемого определяется тактика опроса, который может проводиться гласно, а также втайне от окружающих лиц. При этом возможна прямая постановка интересующих оперативного сотрудника вопросов или их зашифровка, чтобы опрашиваемый не догадался об истинных целях проводимой беседы.

Весь процесс осуществления разведопроса разделяется на два относительно самостоятельных этапа: 1) подготовка к опросу; 2) проведение опроса и обеспечение эффективного и полного использования полученных результатов в борьбе с преступностью. Каждый из них имеет содержание, цель, тактику их достижения, а также психологические особенности, требующие максимального учета при их осуществлении.

На содержание тактики подготовки и проведения опроса оказывают решающее влияние следующие обстоятельства:

цель проведения опроса, определяемая из конкретных обстоятельств и характеристики ситуации, для решения которой необходимо его осуществить;

личностная характеристика, мотивация поведения опрашиваемого и его отношение к противоправному факту, информацию о котором намечается получить в результате опроса.

Оптимальный с точки зрения психологии подход к достижению целей при опросе требует максимального учета этих обстоятельств, оценка совокупности которых и позволяет тактически грамотно достичь решения поставленных задач.

Уяснение для себя конкретной цели или целей опроса создает для оперативного сотрудника психологическую установку и позволяет наметить действия, которые дают возможность быстро и эффективно, с наименьшими затратами добиться их достижения. Кроме того, уяснение целей, намечаемое их наиболее полное и всестороннее достижение позволяют в дальнейшем (если это сделано с учетом реалистической оценки всех обстоятельств) при проведении опроса уделить внимание поиску всех без исключения представляющих оперативный интерес данных, что, в свою очередь, обеспечит психологическую готовность оперативного сотрудника при неожиданном повороте темы беседы или негативной реакции собеседника сориентироваться и, правильно среагировав, провести собственную линию, направив содержание разговора на решение поставленных задач.

Для психологической подготовки оперативного сотрудника важно, намечая несколько целей опроса, определить наиболее приоритетную из них с тем чтобы, стремясь достичь максимального результата (что не всегда возможно в силу объективных обстоятельств), оперативный сотрудник действовал не в ущерб главной цели. Как правило, главными его

приоритетными целями являются установление лиц, причастных к преступной деятельности, выявление обстоятельств, служащих доказательствами по делу, и обеспечение иных форм документирования преступной деятельности.

Поставив перед собой цель проведения опроса, оперативный сотрудник должен уделить внимание определению лиц, с которыми необходимо провести это мероприятие. Такими лицами могут быть:

# работники транспортных средств (в зависимости от особенностей региона: водители такси, автобусов и иного общественного транспорта, железнодорожного и воздушного транспорта);

работники близлежащих организаций; пассажиры, постоянный маршрут которых пролегает вблизи места преступления;

жильцы близлежащих домов, прежде всего те, из окон квартир которых видно место происшествия;

# завсегдатаи кафе и иных зрелищно-развлекательных учреждений вблизи места происшествия;

лица, имеющие домашних животных, которых они выводят на прогулку в те часы, когда было совершено преступление;

подростки, места сбора, игр и развлечений которых расположены недалеко от места происшествия.

Эти и иные категории лиц, среди которых может оказаться лицо, располагающее необходимой для оперативных аппаратов информацией, должны изучаться в первую очередь. При этом успех поисковой деятельности объектов разведопроса во многом зависит от знания психологических особенностей таких социальных групп, как подростки, пенсионеры, работники, домохозяйки.

Важным фактором является знание оперативным сотрудником доминирующего среди отдельных социальных групп психологического отношения к правонарушениям, деятельности ОВД, участию в процессе в качестве свидетеля. Немаловажным является также знание традиций, обычаев, особенностей религиозных обрядов. Именно с учетом этих и иных положений социальной психологии нужно выбирать предлог, содержание и последовательность намеченных для поисковых бесед вопросов.

После того как лицо, располагающее необходимой информацией, выявлено, необходимо от приемов применения социальной психологии перейти к использованию психологии личности. Это прежде всего надо для изучения особенностей личности намеченного объекта опроса. Решающее значение придается выяснению двух основных обстоятельств: 1) отношению объекта беседы к противоправному факту, для выяснения обстоятельств которого намечается проведение беседы; 2) его личностной характеристике, включающей в себя особенности психологической реакции на негативные стрессовые ситуации.

Особое внимание в плане учета психологии объекта опроса занимают вопросы выбора места и времени

проведения беседы. Успешное решение задачи получения информации во многом зависит от обстановки, в которой будет протекать беседа. Здесь не может быть общего правила и стандарта, но имеется ряд принципиальных положений, которые целесообразно использовать при выборе места и обстановки проведения опроса.

На практике возможны и чаще всего используются следующие пять вариантов выбора мест, где осуществляются разведопросы:

1) по месту жительства опрашиваемого;

2) по месту работы опрашиваемого;

3) в местах проведения досуга, на улице или в общественных местах (в силу случайно сложившихся обстоятельств или намеренно создаваемых в результате оперативной комбинации);

4) в помещениях организаций, вызовом в которые легендируется предлог беседы и зашифровывается цель проведения, опроса;

5) в помещении ОВД.

Выбор каждого из этих мест определяется одним или сочетанием ряда факторов психологического характера.

Помимо выбора места проведения опроса, большое значение имеет определение времени беседы. Естественно, что на выбор момента непосредственной беседы в существенной степени влияет неотложность решаемой оперативно-розыскной задачи. Необходимость быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию диктует такой темп действий, который позволяет в кратчайшие сроки решить возникшую задачу по борьбе с преступностью. Так, например, вынужден действовать оперативный сотрудник в случае розыска преступника по «горячим следам» или предупреждения готовящегося преступления. Но и в таких ситуациях целесообразно при определении времени проведения опроса сделать его максимально удобным для опрашиваемого. Это необходимо для создания спокойной атмосферы проведения беседы.

Планирование и выбор вида и тактики опроса — процесс творческий: содержание и последовательность предполагаемых вопросов, подлежащих обсуждению, зависят от конкретных обстоятельств дела, особенностей личности опрашиваемого и его отношения к факту, по которому проводится опрос. Но в то же время имеется ряд правил общего характера, требующих максимального учета положений психологии для полного достижения целей посредством этого метода.

Необходимо принять решение, с какой темы следует начать беседу. Прежде чем перейти к непосредственно интересующим оперативного сотрудника вопросам, нужна вступительная часть, направленная на решение хотя и вспомогательной, но крайне важной задачи — установление психологического контакта.

Как известно, тактика и приемы установления психологического контакта зависят от характеристики личности как оперативного сотрудника, так и опрашиваемого, от целей беседы, а также от условий (ме-

ста, времени, обстановки), в которых она протекает. Предварительное изучение, анализ и оценка всех этих обстоятельств должны дополняться непосредственным изучением опрашиваемого в начале беседы. По реакции собеседника, его манере держаться, одеваться можно определить как положительные свойства, облегчающие установление контакта (любознательность, чувство юмора, культура поведения, вежливость), так и отрицательные, затрудняющие контакт (подозрительность, настороженность, озлобленность, грубость).

Приступая к беседе, в целях установления психологического контакта, оперативный сотрудник может использовать ряд приемов. Так, для оказания психологического воздействия и установления контакта может быть использован сам факт вызова гражданина на беседу в ОВД. Если это сделано в деликатной форме и к тому же с максимальной осторожностью, исключающей разглашение самого факта вызова (повестка запечатана в конверт, вызов осуществлен по телефону или лицо официально приглашено в другое учреждение, не имеющее отношения к ОВД), то объект опроса, положительно оценивая заботу о сохранении беседы в тайне, легче идет на установление психологического контакта.

В ряде случаев, наоборот, если нет необходимости скрывать факт беседы, а лицо характеризуется нетерпеливостью, неумением продолжительное время тяготиться неопределенностью, вызов на беседу в ОВД может осуществляться открыто накануне опроса. Это облегчает установление психологического контакта.

Большое значение имеет также включение собеседника в общение. Для этого могут быть использованы такие наиболее распространенные приемы, как:

# выбор нейтрального материала для начала беседы, который может касаться погоды, самочувствия, маршрута движения транспорта либо вестись о биографии объекта беседы, его семейном положении, интересах и увлечениях;

# избежание противоречий и несогласий со стороны собеседника в начале беседы. Для этого оперативный сотрудник на основе предварительного изучения личности опрашиваемого должен высказывать свое мнение и задавать вопросы в тех формулировках, которые неизбежно вызовут у объекта беседы согласие и ответ «да»;

# создание у собеседника впечатления о совпадении интересов в отношении увлечения опрашиваемого. Так, разговор о музыке, спорте, литературе, коллекционировании не только создает благоприятное впечатление у объекта разведопроса об оперативном сотруднике, но и снимает у него настороженность и психологические барьеры;

# постановка перед собеседником необычной, в чем-то сенсационной проблемы, которая может вызвать у него повышенный интерес и желание общаться;

# тактика так называемого психологического поглаживания, проявление к опрашиваемому сочувствия,

уважительное к нему отношение, что способствуют снятию психологического барьера и настороженности;

прием нарочитой откровенности и раскрытия содержания целей и задач беседы перед опрашиваемым, создающий атмосферу доверия и способствующий установлению психологического контакта;

использование черт характера и мотивации поведения опрашиваемого по отношению к конкретной ситуации. Речь может идти о негативном отношении к поведению, взглядам проверяемых и разрабатываемых лиц, желании заслужить доверие у представителей органов власти, отличаться в глазах окружающих и т.д. Акцентирование внимания на удовлетворение этих мотиваций опрашиваемого в случае достижения согласия в ходе беседы создает благоприятную обстановку для установления психологического контакта; ® снятие мотивов страха перед местью со стороны заинтересованных лиц, которое может быть достигнуто как обещанием сохранить втайне факт беседы и его результаты, так и демонстрацией мер, позволяющих обеспечить тайну беседы. Кроме того, объясняются негативные последствия сокрытия имеющихся у гражданина сведений;

® учет индивидуальных особенностей, предполагающий обращение к статусу гражданина, его профессиональной принадлежности (например, к работнику таможни, военнослужащему, ревизору и другим лицам, обязанным бороться с нарушениями и проявлять личное мужество), апелляцию к положительным сторонам личности (чувству долга, смелости, принципиальности), использование отрицательных черт характера (хвастливости, болтливости, легкомыслия и т.д.).

Все эти приемы способствуют установлению психологического контакта в процессе опроса.

При осуществлении опроса лица, настроенного доброжелательно к ОВД и не намеренного скрывать имеющуюся у него информацию, вступительная часть беседы может быть сведена к минимуму и занять кратчайшее время. Прежде чем перейти прямо к вопросу, который необходимо выяснить, целесообразно для соответствующего психологического настроя опрашиваемого объяснить ему, почему именно с ним проводится беседа. При этом подчеркивается, что ввиду положительных качеств опрашиваемого, его безупречного или заслуженного прошлого, патриотизма, лояльности или преданности органам власти оперативные аппараты вправе рассчитывать на его помощь. Кроме того, делается упор на то, что информация, которой располагает лицо, важна для ОВД, и от опрашиваемого в значительной степени зависит успешное решение сложной задачи. Целесообразно также упомянуть о положительных личных качествах опрашиваемого, в частности о его смелости и умении хранить доверенную тайну. Почувствовав доверие и уважительное отношение, опрашиваемый, как правило, испытывая ответную положительную реакцию, готов «раскрыться» и вести откровенную беседу.

Переходя к основной части предмета разговора, следует избрать правильную тактику формулирования и последовательность задаваемых вопросов. Многое зависит от целей беседы, характеристики опрашиваемого, степени изученности им имеющихся исходных данных и оценки сложившейся обстановки. Так, опрос может быть свободным, т.е. его содержание, формулировка вопросов, их последовательность заранее строго не планируются. Возможна импровизация, поскольку оперативный сотрудник в этих случаях и сам не предполагает четко, какого характера сведения он может получить.

Свободная форма опроса используется в тех случаях, когда оперативный сотрудник надеется получить гораздо больше информации, чем можно предполагать из предварительной оценки ситуации. При этом он должен проявлять терпеливость и умело выслушивать опрашиваемого, не задавая наводящих вопросов, не проявлять чрезмерной настойчивости, не спорить с опрашиваемым, стремясь дать ему свободно высказаться и поощряя его раскованность. Задавать необходимые вопросы целесообразно после того, как человек высказался и нужно лишь уточнить детали.

Целенаправленная форма опроса используется в случаях, когда оперативного сотрудника интересует конкретный факт и, как правило, имеются предварительно установленные сведения, требующие уточнения. Приступая к цели беседы, оперативный сотрудник может сообщить опрашиваемому сведения (или их часть), имеющиеся в распоряжении ОВД, и наблюдая за реакцией собеседника, принять меры к снятию психологических барьеров, чтобы получить необходимую информацию.

Большое значение имеет учет психологических особенностей при фиксировании содержания опроса следующими основными путями:

запись, производимая оперативным сотрудником во время беседы;

звукозапись беседы; видеосъемка беседы;

письменное объяснение, собственноручно написанное опрашиваемым.

Не рекомендуется делать письменных записей, если беседа ведется с лицом, у которого существует сильный психологический барьер, препятствующий сообщению необходимых сведений оперативному сотруднику ввиду наличия страха, нежелания быть замешанным в неприятную историю и т.д. В таких случаях производство записей оперативным сотрудником начинает усиливать действие психологического барьера и может привести к нежелательным результатам: отказу или уклонению от искренних ответов на поставленные вопросы. При беседе с такими лицами желательно запоминать главное, а результаты опроса оформлять в их отсутствие рапортом.

Требует особого внимания психология и тактика проведения концовки опроса. С точки зрения пси-

хологии, этот элемент опроса очень важен, так как оперативный сотрудник совершает непростительный промах, если, получив необходимые ему сведения, резко обрывает беседу, начинает торопиться и явно теряет интерес к собеседнику. Такое поведение может обидеть опрашиваемого, вызвать недоверие к сотруднику ОВД, исключить возможность в будущем обращаться к нему за помощью, а иногда и побудить человека с ущемленным самолюбием противодействовать дальнейшим действиям сотрудников ОВД, вплоть до предупреждения разрабатываемых и проверяемых лиц о проявленном к ним интересе.

Поскольку психология человека устроена таким образом, что особенно запоминается и производит сильное эмоциональное воздействие концовка беседы, нужно оставить у объекта благоприятное впечатление от беседы. Если цель опроса не скрывалась, опрашиваемого следует поблагодарить за данные им сведения. В тех случаях, когда он проявлял желание оставить втайне сам факт беседы, еще раз заверить, что это условие будет соблюдено.

Таким образом, на всех этапах опроса необходим тщательный учет основных положений психологии, использование которых во многом определяет успешное проведение этого эффективного мероприятия оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем психологическое воздействие может и должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями законности и в определенных пределах исключающих психологическое принуждение (шантаж) и использование таких низменных побуждений как месть, национализм, корысть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уникальность анализируемых оперативно-розыскных мероприятий, в том числе опроса, заключается в том, что их отдельные элементы активно используются в процессе проведения других оперативно-розыскных мероприятий. Так, сущность наведения справок заключается в негласном сборе сотрудниками оперативных подразделений биографических данных, сведений о поведении, образе жизни, связях лиц, представляющих оперативный интерес. Сходство этих мероприятий заключается в том, что получение сведений осуществляется путем проведения специальной разведывательно-поисковой беседы с лицом, располагающим полезной информацией для ОВД. В то же время имеется ряд существенных отличий: ® опрос оперативный сотрудник осуществляет, как правило, не скрывая своей принадлежности к правоохранительным органам, а при проведении наведения справок личность и профессиональная принадлежность тщательно маскируются; ® процесс изучения лиц, которые могут дать необходимые сведения, при опросе и наведении справок различен как по длительности, так и по направленности собираемых данных;

при опросе цель беседы чаще всего формулируется и доводится до сведения опрашиваемого, а при наве-

дении справок выяснение вопросов, интересующих сотрудников ОВД, проводится зашифровано, под благовидным предлогом;

использование сведений, полученных в процессе опроса, и наведение справок отличается по содержанию, форме и тактике.

Все эти отличия обусловливают психологические особенности подготовки, проведения и использования результатов наведения справок в борьбе с преступностью. Оперативный сотрудник, проводящий это оперативно-розыскное мероприятие должен обладать следующими личными качествами: умением и желанием общаться с людьми, любознательностью, инициативностью, внимательностью, наблюдательностью, умением быстро перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

Помимо необходимых личных качеств, оперативный сотрудник должен:

знать особенности психологии разных групп населения, особенно женщин и пенсионеров, с которыми чаще всего приходится иметь дело в процессе проведения оперативной установки;

# знать разные социальные и экономические интересы людей, уметь поддержать разговор на любую тему;

# уметь сохранять выдержку и спокойствие, разряжать и снимать конфликтную ситуацию;

# знать особенности организации деятельности организации, от имени которой выступает, и уметь сыграть роль представителя этой организации;

# знать особенности оперативной обстановки в регионе, особенности поведения лиц, занимающихся противоправной деятельностью, уметь выделять сведения о признаках, позволяющих удостовериться в наличии таких лиц на объекте, где проводится наведение справок;

# знать особенности объекта, на котором проводится это оперативно-розыскное мероприятие, учитывать их при осуществлении установки;

знать приемы межчеловеческого общения и уметь их применять в разведывательных целях для получения необходимой ОВД информации;

знать тактику осуществления других оперативно-розыскных мероприятий, уметь их грамотно применять в процессе проведения наведения справок;

знать приемы анализа полученной информации, уметь выделить в ней главное, имеющее отношение к борьбе с преступностью;

знать требования к фиксации результатов наведения справок и уметь грамотно оформлять полученные результаты.

Сочетание этих личных качеств (знаний и умений) создает благоприятную основу для успешного применения наведения справок и уверенность сотрудника в своих силах.

Помимо этих качеств, следует обратить особое внимание на знание оперативным сотрудником психологических особенностей подготовки и проведения на-

ведения справок. Уяснив смысл полученного задания или самостоятельно определив цель его проведения, оперативный сотрудник должен обратить внимание и выделить главные, наиболее важные вопросы. Ими могут быть выявление связей; наличие и места хранения орудий преступления, похищенного имущества, предметов, нажитых преступным путем; противоправный образ жизни проверяемого или разрабатываемого лица, факты его преступной деятельности. Каждая из этих задач требует избрания особой тактики проведения наведения справок, во-первых, выбор лица, которое наиболее может быть осведомлено о тех или иных сведениях, во-вторых, определение содержания и последовательности вопросов, которые необходимо задать в процессе проведения этого оперативно-розыскного мероприятия.

Хорошее знание целей создает психологическую уверенность у оперативного сотрудника, а также позволяет в процессе проведения наведения справок активно воздействовать на сознание источника в целях получения именно той информации, которая необходима в конкретном случае. В то же время такая за-данность и предварительная подготовка к получению строго определенных сведений не должны сковывать инициативы оперативного сотрудника, и если объем получаемых в ходе наведения справок сведений выходит за рамки, определенные на этапе подготовки, он должен уметь перестроиться и, по достоинству оценив вновь полученные данные, обратить внимание на представляющие наибольший оперативный интерес.

С точки зрения психологии, представляет интерес и осуществляемое в процессе подготовки к проведению наведения справок изучение особенностей объекта — жилого дома или организации, где будет осуществляться поиск. Так, жилое строение представляет интерес с точки зрения количества квартир и лиц, населяющих их; характеристики контингента лиц, проживающих в этом доме.

Предварительно изучая характеристику контингента, проживающего или работающего на объекте, необходимо обратить внимание на социальный состав жильцов дома или работников организации, наличие среди них ранее судимых, давность проживания или совместной работы лиц. Эти сведения позволяют оперативному сотруднику выбрать наиболее соответствующую обстановке легенду и линию поведения, зашифровывающую его истинные цели и вызывающую доверие у лиц, через которых намечается получение сведений.

Кроме того, в процессе предварительного изучения объекта выясняются следующие обстоятельства: нет ли на объекте лиц, работающих в организациях, в роли представителя которых выступает оперативный сотрудник, а также сотрудников правоохранительных органов, знакомых с данным оперативно-розыскным мероприятием.

Для изучения объекта и контингента лиц, в микросреде которых будет осуществляться наведение спра-

вок, используются как официальные материалы, так и проводится ознакомление непосредственно на местах. Просматривая материалы официальной документации (например, домовые книги регистрации жильцов) для выбора конкретных лиц, с которыми целесообразно вести разведывательную беседу в процессе наведения справок, необходимо особое внимание уделять установлению следующих данных: пол, возраст, образование, национальность лиц, проживающих рядом с местом жительства проверяемого и разрабатываемого.

Анализ профессиональной принадлежности, а также режима работы дает основания оперативному сотруднику безошибочно выбрать нужный источник информации. Так, человек, занятый работой сверхурочно или постоянно выезжающий в командировки, вряд ли располагает нужным объемом информации. И наоборот, пенсионеры, располагая свободным временем, осведомлены о многих фактах, представляющих оперативный интерес для сотрудников ОВД. Как правило, женщины больше знают об образе жизни и связях лиц, проживающих рядом. Существуют отличия в восприятии информации мужчинами и женщинами.

Определив примерный круг лиц, с которыми целесообразно проводить разведывательные беседы в процессе наведения справок, оперативный сотрудник определяет для себя легенду прикрытия и способ зашифровки проведения мероприятия. Важно с точки зрения психологии учесть естественный интерес выбранного в качестве источника лица к определенной проблеме, например у домохозяйки может найти живой отклик разговор на тему о воспитании детей, соблюдении чистоты и порядка. Наметив разговор с женщиной, целесообразно выдать себя за представителя органов образования или санэпидемстанции. Возможно посещение квартиры под видом агента страховой компании.

Разговор с мужчинами возможен под видом организатора спортивной работы, представителя органов, контролирующих расход электроэнергии, использование газовых приборов и т.д.

Определив легенду и примерное содержание беседы, оперативный сотрудник под видом представителя организации, деятельность которой связана с посещением жилых домов и учреждений, начинает проведение мероприятия.

Разговор, как правило, начинается с предлога, выбранного для проведения наведения справок и представления оперативного сотрудника под избранной им легендой. Надо иметь в виду следующие психологические особенности. Во-первых, желательно, чтобы легенда поведения оперативного сотрудника и предлог его появления затрагивали в определенной степени интересы лица, намеченного в качестве источника информации, иначе трудно человека втянуть в разговор. Во-вторых, надо умело убедить собеседника, что перед ним представитель именно той организации, от

имени которой под легендой выступает оперативный сотрудник. Это можно сделать либо демонстрируя официальные бланки, которые необходимо заполнить по результатам посещения, либо предъявив удостоверение работника легендируемой организации.

Женщины реже, чем мужчины, интересуются документами, и это облегчает общение с ними. В то же время, если женщина одна в квартире, оперативному сотруднику затруднительно проникнуть в жилище, так как она испытывает естественное чувство страха. Чтобы преодолеть психологический барьер, желательно, чтобы предлог и легенднруемая организация, от имени которой выступает оперативный сотрудник, носили гуманный, пропагандируемый средствами массовой информации характер.

После объяснения предлога беседы, которое не должно быть излишне подробным, чтобы не вызвать лишних подозрений, надо убедиться, что перед оперативным сотрудником именно тот человек, которого он наметил для беседы, а не иное лицо, заинтересованное в сохранении в тайне от сотрудника ОВД истинной информации. После изложения предлога и получения конкретных результатов для зашифровки целей беседы необходимо перевести разговор на тему, близкую к искомой информации. Следует действовать крайне осторожно, чтобы резкой сменой темы разговора не насторожить собеседника и не выдать своей причастности к ОВД.

Если собеседник оказывается болтливым человеком и сам перейдет к теме, которая интересуют оперативного сотрудника, надо немедленно этим воспользоваться, задавая уточняющие вопросы. Но в большинстве случаев приходится прилагать определенные усилия для того, чтобы принудить собеседника начать разговор на тему, интересующую оперативного сотрудника. Это всегда творческий процесс, требующий инициативы, знаний и умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Но в то же время каждый оперативный сотрудник должен иметь в своем распоряжении набор стандартных вопросов, позволяющих незаметно для собеседника, приблизиться к интересующей ОВД проблеме.

Одна из особенностей проведения наведения справок состоит в том, что, скрывая истинную цель беседы, оперативный сотрудник вынужден вести разговор по широкому кругу проблем, и это зачастую приводит к получению информации, хотя и не имеющей прямого отношения к первоначальной задаче, но заслуживающей внимания с точки зрения борьбы с преступностью. Важно, чтобы оперативный сотрудник психологически был готов к восприятию и фиксации неожиданно полученных сведений.

При проведении наведения справок существует опасность получения необъективной, ложной информации. Такая возможность существует, поскольку люди часто из-за своих неприязненных отношений склонны неверно оценивать поведение и поступки

другого лица. Возможно также искреннее заблуждение в оценке конкретной информации, тем более, если она была получена источником от третьих лиц. Психологическая особенность заключается в том, что, выступая зашифровано, оперативный сотрудник, ограничен в возможности задать напрямую контрольные вопросы, позволяющие уличить собеседника в сообщении ложных сведений. Именно поэтому одним из основных требований при проведении наведения справок является перепроверка полученных сведений путем беседы не менее чем с двумя другими источниками информации об интересующих ОВД лицах и фактах. Только после подтверждения полученных данных можно считать, что необходимый результат достигнут.

В процессе использования полученных результатов необходимо особое внимание обращать на зашифровку метода получения информации. Эта задача легче решается, если результаты использует сам оперативный сотрудник. В тех случаях, когда сведения пересылаются в другое оперативное подразделение, целесообразно после подробного описания полученной информации изложить рекомендации по ее применению, а также рекомендовать наиболее информированных людей, располагающих необходимыми данными в целях их дальнейшего использования в оперативно-служебной деятельности. Рекомендации служат основой для создания психологической уверенности у сотрудника, использующего информацию, в правильности избираемой им тактики.

Таким образом, в процессе подготовки проведения и использования результатов наведения справок имеются психологические особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении этого метода оперативно-розыскной деятельности.

Одним из эффективных методов борьбы с преступностью является оперативное наблюдение4, сущность которого заключается в проведении в тайне от окружающих и проверяемых лиц специального слежения за конкретным человеком либо местом в целях получения информации, представляющей оперативный интерес и имеющей значение для борьбы с преступностью. Это оперативно-розыскное мероприятие оперативно-розыскной деятельности применяется в целях выявления и изучения лиц, причастных к совершению преступления, и их связей для установления и фиксации конкретных фактов, документов, предметов, которые можно использовать в качестве доказательств либо для проведения последующих оперативно-розыскных мероприятий.

Преимуществом этого оперативно-розыскного мероприятия является достоверность непосредственно наблюдаемой и фиксируемой, как правило, техническими средствами, информации. Кроме того, на практике наблюдение часто является единственным методом, способным решить возникшую перед оперативными аппаратами задачу.

Вместе с тем преимущества наблюдения сами по себе не могут быть реализованы для решения широкого круга задач по борьбе с преступностью. Для этого необходима тщательная подготовка и умелое проведение данного метода. Значительное место должно уделяться максимальному учету психологических особенностей проводимых мероприятий.

Психологические особенности наблюдения определяются следующими обстоятельствами:

требование соблюдения скрытого характера проведения этого мероприятия не только от объекта наблюдения, но и от окружающих;

неизбежность близкого нахождения от объекта наблюдения и прежде всего от лиц, представляющих оперативный интерес;

постоянное противодействие лиц, совершающих преступление, их стремление обнаружить за собой наблюдение и скрыться от него;

быстрота изменения конкретной ситуации и обстоятельств ведения наблюдения;

необходимость самостоятельного принятия решения при изменении ситуации.

С учетом этих обстоятельств должна проводиться психологическая подготовка сотрудников, специализирующихся на проведении наблюдения.

Процесс оперативного наблюдения складывается из нескольких одновременно протекающих действий: наблюдения за объектом, его действиями, действиями других оперативных сотрудников, изменяющейся обстановкой. Все это требует от оперативного сотрудника большего объема и широкого распределения внимания, т.е. восприятия одновременно значительного количества информации.

Распределение внимания наблюдения определяется его быстрым переводом от объекта к его окружению. Это свойство связано с необходимостью правильно оценить ситуацию и быстро отреагировать на неожиданные действия или возникшие помехи (например, обращение к оперативному сотруднику с вопросом кого-либо из граждан).

Важным свойством внимания, проявляющимся в наблюдении, является его концентрация, интенсивность, невозможность отвлечься от объекта наблюдения посторонними раздражителями.

Перемещение объекта и оперативных сотрудников, постоянные изменения ситуации наблюдения требуют большой подвижности внимания. Такое свойство внимания оперативного сотрудника может дать положительный результат только в сочетании с распределением внимания между нужными объектами.

Наблюдение требует от оперативного сотрудника максимальной скорости реагирования. Возможность очень быстрого реагирования осуществляется тогда, когда у работника сохраняется состояние оптимальной возбудимости, что субъективно выражается в направленности и сосредоточенности его внимания на ходе наблюдения.

Наблюдатели должны знать, что нельзя утаивать, преувеличивать сведения, полученные в ходе наблюдения, так как только точно передаваемые сведения ведут к успеху этого мероприятия, тогда как искажение истины, стремление скрыть недостатки, неудачи наводят на ложный след, препятствуют разоблачению виновных.

Наличие этих психологических качеств создает основу для успешного осуществления наблюдения, а также придает необходимую уверенность сотрудникам в своих силах.

Созданию психологической уверенности способствует и профессиональная подготовка сотрудников, осуществляющих это оперативно-розыскное мероприятие. Она должна включать в себя:

обучение тактике ведения наблюдения и фиксацию интересующих ОВД фактов;

формирование знаний о противодействии преступников и обучение тактике и методам избежания «ловушек» и сохранения втайне ведущегося наблюдения;

умение пользоваться специальной техникой для фиксации представляющих интерес лиц и фактов.

Все эти знания и умения в сочетании с личными качествами дают уверенность оперативному сотруднику в своих силах и позволяют преодолевать возникающие препятствия и ориентироваться при изменении ситуации.

Обладание необходимыми личными и психическими качествами еще не обеспечивает успеха оперативного сотрудника в осуществлении скрытого наблюдения. Для этого нужно тщательно подготовиться; в процессе подготовки максимально должен учитываться ряд обстоятельств психологического свойства.

Необходимо четко представлять цель проведения оперативного наблюдения. С точки зрения психологии, ясное и полное знание цели даст возможность оперативному сотруднику конкретно сформулировать задание специальным сотрудникам, которые будут непосредственно осуществлять наблюдение. Кроме того, и это главное, позволяет сотрудникам, осуществляющим это мероприятие, сосредоточить внимание и фиксировать именно те моменты (связи, поступки, предметы и места посещения), которые имеют большое значение для достижения главной цели оперативного наблюдения.

В процессе подготовки должен учитываться психологический портрет проверяемого лица, его характер, темперамент, привычки, мотивы и стереотипы поведения. Знание психологии объекта дает возможность правильно выбрать место, время и тактику проведения наблюдения.

Особое внимание при предварительном изучении личности проверяемого должно обращаться на выяснение степени осведомленности этого лица о методах оперативно-розыскной деятельности, в частности о возможностях и тактике оперативного наблюдения.

Объектами наблюдения чаще всего являются:

® лица, разрабатываемые или проверяемые в связи с наличием данных об их преступной деятельности, подозреваемые или обвиняемые по уголовным делам;

лица, располагающие сведениями о готовящихся или совершенных преступлениях либо имеющие связь с преступниками;

родственники и знакомые разыскиваемых; другие граждане и иные объекты, наблюдение за которыми может способствовать предупреждению и раскрытию преступлений, розыску и задержанию скрывшихся преступников;

лица, состоящие на связи у оперативных сотрудников ОВД и исправительных учреждений в качестве агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир.

С точки зрения психологии, в процессе подготовки к наблюдению необходимо правильно выбрать время начала его проведения. Должны быть учтены следующие моменты:

степень интенсивности противоправной деятельности в настоящий период, планирование и осуществление проверяемыми лицами интересующих оперативные аппараты действий;

состояние психологической напряженности у проверяемого лица, степени его настороженности и подозрительности.

В других ситуациях в процессе подготовки к наблюдению, наоборот, принимаются меры к созданию у объекта психологического дискомфорта, чтобы побудить проверяемое лицо к активным действиям, способствующим его изобличению в преступной деятельности. Искусственно созданная оперативным сотрудником психологическая ситуация должна вызвать у объекта наблюдения состояние повышенной настороженности и подозрительности.

Целесообразно начать наблюдение за объектом в таком месте, которое не связано непосредственно с его преступной деятельностью. К месту начала скрытого наблюдения оперативный сотрудник должен прибыть не более чем за 1 ч до известного времени выхода наблюдаемого, так как следует учитывать, что настороженный объект может заранее проверить все подходы к месту своего нахождения как сам, так и с помощью сообщников, в результате чего наблюдение может быть обнаружено.

Если точное время выхода объекта неизвестно, надо быть на посту ко времени общего начала движения в данной местности. Позицию следует определить таким образом, чтобы при выходе объекта безошибочно определить, что это именно он. При его появлении оперативному сотруднику надо вести себя спокойно и начать за ним движение с места только тогда, когда наблюдаемый отойдет на значительное расстояние или завернет за угол. Это крайне важно — не насторожить его. С первых минут наблюдения оперативный сотрудник должен попытаться определить внутрен-

нее психологическое состояние объекта. Этот вывод делается на основе анализа поведения наблюдаемого: держится спокойно или старается применить какие-либо меры контрнаблюдения, проверки и т.д. От вывода, сделанного оперативным сотрудником в начале мероприятия, зависят все дальнейшие действия наблюдателя.

В случае, если объект наблюдения применил какой-либо из приемов перепроверки или контрнаблюдения, оперативный сотрудник должен сделать вывод о повышенной настороженности объекта и в соответствии с этим определять тактику дальнейшей работы по осуществлению скрытого наблюдения. Важно, с точки зрения психологии, основываясь на предварительном изучении характера, интересов и стереотипов поведения объекта, угадывать возможные его поступки, маршруты движения.

Особое внимание с учетом степени психологической настороженности должно уделяться тактике фиксирования лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, с помощью технических средств.

Большое значение имеет знание способов совершения преступлений, поскольку нередко в процессе скрытого наблюдения выявляются и фиксируются факты преступной деятельности. Знание способа совершения преступления позволяет оперативному сотруднику психологически подготовиться и, прогнозируя преступное поведение объекта, приступить к его задержанию с поличным. При этом возможны два варианта: 1) оперативные сотрудники действуют под легендой якобы случайно оказавшихся рядом граждан; 2) оперативные сотрудники не скрывают своей принадлежности к ОВД.

В любом случае, основной целью психологического воздействия при задержании с поличным является создание уверенности у лица в случайности его задержания. Для достижения этой цели используется возможность в беседе дать понять объекту, что он задержан в результате собственной неосторожности либо неосторожности своих сообщников

Таким образом, использование информации, добытой в процессе оперативного наблюдения, служит важным средством психологического воздействия на виновное лицо, способствует склонению его к даче признательных показаний.

1 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001. С. 12; Прикладная юридическая психология : учеб. пособие / под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 24—29.

2 Ковалев О.Г. Современные научные представления психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 1994. № 1. С. 14.

3 Синилов Т.К. Оперативное установление личности : учеб. пособие. М., 1987.

4 Смирнов С.А. Оперативное наблюдение : учеб. пособие. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.