7.2. ПРОБЕЛЬНОСТЬ ЗАКОНА И СЛОЖНОСТЬ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Симонов Н. Е., к.ю.н. Должность: профессор. Место работы: Российская таможенная академия.
Аннотация: рассмотрены вопросы теории и практики осуществления некоторых оперативнорозыскных мероприятий подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации. Особое внимание уделено исследованию таких оперативно-розыскных мероприятий как наблюдение, наведение справок и опрос.
Ключевые слова: наблюдение, наведение справок, оперативно-розыскное мероприятие, опрос, подразделение собственной безопасности таможенных органов.
GAPS IN LAW AND PRACTICAL DIFFICULTIES IN REALIZATION OF CERTAIN OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITIES BY INTERNAL SECURITY DEPARTMENTS OF CUSTOMS AUTHORITIES
Simonov N.E., Ph. D. in Law. Position: professor. Place of employment: the Russian Customs Academy.
Annotation: issues of theory and practice of certain operational-investigative activities realization by internal security departments of customs authorities of the Russian Federation have been considered. Especially, the author paid attention to such operational-investigative activities as observation, inquiry and examination.
Keywords: observation, inquiry, operational-
investigative activities, examination, internal security department of customs authorities.
Как известно, в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1 предусмотрено 14 видов оперативно-розыскных мероприятий. Однако в практике деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации2 применяются 12 видов: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, оперативный эксперимент.
Изучение уголовных дел, дел оперативного учета, а также материалов анкетирования руководителей и сотрудников подразделений СБ3, проведенное в период их обучения в ИПД РТА, показало, что наиболее часто, по степени применения, используются следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведе-
1 Далее — ФЗ об ОРД.
2 Далее — СБ.
3 В анкетировании, проведенном в 2005—2006 гг., приняли уча-
стие 139 сотрудников и руководителей подразделений СБ.
ние справок, обследование участков местности, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент.
По степени эффективности проведения оперативнорозыскных мероприятий в первой десятке названы такие мероприятия, как: оперативный эксперимент, прослушивание телефонных и иных переговоров, наблюдение, наведение справок, опрос, обследование участков местности, помещений и транспортных средств.
Сформулированные в ФЗ об ОРД положения, регламентирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 и др.), не отвечают, по мнению автора, на конкретные вопросы правоприменительной практики. Непосредственно механизм реализации этой правовой нормы, с учетом особенностей деятельности и исторических традиций конкретного правоохранительного органа, восполняется в ведомственном нормотворчестве в виде специально разработанных инструкций, положений, наставлений, приказов и иных оперативно-служебных документов, преимущественно носящих конфиденциальный характер. В целом можно констатировать, что поскольку ФЗ об ОРД носит юридически компромиссный характер, то в нем немало правовых пробелов, включая отсутствие понятия оперативно-розыскного мероприятия и механизма его осуществления.
Кроме того, тактика проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий отнесена законодателем к государственной тайне. В соответствии с ФЗ об ОРД эти мероприятия могут проводиться гласно или негласно как лично оперативником, так и иными должностными лицами, действующими по его поручению, либо лицами, осуществляющими содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также с привлечением сотрудничающих лиц (п. 1 ст. 15).
Многие ученые-исследователи проблем оперативнорозыскной теории на протяжении ряда лет отмечают (с чем автор полностью согласен), что отсутствие в законе определений конкретных оперативно-розыскных мероприятий в практической деятельности затрудняет их применение и в значительной степени снижает доверие к полученным результатам на стадии доказывания по уголовным делам4.
В то же время в результате оперативно-розыскных мероприятий и проведенных в России соответствующих научных исследований были выработаны критерии, сформулированы общие понятия, определяющие содержание, цели, формы и способы проведения оперативно-розыскных мероприятий5.
Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто используемые в практике деятельности подразделений СБ.
Опрос. Этот вид оперативно-розыскного мероприятия, по данным анкетирования оперативных сотрудни-
4 Подробнее см.: Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: моногр. / А.Ю. Шумилов. М., 1997; Козловский А.Ю. Использование результатов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности, в уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.Ю. Козловский. М., 2006. С. 28—36.
5 Подробнее см.: Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения: моногр. / С.И. Захарцев. СПб., 2004; Петров В.В. Правовое регулирование осуществления оперативнорозыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: моногр. / В.В. Петров. М., 2005; Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: моногр. / А.Е. Чечетин. М., 2006; Шумилов А.Ю. Криминальная безопасность — истинная цель оперативно-розыскной деятельности? / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2007. № 3 (12). С. 9—12).
ков, анализа статистических учетов и т.д. достаточно активно и эффективно используется в оперативнорозыскной деятельности и по частоте его применения занимает первое место. Каких-либо специальных ограничений по форме, содержанию и условиям его проведения нормативно не установлено.
Суть опроса как оперативно-розыскного мероприятия состоит в получении сотрудником подразделения СБ в устной или письменной форме оперативной информации в процессе беседы с лицом (лицами), которое является или может стать источником информации, в целях сбора (добывания) фактических данных, имеющих значение для установления события преступления и причастных к нему лиц. К категории опрашиваемых относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства (например, сослуживцы, родственники, знакомые, соседи, сотрудники таможенных органов), располагающие в силу обстоятельств или служебного положения значимой информацией, представляющей оперативный или следственный интерес в отношении проверяемых (разыскиваемых лиц).
Организация и тактика опроса строится с учетом формы его проведения: гласной и негласной.
При гласной форме опрашиваемый знает о том, что его собеседник является оперативным сотрудником подразделения СБ. Особенностью тактики проведения опроса в этом случае является создание оперативным сотрудником благоприятного психологического климата общения6 с опрашиваемым лицом, так как в обязанности опрашиваемого не входят ответы на вопросы представителя подразделения СБ и он в любой момент может отказаться от продолжения беседы.
В этой связи весьма существенным представляется выбор времени, места, повода для встречи, предварительное знакомство с личными и деловыми качествами опрашиваемого, прогнозирование его реакции на поставленные вопросы, степени его психологической близости с проверяемым лицом по делу оперативного учета.
В случае проведения негласного опроса оперативный сотрудник скрывает от опрашиваемого свою принадлежность к подразделению СБ. Как правило, при данной форме опроса он выступает от имени другой организации, используя документы прикрытия, зашифровывающие его причастность к таможенным органам и легендирует (маскирует) свой интерес к опрашиваемому лицу. В данном случае опрос проводится в форме выведывания.
Результаты опроса, в том числе с использованием технических средств, отражаются в справке (рапорте) оперативного сотрудника на имя руководителя подразделения СБ. К справке могут прилагаться оформленные в установленном порядке на основании ст. 139—142 УПК РФ полученные в ходе опроса документы (письменное объяснение, заявление о явке с повинной, протокол принятия устного заявления), которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве доказательств по делу.
Наблюдение как вид оперативно-розыскного мероприятия также используется в практике деятельности подразделений СБ достаточно часто, особенно на стадии выявления или пресечения должностных преступлений. Проведенные опросы оперативного состава таможенных органов показывают, что по частоте
6 Подробнее см.: Чуфаровский Ю.В. Опрос как метод получения информации в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов / Ю.В. Чуфаровский // Юрист. 1999. № 1. С. 22— 24.
использования оно занимает второе место. По сути, наблюдение представляет собой организацию слежения непосредственно оперативными сотрудниками, лицами, оказывающими конфиденциальное содействие, в том числе с использованием технических средств, за лицами, совершающими противоправные деяния на различных стадиях совершения преступления, за транспортными средствами, зданиями, различными объектами, помещениями, участками местности и территориями.
Цели наблюдения могут быть различными: выявление и документация конкретных преступных действий лица (группы лиц), изучение различных аспектов жизни, работы наблюдаемых лиц, установление условий, в которых совершенно (подготавливается) преступление, обеспечение проведения иных оперативнорозыскных мероприятий, оперативных действий или операций по захвату с поличным и т.д. То есть в результате осуществления данного вида оперативнорозыскного мероприятия оперативный сотрудник может получить совокупность разнообразных сведений о подозреваемом (разрабатываемом) лице и его сообщниках, информацию об их преступной деятельности, образе жизни, элементах оперативной обстановки, данных для планирования и осуществления следственных действий7.
Наблюдение осуществляют, как правило, сотрудники оперативно-поисковых, оперативно-технических подразделений таможенных органов (иных взаимодействующих субъектов оперативно-розыскной деятельности), организация работы которых регламентируется ведомственными нормативными актами.
Кроме того, наблюдение проводят оперативные сотрудники подразделений СБ, лица, оказывающие конфиденциальное содействие в решении оперативнослужебных задач, непосредственно связанных с проверяемым лицом или его сообщников.
Наблюдение осуществляется преимущественно с использованием органов зрения и слуха лиц, уполномоченных его осуществлять, с применением иных специальных технических средств, позволяющих воспринимать и фиксировать факты, события или процессы в рамках дела оперативного учета или уголовного дела. При проведении наблюдения в целях фиксации его результатов может проводиться фото-, видео-, аудио-, хронологическое документирование противоправных фактов и событий. Допускается передача специальной записывающей аппаратуры иным лицам, участвующим в процессе наблюдения.
Особенностью проведения данного оперативнорозыскного мероприятия силами специализированных оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений таможенных органов является необходимость создания дополнительных условий по их тщательной зашифровке и соблюдению принципа конспи-рации8.
Результаты, полученные в ходе наблюдения, оформляются сводками, рапортом, актами, письменными объяснениями иных участников мероприятия с приложением полученных фотографий, видео-, аудиокассет, флеш-карт. В указанных документах последовательно отражаются развитие наблюдаемого собы-
7 Подробнее см.: Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». 7-е изд., доп. и перераб. / А.Ю. Шумилов. М., 2007.
См.: Павличенко Н.В. К вопросу формирования теоретического подхода к определению понятия «конспирация» / Н.В. Павличенко // Оперативник (сыщик). 2008. № 1 (14). С. 22—25.
тия и иные обстоятельства, указываются перечень лиц, вступивших в контакт с проверяемым лицом, использованные технические средства с описанием их характеристик и условий применения.
Впоследствии указанные выше документы согласно ст. 84 УПК РФ могут быть введены в уголовный процесс в качестве иных документов, а полученные материалы в соответствии со ст. 81 УПК РФ — в качестве вещественных доказательств. При необходимости указанные документы и материалы в уголовнопроцессуальном порядке могут дополнительно исследоваться на уровне экспертов, а лица, участвующие в оперативно-розыскном мероприятии, допрашиваться в качестве свидетелей9.
Стремительное техническое перевооружение таможенных органов, создание современной таможенной инфраструктуры привели к повсеместной установке в зонах таможенного контроля, иных помещениях аэропортов, приграничных пунктах пропуска, вокзалах, станциях, автомагистралях, а также на других объектах стационарных и переносных видеокамер, работающих в круглосуточном режиме и записывающих информацию на специальные носители. В этих случаях оформленные в установленном порядке записи в дальнейшем также могут быть использованы в уголовном процессе.
Наведение справок. Данное оперативно-розыскное мероприятие достаточно часто применяется практически всеми оперативными сотрудниками подразделений СБ. Оно представляет собой планомерный сбор (добывание) необходимой информации о разрабатываемом, проверяемом объекте (его личности, биографических и иных установочных данных, роде занятий, деловых и родственных связей, образовании, имущественном положении, режиме работы и отдыха, доходах и расходах, собственности и др.
Источниками получения указанной выше информации могут выступать физические и юридические лица независимо от формы собственности и целей деятельности (государственные, общественные, частные, международные и др.).
Особенностью получения справочной информации путем направления соответствующего запроса или удаленного доступа к государственным ведомственным информационным базам данных (информационных и поисковых систем, оперативных и криминалистических учетов), в том числе правоохранительных и специальных органов России и зарубежных государств, является наличие соответствующих соглашений (договоров) между ними и ФТС России. Непосредственное ознакомление оперативного сотрудника с указанной выше информацией в любой форме и последующее ее документирование составляет суть указанного оперативно-розыскного мероприятия.
Наведение справок осуществляется в гласной и негласной формах и, как правило, предшествует проведению сложных оперативно-розыскных мероприятий10. Негласная форма проведения данного оперативнорозыскного мероприятия предполагает использование
9 Кореневский Ю.В. Использование информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности / Ю.В. Кореневский // Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность. М., 2000. С. 66—67.
10 Мы согласны с профессором В.Г. Бобровым в том, что нельзя ограничить проведение оперативно-розыскных мероприятий только гласной формой (Бобров В.Г. Некоторые суждения в защиту позиции К.В. Суркова и других сторонников сочетания гласности и негласности оперативно-розыскной деятельности / В.Г. Бобров // Оперативник (сыщик). 2008. № 3 (16). С. 12—17).
конспиративных сил и средств, в том числе сотрудников оперативно-поисковых подразделений таможенных органов в рамках проведения мероприятий по оперативной установке проверяемых (разрабатываемых) лиц или лиц, оказывающих конфиденциальное содействие подразделениям СБ.
Письменная информация, полученная в виде официальных ответов на запросы, справок, сводок, а также иных оперативных документов, может быть использована в процессе доказывания по уголовному делу в качестве «иных документов» или носить вспомогательный характер в процессе работы по делу оперативного учета.
Проведенный выше анализ некоторых оперативнорозыскных мероприятий, наиболее часто используемых подразделениями СБ в решении поставленных задач, показывает, что полученные результаты оперативно-розыскной деятельности, наряду с использованием аппарата лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, позволяют не только своевременно добывать оперативно значимую информацию, но и на ее основе возбуждать уголовные дела и активно участвовать в их оперативном сопровождении. Вместе с тем поддерживаем многочисленных специалистов и предлагаем изложить определения всех оперативнорозыскных мероприятий непосредственно в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Список литературы
1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6).
2. Бобров В.Г. Некоторые суждения в защиту позиции К.В. Суркова и других сторонников сочетания гласности и негласности оперативно-розыскной деятельности / В.Г. Бобров // Оперативник (сыщик). 2008. № 3 (16).
3. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения: моногр. / С.И. Захарцев. СПб., 2004.
4. Козловский А.Ю. Использование результатов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности, в уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.Ю. Козловский. М., 2006.
5. Кореневский Ю.В. Использование информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности / Ю.В. Кореневский // Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность. М., 2000.
6. Павличенко Н.В. К вопросу формирования теоретического подхода к определению понятия «конспирация» / Н.В. Павличенко // Оперативник (сыщик). 2008. № 1 (14).
7. Петров В.В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: моногр. /
В.В. Петров. М., 2005.
8. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: моногр. / А.Е. Чечетин. М., 2006.
9. Чуфаровский Ю.В. Опрос как метод получения информации в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов / Ю.В. Чуфаровский // Юрист. 1999. № 1. С. 22—24.
10. Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». 7-е изд., доп. и перераб. / А.Ю. Шумилов. М., 2007.
11. Шумилов А.Ю. Криминальная безопасность — истинная цель оперативно-розыскной деятельности? /
А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2007. № 3 (12).
С. 9—12.
12. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: моногр. / А.Ю. Шумилов. М., 1997.
Рецензия
Рукопись научной статьи написана на актуальную тему, так как пробелы Федерального закона ««Об оперативно-розыскной деятельности» небезосновательно волнуют научную общественность и специалистов, применяющих его нормы на практике.
Особую ценность представляют результаты авторского исследования осуществления таких оперативно-розыскных мероприятий как наблюдение, наведение справок и опрос подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации.
Объем статьи 0,4 авторских листа, что соответствует рекомендациям ВАК Минобрнауки России.
Структура и содержание рецензируемой статьи соответствуют заявленной теме. В работе автор отмечает актуальность темы, степень ее разработанности в области сыскной теории, рассматривает актуальные вопросы избранной темы, определяет ее ведущие понятия. В заключении на основании проведенного исследования автор делает достаточно аргументированный вывод о необходимости изложения определений всех оперативнорозыскных мероприятий непосредственно в ч. 1 ст. 6 Федерального закона ««Об оперативно-розыскной деятельности». Рецензент полагает, что в конечном итоге цель статьи достигнута, поставленные задачи решены.
Отмечаем, что автором было проанализировано необходимое и достаточное число научных, документальных и иных источников (12), которые нашли отражение в тексте статьи и библиографическо-справочном аппарате работы.
Достоинством статьи является ее несомненная практическая значимость. Вместе с тем рассматриваемые в статье вопросы отвечают требованиям научной новизны и теоретической значимости.
Язык и стиль статьи доступны для восприятия, а содержание свидетельствует о достаточно высоком уровне теоретической подготовленности автора.
Наличие в рукописи отдельных спорных моментов, полагаем, только подтверждают целесообразность доведения ее до научной общественности и обсуждения среди специалистов.
Вывод: рукопись научной статьи профессора, кандидата юридических наук Н.Е. Симонова «Про-бельность закона и сложность практики осуществления некоторых оперативно-розыскных мероприятий подразделениями собственной безопасности таможенных органов» характеризуется как завершенная самостоятельная научная работа (статья) теоретико-прикладного характера и рекомендуется к опубликованию в журнале, который включен в перечень ведущих научных журналов, рекомендованный ВАК Минобрнауки России.
Заместитель заведующего кафедрой СД № 1 ИПД Российской таможенной академии, доктор юридических наук, профессор А.Ю. Шумилов.