Научная статья на тему 'Оперативное внедрение: место в структуре оперативно-розыскной деятельности'

Оперативное внедрение: место в структуре оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3769
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ВНЕДРЕНИЕ В КРИМИНАЛЬНУЮ СРЕДУ / UNDERCOVER PENETRATION / CRIME DETECTION ACTION / PENETRATING THE UNDERWORLD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алгазин И. И., Панюшин Д. Б.

В статье аргументируется нецелесообразность отнесения оперативного внедрения к числу оперативно-розыскных мероприятий, определяется место внедрения в криминальную среду в структуре оперативно-розыскной деятельности, предлагаются пути нормативного правового регулирования этого направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Undercover penetration: its place in the structure of crime detection activities

The authors of the article give arguments of inexpediency of referring the undercover penetration to the crime detection actions. The place of penetrating the underworld in the structure of crime detection activities is determined. The ways of legal regulation of such activities are suggested.

Текст научной работы на тему «Оперативное внедрение: место в структуре оперативно-розыскной деятельности»

Юридическая наука и правоохранительная практика

71

ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ: МЕСТО В СТРУКТУРЕ

оперативно-розыскной деятельности

И.И. Алгазин

(доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук;

8 (3452) 598-540) Д.Б. Панюшин (преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России; 8 (3452) 598-540)

В статье аргументируется нецелесообразность отнесения оперативного внедрения к числу оперативно-розыскных мероприятий, определяется место внедрения в криминальную среду в структуре оперативно-розыскной деятельности, предлагаются пути нормативного правового регулирования этого направления деятельности.

Ключевые слова: оперативное внедрение, оперативно-розыскное мероприятие, внедрение в криминальную среду.

Оперативное внедрение, хотя и под другими названиями, давно известно оперативно-розыскной практике. Еще до принятия Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), закрепившего в ст. 6 среди оперативно-розыскных мероприятий оперативное внедрение, понятийный аппарат теории и практики оперативно-розыскной деятельности содержал такие термины, как «оперативное выведывание», «оперативная комбинация» и др. Законодательное закрепление оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия без определения его содержания поставило перед учеными задачу формирования понятия оперативного внедрения и его сравнения с ранее существовавшими понятиями. Следует отметить, что в этом направлении была проделана большая работа целым рядом исследователей, а рассмотрению оперативного внедрения как оперативно-розыскного мероприятия были посвящены диссертационные исследования [1 и др.].

При этом в известной нам специальной литературе почти не обсуждался вопрос об обоснованности решения законодателя отнести оперативное внедрение

к числу оперативно-розыскных мероприятий. Исключением могут служить работы К.М. Тарсукова (2000 г.), который отмечает, что «продолжают оставаться неясными цели выделения законодателем оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия», и А.В. Шувалова (2004 г.), который делает вывод о необходимости исключения оперативного внедрения из списка оперативно-розыскных мероприятий.

Анализ работ по оперативно-розыскной тактике, изданных до принятия ФЗ «Об ОРД», и трудов специалистов, занимавшихся изучением оперативно-розыскных мероприятий уже после принятия данного закона (прежде всего В.М. Атмажитова, В.Г. Боброва, В.Н. Омелина, Р.Х. Пардило-ва, А.Е. Чечетина, А.Ю. Шумилова), подтолкнул нас задаться вопросом: целесообразно ли к числу оперативно-розыскных мероприятий относить оперативное внедрение?

В рамках данной статьи будет аргументирован тезис о том, что относить оперативное внедрение к оперативно-розыскным мероприятиям нецелесообразно, определено место внедрения в криминальную среду в структуре оперативно-розыскной деятельности, предложены пути нор-

72

мативного правового регулирования этого направления деятельности.

Предложенное нами доказательство указанного выше тезиса будет основываться на двух утверждениях:

1. Оперативно-розыскная деятельность вопреки ст. 1 ФЗ «Об ОРД» состоит не только из оперативно-розыскных мероприятий, но и ряда других действий [2, с 7; 3, с. 48] вспомогательного, тактического и технического характера [4, с. 14; 5, с. 18].

2. Оперативно-розыскные мероприятия носят исключительно познавательный характер [4, с. 14], направлены на непосредственное собирание, исследование, оценку и использование фактических данных.

Первый довод. Включение познавательных приемов в качестве обязательных элементов оперативного внедрения привело к искусственному ограничению задач, решаемых с помощью внедрения в криминальную среду*, только сбором разведывательной информации.

Анализ оперативного внедрения как оперативно-розыскного мероприятия позволяет заключить, что его содержание составляют два, на наш взгляд, вполне самостоятельных элемента: тактический (проникновение в криминальную среду) и познавательный (сбор разведывательной информации). Объединение обозначенных элементов привело к искусственному ограничению задач, решаемых с помощью внедрения в криминальную среду, только сбором разведывательной информации.

В то же время традиционно внедрение в криминальную среду предполагало направленность не только на добывание информации, но и на профилактическое воздействие, изменение орудий преступления, а также задержание преступника, что не раз отмечалось учеными (В.Ф. Луговик, С.Н. Поправко (2004 г.). Кроме того, оперативное внедрение в преступную среду

* Под криминальной средой в тексте данной статьи мы понимаем лиц, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также лиц из их окружения.

может преследовать цель передачи информации - оказание рефлексивного воздействия.

Изложенное позволяет заключить, что для соответствия оперативного внедрения познавательной стороне оперативно-розыскных мероприятий цели внедрения в криминальную среду были искусственно заужены. Это вызывает необходимость, как правильно заметил К.М. Тарсуков (2000 г.), различать два понятия: «внедрение оперативных аппаратов в преступную среду» и «оперативное внедрение» как частный случай целого.

Второй довод. Познавательные приемы, входящие в оперативное внедрение, составляют основу других оперативно-розыскных мероприятий и включены в его структуру без приобретения каких-либо особенностей.

От пытливого взгляда ученых не укрылось то обстоятельство, что приведенный в ФЗ «Об ОРД» список оперативно-розыскных мероприятий не является перечнем «равноправных сущностей». Именно в связи с этим при классификации оперативно-розыскных мероприятий оперативное внедрение наряду с контролируемой поставкой справедливо было выделено в отдельную группу разведывательных операций [6, с. 200; 7, с. 58; и др.].

Такое выделение, странное с точки зрения законов логики, находит свое объяснение в том, что, к сожалению, в настоящее время комплекс оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в ст. 6 ФЗ «Об ОРД», можно рассматривать только как случайное и неорганизованное множество, которому чужды свойства системного образования.

Несмотря на то, что все оперативно-розыскные мероприятия связаны между собой способом нормативно-правового регулирования, они не представляют единую и полную систему познания, состоящую из отдельных познавательных приемов. Так, многие познавательные приемы, составляющие основу одних оперативно-розыскных мероприятий, полностью входят и дублируются в структуре других, не приобретая при этом каких-либо особеннос-

Юридическая наука и правоохранительная практика тей. Подтверждения этого суждения часто встречаются в специальной литературе. Например, Ю.В. Колташев отмечает, что «опрос, наблюдение, оперативная комбинация могут рассматриваться как его (оперативного внедрения) вспомогательные элементы» [8, с. 27-28].

В связи с этим следует согласиться с А.В. Шуваловым (2004 г.), справедливо отмечающим, что, имея самостоятельную сущность, оперативно-розыскное мероприятие не может являться составной частью другого мероприятия.

Кроме того, наличие одних и тех же познавательных приемов в различных оперативно-розыскных мероприятиях ставит в затруднительное положение сотрудников оперативных подразделений, вынужденных выбирать название оперативно-розыскного мероприятия фактически наугад. Указанное обстоятельство не может способствовать законности оперативно-розыскной деятельности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Останавливаясь на перечислении доводов нецелесообразности выделения оперативного внедрения в качестве оперативно-розыскного мероприятия, позволим себе указать на существенные недостатки существующего нормативного правового регулирования оперативного внедрения.

Во-первых, закрепление оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия само по себе не решило проблемы нормативного правового регулирования деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по проникновению в криминальную среду.

Отвечая на вопрос К.М. Тарсукова о целях выделения законодателем оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия, можно предположить, что таковой являлось нормативное правовое регулирование деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по проникновению в криминальную среду. Однако анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что даже после закрепления оперативного внедрения в ка-

честве оперативно-розыскного мероприятия неурегулированными остались вопросы возможного причинения вреда пра-воохраняемым интересам внедренными сотрудниками, их правовой и социальной защиты [9, с. 100-101].

Во-вторых, существующие условия проведения оперативного внедрения как оперативно-розыскного мероприятия не учитывают многообразие тактических ситуаций, разрешение которых требует внедрения в криминальную среду.

Правовое регулирование сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с имитацией противоправной деятельности, предполагает их обязательное санкционирование руководителем органа, уполномоченного осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В то же время результаты нашего исследования показали, что порядок и условия проведения оперативного внедрения, предусмотренные ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами, в практической деятельности соблюдаются не всегда. Так, результаты опроса сотрудников оперативных подразделений свидетельствуют, что 77,4 % опрошенных** принимали решение о самостоятельном краткосрочном внедрении (до суток) в преступную среду не только без составления документов, предусмотренных ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами, но и даже без уведомления об этом руководителя, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Причиной нарушения нормативно-правовых предписаний сотрудники оперативных подразделений называли потребность в моментальном самостоятельном реагировании на возникшую оперативно-розыскную ситуацию. Такая практика говорит в первую очередь не о правовом нигилизме оперативных сотрудников, а о несовершенстве положений ФЗ «Об ОРД» и ведомственных нормативных актов, которые не учитывают многообразие возникающих оперативно-розыскных ситуаций.

** Проанкетировано 124 сотрудника оперативных подразделений органов внутренних дел.

74

Вышеизложенное позволяет заключить, что отнесение оперативного внедрения к числу оперативно-розыскных мероприятий не только не решило имеющихся проблем, но и создало новые. Таким образом, представляется необходимым исключить его из перечня оперативно-розыскных мероприятий.

В связи с этим возникает вопрос о месте внедрения в криминальную среду в структуре оперативно-розыскной деятельности. Для ответа на него воспользуемся уже сформировавшимися на сегодняшний день взглядами ученых на структуру оперативно-розыскной деятельности [2, с. 7; 5, с. 20-21; 10, с. 21]. Так, помимо оперативно-розыскных мероприятий, в структуре оперативно-розыскной деятельности выделяются и другие оперативно-розыскные действия (меры), направленные на решение определенных задач, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Среди указанных мер особое место занимают меры тактического характера, направленные на преодоление возможного противодействия оперативно-розыскной деятельности. Такие меры могут создавать как благоприятные условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, так и в целом обеспечивать непосредственное решение задач оперативно-розыскной деятельности. Считаем, что к числу таких мер следует относить внедрение в криминальную среду.

Данный подход при осуществлении практической деятельности оперативными сотрудниками позволяет:

1) использовать внедрение в криминальную среду не только для получения информации, как это определяется в ведомственном нормативном правовом акте, но и для решения тактических задач;

2) отказаться от обязательного санкционирования руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оперативного внедрения в ситуациях, требующих моментального принятия решения о его проведении.

Для теории оперативно-розыскной деятельности исключение из списка оперативно-розыскных мероприятий оператив-

ного внедрения станет первым шагом по формированию единой системы познания, элементами которой будут являться оперативно-розыскные мероприятия.

В развитие наших предложений нельзя оставить без внимания проблему нормативного правового регулирования внедрения в криминальную среду. При рассмотрении путей ее решения следует упомянуть, что отечественным законодателем, помимо включения оперативного внедрения в число оперативно-розыскных мероприятий, использовались и другие подходы. Так, в п. 14 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (утратил силу) было закреплено право на внедрение сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

В целом признавая перспективность такого подхода, не видим необходимости, руководствуясь правилами юридической техники, закреплять само право на внедрение, априори, на наш взгляд, имеющееся у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Полагаем, что закреплению в ФЗ «Об ОРД» должны подлежать прежде всего исключительные права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие права фактически формируют исключения из норм, закрепленных другими нормативными правовыми актами, и распространяются на сотрудников оперативных подразделений в момент осуществления оперативно-розыскной деятельности.

К исключительным правам, на наш взгляд, уже сейчас можно отнести закрепленные в п.п. 4, 5 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» права на использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; а также на создание предприятий, учреждений и организаций.

Юридическая наука и правоохранительная практика

Имеющийся список представляется необходимым дополнить правом осуществлять легендированный ввод сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им содействие, с их согласия, в места содержания, связанные с изоляцией от общества, различных категорий лиц.

Исходя из того, что на сотрудников оперативных подразделений, как на государственных гражданских служащих, наложены ограничения, запреты, возложены обязанности, способные помешать проведению внедрения в криминальную среду (например, отсутствие возможности осуществлять предпринимательскую деятельность), полагаем, что в ФЗ «Об ОРД» в правах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует продублировать положения ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и закрепить, что они имеют право устанавливать для своих сотрудников исключения из ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Порядок и механизм реализации перечисленных выше прав следует регламентировать в ведомственных нормативных правовых актах.

Более глубокого анализа требует проблема возможного совершения противоправных деяний сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицами, оказывающими им содействие. Полагаем, что одним из направлений ее решения может являться закрепление среди исключительных прав возможности совершения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности действий, формально подпадающих под признаки преступления, сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицами, оказывающими содействие***.

*** Очевидно, что исходя, из предмета правового регулирования, освобождение от уголовной ответственности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие, должно быть предусмотрено не только в ФЗ «Об ОРД», но и в УК РФ.

_ 75

Основываясь на анализе специальной литературы и практики оперативно-розыскной деятельности, список возможных противоправных деяний первоначально можно ограничить нормами ч. 2 ст. 208; ч.ч. 2, 3 ст. 209;ч.ч. 2, 3 ст. ст. 210; 222; 228 УК РФ.

В завершение отметим, что наши предложения относительно оперативного внедрения, во-первых, являются лишь первым шагом, и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по формированию единой системы познания в оперативно-розыскной деятельности и провести анализ целесообразности отнесения и других оперативно-розыскных действий к числу оперативно-розыскных мероприятий; во-вторых, связаны с серьезным преобразованием оперативно-розыскного законодательства, в связи с чем требуют всестороннего анализа и взвешенной оценки. Соответственно, не настаивая на окончательной завершенности проведенного исследования, считаем, что его результаты окажутся полезными при дальнейших научных изысканиях в этом направлении.

1. Абдуллаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2007.

2. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяи-нова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Бобров В.Г. Некоторые суждения по монографии Н.С. Железняка и А.Д. Васильева «"Черные дыры" и "белые пятна" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности": юридические и лингвистические аспекты» // Оперативник (сыщик). 2011. № 1.

4. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография. М.: Издат. дом Шумиловой И.И., 2006.

5. Омелин В.Н., Пардилов Р.Х. Институт оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскном законодательстве (теоретический и правовой аспекты): монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007.

76

6. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий. М., 1997.

7. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах: наглядное пособие. М., 1998.

8. Колташев Ю.В. О понятии оперативного внедрения // Оперативник. 2007. № 2.

9. Вандышев А.С., Супроткин А. Правовые организационно-тактические вопросы применения института обстоятельств, исключающих преступность деяния, при

осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Проблемы совершенствования оперативно-розыскного законодательства (материалы круглого стола, посвященного 10-летию принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») / под ред. В.И. Елинского. М.: ВНИИ МВД России, 2004.

10. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Об основных направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.