Научная статья на тему 'Некоторые правовые проблемы организации оперативного внедрения'

Некоторые правовые проблемы организации оперативного внедрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1234
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ / LAW / OPERATIVE AND INVESTIGATIONAL ACTIVITY / OPERATIVE PENETRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаева Наргиз Джабаровна

Исследованы правовые проблемы организации оперативного внедрения. Рассмотрен вопрос о целесообразности и пределах следственной проверки оперативно-розыскных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS GOVERNED BY IAW IN THE ORGANIZATION OF THE OPERATIONS PENETRATION

Legal issues in organizing operative penetration are studied. The issue of expediency and the limits of investigatory examination of operative inquiry data is discussed.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые проблемы организации оперативного внедрения»

Он определяет, прежде всего, технологию уголовного процесса и должен применяться только в тех пределах, в которых не противоречит конечным целям уголовного процесса и другим, более универсальным принципам. И сфера его применимости определяется только целесообразностью.

Поэтому состязательность в уголовном процессе должна не исключать, а пред-

полагать активность суда в собирании доказательств и его обязанность принимать все меры в установлении истины по делу (подчеркну еще раз — в рамках предъявленного обвинения). Только при таких условиях принцип будет находиться в гармонии с другими рассматриваемыми принципами и с конечными целями российского уголовного процесса.

Н.Д. АБДУЛЛАЕВА

соискатель

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ

Из практики ОВД известно, что в настоящее время без проведения комплекса ОРМ проблематично обеспечить доказывание по ряду преступлений. Следует заметить, что действующее законодательство создало определенные предпосылки для эффективного использования результатов, полученных в ходе специальных мероприятий, включая оперативное внедрение, при доказывании по уголовным делам.

Вместе с тем, по мнению автора одним из существенных недостатков нынешнего оперативно-розыскного законодательства является отсутствие нормативных дефиниций оперативно-розыскных мероприятий. Возможно, такой подход к регулированию ОРД был избран по аналогии с прошлой уголовно-процессуальной регламентацией следственных действий, которые прежде не имели четкого правового определения. Однако такое положение нельзя считать приемлемым. Дело в том, что в уголовном процессе, во-первых, существуют давние традиции в понимании сущности следственных действий и процессуальных решений, а во-вторых, отсутствие нормативных дефиниций вполне компенсируется четкой регламентацией процедурных вопросов проведения следственных действий.

Что же касается оперативно-розыскного законодательства, то оно не может «похвастать» ни традициями легального употребления своей терминологии, которая развивалась в недрах секретной научной специальности и учебной дисциплины, ни наличием отработанной правовой процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий. В данном случае по замыслу законодателя (см. ч. 2

ст. 5 Закона об ОРД) пробел в правовом регулировании может быть компенсирован посредством ведомственной регламентации. В полной мере это относится и к оперативному внедрению.

После анализа ведомственных нормативных актов выясняется, что при формулировании их отдельных положений не всегда учитывалась перспектива возможного использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в гласной уголовно-процессуальной деятельности. Так, в соответствии с Наставлением об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел под оперативным внедрением следует понимать не разовую операцию, а целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, основанных на легендированном длительном или кратковременном вводе сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им содействие, в криминогенную среду и на объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД по борьбе с преступностью. В этом же нормативном акте определен порядок проведения оперативного внедрения и дан перечень составляемых документов.

Как показывает практика, такое правовое регулирование имеет ряд недостатков. Во-первых, представляется нецелесообразным ставить целью оперативного внедрения лишь сбор разведывательной информации. После рассмотрения множества протестов и представлений, внесенных прокурорами по фактам неправомерного его проведения, можно сделать вывод о том, что достаточно часто

© НД. Абдуллаева, 2006

Н.Д. АБДУЛЛАЕВА

оперативное внедрение с последующим задержанием проверяемых лиц с поличным во время совершения ими преступления (чаще всего по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)) расценивается — и вполне справедливо — прокурором как оперативный эксперимент, так как данное мероприятие в соответствии с ведомственными нормативными актами осуществляется именно в целях задержания лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. И хотя такая постановка цели оперативного эксперимента противоречит ч. 8 ст. 8 Закона об ОРД, в соответствии с которой его проведение допускается в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, а также установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, тем не менее прокурор чаще всего не дает согласия на возбуждение уголовного дела в отношении проверяемых и разрабатываемых лиц и, как правило, требует привлечь сотрудников, проводивших оперативное внедрение, к ответственности.

Во-вторых, в ведомственных нормативных актах дан перечень документов, составляемых при подготовке и проведении оперативного внедрения. И хотя он не носит исчерпывающего характера («могут составляться и иные документы»), прокуроры при осуществлении надзора расценивают отсутствие каких-либо документов из рекомендованного списка как нарушение процедуры проведения ОРМ и не дают согласия на возбуждение уголовного дела на основе материалов, полученных при осуществлении оперативного внедрения, либо выявленные фактические данные не признают в качестве доказательств, если уголовное дело уже было возбуждено.

Проблема усугубляется еще и тем, что у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отсутствует право обжалования действий прокурора. Неоднозначно решается и вопрос о целесообразности и пределах следственной проверки оперативно-розыскных данных. Рассматривая их в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности, специалисты чаще всего связывают возможность их использования с уголовно-процессуальной проверкой.

Аналогичный подход изложен и в рекомендациях Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым результаты оперативно-розыскной деятельности подлежат

проверке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Такой подход правоприменителя, имеющего безусловное управляющее и методическое влияние на другие субъекты процессуальной деятельности, был критически воспринят многими учеными и практиками.

Конечно, позицию правоприменителя можно объяснить его приверженностью устоявшимся догмам. Однако нельзя не признавать того факта, методологическая установка на то, что оперативно-розыскные технологии значимы лишь на этапе добывания первичных данных, серьезно сдерживает их использование при доказывании.

В частности, обращает на себя внимание избирательный подход как законодателя, так и правоприменителя к оценке фактических данных, получаемых по существу одним и тем же способом. Так, организационно-тактические аспекты и технологическая процедура проведения такого следственного действия, как контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ) и оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» ничем не отличается: прослушивание проводится оперативно-техническим подразделением, а инициатору представляется фонограмма. Однако, если в первом случае данные принимаются следователем к рассмотрению безоговорочно, то во втором требуется их дополнительная проверка с помощью уголовно-процессуальных мер.

Из этой проблемы нельзя отделить и перечень документов, представляемых органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Нужно ли передавать следователю все документы по процедуре проведения оперативного внедрения? Если да, то следователь таким образом превращается еще в одного (наряду с прокурором и начальником оперативного подразделения) контролера работы оперативного работника. К тому же контролера, не всегда знающего ведомственные инструкции, не имеющего соответствующей формы допуска и необходимой профессиональной подготовки, позволяющей осуществлять такой контроль.

Документы, отражающие результаты проведения оперативного внедрения и представляемые органу дознания, следователю, прокурору или в суд, должны, во-первых, соответствовать нормативным актам, определяющим процедуру проведения ОРМ, а во-вторых, содержать фактические данные,

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

имеющие значение для доказывания. Что касается первого условия, то оно выполнимо лишь в том случае, если будут четко определены порядок проведения данного мероприятия и соответствующие формы документов. В этой связи целесообразно нормативное закрепление (причем законом, а не ведомственными актами) и перечня документов, составляемых при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Конечно, по опыту нормативной регламентации уголовно-процессуальных документов на этом пути возможны сложности. Так, изначально в первой редакции УПК РФ перечень бланков документов был далеко не полным. Это побудило правоприменителя его расширить (ныне приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 апреля 2002 г. № 15 «О бланках процессуальных документов» уже утратил силу). А в 2003 г. УПКРФ был дополнен частью шестой «Бланки процессуальных документов», где сказано, что при отсутствии требуемого уголовно-процессуального

документа в перечне бланков процессуальных документов, указанных в кодексе, данный документ составляется должностным лицом с соблюдением структуры аналогичного бланка и требований УПК РФ, регламентирующих осуществление соответствующих процессуальных действий либо принятие соответствующих процессуальных решений (ст. 475).

Такой подход представляется более логичным, нежели ныне существующая ведомственная регламентация оперативно-розыскного производства. Дело в том, что в настоящее время абсолютное большинство оперативно-служебных документов и дел оперативного учета, имеющихся в различных органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (Госнаркоконтроль, МВД, ФСБ, ФТС России и др.), существенным образом отличаются как по структуре, так и по форме. Неудивительно, что это обстоятельство вызывает серьезные затруднения в организации взаимодействия не только между субъектами ОРД, но и со следователями.

А.А. ШАЕВИЧ

соискатель

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

СО СВЕДУЩИМИ ЛИЦАМИ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИИ

Специалистов в области компьютерных технологий необходимо привлекать во всех случаях, когда сложившаяся следственная ситуация требует производства действий с использованием специальных знаний указанной категории. Для того чтобы иметь возможность следовать данной рекомендации, следователь должен знать когда, кого и каким образом он может пригласить для оказания помощи при обращении со средствами компьютерной техники и компьютерной информацией. Таким образом, можно заключить, что эффективное использование специальных знаний в сфере компьютерных технологий при раскрытии и расследовании преступлений требует соблюдения следующих взаимосвязанных элементов организации:

— уместности;

— правового;

— тактического.

Элемент уместности состоит в том, чтобы знания сведущих лиц использовались во всех случаях, когда это необходимо; сведущие лица не привлекались без необходимости; знания, которыми обладают привлеченные сведущие лица, соответствовали востребованным в каждом конкретном случае.

Для этого следователь должен иметь представление о складывающейся следственной ситуации, знать на каком этапе расследования, при проведении какого следственного действия возникнет потребность в соответствующих знаниях.

Прежде всего, следует рассмотреть ситуации, при которых целесообразно привлечение специалистов в сфере компьютерных технологий.

Наиболее очевидно, такие ситуации складываются при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации, предус-

© АА Шаевич, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.