УДК 371.014.14
Пахомова Юлия Львовна,
кандидат психологических наук,
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТСКОЙ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, дается определение понятия психологического климата коллектива, его основные функции, обоснованы факторы, влияющие на формирование психологического климата педагогического коллектива, а также пути формирования психологического климата коллектива.
Ключевые слова: коллектив, педагогический коллектив, психологический климат коллектива, функции психологического климата коллектива, факторы формирования психологического климата.
Pakhomova Yuliya L'vovna,
Candidate of Psychological Sciences FGBOU VO "Tver State University", Tver e-mail: [email protected]
FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE PEDAGOGICAL TEAM OF A CHILDREN PRESCHOOL
ORGANIZATION
Annotation: the article discusses the features of the pedagogical team of a preschool educational organization, defines the concept of the psychological climate of a collective, its main functions, substantiates the factors influencing the formation of the psychological climate of the pedagogical collective, as well as ways of forming the psychological climate of the collective.
Keywords: collective, pedagogical team, psychological climate of a collective, functions of psychological climate of a collective, factors of formation of a psychological climate.
Проблема изучения психологического климата в педагогическом коллективе разрабатывается исследователями в течение довольно продолжительного времени, начиная с 20-30-х гг прошлого столетия. А.С. Макаренко в своих трудах указывал на то, что если у педагогического коллектива нет единого подхода к воспитанию, воспитаннику, если воспитатели не имеют психологического единения, воспитательный процесс невозможен. Однако, несмотря на достаточно долгую историю изучения данной проблемы, она не теряет актуальности и в современной педагогической науке и практике. В условиях реформирования всей системы педагогической деятельности возрастают требования к уровню психологической включенности индивида в трудовую деятельность. Кроме того, в современных условиях значительно возрастает уровень личных притязаний работников, в том числе и сферы образования. Все это, несомненно, оказывает непосредственное воздействие на функционирование педагогического коллектива, его психологический климат. Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе является важнейшим условием успешного внедрения инновационных систем обучения, формирования готовности педагогов к реализации нового в педагогической практике.
Психологический климат коллектива это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности [4]. Это устойчивая система внутренних связей, проявляющаяся в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности [5]. При этом, психологический климат, это не статичное, а довольно динамичное образование, имеющее четкую структуру, включающую в себя два основных компонента: отношение людей к труду и отношение людей друг к другу.
Можно выделить ряд функций психологического климата в педагогическом коллективе:
1.Функция консолидации, которая заключается не только в сплочении членов педагогического коллектива, но и в объединении коллективных усилий для решения учебно-воспитательных задач.
2. Функция стимулирования - это создание «жизненной энергии» коллектива, его эмоционального потенциала, реализуемого в педагогической деятельности.
3.Функция стабилизации - это создание устойчивости отношений внутри педагогического коллектива.
4.Функция регулирования, которая выражается в утверждении норм взаимоотношений внутри коллектива [3].
Педагогический коллектив - это особая система, объединение людей, направленное на реализацию общественно значимых целей воспитания и обучения. В связи с этим, благоприятный психологический климат педагогического коллектива подразумевает под собой в первую очередь доверие и уважение членов коллектива друг к другу, положительную оценку результатов совместной профессиональной деятельности, возможность свободного выражения личного мнения, отсутствие негативного давления со стороны администрации, высокую степень взаимопомощи и поддержки, удовлетворенность в принадлежности к коллективу.
Специфика педагогического коллектива дошкольной образовательной организации заключается в том, что он состоит исключительно из женщин, ограниченных в процессе трудовой деятельности общением друг с другом. В связи с чем психологический климат коллектива зачастую связан с эмоциональной окраской психологических связей, возникающих на основе симпатий, совпадения интересов, склонностей, характера членов коллектива. Следствием данных
особенностей является то, что женские коллективы эмоциональны, конфликтны, подвержены частой смене настроений, что напрямую отражается на психологической совместимости членов коллектива. Идеальная психологическая совместимость, дающая высокую эффективность работы коллектива, подразумевает взаимопонимание, сопереживание и сочувствие членов коллектива друг другу. В случае же несовместимости некоторых работников, зачастую возникающей в женском коллективе, появляется стремление членов коллектива избегать друг друга, а при неизбежности контактов, они могут привести к конфликтам либо отрицательному эмоциональному состоянию работников.
Кроме того, педагогический коллектив имеет еще ряд специфических особенностей в осуществлении непосредственной трудовой деятельности:
-полифункциональность, которая заключается в широком спектре деятельности педагога: воспитание и обучение детей, формирование педагогической культуры родителей, исследовательская деятельность и т.д.;
-самоуправляемость, заключающаяся в том, что основные вопросы деятельности и функционирования педагогического коллектива обсуждаются и устанавливаются на различных уровнях управления: педагогических советах, методических комиссиях, общественных организация; кроме того, в процессе осуществления педагогической деятельности происходит делегирование воспитателями полномочий по вертикали;
-коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности, вызванные тем, что индивидуальные усилия одного воспитателя не могут принести желаемых результатов, если они не согласованы с действиями второго воспитателя, других педагогов
дошкольной организации, так как это приводит к отсутствию единства требований, оценки, действий и т.д.;
-отсутствие четкого нормирования рабочего времени педагога, то есть отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда.
Данные факты могут отрицательно сказываться на психологическом климате педагогического коллектива, так как являются причиной перегрузки педагогов, недостатка свободного времени для их профессионального роста.
Важное влияние оказывает на психологический климат педагогического коллектива стиль управления им заведующей образовательным учреждением, ее отношение к работникам, социальная дистанция между администрацией и коллективом. В эту систему можно включить целый ряд факторов:
- шкалу поощрений и наказаний, основанную на адекватной оценке труда воспитателя, признании результатов его деятельности;
-характер коммуникации и информирования коллектива, так как отсутствие полной информации или неполное информирование, низкая скорость донесения информации до коллектива ведет к возникновению недоверия и негативного отношения коллектива к администрации;
-обеспеченность коллектива материалами, оборудованием, учебными пособиями, что так же повышает удовлетворенность воспитателей собственным трудом;
-перспективы развития творческого потенциала воспитателей, возможность повышения их квалификации;
-возможность установления доверительных отношений с администрацией образовательного учреждения [1].
Главная отличительная особенность педагогического коллектива -специфика профессиональной деятельности, а именно обучение и
воспитание детей. В связи с чем, на психологический климат педагогического коллектива оказывает непосредственное воздействие и успешный, либо неуспешный ход воспитательной деятельности, удовлетворенность результатом педагогического воздействия коллектива. Кроме того, необходимо учесть, что педагогу дошкольной образовательной организации необходимо взаимодействовать не только с коллегами и администрацией, но и, в первую очередь с детьми и их родителями. От успешности педагога в данных областях взаимодействия, от того способен ли он к формированию достаточного уровня дисциплины в сочетании с доверительными отношениями с воспитанниками, к выстраиванию взаимоуважительных взаимоотношений с их родителями, во многом зависит его удовлетворенность собственной профессиональной деятельностью, что напрямую отражается на специфике психологического климата педагогического коллектива.
Помимо перечисленных внутренних факторов, на психологический климат педагогического коллектива оказывают влияние и внешние факторы, происходящие за пределами организации, а следовательно, находящиеся за рамками прямого контроля руководителя, что затрудняет возможность снижения их влияния. К ним относят проблемы в семьях, социальные проблемы региона, катастрофы и т. д. Учитывая гендерные особенности работников дошкольных организаций они так же окзывают достаточно активное влияние на самочувствие работников. Основная нагрузка по снижению влияния данной группы факторов должна ложиться на психолога дошкольного образовательного учреждения, который проводит индивидуальные и групповые консультации с педагогами, треннинги личностного роста, помогает в разрешении существующих конфликтных ситуаций, а так же предотвращает возникновение новых .
Таким образом, опираясь на ключевые особенности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, можно утверждать,
что формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе возможно лишь в случае слаженной работы в этом направлении руководителя, психолога и самого коллектива. Основными направлениями этой работы должны стать: совершенствование методов и стиля руководства[2], создание в коллективе атмосферы доброжелательности, доверия и уважения к подчиненным, использование коллегиальных способов принятия решений, демократизация управления; создание оптимальных условий для педагогической деятельности; улучшение структуры взаимоотношений, личных контактов внутри педагогического коллектива; комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости работников.
Список литературы
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. М.:ТЦ Сфера, 2015. - 197 с.
2. Гонина О.О. Эффективность стилем управления педагогическим коллективом / Бизнес и дизайн ревю. 2017. - № 4. - с.13.
3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. М.: Профит Стайл, 2007. - 256 с.
4. Краткий психологический словарь. Санкт-Петербург: Феникс, 2010 г. - 320 с.
5. Парыгин, Б.Д. Социальная психология (учебное пособие) [Текст] / Б.Д. Парыгин. СПб: СПбГУП, 2003. - 616 с.