Научная статья на тему 'Особенности психологических механизмов защиты на разных этапах онтогенеза в период социальной нестабильности'

Особенности психологических механизмов защиты на разных этапах онтогенеза в период социальной нестабильности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
955
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF PROTECTION / MENTAL HEALTH / EMERGENCY SITUATIONS / ADDICTIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Любовь Хасановна, Гущина Татьяна Ивановна

Рассмотрены проблемы социальной нестабильности, одной из которых является воздействие стрессогенной окружающей среды на формирование механизмов психологической защиты личности в онтогенезе дошкольного и младшего школьного возраста, которые оказывают отрицательное воздействие на формирующуюся психику ребенка, а также патологические формы психологической защиты у взрослых людей. Это представляет собой серьезную социальную проблему, т. к. связано с различными видами зависимости, утратой работоспособности, дезадаптацией, конфликтами с окружающими и совершением преступлений. Психодиагностические методики выявляют такие личностные особенности, свойственные людям с зависимым поведением, как эмоциональная неустойчивость, импульсивность, нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью. Для человека с патологически сформировавшейся психологической защитой необходима не только психологическая коррекция, но психотерапевтическая и медицинская помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF DIFFERENT STAGES OF ONTOGENESIS DURING SOCIAL INSTABILITY

The problems of social instability, one of which is the impact of stressful environment on the formation mechanism of psychological protection of personality in ontogenesis of preschool and younger school age, having a negative impact on the emerging psyche of the child, as well as pathological forms of psychological defense in adults are considered. This represents a serious social problem, as it is addictive disorders, loss of health, adaptation difficulties, and conflicts with others and the commission of crimes. Psycho-diagnostic methods reveal such personal features, peculiar to people with dependent behavior as emotional instability, impulsiveness, causing harm to their mental and physical health. For a person with pathologically formed psychological protection is needed not only psychological correction, but psychotherapeutic and medical assistance.

Текст научной работы на тему «Особенности психологических механизмов защиты на разных этапах онтогенеза в период социальной нестабильности»

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

© Любовь Хасановна ЕГОРОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии, e-mail: egorova.lyubow68@yandex.ru © Татьяна Ивановна ГУЩИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогической и возрастной психологии, директор Института социальных и образовательных технологий, e-mail: tatyana-gti@rambler.ru

Рассмотрены проблемы социальной нестабильности, одной из которых является воздействие стрессогенной окружающей среды на формирование механизмов психологической защиты личности в онтогенезе дошкольного и младшего школьного возраста, которые оказывают отрицательное воздействие на формирующуюся психику ребенка, а также патологические формы психологической защиты у взрослых людей. Это представляет собой серьезную социальную проблему, т. к. связано с различными видами зависимости, утратой работоспособности, дезадаптацией, конфликтами с окружающими и совершением преступлений. Психодиагностические методики выявляют такие личностные особенности, свойственные людям с зависимым поведением, как эмоциональная неустойчивость, импульсивность, нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью. Для человека с патологически сформировавшейся психологической защитой необходима не только психологическая коррекция, но психотерапевтическая и медицинская помощь.

Ключевые слова: психологические механизмы защиты; психологическое здоровье; чрезвычайные ситуации; зависимое поведение.

Современный экономический кризис обострил и без того нестабильную социальную ситуацию в обществе, которая с полным основанием может считаться стрессогенным фактором. Экономическое реформирование понижает невысокий уровень жизни населения. Непрерывно растущая инфляция, сокращение рабочих мест, другие чрезвычайные ситуации, лихорадящие общество, увеличивают неуверенность наших соотечественников в своем будущем. Возрастанию социальной напряженности также способствует и то, что не только социально-незащищенные, но и средние слои населения вплотную приближаются к черте бедности.

В этой ситуации психика человека подвергается сильнейшему потрясению; активизируется инстинкт самосохранения и связанные с ним потребности самоопределения и механизмы психологической защиты. Такое состояние характеризуется ограниченными возможностями социального самоопределения членов общества и их адаптации к

трансформации, ломаются старые стереотипы общения, ролевые и ценностные ориентации. Это приводит часто к частичной или полной дезадаптации личности, когда человек может уйти с работы, расстаться с семьей, переехать на другое место жительства и т. д. Количество людей, находящихся в кризисном состоянии и не защищенных в социальном плане, постоянно возрастает -это молодые люди, вернувшиеся из зоны военных действий и переживающие посттравматическое стрессовое расстройство, пожилые люди, инвалиды, население «группы риска», наконец, лица, переживающие кризисы естественного возрастного развития. Важно подчеркнуть, что для нашей страны характерна исторически сложившаяся болезненная уязвимость основного этноса к психическому и травматическому стрессу, свойственному для чрезвычайных ситуаций, а также огромный массив стрессовых состояний личности и высокая репрезентация кризисной личности в обществе. Особенности

исторических событий Российского государства, а именно события прошлого века (большевистский переворот 1917 г., Гражданская война, последующий голод 1920-х гг., «раскулачивание» и «коллективизация», репрессии 1930-х гг., Отечественная война и последующее восстановление, «перестройка» и сопутствующие ей обвалы рубля, Афганистан, Чернобыль, Чечня) ослабили индивидуальный ресурс психофизиологической адаптации этнокультурных русских граждан России. К стрессогенному фактору относится также и то, что идеология целого государства и характеризующие ее ценности, которые создавались и воспитывались в нескольких поколениях, вдруг стали неактуальны с 90-х гг. XX в. На их место пришли прямо противоположные рыночные ценности или антиценности и антиидеалы, широко представленные в средствах массовой информации.

Каковы воздействия хронического жизненного стресса на людей? В психоаналитической теории возникновения невроза существует следующая последовательность: «стресс - конфликт - тревога - защита -клиника». З. Фрейд в понятии тревога выделял автоматическую тревогу, которую можно сравнить с ожиданием определенной опасности, и сигнальную тревогу, близкую к понятию тревога - угроза. Сигнальная функция тревоги, которую испытывает значительная часть населения страны - это чувство «страдания от предвосхищения еще большего страдания» [5]. Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит человека в уязвимое положение. Это проявляется в усилении напряжения и беспокойства, наблюдается также рост внутреннего напряжения и дискомфорта. Стараясь вновь достичь равновесия, человек проходит несколько стадий. Вначале предпринимается попытка использовать собственные привычные методы решения проблем.

По первоначальным представлениям З. Фрейда механизмы психологической защиты, являясь врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта». Анна Фрейд расширила представление о механизмах защиты, подчеркивая их оберегающий характер и важную роль в предотвращении дезорганизации поведения личности и поддержания ее нормального статуса. Был сде-

лан серьезный акцент на их роли разрешений внешних (социогенных) конфликтов. Психологические механизмы личности, открытые З. Фрейдом, впоследствии изучались А. Адлером, К.Г. Юнгом, А. Фрейд, К. Абрахам, Ш. Ференци, К. Хорни, В. Сатир и другими зарубежными исследователями. В числе отечественных ученых серьезный вклад в разработку проблем психологической защиты был сделан Ф.В. Бассиным, Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвилли, Л.С. Выготским и позднее Р.М. Грановской, И.М. Никольской и другими, что явилось методологической основой нашей работы.

Современные исследователи рассматривают психологические защитные механизмы как процессы интрапсихической адаптации личности, за счет бессознательной переработки поступающей информации. В психо-травмирующей ситуации они выступают в роли определенной преграды на пути продвижения информации. Это может привести к искажению, вытеснению или игнорированию информации. Уменьшается тревога, страх, снижается напряжение; человек начинает приспосабливаться к среде. При помощи этих неосознаваемых процессов сохраняется уравновешенность структуры личности и улучшается самочувствие.

В настоящее время возникает необходимость различать нормальную психологическую защиту, которая выполняет профилактические функции и постоянно действует в повседневной жизни человека от патологической защиты, которая не справилась со своей целью и является неадекватной формой адаптации. Временной период между чрезвычайной ситуацией и выходом из создавшейся кризисной ситуации зависит от тяжести травмирующего события, индивидуальной реакции личности, природы и сложности задач, которые должны быть решены, а также ресурсов и средств, имеющихся в наличии для решения конфликта. Это состояние дисбаланса обычно продолжается до 4-6 недель, пока не найдется приемлемая форма разрешения ситуации. Поскольку итогом любой чрезвычайной ситуации является накопление субъективных болезненных и деструктивных изменений в психике человека, тревожные переживания хронического стресса выживания перерастают в глубокий невротический процесс. Каждая специфиче-

ская кризисная ситуация связана с определенной последовательностью состояний, переживаемых человеком и может быть предсказуема. Поэтому важно определить, с каким именно состоянием личность не справилась, когда произошла фиксация и что лежит за неспособностью благополучно преодолеть конфликт. Постепенно невротические изменения личности заменяют более глубинные психобиологические болезненные деструктивные процессы (мета-неврозы):

- хронические психосоматические болезни;

- хронический алкоголизм ввиду национально сложившегося привычного выхода из стрессовых ситуаций в алкоголизм, а также неалкогольные токсикомании;

- индивидуальное психическое вырождение.

В настоящее время важной проблемой являются детские механизмы психологической защиты, т. к. в последнее десятилетие воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя начальной школы, психологи обеспокоены повышенной агрессивностью, тревожностью, невротизацией, а также неуправляемостью детей. В каждом конкретном случае причины могут быть различными. В первую очередь - это семейные проблемы: развод родителей, вынужденная смена места жительства, статус беженцев, потеря работы кем-то из родителей и др.

Как же справляются дети с этими трудностями?

Изучая копинг-стратегии, используемые детьми младшего школьного возраста, мы получили следующие результаты. В «десятку» наиболее популярных стратегий наряду с утверждением «мечтаю о чем-нибудь», «прошу прощения», «рисую, пишу, читаю», «гуляю, бегаю» и т. д., около 60 % опрошенных детей назвали стратегию «смотрю телевизор». У дошкольников и младших школьников одним из ведущих механизмов психологической защиты является идентификация и, как ее незрелая форма, - процесс имитации. Это отождествление человека с другим человеком, группой или образом. Отождествление играет важную роль в процессе нормального развития ребенка, который усваивает особенности личности значимых для него в эмоциональном отношении людей. Усвоение черт характера родителей проис-

ходит с помощью интернализации. И если в первую очередь усваиваются личностные особенности родителей, то позже - ровесников, воспитателей, а также любимых героев книг, фильмов и мультфильмов. Считается, что на выбор образцов поведения, взаимоотношений с окружающими оказывает прямое воздействие просмотр телепередач, художественных и мультипликационных фильмов у детей старшего возраста [1]. Если у взрослого подражание сдержанное и избирательное, то у ребенка это чаще всего глобальное приятие кого или чего-либо. Для современного ребенка «смотреть телевизор» - это на какое-то время забыться, не думать о неприятной ситуации, расслабиться. И в этот момент, особой предрасположенности к внушению, на детей с экранов телевидения обрушивается настоящий шквал пошлости, сцен насилия, рекламных сюжетов с агрессивным и откровенно садистическим содержанием, мультфильмов с героями-монстрами. Это те герои, на кого дети хотят быть похожими, чьи качества и образы они переносят на себя. Эти образы идентификации могут влиять на психологическое здоровье детей.

Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору ведет к усилению агрессивности, повышает порог нечувствительности к насилию, формирует взгляды на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем, вводит его в норму социальной жизни. Одним из факторов риска психологического здоровья является массовая культура, которая провоцирует агрессивное поведение. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием представляют для маленьких телезрителей наибольшую опасность. Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, А.В. Романова и др., - наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись.

Одним из важных условий становления психологического здоровья детей является наличие положительного фона настроения, душевное равновесие, состояние внутреннего покоя, в целом позитивное эмоциональное состояние. По мнению М. Аргайла, хорошее настроение повышает эффективность реше-

ния человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций. Под положительным фоном настроения точнее понимать наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами психологического здоровья. Можно сделать вывод, что положительный фон настроения и фиксации на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса могут рассматриваться как основные педагогические условия становления психологического здоровья детей.

Современные образы массовой культуры провоцируют деструктивные тенденции, агрессивность, эмоциональное беспокойство. Следовательно, продукция массовой культуры, по своему воздействию на детей, может быть отнесена к факторам риска психологического здоровья. Исследователи (И.В. Дубровина) полагают, что одной из составляющих психологического здоровья является душевная гармония и взаимосвязь психологического здоровья и духовности. Согласно результатам проведенного исследования, выявлено, что мальчики выделяют в качестве литературного героя, своего идеала, Гарри Потера (22,7 %) и Блэйда (13,6 %), а девочки -Сабрину, маленькую ведьму (33 %), и Гер-миону (19 %). Если учесть, что Блэйд - вампир-мутант, Гарри Потер - тринадцатилетний начинающий колдун, а Сабрина и Гер-миона - ведьмы, то как это может сочетаться с понятием психологического здоровья и, тем более, духовности?

Анализ результатов анкет учащихся свидетельствует об отсутствии положительных образов в современной литературе, кинопродукции, мультипродукции, которые могли бы стать положительными объектами идентификации для младших школьников и тем самым способствовать их гармоничному развитию, укреплению психологического здоровья и более полному формированию личности.

Образы, использующиеся в современных учебниках, также не способствуют укреплению психологического здоровья. Ярким примером может являться учебник для второго класса Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой.

Сомнения вызывает тот материал, на котором дети усваивают письмо, чтение, русскую речь. Например, учебник для 1 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пронина «Моя любимая азбука» с полным на то основанием был направлен на экспертизу с целью исследования и выявления использования элементов нейро-лингвистического программирования. Психологам известен факт, что при работе с текстом часто на бессознательном уровне происходит усвоение нравственных норм, ценностных ориентации, мировоззрения и образа жизни, заключенных в данном тексте. Ребенок, который учится читать, не прочтет в азбуке слово «мама». Первые слова, которые прочтет ребенок - это «тигр» и «топор». Далее ребенок будет старательно выписывать и аккуратно прочитывать слова - «красотка, кнут, прут, порка». Думается, авторы особо позаботились об отрицательных образах, возникающих у детей при работе дома и в школе. Об этом свидетельствует появление следующих слов: «мрак, сумрак, грустно, тоска, путина». Как могут повлиять данные образы на мышление детей, которое находится в стадии формирования? Образ паука кочует со страницы на страницу в стихах и текстах. Этот образ занимает особо почетное место, т. к. он также присутствует в книге для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой уже для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир». Вместе со сказками П. Ершовой, П. Бажова, А. С. Пушкина дети прочтут отрывки из произведения Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит», где почти на 30 страницах текста помещена глава «Пауки и мухи» в сопровождении стихов о паутинах, пауках с яркими образами: «Эй, старый дурак... ; пауки-дураки» и т. д. Дети пытаются пересказать текст о гигантских «пауках», а также подробности борьбы со «старым толстым противным пауком» и т. д. Неужели в отечественной литературе нет красивых образов для прочтения и пересказа?

Все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии запаса прочности психологического здоровья, положительного фона настроения, душевного равновесия, состояния внутреннего покоя, что может характеризовать детей - участников эксперимента как группу риска, в отношении которых можно реализовывать профилактическую работу.

Задача воспитателей, педагогов, психологов и всех, заинтересованных в психическом здоровье подрастающего поколения, -способствовать тому, чтобы дошкольники и младшие школьники использовали для объектов имитации положительные образцы поведения.

Ретроспективная оценка состояния психического здоровья населения, проведенная в рамках Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» в сентябре 2008 г. в Москве, показала, что за этот период времени общая распространенность психических расстройств увеличилась в 1,4 раза, в т. ч. невротических и стрессовых расстройств - в 2,9 раза, алкоголизма - в 5,1 раза, наркомании - в 11,4 раза. Количество самоубийств ежегодно возрастало на 10-15 %. По оценкам многих специалистов, примерно 25 млн человек в нашей стране нуждаются сейчас в психиатрической, психотерапевтической или психологической помощи [5].

Особая форма деструктивного поведения (деструктивной психологической защиты), которая выражается в стремлении к уходу от реальности с помощью сознательного изменения своего психического состояния, называется аддиктивным поведением (англ. -вредная привычка, склонность). Риск формирования аддиктивного поведения в настоящее время принято рассматривать с позиций биологической, психологической, социальной и духовной моделей, где каждый из факторов или их сочетание (в т. ч. наследственность, особенности характера, микро- и мак-росоциальное окружение, зрелость личности в целом) участвуют в формировании зависимого поведения. Проблемам зависимого поведения посвящено много работ зарубежных и российских исследователей (А.О. Буханов-ский, Н.В. Дмитриева, Е.В. Змановская, С.А. Кулаков, Н.С. Курек, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.Н. Пятницкая и др.). Актуальность аддиктивной проблематики очевидна в силу неуклонного увеличения количества людей с различными видами зависимого поведения.

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, т. к. зачастую связана с такими негативными последствиями, как дезадаптация, утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений

и др. В жизни каждого человека бывают сложные периоды и кризисные состояния, когда его психика не справляется с окружающей действительностью и появляется желание изменить свое психическое состояние, поскольку реальность изменить невозможно. Для реализации этой цели человек прибегает к привычным для него формам психологической защиты. Когда желание ухода от реальности становится доминирующим в сознании человека, может появиться проблема зависимости. В данном случае она играет роль деструктивного механизма психологической защиты.

Учение о зависимости сформировалось на стыке психологии и медицины, серьезный вклад в проблему был сделан педагогикой и социологией. Согласно определениям ВОЗ зависимость - это состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества. Алкогольная, наркотическая, табачная зависимости считаются традиционными видами. В настоящее время выявлены другие, нетрадиционные, формы ухода от действительности: пищевая зависимость, зависимость от партнера, от секса, от денег, от работы, от азартных игр, от власти и др. Человек не только останавливается в своем развитии, но находится в тупике и более того - его развитие может пойти в регрессивном направлении.

В нашем эмпирическом исследовании принимали участие пациенты диспансера наркологического отделения ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница». Выборка составила 30 человек, возраст испытуемых - 20-43 года. В задачу входило выявление психологических особенностей личности, склонной к зависимому поведению. В исследовании использовались психодиагностические методики на определение склонности к отклоняющемуся поведению, к агрессивности, выявление других личностных особенностей.

По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод, что лицам, демонстрирующим зависимое поведение, свойственна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, склонность к саморазрушительному, а также к делинквентному поведению. Это свидетельствует о том, что для них не характерно контролирование эмоциональ-

ных реакций в трудных жизненных ситуациях; проявление самоконтроля в поведенческих реакциях и чувственных влечениях; напротив, им свойственна импульсивность, а также нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью, что в целом, определяет структуру личности как деструктивно направленную.

Психологическая защита появляется в детстве, проходит в своем развитии несколько этапов и имеет своей целью приспособление ребенка к окружающей среде. Такой уровень защиты не является достаточным для взрослого, т. к. в период кризисов и трудных жизненных ситуаций от человека требуется очень много сил, а также больших энергетических затрат для поддержания работы механизмов защиты на необходимом уровне. Психические и физические затраты могут быть чрезвычайными и непосильными для человека в ситуациях повышенной стрессогенности. Это приводит к ослаблению жизненного ресурса, появлению хронической усталости, деструктивных черт характера, неврозо-подобных состояний, а также зависимого поведения. Если в детском возрасте проводится психологическая профилактика,

то для взрослого человека с патологически сформировавшейся психологической защитой необходима не только психологическая коррекция, но психотерапевтическая и медицинская помощь.

1. Алешина И.Н., Иванова Е.С. Об актуальности разработки классификации образных игрушек-персонажей мультфильмов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 10 (114). С. 229-234.

2. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995.

3. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. М., 2003.

4. Пуховский Н.Н. Психопатические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 2002.

5. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

6. Цветкова Н.А. Реконструкция семейной истории как эффективный инструмент в психо-коррекционной работе. IDEAL-метод Тойча. Москва; Воронеж, 2010.

Поступила в редакцию 2.10.2013 г.

UDC 159.922

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF DIFFERENT STAGES OF ONTOGENESIS DURING SOCIAL INSTABILITY

Lyubov Khasanovna EGOROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: egorova. lyubow68@yandex. ru

Tatyana Ivanovna GUSHCHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Pedagogical and Age Psychology Department, Director of Social and Educational Technologies Institute, e-mail: tatyana-gti@rambler.ru

The problems of social instability, one of which is the impact of stressful environment on the formation mechanism of psychological protection of personality in ontogenesis of preschool and younger school age, having a negative impact on the emerging psyche of the child, as well as pathological forms of psychological defense in adults are considered. This represents a serious social problem, as it is addictive disorders, loss of health, adaptation difficulties, and conflicts with others and the commission of crimes. Psycho-diagnostic methods reveal such personal features, peculiar to people with dependent behavior as emotional instability, impulsiveness, causing harm to their mental and physical health. For a person with pathologically formed psychological protection is needed not only psychological correction, but psychotherapeutic and medical assistance.

Key words: psychological mechanisms of protection; mental health; emergency situations; addictive behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.