Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ В Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ В Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
психологические границы / Я концепция / отношение / psychological boundaries / self concept / attitude

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фирстова Е.Д.

В данной статье рассматривается феномен психологических границ в Я-концепции современной молодежи. Даются теоретические положения, определяющие структуру и сущность психологических границ, а также Я-концепции в научной психологической литературе, с позиции разных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES OF PERSONALITY IN SELF-CONCEPT OF MODERN YOUTH

This article examines the phenomenon of psychological boundaries in the self-concept of modern youth. Theoretical provisions are given that define the structure and essence of psychological boundaries, as well as the self-concept in the scientific psychological literature from the positions of different authors.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ В Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159

Фирстова Е.Д.

студентка кафедры психологии

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ В Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в данной статье рассматривается феномен психологических границ в Я-концепции современной молодежи. Даются теоретические положения, определяющие структуру и сущность психологических границ, а также Я-концепции в научной психологической литературе, с позиции разных авторов.

Ключевые слова: психологические границы, Я концепция, отношение.

Актуальность проблемы заключается в том, что психологические границы-важная составляющая жизни каждого человека. Знание структуры и механизмов психологических границ открывает возможности для гармоничного и взаимовыгодного взаимодействия между людьми.

Цель статьи - изучение теоретических подходов к понятию психологических границ в Я-концепции современной молодежи.

Анализ литературы. Границы территории охраняются агрессивным поведением, и посторонним разрешается входить только в случае намерения спаривания. В то же время хозяева и гости имеют существенно разные права. Таким образом, границы отделяют личную жизнь индивида (или, как говорят о людях, личную жизнь ) от жизни «общего места» вида, народа, народа. Таким образом, они несовместимы даже у животных, и это несоответствие эволюционно оправдано [1].

По мнению исследователей из фонда инстинктов Тинбергена, эти инстинктивно закрепленные модели поведения, которые развивались на протяжении тысячелетий, не считаются полностью «отмененными» у людей. Несмотря на контроль над высшими психическими функциями, поведение человека в этом районе также проявляется.

Частично он превратился в социальный инстинкт, то есть в бессознательные правила поведения человека по отношению к другим людям и группам людей, а также действовал вовнутрь, что проявляется в динамике внутреннего мира личности [1].

Существует, по крайней мере, три основных модальности самоустановок:

1. Реальное Я —связано с тем, как человек воспринимает свои истинные способности, роли, истинное состояние - свои мысли о том, что на самом деле происходит.

2. Зеркальное (социальное) Я — отношусь к мыслям человека о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Понятие «я» возникает у индивида во время социального взаимодействия как неизбежное и всегда уникальное следствие психического развития, а также как относительно стабильное и в то же время как объект внутренних изменений в умственном развитии [4].

Психологическую сферу можно рассматривать как стабильную характеристику как личности, так и ее состояния. В стабильной жизни пространство имеет тенденцию быть установленным и сбалансированным с использованием уже освоенного языка самовыражения.

Однако во время важных событий границы могут потерять силу, и человек может вернуться к языку прошлого, особенно к психосоматической медицине или владению импульсивными предметами [3].

Представители клинического психоанализа устанавливают психологические границы как набор точных человеческих представлений о

границах тела и локализации тела в окружающей среде [2]. В то же время учтите, что границы могут помочь человеку защитить себя от внешнего мира.

По сути, психоанализ также имеет подход, ввести понятие внутренних границ человека - разделения сознания и бессознательного, определить степень доступа к сознанию. внешних факторов, влияющих на него, предотвратить проявление сознанием бессознательных элементов, которые могут быть опасны для индивидов и окружающих.

В этой работе Е.Хартманн и др. идее оставаться на связи, Хартманн основывается на внешние и внутренние границы предположения о существовании и психологические границы личности, «я» определяет основное различие между за индивидуальные возможности (личные, духовные и эмоциональные) мы узнаем целостность, мое поле и «другое», его поле [5]. То есть учитывая границы внешних межличностных отношений.

Границы личности — это границы, отделяющие человека, его внутренний мир от внешнего мира. У человека есть тесные и личные границы, физические, психологические, ролевые (включая гендерные роли), социальные (горизонтальные и вертикальные) [12].

Вторжение в любой из них без разрешения или без разрешения воспринимается человеком как вторжение в его внутренний мир, насилие. От рождения до совершеннолетия все границы устанавливаются последовательно.

Момент жизни, когда заканчивается формирование границ, отделяет детство от взрослой жизни, и в архаической культуре это сопровождается ритуалами посвящения.

Существует кризис физических границ: ребенок хочет расширить пространство, которое он воспринимает как свое, и структурировать его, но не слишком узкое, но в правильном направлении во время этого кризиса семья фактически учит ребенка, как вести переговоры - делить общее пространство в доме и спрашивать за разрешение войти в их личное пространство.

Т.С. Леви выделяет следующие функции [6]:

1. Невпускающая - включение «защиты» от внешних воздействий, оцениваемых человеком как негативные. Граница становится непроницаемой и ограничивает внутреннее психологическое пространство личности.

2. Проницаемая - действует пропускающая способность границы. Это происходит в случае достаточного уровня уверенности в себе и доверия человека к другому лицу, а также отсутствия опасных факторов воздействия. Граница как бы растворяется, но, при этом, человек не теряет ощущение себя.

3. Вбирающая - граница как бы затягивает нужное и желаемое из окружающей действительности. Эта функция помогает обеспечить внутреннее право на удовлетворение потребностей человека - человек может открыто сказать о своих потребностях, попросить о помощи и т.д.

4. Отдающая - пропускает внутренние импульсы. Позволяет выражать себя - свои чувства и эмоции вовне.

5. Сдерживающая - при необходимости позволяет сдерживать импульсы для адекватного взаимодействия с внешними раздражителями.

6. Спокойно-нейтральная - выражает спокойное, нейтральное состояние человека, который не стремится в данный момент к взаимодействию с внешним миром.

Он может быть истолкован самим человеком только в контексте конкретной ситуации и логики его внутреннего развития. Стоит отметить, что основой является способность сохранять нейтральную границу и делать ее гибкой, что позволяет справиться с чувством спокойствия и уверенности в себе. И его границы меняются в зависимости от состояния, отношения и уровня активности человека, влияния других факторов.

Проблема определения личных границ выражается в возможности устанавливать правила взаимодействия с другими и определять допустимое и недопустимое поведение, которое направлено на себя. То есть человек, у которого нет возможности поговорить с другими о желаемом поведении по

отношению к себе, часто подвергает свой характер постоянному разочарованию, потере самооценки и самооценки [4].

Психологические границы определяют, что мы можем выбрать, что мы не можем сделать, что мы можем вынести и что может нанести нам значительный вред. Подобно тому, как физические границы определяют конкретные начала и окончания, психологические границы определяют, кто мы есть.

Только полное изменение границ индивидуального пространства или стремление к изменению функционирует как признак определенного поведения индивида. Это может быть защита агрессивными защитным поведением или бегство в более безопасное место [5].

Психологическое пространство, в котором человек ощущает себя самим собой, позволяет ему изолировать себя и отделить себя от мира объектов, социальных и психологических связей, представляющих среду его жизни. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир чужим или родственным, формируется и собственная деятельность, приобретающая позитивную или кооперативную окраску. Границы определяют отношение к малым большим обществам: семье и друзьям, социальным группам, этническим группам, человечеству. Восприятие дружественной среды как части психологической сферы позволяет выявить конструктивные и творческие тенденции, ведущие к взаимному проникновению человека и мира.

По мере того, как ребенок взрослеет, он учится отделять свои чувства и переживания от важных взрослых эмоций, потребности которых он четко определяет. Начиная с подросткового возраста у человека уже начинается собственное крайнее противодействие миру, которое проявляется в довольно жестких границах (предъявление требований, скандал, упрямость и отказ сдаваться). В отличие от полного слияния, эта стадия также является нормальной. Если человек хорошо переносит все свои периоды, он учится быть одновременно сплоченным и оппозиционным, умело корректируя свои внутренние границы в зависимости от ситуации.

То есть он позволяет субъекту подниматься «над полем». Нарушение границ приводит к развитию человеческих предрасположенностей к жертвам и развитию комплексов жертв [16]. Наличие границ определяет границы личной ответственности. Личные границы помогают понять, за что именно человек несет ответственность, а за что не должен отвечать, а не за свою собственность.

Люди, у которых нарушены границы, ведут себя по-разному. Есть 3 возможных реакции.

Первый — это когда границы нарушаются и открываются, и человек не чувствителен к потребностям как своего характера, так и характера других. Он становится предметом свободного обращения, манипуляций и легкой добычей насилия. Часто такие люди не знают разницы между искрендекоммунизацией и публичностью.

Второй же тип связан с закрытой границей. Человек, травмированный разрушительными отношениями, болезненными детскими травмами, может «строить» вокруг себя непреодолимые барьеры, изолируя себя от отношений, связанных с необходимостью по-настоящему раскрыться. Кажется, что эти люди превратились в полностью закрытую систему, которая защищает их всю жизнь. Они постоянно защищают свою территорию, никому не доверяют и обречены жить в состоянии войны со всеми вокруг. Они видят угрозу повсюду, даже если угрозы нет нигде. Негативные детские суждения заставляют их воспринимать мир как плохой и очень враждебный, а недружественное поведение интерпретировать как враждебное. Внутренняя агрессия легко трансформируется во внешнюю, и после защиты она часто подвергается нападению и нарушает границы других людей. В ситуациях, требующих сильной защиты, со временем, даже если нет угрозы для личности, они всегда продолжают выполнять свою роль, предотвращая истинную близость, самораскрытие в отношениях.

Третья реакция является промежуточной декоммунизацией между первыми двумя. Это поведение человека с размытыми и нестабильными границами. Он сбивается с толку и сталкивается с закрытыми, открытыми

границами или, как в случае с первым типом реакции, он может работать с типом реакции. Кроме того, колебания в его поведении, как правило, не соответствуют ситуации, вплоть до возведения непроницаемой защиты через полный пролет. У них есть идеи о границах, но нет четких принципов их построения и защиты.

Создают зависимый тип отношений, когда эмоциональное состояние партнера может определять эмоциональное состояние самой личности.

Нарушение физических ограничений других лиц (посещение без приглашения, использование чужих вещей, держание за руки).

Считают это нормальным и позволяйте себе нарушать свои физические ограничения. То есть тот факт, что человек

полностьюосвобождаетсебяотответственностизасобственноечувствособственно годостоинстваинезапрещаетдругим звонить поздно ночью или прикасаться к своим вещам [10].

Желание следовать советам других о своей жизни, воспитании детей и других вопросах, которые необходимо решать самостоятельно.

Брать на себя ответственность за чужой опыт. Несмотря на то, что каждый человек сам выбирает, как реагировать в любой ситуации, человек, нарушающий свои собственные границы, не сможет защитить себя от оскорблений других.

Совокупность когнитивных, эмоциональных, мотивационных и поведенческих элементов личности в зарубежной и отечественной литературе объединяется в несколько терминов: Я-конструкции, Я-концепция, самоощущение, самосознание, идентичность ит. Д.

Вывод. В психологическом смысле границы - это понимание собственного «Я» как отдельного от других. И именно это понимание своей отдельности, формирует основу нашей личности.

Границы указывают нам, где мы, а где окружающая действительность.

Психологические границы определяют, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что может причинить нам значительный вред, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим.

Свойства психологического пространства личности проявляются в повседневных и критических ситуациях. Психологическая ситуация представляет собой единство внешних воздействий, условий и их субъективной интерпретации.

Психологическая ситуация может характеризоваться

продолжительностью воздействия на личность и избирательной активностью личности.

Стоит учесть, что любая ситуация, в свою очередь, динамична и может быть изменена действиями самого субъекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Interpersonal communication // Housepsych.com - about psychology URL: http://en.housepsych.com/mezhlichnostnoe-obshhenie_default.htm (дата обращения: 11.11.2023);

2. Взаимодействие межличностное // Большая психологическая энциклопедия URL: https://psychology.academic.ru/287/взаимодействие_межличностное (дата обращения: 09.11.2023);

3. Sullivan's interpersonal theory // Current Nursing URL: https://www.currentnursing.com/theory/Sullivan%27s_interpersonal_theory_of_pers onality.html (дата обращения: 11.11.2023);

4. Social Action Theory (Weber): Definition & Examples // Simply sociology URL: https://simplysociology.com/social-action-theory.html (дата обращения: 11.11.2023);

5. George Herbert Mead's Symbolic Interactionism // Psychology writing URL: https://psychologywriting.com/george-herbert-meads-symbolic-interactionism/ (дата обращения: 11.11.2023);

6. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002 -322 с;

7. Нестерова О.В. Управление стрессами / О.В, Нестерова. - М.: МФПУ «Синергия», 2012 - 98 с;

8. Стрессоустойчивость // Академик URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2875/Стрессоустойчивость (дата обращения: 18.11.2023);

9. Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Субботин. п Пермь, 1992. 152 с;

10. Бодров В.А. Информационный стресс. — М., 2000;

11. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. — М., 1974

Firstova E.D.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES OF PERSONALITY IN SELF-CONCEPT OF MODERN YOUTH

Abstract: this article examines the phenomenon of psychological boundaries in the self-concept of modern youth. Theoretical provisions are given that define the structure and essence of psychological boundaries, as well as the self-concept in the scientific psychological literature from the positions of different authors.

Keywords: psychological boundaries, self concept, attitude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.