kemerovo state university
оригинальная статья
Психологические индикаторы жизненной позиции студентов
Фоминых Екатерина Сергеевна
Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, Оренбург
https://orcid.org/ 0000-0003-3733-4381
Поступила в редакцию 10.05.2022. Принята после рецензирования 30.06.2022. Принята в печать 04.07.2022.
Аннотация. Цель - анализ параметров жизненной позиции студентов и выявление ее психологических индикаторов. Достижение цели предполагает теоретико-эмпирическое изучение специфики заявленных конструктов с опорой на отечественные и зарубежные теории и концепции, валидные и надежные методические инструменты. Представлен теоретико-эмпирический анализ феномена жизненной позиции личности. Рассмотрена сущность, структура и генез жизненной позиции. Систематизированы объективные и субъективные детерминанты жизненной позиции, определяющие ее вектор. Выявлено соотношение структурных компонентов жизненной позиции (гармонии, осознанности, активности) у студентов. Обнаружено преобладание тенденции снижения показателей гармонии с увеличением активности и осознанности жизненных процессов. Экспериментально исследована специфика психологических индикаторов системы жизненных отношений студенческой молодежи. Установлены статистически значимые связи между параметрами жизненной позиции и психологическими границами, элементами Я-концепции, когнитивными личностными конструктами и мета-когнитивными процессами. Анализ соотношения параметров жизненной позиции с психологическими индикаторами выявил значимость самоэффективности, толерантности к неопределенности, аналитичности-холистичности в восприятии и осмыслении реальности, преобладание интерсубъектных аспектов Я-конструктов. Константность вектора личностных и жизненных трансформаций в период поздней юности определяется интолерантностью к неопределенности, межличностной интолерантностью, ощущением низкой самоэффективности, зависимостью от значимых и родных лиц, приоритетом интеракционизма и контекстностью объяснения происходящих процессов, несбалансированностью и неоптимальностью психологических границ, ограничением контактов.
Ключевые слова: жизненная позиция, студенты, юность, гармония, осознанность, активность, психологические индикаторы, самоэффективность, метакогнитивные процессы, психологические границы, Я-концепция
ь Цитирование: Фоминых Е. С. Психологические индикаторы жизненной позиции студентов. Вестник Кемеровского | государственного университета. 2022. Т. 24. № 4. С. 462-471. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-462-471
с и
full article
Psychological Indicators of Attitudes in University Students
Ekaterina S. Fominykh
Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg https://orcid.org/ 0000-0003-3733-4381 [email protected]
Received 10 May 2022. Accepted after peer review 30 Jun 2022. Accepted for publication 4 Jul 2022.
Abstract: The article introduces a theoretical and empirical analysis of the phenomenon of life stance. It reviews domestic and foreign z theories on essence, structure, and genesis of attitudes, as well as systematizes the objective and subjective determinants of the life J stance vector. The author revealed a correlation between the structural components of life position (harmony, awareness, activity) ¿j in university students: indicators of harmony decreased as activity and awareness of life processes increased. The empirical study < also established statistically significant connections between the parameters of the life position and psychological boundaries, Self-Q concept, cognitive personal constructs, and metacognitive processes. Self-efficacy, uncertainty tolerance, and analyticity-holism ^ in the perception and comprehension of reality proved especially important, as did the intersubjective aspects of Self-constructs. g The vector of personal and life transformations appeared to be determined by tolerance to uncertainty, interpersonal tolerance, s a sense of low self-efficacy, dependence on family and friends, priority of interactionism and contextual explanation of ongoing ^T processes, imbalance and suboptimality of psychological boundaries, limited contacts, etc.
ej Keywords: life position, students, youth, harmony, awareness, activity, psychological indicators, self-efficacy, metacognitive processes, psychological boundaries, Self-concept
462 © 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License
ВЕСТНИК
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Психологические индикаторы жизненной позиции студентов
Citation: Fominykh E. S. Psychological Indicators ofAttitudes in University Students. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, T. 24(4): 462-471. (In Russ.) https://doi.org/10.216Q3/2Q78-8975-2Q22-24-4-462-471
Введение
Нормой современной жизни стали вызовы и напряженность ежедневно изменяющейся действительности; хаос вариантов, возможностей и альтернатив; невалидность и невостребованность прошлого опыта личности; навязываемые стандарты жизни. В данных условиях затрудняется интеграция аутентичных личности тенденций и запросов общества, что детерминирует широкий спектр проблем субъективного благополучия, психологического здоровья и зрелости. Особую значимость эти проблемы приобретают в юности, складывающейся из серии выборов, совокупность которых определяют содержательность и наполненность жизненного пути личности, основы ее функционирования, развития, самореализации на последующих возрастных этапах. В связи с этим актуализируется научный интерес к поиску и анализу психологических структур, определяющих устойчивость системы координат жизненного пространства личности, непрерывность и вектор ее движения в пространстве трансформирующегося общества, смыслов и ценностей. Данные аспекты функционирования личности находят отражение в контексте анализа жизненной позиции как своеобразного каркаса диспозиционной системы личности и аспекта ее психологической зрелости.
Жизненная позиция личности - сложное образование, конгломерат стабильных элементов, обеспечивающих непрерывность истории личности, ее личный автограф, уникальную гравировку жизненного пути, а также временные, непостоянные совокупности частей и личностных свойств [1]. Данная совокупность детерминирует возможность интеграции динамики и статики, процесса и результата, сущности и изменений, что является важной предпосылкой гармоничного развития личности,
ее субъектности [2]. Полноценно функционирующая личность может существовать только как процесс, сопровождаемый постоянным изменением и преодолением пределов пространства адаптации в сторону максимальной реализации своих возможностей. В этом плане жизненная позиция осуществляет интеграцию временных модусов и личностных сегментов - накопленный в прошлом опыт, цели будущего и их модифицированные варианты настоящего, объективируя ресурсы и трансформируя потенциал в реальность [3; 4]. Именно позиция личности определяет успешность нахождения своего места в жизни в соответствии со сформировавшейся системой ценностей. Отметим, что в настоящее время жизненные траектории не навязываются, а жизненная позиция может изменяться или оставаться неизменной. Обобщение литературы [5-10] подтвердило континуальную природу вектральной направленности жизненной позиции и позволило систематизировать ее ключевые характеристики (табл. 1).
В целом жизненная позиция детерминирует вариативность и множественность траекторий развития личности в пространстве и времени жизни, охватывая континуумы конструктивного - деструктивного, активного - пассивного, реактивного - проактивного, прогрессивного - регрессивного. Именно в юности закладываются контуры жизненного пути, поэтому данный возрастной период несет как потенциал подлинного развития личности и самореализации, так и его инверсии в виде деструктивности и виктимизации.
В зарубежной и отечественной литературе рассматриваемый нами феномен анализируется в контексте ряда смежных понятий. Так, А. Адлер рассматривает жизненный стиль личности - относительно постоянный, уникальный способ взаимодействия с жизнью и приспособления к ней
Табл. 1. Векторы жизненной позиции личности Tab 1. Vectors of personal attitudes
5 Щ
s
я О
с
с s s
Восходящий вектор (рост)
Константный вектор (застой)
Нисходящий вектор (регрессия, распад)
направленность на развитие, изменение и преобразование себя и окружающей действительности умение реорганизовать свою жизнь в соответствии с доминирующими личностными тенденциями, поиск конструктивных вариантов и решений самостоятельность, ответственность, инициативность проактивность
направленность на адаптацию, приспособление
постоянство, статичность, стремление к сохранению и поддержанию конформистских идей
трудности приспособления к изменившимся условиям
избегание принятия важных жизненных решений
реактивность (детерминирование действий и реакций внешними детерминантами)
снижение сложности и организованности, неадекватность способов интеграции в социум возможностям и сущности личности смысловые пустоты, общая утрата целей и смыслов жизни, базовых ценностно-смысловых ориентиров, деструкции, асоциальность утрата целевой детерминации, возможности самодетерминации и продуктивной самореализации
с 2 С
и
с и
< >
для достижения своих целей. Стиль жизни определяется когнитивной организацией личности, т. е. убеждениями, через призму которых производится восприятие и оценка себя и своей жизни. Выбор варианта жизни (от здорового, конструктивного до невротичного, неадаптивного) осуществляется самой личностью, его трансформация возможна только при изменении убеждений [11; 12].
В транзактном анализе [13-16] жизненная позиция является фиксированной системой эмоционально подкрепляемых базисных убеждений и представлений человека о себе, других и окружающем мире. Жизненная позиция личности находит воплощение в сценарии жизни - своеобразном жизненном плане, который закладывается в детстве, подкрепляется родителями и в дальнейшем на неосознаваемом уровне направляет взаимодействие с окружающим миром. Сценарная основа детерминирует искажения восприятия реальности, жесткую фиксацию реализуемых программ поведения. Как элемент жизненной стратегии жизненная позиция сознательно или бессознательно определяет базовые аспекты поведения личности в межличностном общении [13].
А. Маслоу отмечает, что жизненная позиция - это совокупность основных личностных отношений, содержащая потенциальный ресурс будущих достижений, который определяет способ движения личности. Важными аспектами жизненной позиции личности являются пролонгирован-ность, позитивная инерция и устойчивость [17].
Отечественные психологические концепции трактуют жизненную позицию как:
• результат достижений личности, аккумулирующий жизненный опыт и являющийся потенциалом будущего [6];
• системное образование, выражающее форму отношения личности к собственной жизни и форму ее организации, которая находит свое отражение в уникальном и индивидуальном способе взаимодействия с миром [1];
• постоянно развивающуюся систему (интеграл) личностных отношений человека к социальному окружению, самому себе, готовность личности реализовать эти отношения в конкретной деятельности [18];
• ценностно-смысловое образование, определенный уровень развития личности, основанный на выделении своего Я из непосредственной связи в прошлом, настоящем и будущем [19];
• ценностное отношение к окружающим, себе и своей жизни [20].
Обобщение основных положений зарубежных и отечественных концепций позволяет выделить в качестве основных показателей жизненной позиции составляющие ценностно-смыслового ядра личности - социально-психологические установки, базовые убеждения, экзистенциальные основы, конкретные поведенческие действия, образ жизни. Фиксация перечисленных элементов определяет психологическую устойчивость личности, умение осуществлять селекцию внешних воздействий, противостоять навязываемым убеждениям, противоречащим
взглядам и установкам, обусловливая стабилизацию поведения и деятельности, реализацию аутентичной системы отношений [21].
Жизненная позиция - динамичный феномен. Ее основы закладываются в раннем детстве, приобретая форму естественных выводов, образующихся под воздействием социальных установок и поведения ближайшего окружения и выполняющих преимущественно адаптивную функцию. Установки, ориентиры, способы реагирования на различные жизненные ситуации, транслируемые родителями, интериоризируются, обусловливая ценностно-смысловое и мотивационное пространство ребенка. К юности жизненная позиция трансформируется в систему ориентиров для восприятия себя и оценки окружающего мира, прогнозирования событий, выработки поведенческой линии и в целом выражения уникального и индивидуального способа взаимодействия с миром. Формирование данного психологического новообразования осуществляется в условиях изменения социальной позиции и необходимости решения специфических возрастных задач. По этой причине юношеский возраст охватывает проблемы жизненного самоопределения и самоосуществления, постановки и решения смысложизненных задач, достижения самостоятельности и принятия ответственности, интенциональной направленности жизни, выражающейся в формировании ее смысла, что находит отражение в трудах К. В. Карпинского [22], И. С. Кона [2], Н. И. Трубниковой [23]. Отсроченными последствиями проблем прохождения юношеского этапа являются дискомфорт, неудовлетворенность, невротические трудности, рентные установки, негативное и безразличное самоотношение, бессмысленность существования, неспособность контролировать события и жизнь, самоотчуждение, изолированность и другие социальные дисфункции [24].
Генез жизненной позиции детерминирован комплексом субъективных и объективных аспектов жизни личности. Объективные аспекты охватывают социальные условия и факторы жизни (семейное окружение, образование, социальное происхождение и др.); субъективные факторы - присущий личности комплекс индивидуально-психологических свойств. Главной детерминантой изменения жизненной позиции является опыт разрешения противоречий и персонально значимых ситуаций, трансформирующий жизненные отношения и ценности личности, изменяющий модель поведения и контуры жизненного пространства [6].
Жизненная позиция личности - определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Структура жизненной позиции - триединство диспозиций когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов [25]: осознанность, активность, гармония.
Осознанность (рефлексивность) - мера / степень феноменологического выделения себя из потока собственной жизни. Это энергетическая характеристика смысловой сферы личности, интегрирующая степень и устойчивость
ВЕСТНИК
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Психологические индикаторы жизненной позиции студентов
смысловой направленности жизнедеятельности субъекта и определяющая успешность управления собственным поведением [1]. Осознанность лежит в основе свободного жизненного выбора, самостоятельного принятия решений и их реализации. Данный компонент рассматривается в качестве психологической основы авторства собственной жизни и ее творческого преобразования. Степень осознанности, т. е. понимания себя как разумно действующей причины, дает критерий для субъектности действия или определяет деятеля, способствует формированию автономии, независимости [5].
Активность - способность управлять своей жизнью, произвольно влиять на нее, изменять и творчески преобразовывать окружающую действительность, проектировать и реализовывать задуманные планы. В основе данной стратегии взаимодействия лежат субъективно значимые потребности, цели и смысл, а также определенная степень независимости от природных условий и социальных требований, свобода, способность преодолевать стандарты и усвоенные поведенческие шаблоны, внешние и внутренние пределы и границы [26]. Рассматриваемый компонент жизненной позиции интегрирует необходимое и возможное, согласовывает и соизмеряет объективное и субъективное, устанавливая внутренние критерии оценки способностей, притязаний и достижений [5]. В отличие от адаптивных тенденций, активность детерминирует субъектный уровень взаимодействия с действительностью, а потому позволяет устанавливать личностно-смысловые отношения и реализовывать гибкое взаимодействие, в противоположность доминанты ролевых отношений и пассивных, ригидных ориентаций [27].
Гармония - согласованность или разлад между восприятием себя и своей жизни, оценочно-эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира [25]. Ощущение гармонии предполагает не просто успешное решение задач адаптации и приспособления к миру, а включение в жизнь, ощущение внутреннего удовлетворения и равновесия, толерантность к фрустрирующим и стрессогенным факторам. Поскольку в настоящее время отсутствуют четкие объективные критерии внешней оценки жизни человека, важными составляющими в анализе жизненного пути индивида являются аспекты удовлетворенности / неудовлетворенности жизнью, счастья. Для современной личности важно не просто адаптироваться и приспособиться к окружающему, а гармонично включить себя в жизнь и решение повседневных задач без чрезмерного психоэмоционального напряжения, истощения, сохраняя устойчивость, равновесие и продуктивность [28]. Очевидно, что данный подход позволяет рассматривать гармонию как сложное и обобщенное чувство, детерминирующее интеграцию, цельность и единство личности, принятие себя, независимость, ощущение наполненности и осмысленности жизни. Гармония определяет сбалансированность, пропорциональность и соразмерность в соотношении внешнего и внутреннего пространств, а также
основных жизненных сфер личности. Умение преодолевать дискомфорт, обусловленный противоречиями, кризисами и трудностями, коррелирует с ощущением внутренней удовлетворенности, счастья, наполненности жизни, позитивного отношения к себе, уверенности в себе и внутренней свободы [29]. Возникающее в противоположном случае ощущение пустоты и самоутраты личность компенсирует постановкой нереальных требований к себе и окружающим. Следствием этого являются гипертрофированная тенденция потребления и патологическая занятость, что весьма иллюстративно для современного общества изобилия с его экзистенциальным вакуумом [30] и «болезнями общества» легкой и текучей современности [31].
На одном полюсе жизненной позиции оказываются субъектность по отношению к своему развитию и жизни, осознание наличия альтернатив и свободы выбора, реализация планов, т. е. сформированность ресурсов для выстраивания уникальной и аутентичной траектории жизненного пути. На противоположном - неадекватность жизни своему самоощущению, дефицит осмысленности, малоосознанное существование, зависимость от ожиданий окружения, пассивные и ригидные приспособительные жизненные стратегии, блокирующие рост, развитие и самореализацию личности. В совокупности вышеизложенное позволило отметить сензитивность юности в становлении жизненной позиции и потенциал данного периода в работе с рисками и деформациями, что актуализировало необходимость экспериментального исследования специфики ее параметров и выявления психологических индикаторов.
Методы
Экспериментальную выборку составили обучающиеся 3 курса Оренбургского государственного педагогического университета, осваивающие профессиональные образовательные программы бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (N = 112, 11 юношей и 101 девушка; средний возраст - 20 лет).
Психодиагностический комплекс включал в себя:
1) параметры жизненной позиции:
• Опросник жизненной позиции личности (Опросник ЖПЛ) (Д. А. Леонтьев, А. Е. Шильманская) [25]);
2) специфику психологических детерминант жизненной
позиции:
• психологические границы: Методика диагностики психологической границы (Т. С. Леви) [32];
• интер- и интрасубъектные аспекты Я-концепции: Родственная Я-концепция (S. E. Cross, P. L. Bacon, M. L. Morris) и Коллективная и независимая Я-концепция (T. M. Singelis) - обе в валидизации Е. А. Дорошевой, Г. Г. Князева, О. С. Корниенко [33];
• когнитивные личностные конструкты: Шкала самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем, адаптация В. Ромека) [34];
5
щ
s
я О
I
с
с S S
с 2 С
и
от с
2
С
5
• метакогнитивные процессы: Шкала аналитичности-холистичности (адаптация В. В. Апановича, В. В. Знакова, Ю. И. Александрова) [35]; Опросник толерантности и интолерантности к неопределенности (Т. В. Корнилова) [36].
Математико-статистическая обработка данных осуществлялась на основе описательной статистики, вычисления мер центральной тенденции, коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (С) и Чупрова (Т).
Результаты
Структурирование эмпирического материала осуществлялось с опорой на трехкомпонентную модель жизненной позиции личности, предложенную Д. А. Леонтьевым и включающую эмоциональный (гармония), когнитивный (осознанность / рефлексивность) и деятельностный (активность) компоненты. На основе описательной статистики внутри исследуемой выборки были выделены три комбинации параметров жизненной позиции:
• группа 1: низкий уровень гармонии и средний и / или высокий уровень осознанности и активности (72 %);
• группа 2: средний уровень гармонии и высокий и / или средний уровень активности и осознанности (23 %);
• группа 3: высокий уровень гармонии и низкий и / или средний уровень осознанности и активности (5 %).
Эмпирические данные позволили установить основную закономерную тенденцию в формировании конфигурации жизненной позиции студентов: снижение показателей гармонии сопровождается повышением показателей осознанности и активности; и, наоборот, высокая гармония сочетается со снижением показателей осознанности и активности. Преобладающей тенденцией является дисбаланс в восприятии себя и своей жизни, при этом относительно активная, деятельная жизненная стратегия и осознание происходящих жизненных процессов сочетаются с внутренней несогласованностью и диспропорциональностью, ощущением неаутентичности. Данный факт, с одной стороны, позволяет рассматривать нарушения внутреннего равновесия
и дисгармонию у студентов как движущую силу развития, выбора направления развития и достижения значимых целей. С другой стороны, есть основания квалифицировать данную тенденцию как тревожную и вызывающую опасения, поскольку в современный период широкого разброса жизненных и аутентичных приоритетов личности, ощущение субъективного счастья и благополучия является главным критерием удовлетворенности / неудовлетворенности человека собственной жизнью. Снижение показателей осознанности и активности является источником повышения гармонии у студентов. Однако данная тенденция носит защитный характер, поскольку сознательное ограничение и снижение рефлексивной оценки происходящих жизненных процессов нивелирует интенсивность возникающих переживаний относительно возможностей реализации поставленных целей, преобразования себя и своей жизни.
Итак, жизненная позиция современной молодежи - это интеграл показателей субъективного ощущения внутренней дисгармонии и достаточно высокой рефлексивности жизненных процессов, сочетающейся с активной деятельной реализацией во внешнем пространстве. Обозначенная тенденция связана со спецификой функционирования психологических границ, метакогнитивными процессами, составляющими Я-концепции. Обратимся к анализу статистически значимых связей между выявленной спецификой параметров жизненной позиции и психологическими границами, интер- и интрасубъектными аспектами Я-концепции, самоэффективностью, метакогнитивными процессами.
Психологические границы регулируют, направляют и контролируют обменные информационно-энергетические процессы между внутренней и внешней реальностью личности [32]. Полученные нами эмпирические данные демонстрируют преобладание в исследуемой группе показателей несформированной психологической границы, чрезмерно сензитивной и уязвимой (табл. 2).
В функционировании границ, работающих с импульсами внешнего и внутреннего мира, отмечается несогласованность и несопряженность. В частности, в обработке внешних
Табл. 2. Статистические значения связи параметров жизненной позиции и психологических границ в исследуемой выборке (C; T) Tab 2. Attitudes vs. psychological boundaries (C; T)
Психологические границы Гармония Осознанность / рефлексивность Активность
C T C T C T
Невпускающая граница 0,0876 0,104 0,225* 0,258* 0,0797 0,0948
Проницаемая граница 0,0818 0,0968 0,276* 0,311* 0,107 0,126
Вбирающая граница 0,169 0,201 0,133 0,156 0,211* 0,251*
Отдающая граница 0,197* 0,217* 0,135 0,158 0,196* 0,227*
Сдерживающая граница 0,104 0,123 0,197* 0,228* 0,122 0,143
Спокойно-нейтральная граница 0,0569 0,0676 0,218* 0,251* 0,069 0,0818
Проницаемость, незащищенность границы 0,264 0,291* 0,271* 0,230* 0,198 0,204
С U
с Ё 2
< >
[—
С
от Прим.: * - p<0,05.
кемеровского государственного университета Психологические индикаторы жизненной позиции студентов
импульсов принимают участие энергичные невпускающая и сдерживающая функции, а внутренних - астенизирован-ные вбирающая, отдающая и проницаемая. Совокупный коэффициент их действия определяет усиление защитных личностных стратегий, тенденции отгороженности и ограничения контактов. Последствиями блокирования нежелательных внешних воздействий и интенсивного сдерживания внутренних импульсов являются трудности аутентичной самопрезентации и самовыражения [37]. Астенизация и слабость контактных функций границ, их жесткость и закрытость являются показателем гипертрофированной стратегии защиты внутреннего пространства от внешних воздействий, угрожающих целостности и психологическому благополучию личности с реализацией стратегии ухода от контакта. Данная тенденция иллюстрируется выявленной связью между энергичностью невпускающей и сдерживающей функций и интолерантностью к неопределенности (в том числе межличностной), определяющей стремление поддерживать устойчивость и статичность в отношениях, дискомфорт в неопределенных ситуациях межличностного взаимодействия, невозможность сохранять эффективность и продуктивность в неопределенных жизненных ситуациях [24].
Поддержание устойчивости и стабильности внешних и внутренних составляющих бытия личности отражается на специфике Я-концепции. Прежде всего нас интересуют показатели связанности / независимости образа Я с субъективным ощущением соответствия определенной группе, доминирующим в ней нормам, целям и идеалам. Так, в исследуемой выборке установлено преобладание интерсубъектной модели личности, высокие показатели взаимозависимой и низкие показатели независимой Я-концепции, приоритет родственной Я-концепции. Субъективное представление о себе, самоотношение и самосознание в студенчестве детерминируются включенностью в определенную группу или коллектив, мнением других людей, соответствием ролевым
ожиданиям и требованиям социальной желательности или результатами социального сравнения. Высокие значения родственной Я-концепции подчеркивают связанность представлений о себе и взаимоотношений с близкими людьми, восприимчивость к их потребностям, убеждениям и эмоциям с нивелированием собственных (табл. 3).
Табл. 3. Статистические значения связи функций психологических границ и Я-концепции в исследуемой выборке (C) Tab. 3. Psychological boundaries vs. Self-concept (C)
Я-концепция
Функции Взаимозависимая Родственная Независимая
Невпускающая 0,286* 0,00559 0,0743
Вбирающая 0,14 0,0456 0,0652
Отдающая 0,0126 0,0742 0,161
Сдерживающая 0,187* 0,199* 0,255*
Прим.: * - р<0,05.
Эмпирически подтверждено, что взаимозависимая, независимая и родственная Я-концепции связаны с активностью сдерживающей и невпускающей функций границ. Иными словами, закрытость и непроницаемость внутреннего пространства для внешних воздействий обеспечивает соответствие социально-ролевым ожиданиям и требованиям референтной группы, что позволяет избежать дискомфорта и приспособиться к ситуации без психологических потерь, фрустрации, стресса.
Статистические значения связи параметров жизненной позиции и метакогнитивных процессов у студентов представлены в табл. 4.
Табл. 4. Статистические значения связи параметров жизненной позиции и метакогнитивных процессов у студентов (C; T) Tab 4. Attitudes vs. metacognitive processes (C; T)
Метакогнитивные категории Гармония Осознанность / рефлексивность Активность
C T C T C T
Фокус внимания 0,176 0,241 0,247* 0,33* 0,134; 0,186
Каузальная атрибуция 0,707* 0,707* 0,133 0,185 0,144 0,2
Толерантность к противоречиям 0,331* 0,424* 0,23* 0,309* 0,149 0,206
Восприятие изменений 0,198* 0,269* 0,403* 0,495* 0,158 0,218
Общий показатель аналитичности-холистичности 0,193* 0,263* 0,305* 0,396* 0,0796 0,112
Толерантность к неопределенности 0,288* 0,377* 0,378* 0,472* 0,318* 0,41*
Интолерантность к неопределенности 0,164 0,226 0,322* 0,414* 0,267* 0,353*
Межличностная интолерантность к неопределенности 0,104 0,146 0,264* 0,35* 0,175 0,24
s с
M
I
I о
5 Щ
s
s хз а и
я
1
я о
I
с
M
а с s s
Прим.: * - p<0,05.
с 2 С
и
от с
2
С
5
с и
с Ё 2
< >
[—
с
Низкие показатели гармонии у современных студентов проявили связь с холистичностью каузальной атрибуции, выделяющей в качестве приоритетной социальную и ситуативную центрированность, связанность с контекстом и системой внешних факторов, роль взаимодействий и интеракций в противовес внутренним диспозициям. Взаимосвязь высокой осознанности и холистичности фокуса внимания и толерантности к противоречиям подчеркивает высокую субъективную значимость социальной и ситуационной детерминации в выстраивании системы жизненных отношений. Связь с аналитичностью восприятия изменений подчеркивает константность, статичность, стабильность, постоянство в оценке окружающей действительности и происходящих внешних процессов. Возможность изменения внешней действительности и самоизменения ограничивается фиксированными установками личности.
Анализ выявленных взаимосвязей между психологическими конструктами позволил получить ряд важных эмпирических наблюдений (табл. 5), которые рассматриваются в качестве индикаторов жизненной позиции современных студентов.
Так, фиксируется общая для всех структур тенденция - чувствительность жизненной позиции к специфике метакогнитивных процессов. Обнаружена связь эмоционального и когнитивного компонентов жизненной позиции с показателями самоэффективности, толерантности к противоречиям, восприятия изменений, толерантности к неопределенности, полюсом холистичности. Интолерантность к неопределенности, приоритет полюса холистичности опосредуют восприятие и осмысление реальности, обработку информации и выстраивание ответных поведенческих стратегий. Преобладающими являются социальные когниции, приоритет интеракцио-низма и контекстуальности, характеризуемые стремлением к ясности, упорядоченности, приверженности правилам и принципам, доминирование системы взаимосвязей и взаимодействий в причинном объяснении происходящего. В межличностных отношениях и восприятии изменений отдается предпочтение постоянству, статичности, монологичности, устойчивости.
Существенна взаимосвязь изучаемых параметров жизненной позиции с показателями толерантности к неопре-
деленности, когнитивного и деятельностного компонента с интолерантностью к неопределенности, деятельностного компонента и межличностной интолерантности к неопределенности. Ситуации неопределенности и новизны, оцениваемые зачастую как угрозы психологическому благополучию, определяют дискомфорт, нервно-психическое напряжение, деструктивную тревогу. Социально-психологическое функционирование в обозначенных условиях приводит к необходимости защиты внутреннего пространства посредством энергичности невпускающей, сдерживающей и астенизации отдающей, вбирающей, проницаемой и спокойно-нейтральной границ. Обращают на себя внимание взаимосвязи между гармонией и каузальной атрибуцией, осознанностью и фокусом внимания, активностью и родственной Я-концепцией, которые в совокупности отражают доминирование социальных и ситуационных факторов в анализе сущности и причин происходящих явлений, значимость близких и родных лиц в процессах проектирования и осуществления жизни.
Заключение
Жизненная позиция объединяет систему диспозиций личности, реализуемых по отношению к ее внешнему и внутреннему пространству. Ключевой особенностью жизненной позиции в период студенчества является несогласованность и диспропорциональность ее основных структурных элементов: снижение показателей гармонии, сопровождаемое увеличением активности и осознанности жизненных процессов, и наоборот. Анализ индикаторов обозначенных тенденций позволяет выделить в качестве системообразующих специфику функционирования психологических границ, метакогнитивных процессов, преобладание интерсубъектных элементов Я-концепции и других смежных конструктов, регулирующих и направляющих обменные процессы между внешним и внутренним пространством личности. Установлено, что интолерантность к неопределенности, ощущение низкой самоэффективности, ригидная ориентация на значимых и родных лиц, приоритет интеракционизма и доминанты контекстного объяснения происходящих процессов, ограничение контактов определяют константность вектора личностных и жизненных трансформаций
Табл. 5. Статистические значения связи параметров жизненной позиции и психологических конструктов у студентов (C; T) Tab. 5. Attitudes vs. psychological constructs (C; T)
Психологические конструкты Гармония Осознанность / рефлексивность Активность
C T C T C T
Самоэффективность 0,337* 0,431* 0,292* 0,382* 0,178 0,244
Родственная Я-концепция 0,0577 0,0684 0,119 0,142 0,296* 0,332*
Взаимозависимая Я-концепция 0,146 0,171 0,125 0,149 0,088 0,104
Независимая Я-концепция 0,0885 0,105 0,125 0,147 0,177 0,206
от Прим.: * - p<0,05.
кемеровского государственного университета Психологические индикаторы жизненной позиции студентов
у студентов. Жесткость и закрытость психологических границ, их несбалансированность и неоптимальность блокируют эффективное протекание обменных информационно-энергетических процессов между внешними и внутренними аспектами Я, фиксируя личностные свойства, линии развития и жизни.
В совокупности выявленные взаимосвязи позволяют обозначить основные психологические барьеры в становлении жизненной позиции современной молодежи:
• проблемы сепарации от семьи, обусловленные зависимостью от значимых людей, ключевая роль родных и близких лиц в формировании представлений о себе и активном выстраивании линии жизненного пути;
• сензитивность к воздействию навязываемых шаблонов, стереотипов и жизненных концепций, слабость аутентичных личностных тенденций;
• низкая самоэффективность, проблемы принятия ответственности за себя и свою жизнь, объяснение
происходящего действием внешних социальных и ситуативных факторов; • ригидные способы защиты, пассивные стратегии
приспособления, реактивность. Акцентирование психолого-педагогического сопровождения на работу в данных направлениях является основой решения проблем психологического взросления, развития и конструктивной самореализации современной молодежи. Мы не претендуем на исчерпывающее рассмотрение заявленного вопроса, считая целесообразным дальнейший углубленный анализ заявленного феномена.
Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
Литература / References
1. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003.
487 с. [Leontyev D. A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. 2nd ed. Moscow: Smysl, °
2003, 487. (In Russ.)] A
2. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с. [Kon I. S. Psychology of a high school student. с
Moscow: Prosveshchenie, 1980, 192. (In Russ.)] g
н
3. Бредун Е. В., Щеглова Э. А., Смешко Е. В., Шмер Т. А. Диагностические возможности опросника «Темпоральные о модальности жизнеосуществления». Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 174-190. [Bredun E. V., р Shcheglova E. A., Smeshko E. V., Shmer T. A. Diagnostic capabilities of "temporal modality of life fulfilment" questionnaire. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2021, (82): 174-190. (In Russ.)] https://doi.org/10.17223/17267080/82/10 |
4. Мочалов К. С. Проблема трансформации временных измерений: опыт прошлого в формировании будущего. и Настоящее как основа временных преобразований. Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 307-310. е [Mochalov K. S. The problem of transformations of time's dimensions: the experience of the past in the formation of the future. н The present as the basis of temporal transformation. The world of science, culture and education, 2012, (3): 307-310. (In Russ.)]
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. [Abulkhanova-Slavskaia K. A. The strategy of life. о Moscow: Mysl, 1991, 299. (In Russ.)] |
6. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Aleteiia, 2001. 304 с. [Abulkhanova K. A., g Berezina T. N. The time of personality and the time of life. St. Petersburg: Aleteiia, 2001, 304. (In Russ.)]
7. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. М.: ИП РАН, 2006. 621 с. [Brushlinskii A. V. Selected psychological с works. Moscow: IP RAS, 2006, 621. (In Russ.)] A
8. Джамирзе Н. К. К проблеме самоорганизации и самоопределения взрослого человека в условиях современного рос- g сийского общества. Мир психологии. 2005. № 3. С. 74-79. [Dzhamirze N. K. To the problem of self organization and self 5 determination of an adult person under conditions of the contemporary Russian society. Mirpsikhologii, 2005, (3): 74-79. g (In Russ.)] g
9. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства лич- A ности. Введение в трансспективный анализ. Томск: ТГУ 2005. 174 с. [Klochko V. E. Self-organization in psychological s systems: problems of the formation of the mental space of the individual. Introduction to the trans-perspective analysis. Tomsk: A TSU, 2005, 174. (In Russ.)]
10. Некрасова Е. В. Жизненный мир человека как предмет психологического исследования. Сибирский психологический о журнал. 2004. № 19. С. 18-23. [Nekrasova E. V. Vital world of a human being as a of psychological research. Sibirskiy g Psikhologicheskiy Zhurnal, 2004, (19): 18-23. (In Russ.)] £
11. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. g 144 c. [Adler A. The Education of children. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, 2017, 144. (In
Russ.)]
12. Адлер А. О стремлении к превосходству. СПб.: Астер-Х, 2017. 40 c. [Adler A. Striving for excellence. St. Petersburg: с Aster-X, 2017, 40. (In Russ.)] и
о
s
13. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992. 224 с. [Bern E. Transactional analysis in psychotherapy. Saint-Petersburg: Bratstvo, 1992, 224. (In Russ.)]
14. Гулдинг М. М., Гулдинг Р. Л. Психотерапия нового решения. М.: Класс, 1997. 288 с. [Goulding M. M., Goulding R. L. Gianging lives through redecision therapy. Moscow: Klass, 1997, 288. (In Russ.)]
15. Харрис Т. Э. Я - О'Кей, ты - О'Кей. М.: Акад. проект, 2019. 255 с. [Harris T. A. I'm OK, you're OK. Moscow: Akad. proekt, 2019, 255. (In Russ.)]
16. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 704 с. [Frager R., Fadiman J. Personality & Personal Growth. St. Petersburg: Praim-Evroznak, 2008, 704. (In Russ.)]
17. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2016. 400 с. [Maslow A. Motivation and personality. St. Petersburg: Piter, 2016, 400. (In Russ.)]
18. Маркин В. Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения. Мир психологии. 2005. № 4. С. 45-50. [Markin V. N. Life position of a personality as a psychological "acmeological category and a phenomenon of the social self" affirmation. Mirpsikhologii, 2005, (4): 45-50. (In Russ.)]
19. Бабулина Л. В. Развитие жизненной позиции личности. Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 8. С. 152-173. [Babulina L. V. Development of a person's life position. Aktualnye voprosy sovremennoi nauki, 2011, (8): 152-173. (In Russ.)]
20. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1986. 102 с. [Mukhina V. S. Problems of the genesis of personality. Moscow: MSPI, 1986, 102. (In Russ.)]
21. Дарвиш О. Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 362-370. [Darvish O. B. Psychological stability as a basic characteristic of personality. Siberian Pedagogical Journal, 2008, (7): 362-370. (In Russ.)]
22. Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни. Сибирский психологический журнал. 2019. № 71. С. 79-106. [Karpinskij K. V. Meaning-oriented tasks and meaning-associated states in personality development. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2019, (71): 79-106. (In Russ.)] https://doi.org/10.17223/17267080/7175
23. Трубникова Н. И. Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 246-249. [Trubnikova N. I. Comprehension of life as the most important component of life self-determination. The world of science, culture and education, 2011, (2): 246-249. (In Russ.)]
24. Фоминых Е. С. Жизненная позиция и психологические границы личности: взаимосвязь и специфика функционирова-^ ния в юности. Пензенский психологический вестник. 2020. № 2. С. 3-13. [Fominykh E. S. Life position and psychological g boundaries of the individual: the relationship and specifics of functioning in the youth. Penza psychological newsletter, 2020, о (2): 3-13. (In Russ.)] https://doi.org/10.17689/psy-2020.2.1
i, 25. Леонтьев Д. А., Шильманская А. Е. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации. Вопросы психологии. m 2019. № 1. С. 90-100. [Leontiev D. A., Shilmanskaya A. E. Personal life position: making theoretical notions operational.
z Voprosy Psychologii, 2019, (1): 90-100. (In Russ.)]
5 26. Любачевская Е. А. Теоретические основы исследования жизненных позиций личности. Вектор науки Тольяттинского § государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2013. № 2. С. 174-177. [Lyubachevskaya E. A. Theoretical
g grounds of the individual life attitudes'' study. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2013,
S (2): 174-177. (In Russ.)]
27. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; Академия, 2002, 416 с. g [Asmolov A. G. Personality psychology: principles of general psychological analysis. Moscow: Smysl; Academy, 2002, 416.
о (In Russ.)]
о 28. Берсенева Т. Н. Гармония как субъективный феномен. Аналитика культурологии. 2009. № 15. С. 80-87.
[Berseneva T. N. Harmony as a subjective phenomenon. Analitika kulturologii, 2009, (15): 80-87. (In Russ.)] z 29. Каширина Л. В., Новикова К. В. Внутренняя гармония как фактор устойчивости к стрессу. Психология в экономике и управ-н лении. 2016. Т. 8. № 1-2. С. 51-59. [Kashirina L. V., Novikova K. V. Internal harmony as a stress resistance factor. Psychology
™ in Economics and Managemen, 2016, 8(1-2): 51-59. (In Russ.)] https://doi.org/10.17150/2225-7845.2016.8(1-2).51-59
< 30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с. [Frankl V. Man's search for meaning. Moscow: Progress, q 1990, 368. (In Russ.)]
^ 31. Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с. [Bauman Z. Liquid Modernity. St. Petersburg: Piter, 2008, g 240. (In Russ.)]
s 32. Леви Т. С. Методика диагностики психологической границы личности. Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 131-146. ^Т [Levi T. S. A technique for diagnosing the psychological boundaries of the personality. Voprosy psychologii, 2013, (1):
§ 131-146. (In Russ.)]
и
кемеровского государственного университета Психологические индикаторы жизненной позиции студентов
33. Дорошева Е. А., Князев Г. Г., Корниенко О. С. Валидизация русскоязычных версий двух опросников Я-концепции. Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С. 99-112. [Dorosheva E. A., Knyazev G. G., Kornienko O. S. Validation of two Russian-language versions of self-conception questionnaires. Psikhologicheskii zhurnal, 2016, (3): 99-112. (In Russ.)]
34. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-77. [Schwarzer R., Yerusalem M., Romek V. Russian version of the self-efficacy scale by R. Schwarzer and M. Yerusalem. Inostrannaia psikhologiia, 1996, (7): 71-77. (In Russ.)]
35. Апанович В. В., Знаков В. В., Александров Ю. И. Апробация шкалы аналитичности-холистичности на российской выборке. Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80-96. ^pano^cl! V. V., Znakov V. V., Аlexandrov Yu. I. Approbation of the Russian-language version of analytic-holistic scale. Psikhologicheskii Zhurnal, 2017, 38(5): 80-96. (In Russ.)]
36. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера. Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 92-110. [Kornilova T. V., Chumakova M. A. Tolerance and intolerance of ambiguity in the modification of Budner's questionnaire. Experimental Psychology (Russia), 2014, 7(1): 92-110. (In Russ.)]
37. Шаповал И. А., Фоминых Е. С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья. Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 13-27. [Shapoval I. A., Fominykh E. S. Self-attitude as a Phenomenological Field of Diagnosis of Psychological Boundaries of the Personality. Clinical Psychology and Special Education, 2018, 7(1): 13-27. (In Russ.)] https://doi.org/10.17759/cpse.2018070102
5 Щ
s
я о
I
с
с s s