Научная статья УДК 159.923.2 EDN GEOCSN
DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).34
Е.С. Аксенова1 ©, О.В. Синева12 © 0
1 Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: О.В. Синёва, [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
АННОТАЦИЯ. Проблема взаимосвязи социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у выпускников психологических факультетов ВУЗов имеет очевидную теоретическую и практико-прикладную актуальность. Разнообразие подходов к понимаю сущности и структуры феномена социально-психологической адаптивности личности открывает возможности рассмотрения данного явления как интегрального психологического конструкта. Цель исследования состоит в развитии научных представлений о взаимосвязях различных сторон адаптивности личности молодых специалистов-психологов с толерантностью к неопределенности в ситуациях межличностного и профессионального взаимодействия. Выборку составили 60 студентов выпускных курсов психологических и психолого-педагогических факультетов ВУЗов, обучающихся по программам бакалавриата. Диагностический комплекс включал в себя инструменты изучения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социально-психологической адаптивности, а также общей и межличностной толерантности — интолерантности личности к неопределенности. В результате количественной обработки полученных эмпирических данных с использованием коэффициента корреляции Ч. Спирмена удалось обнаружить значимые взаимосвязи между различными компонентами адаптивности и проявлениями интолерантности к неопределенности. Научная новизна исследования заключается в формулировании авторского подхода к структуре конструкта социально-психологической адаптивности личности и открывающимся в связи с этим возможностями диагностической и кор-рекционной работы. Проведенное исследование показало необходимость внедрения психолого-педагогических программ сопровождения студентов помогающих профессий в процессе обучения в ВУЗе, направленных на развитие социально-психологической адаптивности личности во взаимосвязи с толерантностью к неопределенности. В условиях возрастающей социальной и экономической нестабильности изучение этих и других факторов, влияющих на развитие профессионального самосознания, позволит оптимизировать процесс трудовой социализации молодых специалистов. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Социально-психологическая адаптивность, толерантность к неопределенности, адаптация, студенты-психологи, выпускники. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 5 апреля 2022 г.; дата принятия к печати 25 мая 2022 г.; дата онлайн-размещения 10 июня 2022 г.
Original article
E.S. Aksenova1 ©, O.V. Sineva12 © и
1 Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation
2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: O.V. Sineva, [email protected]
CORRELATION BETWEEN SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY AND TOLERANCE TO UNCERTAINTY AMONG PSYCHOLOGY STUDENTS
ABSTRACT. The problem of correlation between socio-psychological adaptability and tolerance to uncertainty among graduates from psychology faculties of
© Аксенова Е.С., Синёва О.В., 2022
higher institutions has obvious theoretical and practical relevance. The variety of approaches to understanding of the nature and structure of socio-psycholog-ical adaptability of personality provides new opportunities for considering this phenomenon as integral psychological construct. The purpose of the study is to develop scientific ideas about the correlation between various aspects of the adaptability of personality among young psychologists and tolerance to uncertainty in situations of interpersonal and professional interaction. The sample consisted of 60 graduate students of psychological and psychological-pedagogical university faculties studying under bachelor's degree programs. The diagnostic complex included tools for studying the cognitive, emotional and behavioral components of socio-psychological adaptability, as well as an individual's general and interpersonal tolerance / intolerance to uncertainty. The quantitative processing of the empirical data obtained using the Spearman correlation coefficient made it possible to detect significant correlation between various components of adaptability and manifestations of tolerance to uncertainty. The scientific novelty of the research lies in the formulation of the author's approach to the structure of the construct of socio-psychological adaptability of the individual and the possibilities of diagnostic and correctional work that open up in this regard. The conducted research has shown the need for the introduction of psychological and pedagogical support programs for students of helping professions in the process of studying at the university, aimed at the development of socio-psychological adaptability of the individual in connection with tolerance to uncertainty. In conditions of increasing social and economic instability, the study of these and other factors affecting the development of professional self-awareness will optimize the process of labor socialization of young professionals.
KEYWORDS. Socio-psychological adaptability, tolerance to uncertainty, adaptation, psychology students, graduates.
ARTICLE INFO. Received April 4, 2022; accepted May 25, 2022; available online June 10, 2022.
Введение
Проблема социально-психологической адаптивности личности является традиционным предметом исследования в гуманитарных науках, но, несмотря на это, продолжает оставаться актуальной как с научной, так и с прикладной точек зрения. Феномен социальной адаптации принято рассматривать в связи со всей совокупностью культурно-исторических процессов, определяющих облик страны [1].
Происходящие сегодня в России и мире культурные, политические и общественные процессы характеризуются появлением новых ценностных ориентиров и модификацией общественных отношений. В условиях экономической нестабильности, необходимости освоения новых внешних и внутренних рынков, появления инновационных подходов в трудовой и экономической деятельности, возникновения новых социальных лифтов молодые профессионалы — выпускники ВУЗов вынуждены быть активными, ответственными и деятельными. Модификация Я-концепции личности в процессе профессионального становления, развития карьеры, экономической социализации студенческой молодежи с необходимостью предполагает не только выстраивание личностью адекватных психологических границ [2], но и преодоление диссонанса рыночных и этических представлений [3], при этом слабая толерантность личности к ситуациям неопределенности данный диссонанс очевидно усугубляет.
Необходимо отметить, что феномен толерантности к неопределенности относительно недавно обрел легитимный статус в отечественной психологической науке, однако в последние годы, осложненные непростой эпидемиологической,
политической, экономической обстановкой, наблюдается активное развитие исследований в данной области. Толерантность к неопределенности играет большую роль в динамических процессах социальной и социально-психологической адаптации. Принятие новизны и неопределенности считается одним из эффективных копингов, обеспечивающих успешное совладание с новыми и непредсказуемыми ситуациями [4; 5].
Проблема взаимосвязи социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности представляется особенно значимой для специалистов помогающих профессий. Это обусловлено актуализацией индивидуальных и групповых запросов на оказание психологической помощи, связанных с повышением уровня тревожности, развитием стрессовых состояний и т.д.
Цель исследования — изучение взаимосвязи социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у студентов психологических факультетов. Гипотеза исследования предполагает, что у студентов-психологов выпускных курсов существует взаимосвязь социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности. Для проверки исследовательской гипотезы использовались следующие методы: (1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования; (2) эмпирические методы — тестирование; (3) методы количественной обработки данных.
Диагностический комплекс, составленный с целью изучения различных компонентов феномена социально-психологической адаптивности личности, а также толерантности к неопределенности, включал в себя следующие методики:
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин).
2. Шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем, адаптация В. Ромека).
3. Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина).
4. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова).
5. «Новый опросник толерантности к неопределенности» (Т.В. Корнилова).
Полученные результаты обработаны с применением методов математической
статистики (коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена).
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ многомерного конструкта социально-психологической адаптивности личности как психологического феномена;
2. Изучить проблему взаимосвязи социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у студентов-психологов в научной психологической литературе;
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у студентов-психологов, проанализировать его результаты.
Обзор литературы
Современные подходы к проблеме социально-психологической адаптивности личности, сформулированные в психологической литературе, отражают представления о свойствах, состояниях и других психологических структурах, влияющих на процесс адаптации, а также позволяют охарактеризовать ресурсные возможности личности, определяющие эффективность этого процесса. Так, например, А.Г. Маклаков характеризует адаптационный потенциал как совокупность системных новообразований, обеспечивающих адаптивность личности [6].
Это понятие насыщается не только психофизиологическими (нервно-психическая устойчивость), но и социально-психологическими характеристиками [7]. С точки зрения С.Т. Посоховой, адаптационный потенциал — это интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализирующиеся личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизни [8]. Феномен социально-психологической адаптивности является самостоятельным предметом изучения в работах М.В. Ростовцевой. Автор рассматривает социально-психологическую адаптивность как отношения личности и общества, выделяя в структуре данного феномена когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [9].
Анализ основных теоретических подходов к проблеме социально-психологической адаптивности позволил определить данный психологический феномен как способность личности, обеспечивающую эффективное приспособление к изменяющимся условиям социальной среды в процессе активного взаимодействия. Конкретизация структуры социально-психологической адаптивности личности как многомерного конструкта предполагает выделение трех ее компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. В качестве когнитивного компонента адаптивности мы рассматриваем самоэффективность, представляющую собой систему представлений, регулирующих поведение. Самоэффективность отражает прогностическую функцию личности и понимается как уверенность индивида в успешности собственных действий, а также способность критически относиться к объективной реальности и своим представлениям о ней [10]. Эмоциональным компонентом социально-психологической адаптивности личности мы полагаем тревожность, как личностное свойство, определяющее особенности переживания состояний тревоги. Тревожность рассматривается как облигатный механизм стресса, возникающий в процессе адаптации и мобилизующий адаптивные ресурсы личности [11]. С поведенческим компонентом социально-психологической адаптивности мы соотносим стиль саморегуляции поведения, который отражает активность и произвольность деятельности человека [12]. В работах Д.В. Бердникова обнаруживается тесная взаимосвязь адаптивности с регуляторно-личностными свойствами организма и произвольными регу-ляторными процессами [13].
Феномен толерантности — интолерантности к неопределенности в современной психологии рассматривается как (1) черта личности [14], (2) ситуативно-специфическая установка [15], (3) мета-когнитивный процесс и навык [16]. Примечательно, что в исследованиях Т.В. Корниловой было обнаружено отсутствие полярности между толерантностью и интолерантностью к неопределенности [17]. В сущности, два этих фактора представляют собой различные свойства, которые связаны опосредующими переменными. Так, толерантность к неопределенности определяется как личностное свойство, характеризующееся стремлением к новому, к не использованным ранее способам действовать, к сложным задачам, требующим оригинального решения, и к разрыву существующих шаблонов. В свою очередь, интолерантность к неопределенности характеризуется стремлением к понятности, ясности, стабильности, действовать выработанными ранее способами, категоричностью суждений, абсолютизацией существующих правил и законов. Т.В. Корниловой был выделен фактор межличностной интолерантности к неопределенности. Данное свойство не входит в конструкт толерантности-интолерантности к неопределенности в качестве латентной переменной, так как его специфичность скорее относится к рассматриваемым понятиям как полярным, но, как было отмечено ранее,
они таковыми не являются. Межличностная интолерантность к неопределенности характеризуется стремлением к ясности, предсказуемости, контролю в межличностных отношениях и нетерпимостью в случае неопределенности отношений с другими субъектами [там же].
В ряде исследований Р.М. Шамионова [10], Т.А. Бергис [18], Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой [19] показано, что взаимосвязь социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности, вероятнее всего, существует и носит опосредованный характер. Вместе с тем, очевидна необходимость организации и проведения эмпирического исследования, которое бы позволило обосновать связь различных сторон конструкта адаптивности и толерантности — интолерант-ности к неопределенности у студентов-психологов выпускных курсов.
Методы исследования
Эмпирическое исследование было проведено в 2021 г. на базе факультета психологии и Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», а также Института психологии и образования ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет». Выборку составили 60 студентов 4 курса, обучающиеся по программам бакалавриата по направлениям подготовки «психология» и «педагогическая психология» в возрасте 21—24 лет. Репрезентативность выборки обеспечена методом случайного отбора испытуемых.
Основной метод сбора эмпирических данных — тестирование. Диагностический комплекс составлен в соответствии с целью и задачами эмпирического исследования и включает методики, направленные на изучение различных компонентов феномена социально-психологической адаптивности личности, а также толерантности к неопределенности. Выбор психодиагностических методик определяется целесообразностью относительно сформулированных нами представлений о предмете исследования.
В первую очередь, перед нами стоит задача изучить общий уровень социально-психологической адаптивности личности. Несмотря на то, что центральным понятием в концепции А.Г. Маклакова является адаптационный потенциал — более широкое понятие, чем социально-психологическая адаптивность личности, разработанная им методика позволяет оценить не только психофизиологический компонент адаптивности, но и ее социально-психологические характеристики. При этом шкала «поведенческая регуляция» показывает, насколько человек способен регулировать свое взаимодействие с внешней средой, в том числе, относительно социальных требований и одобрений. Шкала «коммуникативная потенциал» отражает социальную сторону адаптивности и способность создания межличностного контакта посредством обретенного ранее опыта. Шкала «моральная нормативность» показательна с точки зрения отношения индивида к требованиям социального окружения. Данные шкалы отражают ту сторону социально-психологической адаптивности, которая сформировалась в процессе социализации — способность усваивать общественные нормы, совладать с ними и способность жить в их окружении. Шкала «Личностный адаптационный потенциал» представляет собой общий показатель по методике.
В качестве когнитивного компонента социально-психологической адаптивности личности мы рассматриваем самоэффективность, как психологический механизм, с помощью которого оказывается возможным оценить собственные действия как успешные, продуктивные и полезные. Для измерения данной характеристики мы использовали шкалу общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема, переведенную на русский язык и стандартизированную В.Г. Ромеком.
Предполагая, что в качестве эмоционального компонента социально-психологической адаптивности правомерно рассматривать тревожность, возникающую в условиях неопределенности, непредсказуемости и недостатка информации, что является важным фактором и условием эффективности адаптационного процесса. С целью диагностики этого параметра мы выбрали шкалу тревоги Ч.Д. Спилбер-гера, адаптированную Ю.Л. Ханиным. Преимущество данной методики состоит в том, что она позволяет различать личностную тревожность как стабильную способность личности справляться с состоянием тревоги, и ситуативную тревогу как индикатор включенности испытуемых в процесс адаптации и их реальной реакции на социальную ситуацию завершения обучения в ВУЗе.
Поведенческим компонентом социально-психологической адаптивности мы считаем стиль саморегуляции поведения, отражающий активный характер адаптивности как способности личности. Для изучения этой составляющей феномена был использован опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моро-сановой. Шесть шкал опросника отражают как индивидуальные регуляционные механизмы («планирование», «моделирование», «программирование» и «оценка результатов»), так и регуляторно-личностные свойства («гибкость» и «самостоятельность»). Методика построена на типичных жизненных ситуациях, она позволяет зафиксировать развитие индивидуальной саморегуляции. Данная характеристика является наиболее важной для изучения социально-психологической адаптивности.
Конструкт толерантности — интолерантности к неопределенности позволяет измерить «Новый опросник толерантности — интолерантности к неопределенности», разработанный Т.В. Корниловой. Кроме обозначенных показателей, данная методика содержит шкалу межличностной интолерантности к неопределенности. Этот параметр подчеркивает социальный контекст анализа рассматриваемого конструкта и обнаруживает непосредственную связь с феноменом социально-психологической адаптивности личности. Возможность анализа такой связи особенно актуальна с точки зрения специфики выборки исследования, представленной молодыми специалистами в сфере помогающих профессий типа «человек — человек».
Для математико-статистической обработки данных использовался статистический критерий корреляции Ч. Спирмена, позволяющий установить достоверную значимость взаимосвязанности рассматриваемых явлений. Выбор непараметрического критерия обусловлен особенностями исследования. Значения по шкалам имеют различную градацию, а также не подчинены нормальному распределению. Связь между исследуемыми характеристиками считается достоверной при p < 0,05.
Результаты исследования
Прежде всего, необходимо отметить, что в эмпирическом исследовании не было обнаружено значимых взаимосвязей между показателями, полученными при помощи опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, и результатами методики «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т.В. Корниловой.
Однако нами выявлена обратная взаимосвязь (г = —0,408, p < 0,05) между уровнем общей самоэффективности и межличностной интолерантности к неопределенности (табл. 1).
Обнаружена достоверная взаимосвязь (г = 0,385, p < 0,05) межличностной интолерантности к неопределенности и ситуативной тревожности студентов-психологов выпускных курсов (табл. 2).
Таблица 1
Взаимосвязь когнитивного компонента социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности
ТН ИТН МИТН
Общий уровень самоэффективности 0,105 -0,098 -0,408*
Примечание: ТН — толерантность к неопределенности, ИТН — интолерантность к неопределенности, МИТН — межличностная интолерантность к неопределенности.
* p < 0,05
Таблица 2
Взаимосвязь эмоционального компонента социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
ТН 0,256 -0,210
ИТН -0,162 -0,170
МИТН 0,385* 0,353
Примечание: ТН — толерантность к неопределенности, ИТН — интолерантность к неопределенности, МИТН — межличностная интолерантность к неопределенности.
* р < 0,05
Корреляционный анализ показал достоверную обратную взаимосвязь инто-лерантности к неопределенности и гибкости (г = —0,515, р < 0,01); умеренные прямые взаимосвязи между стилем саморегуляции «программирование» с инто-лерантностью к неопределенности (г = 0,406, р < 0,05) и стилем саморегуляции «оценка результатов» с межличностной интолерантностью к неопределенности (г = 0,431, р < 0,05); а также умеренную обратную взаимосвязь стиля саморегуляции «гибкость» и межличностной интолерантности к неопределенности (г = —0,424, р < 0,05). Эти данные отражены в табл. 3.
Таблица 3
Взаимосвязь поведенческого компонента социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности
ОУС ПЛ М ПР ОР Г С
ТН -0,067 -0,247 -0,140 -0,148 -0,148 -0,081 0,089
ИТН 0,110 0,042 0,192 0,406* 0,137 -0,515** -0,027
МИТН 0,156 -0,058 -0,116 0,318 0,431* -0,424* 0,184
Примечание: ТН — толерантность к неопределенности, ИТН — интолерантность к неопределенности, МИТН — межличностная интолерантность к неопределенности, ОУС — общий уровень саморегуляции, ПЛ — планирование, М — моделирование, ПР — программирование, ОР — оценка результатов, Г — гибкость, С — самостоятельность. * р < 0,05. ** р <0 ,01.
Все значимые взаимосвязи компонентов социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности, обнаруженные в результате матема-тико-статистического анализа, наглядно представлены в корреляционной плеяде на рис. 1.
Одна прямая линия — прямая связь, при р < 0,05; одна штрихованная линия — обратная связь, при р < 0,05; две штрихованных линии — обратная связь при р < 0,01.
Рис. 1. Корреляционная плеяда
Примечание: ТН — толерантность к неопределенности; ИТН — интолерантность к неопределенности; МИТН — межличностная интолерантность к неопределенности; СТ — ситуативная тревожность; СЭ — самоэффективность; ПР — программирование; ОР — оценка результатов; Г — гибкость.
Обсуждение результатов
Отсутствие значимых взаимосвязей между показателями опросника «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), и результатами методики «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» (Т.В. Корнилова) мы объясняем сложной, многоаспектной структурой феномена социально-психологической адаптивности личности. Вероятно, кажущиеся очевидными взаимосвязи между различными сторонами данного феномена и толерантностью к неопределенности как личностной характеристикой носят опосредованный характер, что еще раз подчеркивает необходимость изучения адаптивности как интегрального конструкта, включающего в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Логично ожидать, что такой подход к исследованию раскроет многогранность взаимосвязей социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности.
Значимая обратная взаимосвязь между уровнем общей самоэффективности и межличностной интолерантности к неопределенности объясняется, вероятно, спецификой выборки исследования. Очевидно, что важнейшим профессионально-важным качеством для специалистов, завершающих обучение по психологическому и педагогическому профилям, является толерантность в межличностных взаимоотношениях, высоко развитая коммуникативная компетентность, способность устанавливать контакт с любым человеком, демонстрируя безоценочное эмпатическое принятие. Безусловно, такого рода отношения «психолог — клиент» предполагают высокую степень непредсказуемости. Таким образом, студенты-старшекурсники, уверенные в собственной эффективности, более терпимы к непредвиденным ситуациям социального взаимодействия. Они принимают внезапность и хаотичность событий, происходящих во взаимодействии с другими людьми, и готовы с этим справляться. То есть, чем меньше будущий психолог контролирует отношения с другим человеком, тем он становится более успешным как профессионал, по его собственной оценке. Неспособность же проявлять терпимость и толерантность к неопределенности в этом случае ведет к профессиональной фрустрации.
Эти выводы подтверждаются обнаруженной взаимосвязью показателей межличностной интолерантности к неопределенности и ситуативной тревожности студентов-психологов выпускных курсов. При очевидно высокой значимости для будущего психолога сферы межличностного общения как в профессиональном, так
и в ценностно-смысловом контексте, неприятие неопределенности в отношениях вызывает внутриличностный конфликт и повышает ситуативную тревожность. Показательно, между тем, что эмоциональный компонент социально-психологической адаптивности во взаимосвязи с толерантностью к неопределенности реализуется в межличностной сфере относительно актуального состояния и не связан с личностной базовой тревогой.
Наличие прямой взаимосвязи между стилем саморегуляции «программирование» и интолерантностью к неопределенности представляется нам закономерным и подразумевает корреляцию между стремлением к стабильности, определенности, ясности и осознанным программированием своих действий. Студенты-психологи, склонные планировать свои действия, продумывать пути достижения цели, должны обладать четкими представлениями об условиях, что реализуется, благодаря интолерантности к неопределенности. С одной стороны, программирование в качестве компонента социально-психологической адаптивности способствует безопасному процессу адаптации, т.е., одновременно существует способность гибко изменять поведенческие программы и оставаться устойчивым в случае помех. С другой стороны, оказывается, что выпускники с низкими показателями ин-толерантности к неопределенности имеют также низкие показатели «программирования». Это говорит о возможной импульсивности, склонности действовать исключительно методом проб и ошибок. Обнаружение данной взаимосвязи актуализирует задачу нахождения молодым специалистом-психологом индивидуального баланса между склонностью к программированию своих действий (прежде всего, в профессиональной сфере) и отношением к ситуациям неопределенности.
Устойчивая тенденция к обратной взаимосвязи межличностной интолерантно-сти к неопределенности и стиля саморегуляции «гибкость» характеризуется следующим. Гибкость предполагает способность человека вносить коррективы в систему саморегуляции в целом при изменении внешних условий. Соответственно, чем выше такая способность, тем ниже стремление к стабильности и понятности. Данный стиль саморегуляции главным образом реализуется в непредсказуемых, резко изменяющихся ситуациях с высокой долей риска. Студенты-психологи с явным стремлением к определенности, более ригидны и не способны реализовы-вать адаптивное поведение в непредвиденно изменяющихся условиях, что негативно сказывается на эффективности их профессиональной деятельности. Молодые специалисты, которые не стремятся к стабильности, понятности и ясности в целом, оказываются более адаптивными, гибкими и могут быстро находить решения в непредвиденных ситуациях.
Прямая взаимосвязь межличностной интолерантности к неопределенности со стилем саморегуляции поведения «оценка результатов» обусловлена, вероятнее всего, следующим. Означенный стиль саморегуляции рассматривается как способность человека адекватно оценивать собственные действия в сопоставлении с желаемым результатом и по своим собственным критериям. Есть основания предполагать, что у молодых психологов к завершению процесса обучения в ВУЗе на основе полученных теоретических знаний и вновь обретенных навыков складываются некие устойчивые представления об условиях и показателях эффективности межличностного общения в профессиональной и личной сферах. Это обусловливает слабую толерантность и низкую адаптивность их поведения в тех случаях, когда конкретные ситуации взаимодействия «не вписываются» в привычные когнитивные и эмоционально-оценочные рамки. Любопытно, что снижение способности адекватно оценивать успешность своих действий в процессе социальной адаптации коррелирует с более высоким уровнем толерантности к неопределенности в межличностных отношениях. Возможно, выпускники с низкими показателями
по стилю саморегуляции «оценка результатов» не чувствуют себя вполне компетентными во взаимодействии и вследствие этого научаются толерантно относиться к ситуациям неопределенности, в которых регулярно оказываются.
Заключение
Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптивности студентов-психологов выпускных курсов позволил сформулировать предположение о том, что разные структурные составляющие данного феномена обнаруживают взаимосвязь с толерантностью личности к условиям неопределенности. В результате эмпирического исследования удалось обнаружить значимые корреляции между когнитивным компонентом адаптивности (уровнем общей самоэффективности личности) и межличностной интолерантностью к неопределенности; эмоциональным компонентом адаптивности (уровнем ситуативной тревожности личности) и межличностной интолерантностью к неопределенности; поведенческим компонентом адаптивности (стилями поведенческой саморегуляции «программирование», «оценка результатов», «гибкость») с общей и межличностной интолерантностью к неопределенности. Итак, нам удалось подтвердить эмпирически, что толерантность к неопределенности является предикатом адаптации и, соответственно, может быть включена в конструкт социально-психологической адаптивности, обнаруживая значимые взаимосвязи с различными сторонами этого явления.
В процессе социальной адаптации, которая часто соподчинена с различными неизвестными ранее проявлениями и требованиями внешней социальной среды, толерантность к неопределенности позволяет успешно совладать с ними, а также облегчает создание и усвоение новых форм взаимодействия. Очевидно таким образом, что толерантность к неопределенности должна рассматриваться в качестве важнейшей общекультурной компетенции как фактор конкурентоспособности выпускников психологических факультетов ВУЗов в современных социально-экономических условиях [20]. Это позволит выстраивать обоснованные прогнозы относительно соответствия их компетенций новым требованиям профессиональной деятельности, а также формулировать рекомендации по успешной адаптации к новому социальному статусу с учетом индивидуальных особенностей.
Список использованной литературы
1. Терещенко А.Г. Социальная адаптация личности к современным социально-экономическим условиям / А.Г. Терещенко. — ЕРЫ ^^СТ // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2006. — № 2. — С. 84-87.
2. Фоминых Е.С. Толерантность к неопределенности в проблематике функционирования психологических границ личности на этапе юности / Е.С. Фоминых // Научно-педагогическое обозрение. — 2020. — № 5 (33). — С. 175-181.
3. Вяткин А.П. Модификация «Я-концепции» у студентов в процессе обучения / А.П. Вяткин. — ЕРЫ ОСАРХЕ // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 3. — С. 133-139.
4. Гусев А.И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности / А.И. Гусев // Практическая психология и социальная работа. — 2007. — № 1 — С. 21-28.
5. Зинина Ю.М. Толерантность к неопределенности в условиях нестабильной ситуации в обществе / Ю.М. Зинина, Е.В. Колдомасова. — ЕРЫ УРКУОЬ // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2020. — № 1. — С. 125-132.
6. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков / / Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 1. — С. 16-24.
7. Маклаков А.Г. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе / А.Г. Маклаков, А.А. Сидорова. — EDN OZOKOH // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2011. — Т. 5, № 4. — С. 41-51.
8. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход : дис. ... д-ра. психол. наук : 19.00.01 / С. Т. Посохова. — Санкт-Петербург, 2001. — 393 с. — EDN NMBDDH.
9. Ростовцева М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Ростовцева М. В. — Красноярск, 2010. — 171 с. — EDN QFAXJB.
10. Шамионов Р.М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности / Р.М. Шамионов. — DOI 10.21702/ rpj.2017.2.5. — EDN YUSGNX // Российский психологический журнал. — 2017. — T. 14, № 2. — С. 90-104.
11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Бе-резин. — Ленинград : Наука, 1988. — 260 с.
12. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. — Москва : Наука, 2001. — 192 с. — EDN ZKEQPB.
13. Бердников Д.В. Адаптационный потенциал стилей саморегуляции восприятия информации человеком / Д. В. Бердников. — EDN PUWOJT // Медицина в Кузбассе. — 2012. — T. 11, № 4. — С. 61-66.
14. Степаносова О.В. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений / О.В. Степаносова, Т.В. Корнилова. — EDN HULMZT // Психологический журнал. — 2006. — T. 27, № 2. — С. 60-68.
15. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable / S. Budner. — DOI 10.1111/ j.1467-6494.1962.tb02303.x // Journal of Personality. № 1962. № Vol. 30. № P. 29-40.
16. Wolfradt U. Individual differences in creativity: Personality, story writing, and hobbies / U. Wolfradt, J.E. Pretz. — DOI 10.1002/per.409 // European Journal of Personality. — 2001. № Vol. 15, no. 4. № P. 297-310.
17. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности к неопределенности / Т.В. Корнилова. — EDN MANCMP // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31, № 1. — С. 74-86.
18. Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости / Т.А. Бергис. — EDN VJHTNZ // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 4 (23). — С. 38-42.
19. Корнилова Т.В. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова // Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. — С. 92-110.
20. Вильчинская М.А. Использование компетентностного подхода при формировании конкурентоспособности выпускника ВУЗа / М.А. Вильчинская, С. Г. Волохова. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(4).605-616. — EDN NHXIPP // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 4. — С. 605-616.
References
1. Tereshenko A.G. Social Adaptation of a Person to Modern Social-Economical Conditions. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2006, no. 2, pp. 84-87. (In Russian). EDN: JPJFCT.
2. Fominyh E.S. Tolerance to Uncertainty in the Problem of Functioning of Psychological Boundaries of the Individual at the Stage of Youth. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie = Pedagogical Review, 2020, no. 5, pp. 175-181. (In Russian).
3. Vyatkin A.P. Modification of Students' "Self-Concept" in the Process of Education. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 3, pp. 133-139. (In Russian). EDN: QCADXF.
4. Gusev A.I. К проблеме измерения толерантности к неопределенности. Prakticheskaja psihologija i social'naja rabota = Practical Psychology and Social Work, 2007, no. 1, pp. 2128. (In Russian).
5. Zinina Ju.M., Koldomasova E.V. Tolerance for Uncertainty in an Unstable Situation in Society. Konferencium ASOU = Konferencium ASOU, 2020, no. 1, pp. 125-132. (In Russian). EDN: YPKVGL.
6. Maklakov A.G. The Personal Adaptive Potential: its Mobilizatiom and Prognostication in Extreme Conditions. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological magazine, 2001, vol. 22, no. 1, pp. 16-24. (In Russian).
7. Maklakov A.G., Sidorova A.A. Formation of Adaptability Potential of an Individual and its Development in the Course of High School Education. Vestnik Leningradskogo gosu-darstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina = Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2011, vol. 5, no. 4, pp. 41-51. (In Russian). EDN: OZOKOH.
8. Posohova S.T. Psychology of Adapting Individual: Subject-Oriented Approach. Doct. Diss. Saint-Petersburg, 2001. 393 p. EDN: NMBDDH.
9. Rostovceva M.V. Adaptability as Relationships of an Individual and Society: Socio-Phil-osophical Aspect. Cand. Diss. Krasnojarsk, 2010, 171 p. EDN: QFAXJB.
10. Shamionov R.M. Attitude to Change and Tolerance to Uncertainty as Predictors of Adaptability and Adaptive Readiness. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal = Russian Psychological Journal, 2017, vol. 14, no. 2, pp. 90-104. (In Russian). EDN: YUSGNX. DOI: 10.21702/ rpj.2017.2.5.
11. Berezin F.B. Psychic and Psycho-Physiological Adaptation of Personality. Leningrad, Nauka Publ., 1988. 260 p.
12. Morosanova V.I. Individual Style of Self-Regulation: Phenomenon, Structure and Functions in Arbitrary Human Activity. Moscow, Nauka Publ., 2001. 192 p. EDN: ZKEQPB.
13. Berdnikov D.V. Adaptation Potential of Self-Regulation Styles of Information Perception in Human Being. Medicina v Kuzbasse = Medicine in Kuzbass, 2012, vol. 11, no. 4, pp. 61-66. (In Russian). EDN: PUWOJT.
14. Stepanosova O.V., Kornilova T.V. Motivation and Intuition in Verbal Predictions Regulation in Decision Making. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological magazine, 2006, vol. 27, no. 2, pp. 60-68. (In Russian). EDN: HULMZT.
15. Budner S. Intolerance of Ambiguity as a Personality Variable. Journ of Personality, 1962, vol. 30, iss. 1, pp. 29-50. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1962.tb02303.x.
16. Wolfradt U., Pretz J.E. Individual Differences in Creativity: Personality, Story Writing, and Hobbies. European Journal of Personality, 2001, vol. 15, no. 4, pp. 297-310. DOI:10.1002/per.409.
17. Kornilova T.V. Tolerance-Intolerance of Ambiguity New Questionnaire. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological magazine, 2010, vol. 31, no. 1, pp. 74-86. (In Russian). EDN: MANCMP.
18. Bergis T.A. Openness to Changes and Uncertainty Tolerance of a Person in Early Adulthood. Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija = Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2015, no. 4, pp. 38-42. EDN: VJHTNZ.
19. Kornilova T.V., Chumakova M.A. Tolerance and Intolerance of Ambiguity in the Modification of Budner's Questionnaire. Eksperimental'naya psikhologiya = Experimental Psychology, 2014, vol. 7, no. 1, pp. 92-110. (In Russian).
20. Vilchinskaia M.A., Volokhova S.G. Use of the Competency-Based Approach when Modeling Competitiveness of University Graduates. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 4, pp. 605-616. (In Russian). EDN: NHXIPP. DOI: 10.17150/25002759.2019.29(4).605-616.
Информация об авторах
Аксенова Елизавета Сергеевна — студент, факультет психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-6062-0194, SPIN-код: 8253-3187, AuthorID РИНЦ: 1146650.
Синёва Ольга Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет; кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7819-6731, SPIN-код: 1991-7048, AuthorID РИНЦ: 686276.
Authors
Elizaveta S. Aksenova — Student, Faculty of Psychology, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation, © https://orcid.org/0000-0002-6062-0194, SPIN-Code: 82533187, AuthorID RSCI: 1146650.
Olga V. Sineva — PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University; Department of Social, Extreme and Penitentiary Psychology, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation, 010365@ bgu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7819-6731, SPIN-Code: 1991-7048, AuthorID RSCI: 686276.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Аксенова Е.С. Взаимосвязь социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у студентов-психологов / Е.С. Аксенова, О.В. Синёва. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).34. — EDN GEOCSN // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2.
For Citation
Aksenova E.S., Sineva O.V. Correlation between Socio-Psychological Adaptability and Tolerance to Uncertainty among Psychology Students. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. (In Russian). EDN: GEOCSN. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).34.